Дело №.
РЕШЕНИЕ.
Санкт-Петербург 15 февраля 2022 года
Судья Приморского районного суда Санкт-Петербурга Васильева Л.В., рассмотрев с участием
защитника лица, привлекаемого к административной ответственности, - ФИО1, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, выданной на срок 1 год,
представителя органа, вынесшего обжалуемое постановление, - старшего государственного инспектора отдела АП Северо-Западного Межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО2,
дело об административном правонарушении по жалобе на постановление старшего государственного инспектора отдела АП Северо-Западного Межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО2№ от ДД.ММ.ГГГГ по ст.9.13 КоАП РФ в отношении юридического лица –
АО «Третий парк», ИНН <***>, ОГРН <***>, юридический адрес: , лит. Б,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением старшего государственного инспектора отдела АП Северо-Западного Межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО2№ от ДД.ММ.ГГГГ АО «Третий парк» (далее – Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.9.13 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Вина Общества установлена в уклонении от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а именно:
ДД.ММ.ГГГГ в 05 часов 15 минут, по адресу: Санкт-Петербург, , при осуществлении государственным инспектором Северо-Западного МУГАДН Ространснадзора ФИО4 на основании Решения Северо-Западного МУГАДН на проведение постоянного рейда, выявлено осуществление регулярной перевозки пассажиров на транспортном средстве марки ПАЗ модель 320435-04, г.р.з. Е 203 НА 198 под управлением водителя ФИО5 с нарушением требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг.
Согласно путевому листу перевозка организована АО «Третий парк».
Юридическим лицом АО «Третий Парк» были нарушены требования информирования пассажиров из числа инвалидов об уровне доступности транспортных средств и услуг по перевозке багажа, а именно: транспортное средство марки ПАЗ модель 320435-04, г.р.з. Е 203 НА 198, не оснащено надписям, иной текстовой и графической информацией, выполненной крупным шрифтом, в том числе с применением рельефно-точечного шрифта Брайля.
Противоправное действие совершено в нарушение следующих требований действующего законодательства:
- п. 24 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1586 "Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом»,
- п. 6 ст. 15, ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации",
- п. 6 ст. 21.1 Федерального закон от ДД.ММ.ГГГГ N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта",
- пп. «г» п. 3, пп. «г» п. 6 Приказа Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автовокзалов, автостанций и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи».
В поданной жалобе Общество указывает на несогласие с вынесенным постановлением по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 4 ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов», в целях его реализации, установлено, что в целях обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и условий для беспрепятственного пользования услугами устанавливается переходный период, в течение которого федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления утверждают и реализуют в сферах установленной деятельности мероприятия по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг. Порядок и сроки разработки данных мероприятий определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены Правила разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности.
Федеральным органам исполнительной власти поручено разработать планы мероприятий ("дорожные карты") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим постановлением, и утвердить их в срок, обеспечивающий реализацию соответствующих мероприятий начиная с ДД.ММ.ГГГГ
Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ N 347 утвержден Порядок обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автовокзалов, автостанций и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи.
Распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ№-рп утвержден план мероприятий ("дорожную карту") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в Санкт-Петербурге на 2016-2020 годы.
На дату составления акта постоянного рейда – ДД.ММ.ГГГГ действовали Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009г. №
Пунктами 29-40 указанных правил устанавливались требования к информации, размещаемой на транспортном средстве и внутри него. Требований об оснащении транспортного средства информацией, выполненной крупным шрифтом, в том числе с применением рельефно-точечного шрифта Брайля, указанные Правила не содержат.
01.01.2021г. указанные правила утратили силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 26.10.2020г. № «Об утверждении правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, вступившими в силу 01.01.2021г.
Пункты 17-26 действующих правил (требования к информации, размещаемой на транспортном средстве и внутри него), не содержат сроков ведение в действие требований об оснащении транспортных средств надписями, иной текстовой и графической информацией, выполненной крупным шрифтом, в том числе с применением рельефно-точечного шрифта Брайля.
