ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1244/2015 от 20.10.2015 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Судья О.П. Кузнецова Дело №12-1244/2015

РЕШЕНИЕ

20 октября 2015 года г. Симферополь

Судья Верховного Суда Республики Крым Н.Р. Мостовенко, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора Общества с ограниченной ответственностью <данные изъяты>ФИО3 на постановление Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 24 июля 2015 года, которым Общество с ограниченной ответственностью <данные изъяты> признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 15.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 500000 (пятьсот тысяч) рублей,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 24.07.2015г. ООО <данные изъяты> признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 15.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 500000 (пятьсот тысяч) рублей.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Крым в порядке, предусмотренном - 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, директор ООО <данные изъяты>ФИО3 просит об отмене постановления Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 24 июля 2015 года и прекращении производства по делу, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, вынесенного в отношении него по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 11 ст. 15.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считая его незаконным.

В судебном заседании представитель ООО <данные изъяты>ФИО4 поддержал доводы жалобы.

Представитель Отделения по Республике Крым Центрального банка Российской Федерации по доверенности, ФИО5 по доверенности, против удовлетворения жалобы возражала.

Заслушав участников процесса, изучив доводы жалобы, возражения, прихожу к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно п.8 ч.2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.

Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Согласно части 11 статьи 15.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях незаконный отказ в созыве или уклонение от созыва общего собрания участников общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью, а равно нарушение требований федеральных законов к порядку созыва, подготовки и проведения общих собраний участников обществ с ограниченной (дополнительной) ответственностью влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.

Федеральным законом от 08.02.1998г. N14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон N14-ФЗ) установлены требования к порядку созыва, подготовки и проведения общих собраний участников обществ с ограниченной ответствен­ностью.

Согласно п. 1 ст. 32 указанного Закона N14-ФЗ высшим органом общества является общее собрание участников общества. Общее собрание участников общества может быть очередным или внеочередным.

Согласно статье 34 Закона N14-ФЗ очередное общее собрание участников общества проводится в сроки, определенные уставом общества, но не реже чем один раз в год. Очередное общее собрание участников общества созывается исполнительным органом общества.

В соответствии с частью 1 статьи 36 вышеуказанного Федерального закона орган или лица, созывающие общее собрание участников общества, обязаны не позднее чем за тридцать дней до его проведения уведомить об этом каждого участника общества заказным письмом по адресу, указанному в списке участников общества, или иным способом, предусмотренным уставом общества.

Частью 1 статьи 37 Закона установлено, что общее собрание участников общества проводится в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, уставом общества и его внутренними документами. В части, не урегулированной настоящим Федеральным законом, уставом общества и внутренними документами общества, порядок проведения общего собрания участников общества устанавливается решением общего собрания участников общества.

Пункт 19.3 Устава ООО <данные изъяты> предусматривает, что очередное общее собрание участников Общества проводится один раз в год, созывается директором общества. Очередное общее собрание участников Общества должно проводиться не ранее чем через два месяца и не позднее чем через четыре месяца после окончания финансового года. На очередном общем собрании утверждаются годовые результаты деятельности Общества.

Согласно п. 19.5 Устава директор общества не позднее, чем за десять дней до проведения общего собрания участников уведомить об этом каждого участника Общества заказным письмом. В уведомлении должны быть указаны время и место проведения Общего собрания участников общества, а также предлагаемая повестка дня.

Из протокола об административном правонарушении от 25.06.2015г. усматривается, что основанием для возбуждения производства по делу послужило то обстоятельство, что очередное общее собрание участников Общества в 2015 году в установленный срок проведено не было.

Согласно ч.1 ст. 19 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» от 30.11.1994г. №52-ФЗ (далее – Федеральный Закон от 30.11.1994г. №52-ФЗ), в целях обеспечения участия в отношениях гражданского оборота обладающие гражданской правоспособностью юридические лица, которые имели в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, города федерального значения Севастополя и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, могут привести свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и обратиться с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц в срок до 1 марта 2015 года, если иной срок не установлен Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», Федеральным законом «Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» или настоящим пунктом.

Указанные в пункте 1 настоящей статьи юридические лица, которые обра­тились с заявлением, приобретают права и обязанности российских организа­ций с момента внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц, при этом их личным законом (статья 1202 Гражданского кодекса Россий­ской Федерации) становится право Российской Федерации (ч.1 ст. 19 ФЗ от 30.11.1994 N 52-ФЗ).

