ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-123/2022 от 30.08.2022 Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва)

Судья Монгуш Р.С. Дело № 12-123/2022 (№ 21-151/2022)

РЕШЕНИЕ

г. Кызыл 30 августа 2022 года

Судья Верховного Суда Республики Тыва Железнякова С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Министерства труда и социальной политики Республики Тыва Ховалыга Д.С. на постановление начальника отделения – старшего судебного пристава межрайонного отдела судебных приставов г. Кызыла по реализации особо важных исполнительных производств УФССП по Республике Тыва Байкара О.О. от 30 августа 2021 года и решение судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 11 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Министерства труда и социальной политики Республики Тыва,

УСТАНОВИЛА:

постановлением начальника отделения – старшего судебного пристава межрайонного отдела судебных приставов г. Кызыла по реализации особо важных исполнительных производств (МОСП г. Кызыла по РОВИП) УФССП по Республике Тыва Байкара О.О. от 30 августа 2021 года -АП Министерство труда и социальной политики Республики Тыва признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Решением судьи Кызылского городского суда Республики от 11 марта 2022 года постановление должностного лица изменено, назначенное административное наказание в виде административного штрафа заменено на предупреждение.

Не согласившись с решением судьи, представитель Министерства труда и социальной политики Республики Тыва Ховалыг Д.С. подал жалобу, в которой просит отменить решение судьи и постановление должностного лица, указав, что состав правонарушения в действиях Министерства отсутствует, поскольку требование исполнительного документа о предоставлении жилья взыскателю к перечню требований неимущественного характера, предусмотренных гл. 13 Федерального закона «Об исполнительном производстве», не отнесено.

На судебное заседание представитель Министерства труда и социальной политики Республики Тыва Ховалыг Д.С. не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия.

Начальник отделения – старший судебный пристав МОСП г. Кызыла по РОВИП УФССП по Республике Тыва Байкара О.О. в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом.

Изучив материалы дела и доводы жалобы, судья приходит к следующему.

Частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем решении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Министерства труда и социальной политики Республики Тыва к административной ответственности) предусмотрено, что судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии с частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Как усматривается из материалов дела, постановлением начальника отделения – старшего судебного пристава МОСП г. Кызыла по РОВИП УФССП по Республике Тыва Байкара О.О. от 30 августа 2021 года Министерство труда и социальной политики Республики Тыва привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, за неисполнение содержащегося в исполнительном листе, выданном Кызылским городским судом Республики Тыва ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу , требования об обязании предоставить О на **, в срок до ДД.ММ.ГГГГ, установленный судебным приставом-исполнителем в требовании от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству от ДД.ММ.ГГГГ.

По результатам разрешения жалобы судья городского суда согласился с выводами должностного лица о наличии в деянии Министерства труда и социальной политики Республики Тыва состава указанного административного правонарушения, и, установив, что совершенное правонарушение не повлекло причинения вреда или возникновения угрозы причинения время жизни и здоровью людей либо других негативных последствий, изменил постановления должностного лица и на основании статьи 4.1.1 КоАП РФ Министерству труда и социальной политики Республики Тыва заменил административное наказание в виде административного штрафа на предупреждение.

Между тем состоявшийся по делу судебный акт законным признать нельзя.

Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 названного Кодекса).

Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба (часть 2 статьи 3.4 КоАП РФ).

Частью 3 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено некоммерческой организации, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Из буквального содержания части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что наказание в виде административного штрафа может быть заменено только при наличии совокупности приведенных в этой норме условий и только некоммерческим организациям, а также субъектам малого и среднего предпринимательства, их работникам.

Однако при рассмотрении дела судьёй суда первой инстанции не было принято во внимание следующее.

Министерство труда и социальной политики Республики Тыва признакам, указанным в статье 2 «Некоммерческие организации» Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», и в статье 4 «Категории субъектов малого и среднего предпринимательства» Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», не отвечает, к таким субъектам не относится. Министерство труда и социальной политики Республики Тыва является исполнительным органом государственной власти.

В новой редакции, действующей с 25 июля 2022 года, статья 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях звучит следующим образом: «За впервые совершённое административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи».

Таким образом, в настоящее время указанная статья может быть применена к любым субъектам административных правоотношений, в том числе и к исполнительным органам государственной власти.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 21 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» под государственным контролем (надзором), муниципальным контролем в Российской Федерации (далее - государственный контроль (надзор), муниципальный контроль) в целях настоящего Федерального закона понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.

В силу пункта 6 части 3 статьи 1 Федерального закона от 21 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» для целей настоящего Федерального закона к государственному контролю (надзору), муниципальному контролю не относится деятельность по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц.

Таким образом, вменённое Министерству труда и социальной политики Республики Тыва правонарушение выявлено не в ходе осуществления государственного контроля (надзора), а в ходе исполнения судебного акта, поэтому в отношении Министерства труда и социальной политики Республики Тыва нельзя применить статью 4.1.1 КоАП РФ ни в старой, ни в новой редакции.

В связи с чем вывод суда о возможности в рассматриваемом случае заменить назначенное Министерству труда и социальной политики Республики Тыва наказание в виде административного штрафа на предупреждение является неправомерным.

Подобное рассмотрение дела не отвечает установленным статьёй 24.1 названного кодекса задачам производства по делам об административных правонарушениях.

На основании пункта 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

В данном случае допущенное при рассмотрении дела нарушение предусмотренных статьей 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правил назначения наказания является существенным, которое повлияло на всестороннее, полное и объективное рассмотрение настоящего дела. Поскольку по результатам рассмотрения данного дела вынесено постановление о признании Министерства труда и социальной политики Республики Тыва виновным с назначением ему административного наказания (производство по настоящему делу в отношении него не было прекращено), не имеется препятствий для отмены принятого по делу судебного акта и возвращения дела судье городского суда на новое рассмотрение для проверки правильности применения в отношении Министерства труда и социальной политики Республики Тыва положений части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и вынесения законного и обоснованного решения.

При таких обстоятельствах решение судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 11 марта 2022 года, вынесенное в отношении Министерства труда и социальной политики Республики Тыва по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене, а дело - возвращению в Кызылский городской суд Республики Тыва на новое рассмотрение.

Доводы жалобы о том, что требование исполнительного документа об обязании предоставить жилое помещение, не относится к требованиям неимущественного характера, основаны на неправильном толковании норм права, поэтому признаются судьёй несостоятельными.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Республики Тыва

РЕШИЛА:

решение судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 11 марта 2022 года отменить.

Дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Министерства труда и социальной политики Республики Тыва возвратить на новое рассмотрение в Кызылский городской суд Республики Тыва.

Решение вступает в законную силу со дня принятия.

Судья С.А. Железнякова