Таким образом, до выполнения всех предусмотренных нормативно-правовыми актами мероприятий, перевозчики не могут нести ответственность за неоснащение транспортных средств надписями, иной текстовой и графической информацией, выполненной крупным шрифтом, в том числе с применением рельефно-точечного шрифта Брайля.
Кроме того, п. 5.1 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1742 отменен Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 347 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автовокзалов, автостанций и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи". Пунктом 8 указанного Постановления определено, что пункт 5(1) вступает в силу с ДД.ММ.ГГГГг.
Следовательно, Правительство РФ, таким образом, в соответствии с федеральным законом от 01.12.2014г. №419-ФЗ определило срок разработки и реализации мероприятий по обеспечению условий доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств автомобильного транспорта.
Просит обжалуемое постановление отменить, производство по делу прекратить.
В судебном заседании защитник Общества ФИО1 доводы жалобы поддержал в полном объеме, представил письменные объяснения, просил постановление отменить, производство по делу прекратить. В объяснениях указывал, что Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ N 321 утвержден «Порядок обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов транспортной инфраструктуры и услуг автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, а также оказания им при этом необходимой помощи».
Согласно п. 4 вышеуказанного Порядка, на организации, осуществляющие регулярные перевозки пассажиров и багажа в городском, в пригородном и междугородном сообщении, возлагаются следующие обязанности:
4. Организации, индивидуальные предприниматели, осуществляющие регулярные перевозки пассажиров и багажа (далее - регулярные перевозки) в городском, пригородном и междугородном сообщении, обеспечивают:
1) оказание помощи пассажиру из числа инвалидов при посадке в транспортное средство и высадке из него;
2) посадку инвалида, использующего кресло-коляску, в транспортное средство и высадку из него с использованием специального подъемного устройства (если транспортное средство оборудовано таким устройством);
3) провоз в транспортном средстве без взимания платы собаки-проводника при наличии специального документа;
4) перевозку кресла-коляски пассажира из числа инвалидов в салоне транспортного средства в сложенном виде или в багажном отделении транспортного средства без взимания платы;
5) перевозку пассажира из числа инвалидов в кресле-коляске (если конструкцией транспортного средства предусмотрены места для такой перевозки);
6) размещение в транспортном средстве, оборудованном кнопкой оповещения водителя о необходимости открывания двери для выхода пассажиров на остановке, рядом с указанной кнопкой на высоте от 1,3 м до 1,5 м от пола транспортного средства тактильно-визуальной информирующей таблички с надписью "Открыть дверь на остановке", выполненной рельефно-линейным шрифтом, обеспечивающим, доступность информации для всех граждан, включая слабовидящих, дублированной рельефно-точечным шрифтом Брайля для незрячих;
7) оповещение пассажиров из числа инвалидов об остановке транспортного средства в остановочных пунктах маршрутов регулярных перевозок для посадки и высадки пассажиров посредством звукового и визуального информирования.
В настоящее время действует именно вышеуказанный Порядок, Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 347 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автовокзалов, автостанций и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи" в настоящее время утратил силу, в связи с чем ссылка на него должностного лица необоснованна.
Кроме того, в письменной позиции приведены и доводы о введении переходного периода для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам, в том числе, транспортной инфраструктуры, изложенные в апелляционной жалобе и приведенные выше.
При проведении административных процедур и административных действий при исполнении государственной функции по проведению проверок, предусмотренных п. 2 ст. 12.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 294-ФЗ при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" была нарушена последовательность действий, предусмотренных п. 2 вышеуказанной статьи.
Должностное лицо, постановление которого обжалуется, - старший государственный инспектор отдела АП Северо-Западного Межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО2 при рассмотрении жалобы пояснила, что в транспортном средстве не было обязательной надписи со шрифтом Брайля. С жалобой не согласилась, полагала, что постановление вынесено законно и обоснованно. Нарушение было выявлено в ходе контрольно-надзорных мероприятий.
Проверив материалы дела и доводы жалобы, выслушав участников, суд находит, что жалоба не подлежит удовлетворению, а постановление инспектора - отмене, по следующим основаниям.