В соответствии с п. 1 ст. 1202 части третьей Гражданского кодекса Россий­ской Федерации, личным законом юридического лица считается право страны, где учреждено юридическое лицо, если иное не предусмотрено Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» и статью 1202 час­ти третьей Гражданского кодекса Российской Федерации».

Из этого следует, что деятельность ООО <данные изъяты>, его правоотношения с участниками Общества, до даты внесения записи о юридическом лице в ЕГРЮЛ от 13.12.2014г. регламентировались исключительно законодательством Украины.

В соответствии с абзацем 2 ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц предпринимателей» государственной регистрацией юридического лица являются акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно листа записи ЕГРЮЛ от 13.12.2014г. сведения о перерегистрации ООО <данные изъяты> в качестве юридического лица Российской Федерации были внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 13 декабря 2014 года.

Кроме того, ни уставом, ни действующим законодательством Украины, применимым к правоотношениям Общества до 13.12.2014г., ответственность за не проведение общих собраний Общества не была предусмотрена.

В то же время, для составления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (отчетным годом) в соответствии с законодательством Российской Федерации применяется понятие календарного года как отчетного периода с 01 января по 31 декабря включительно в соответствии с п.1 ст. 15 Федерального закона от 06.12.2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон №402-ФЗ).

Соответственно, первым отчетным (финансовым) годом ООО <данные изъяты> как юридического лица Российской Федерации, сведения о котором внесены в ЕГРЮЛ только 13 декабря 2014 года, будет являться период с 13.12.2014г. по 31.12.2015г. включительно, а датой окончания финансового года - 31 декабря 2015 года.

Суд отмечает, что положения Закона №402-ФЗ применимы к ООО <данные изъяты> лишь с 13.12.2014г. и не распространяются на правоотношения, обязательства Общества, возникшие до даты внесения сведений в ЕГРЮЛ 13.12.2014г.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 08.02.1998 г. №14-ФЗ «Об Обществах с ограниченной ответственностью» (далее - Закон №14-ФЗ), очередное общее собрание участников общества проводится в сроки, определенные уставом общества, но не реже чем один раз в год. Очередное общее собрание участников общества созывается исполнительным органом общества. Указанное общее собрание участников общества должно проводиться не ранее чем через два месяца и не позднее чем через четыре месяца после окончания финансового года.

Срок проведения очередного общего собрания участников ООО <данные изъяты> определен п. 19.3 Устава ООО <данные изъяты>, утвержденного Протоколом общего собрания участников ООО <данные изъяты>от 01.12.2014г., согласно которому очередное общее собрание участников общества должно проводиться не ранее чем через два месяца и не позднее чем через четыре месяца после окончания финансового года. На очередном собрании утверждаются годовые результаты деятельности Общества.

Следовательно, сроком проведения очередного общего собрания участников и утверждения годовых результатов деятельности ООО <данные изъяты> за период с 13.12.2014г. по 31.12.2015г. будет являться 30 апреля 2016 года.

Таким образом, окончание финансового года и возможность проведения очередного общего собрания участников Общества на момент составления протокола об административном правонарушении от 25.06.2015г. еще не наступило.

Учитывая изложенное, ООО <данные изъяты> не нарушило сроки проведения очередного общего собрания участников, не нарушило требования законодательства Российской Федерации о порядке подготовки и проведения общих собраний участников обществ с ограниченной (дополнительной) ответственностью, в частности, требования ст. 34 Закона №14-ФЗ. Общество также не нарушило права и законные интересы своих участников, своими действиями не причинило никакого имущественного или морального вреда физическим и юридическим лицам.

Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для привлечения данного предприятия по ч.11 ст. 15.23-1 КоАП РФ, что свидетельствует об отсутствии в действиях ООО <данные изъяты> признаков объективной стороны административного правонарушения.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Пунктом 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ установлено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности (за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи), или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие).

При указанных обстоятельствах судебное решение не может быть признано законным, поэтому оно подлежит отмене, а производство по делу подлежит прекращению за отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья,

РЕШИЛ:

Жалобу директора Общества с ограниченной ответственностью <данные изъяты>ФИО3 - удовлетворить.

Постановление Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 24 июля 2015 года - отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

Судья (подпись) Н.Р. Мостовенко

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>