В соответствии с п.1 подп. 3 и 4 ст.30.7 КоАП РФ постановление надлежит отменить, если суд придет к выводу о существенном нарушении процессуальных норм, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление. Таковых обстоятельств суд не усматривает.
На момент совершения Обществом вменяемого административного правонарушения, действовали Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, введенные в действие Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1586 "Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом".
Действительно, пункты 17-26 вышеуказанных Правил не содержат сроков введения в действие изложенных в них требований.
Однако, в целом, факт вынесения Постановления Правительства от 01.10.2020г. №, свидетельствует о том, что содержащиеся в нем требования об оснащении транспортных средств надписями, иной текстовой и графической информацией, выполненной крупным шрифтом, в том числе с применением рельефно-точечного шрифта Брайля подлежат исполнению с момента вступления в силу данного Постановления.
Суд полагает, что Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, вступившими в силу 01.01.2021г, вопрос о необходимости оборудования транспортных средств соответствующей информацией разрешен в полном объеме.
Доводы о нарушении процедуры привлечения Общества к административной ответственности исходя из положений п. 2 ст. 12.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 294-ФЗ при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" оцениваются судом критически.
Как следует из п. 2 ст. 13.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 294-ФЗ при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в случае выявления при проведении плановых (рейдовых) осмотров, обследований нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также доводят в письменной форме до сведения руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля информацию о выявленных нарушениях для принятия решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 Вышеуказанного Федерального закона.
Вменяемое Обществу правонарушение выявлено в ходе Постоянного рейда, проведенного на основании советующего Решения от 20.07.2021г. №-Л, в связи обнаружением правонарушения составлен протокол об административном правонарушении и вынесено обжалуемое постановление. Таким образом, процедура привлечения к Общества к административной ответственности за выявленное правонарушение, соблюдена в полном объеме.
Вопрос о том, какие меры были приняты для пресечения данного нарушения, а также о том, были ли доведены сведения о выявленном нарушении до руководства, и принималось ли на их основании решение о проведении внеплановой проверки юридического лица – не касаются существа вменяемого Обществу правонарушения, выполнение данных действий не влияет на квалификацию действий Общества и выводы суда о его виновности.
Как верно указано защитником, Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 347, отменен с 01.03.2022г.
Таким образом, суд считает необходимым исключить из существа совершенного АО «Третий парк» правонарушения указание на нарушением им пп. «г» п. 3, пп. «г» п. 6 Приказа Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автовокзалов, автостанций и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи».
Вместе с тем, суд полагает, что в ходе рассмотрения дела должностным лицом вина АО «Третий парк» установлена и подтверждается собранными по делу доказательствами.
Дата и время совершения АО «Третий Парк» вменяемого правонарушения установлены материалами дела верно и в достаточном объеме.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N1586 утверждены Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. Данное Постановление вступает в силу с ДД.ММ.ГГГГ и действует до ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, вышеуказанные Правила действовали на дату совершения АО «Третий Парк» вменяемого правонарушения.
Из п. 24 данных Правил, следует, что внутри транспортного средства, используемого для регулярных перевозок, перевозчиком размещается следующая обязательная информация:
а) наименование, адрес и номер телефона перевозчика, фамилия водителя, а при наличии кондуктора - также фамилия кондуктора;
б) номера мест для сидения, за исключением случаев, когда транспортное средство используется для осуществления регулярных перевозок по билетам, в которых не указывается номер места для сидения;
в) стоимость проезда, провоза ручной клади и перевозки багажа, за исключением случаев, когда транспортное средство используется для осуществления регулярных перевозок в междугородном или международном сообщении;
г) указатели мест для пассажиров с детьми и инвалидов, за исключением случаев, когда транспортное средство используется для осуществления регулярных перевозок по билетам, в которых указывается номер места для сидения;
д) указатели мест расположения огнетушителей;
е) указатели мест расположения кнопок остановки транспортного средства;
ж) указатели аварийных выходов и правила пользования такими выходами;
з) права и обязанности пассажиров согласно настоящим Правилам;
и) если транспортное средство используется для осуществления перевозок, подлежащих лицензированию, - номер соответствующей лицензии и наименование органа, выдавшего данную лицензию.
Пунктом 6 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", предусмотрена, в том числе, обязанность организаций, независимо от их организационно-правовых форм обеспечивать инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации (перечень данных сведений указан выше), знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
В соответствии с ч. 6 ст. 21.1 Федерального закон от ДД.ММ.ГГГГ N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" - транспортное средство оснащается надписями, иной текстовой и графической информацией, выполненной крупным шрифтом, в том числе с применением рельефно-точечного шрифта Брайля.
Утвержденный Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ N 347 Порядок обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автовокзалов, автостанций и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи, в настоящее время действительно отменен.
Однако, его отмена не свидетельствует от отсутствии в действиях Общества состава вменяемого правонарушения, поскольку иные нормы законодательства, приведённые выше, нарушение которых инкриминируется Обществу, до настоящего времени своей актуальности и юридической силы не утратили.
Таким образом, вышеприведенные нормы действующего законодательства в их совокупности, свидетельствуют как о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.13 КоАП РФ, так и наличии в действиях АО «Третий Парк» его состава.
Достаточных доказательств версии стороны защиты, изложенной как в жалобе, так и в ходе рассмотрения дела - материалы дела и положения действующего законодательства не содержат.
Обстоятельства осуществление АО «Третий Парк» регулярной перевозки пассажиров с нарушением требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг подтверждаются собранными по делу доказательствами, исследованными должностным лицом при рассмотрении дела по существу и вынесении обжалуемого постановления.
При таких обстоятельствах суд полагает, что законно и обоснованно, на основании собранных по делу и надлежащим образом оцененных доказательств, инспектором сделан вывод о несоблюдении АО «Третий Парк» правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ и Законами РФ предусмотрена административная ответственность.
При разрешении настоящего дела должностным лицом с достаточной полнотой были исследованы все материалы, установлены фактические обстоятельства, свидетельствующие о событии правонарушения и виновности АО «Третий парк» в совершении административного правонарушения, им была дана верная юридическая оценка.
Нарушение выявлено в ходе постоянного рейда, обследования транспортного средства, проведенного уполномоченным должностным лицом на основании выданного в установленном порядке Решения о проведении постоянного рейда.
Пояснения защитника о невиновности Общества суд оценивает как защитную позицию, избранную во избежание административной ответственности за совершение данного административного правонарушения, опровергающуюся представленными материалами дела.
При этом суд полагает, что вынесенное постановление содержит все необходимые для рассмотрения дела по существу сведения, в достаточном объеме. Решение о признании АО «Третий Парк» виновным в совершении инкриминируемого правонарушения мотивировано и подтверждается представленными материалами дела в их совокупности.
При таких обстоятельствах суд полагает, что законно и обоснованно имеющиеся в деле доказательства признаны инспектором достоверными, допустимыми и достаточными для установления вины АО «Третий парк» в совершении данного административного правонарушения.
Материалы дела составлены должностным лицом соответствующей специальности и квалификации, который в момент привлечения АО «Третий парк» к административной ответственности находился при исполнении служебных обязанностей, доказательств личной заинтересованности инспектора в результате рассмотрения дела суду не представлено.
Наказание АО «Третий парк» назначено в пределах санкции статьи, с учетом данных об Обществе, всех обстоятельств данного дела в их совокупности.
Каких-либо иных доказательств, опровергающих представленные материалы административного дела и подтверждающие доводы заявителя при рассмотрении жалобы по существу представлено не было.
Таким образом, суд считает, что постановление должностного лица является законным и обоснованным, в связи с чем отмене и изменению не подлежит.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 30.3, 30.6-30.8 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление старшего государственного инспектора отдела АП Северо-Западного Межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО2№ от ДД.ММ.ГГГГ по ст.9.13 КоАП РФ в отношении АО «Третий парк» - оставить без изменения, поданную АО «Третий парк» жалобу - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение десяти суток с момента вручения или получения копии решения.
Судья Л.В. Васильева