ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-124/17 от 19.04.2017 Центрального районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Дело № 12-124/2017

РЕШЕНИЕ

19 апреля 2017 года г. Красноярск

Центральный районный суд г.Красноярска в составе:

председательствующего судьи - Шлейхер Е.В.,

с участием представителя юридического лица по доверенности – Волкова Е.В.,

представителей ГУ МЧС России по Красноярскому краю по доверенности – Горбачева Е.В., Зарипова П.А.,

при секретаре - Авериной Е.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ФГБОУ ВО «КрасГАУ» ФИО4 на постановление заместителя главного государственного инспектора г. Красноярска по пожарному надзору ФИО3 от 12 июля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 и ч.4 ст.20.4 КоАП РФ, в отношении юридического лица: Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Красноярский государственный аграрный университет»,

УСТАНОВИЛ:

12 июля 2016 года постановлением заместителя главного государственного инспектора г.Красноярска по пожарному надзору ФИО3 юридическое лицо - Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Красноярский государственный аграрный университет» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 и ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 402 000 (четырехсот двух тысяч) рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, представитель ФГБОУ ВО «КрасГАУ» ФИО4 обратился в Центральный районный суд г. Красноярска с жалобой, в которой поставлен вопрос о его отмене, с прекращением производства по делу. В обоснование своих требований указывает:

- в отношении здания общежития, расположенного по адресу: <адрес>

Университетом при проведении проверки предоставлялось пояснение, что исполнение требований предписания на момент его вынесения не представляется возможным в связи со следующими обстоятельствами. Ранее проживающими гражданами была допущена в Общежитии самовольная перепланировка, в результате чего, здание является аварийным и исполнение требований предписания без проведения комплекса работ по восстановлению эксплуатационных характеристик здания общежития является нецелесообразным. В связи с тем, что Университет является бюджетным учреждением, 11 марта 2012 года между Университетом и ОПО «ТГИ «<данные изъяты>», по результатам проведенных торгов был заключен контракт на выполнение проектно-сметных работ «Реконструкция общежития ФГБОУ ВПО КрасГАУ №2 по адресу: <адрес>», в числе которого так же было предусмотрено проектирование мероприятий и оборудования, связанные с обеспечением пожарной безопасности. Однако в срок, установленный контрактом Подрядчиком, работы не были выполнены в соответствии с требованиями условий заключенного контракта. Соответственно при отсутствии согласованной, прошедшей государственную экспертизу проектной документации, Университет не имеет в силу требований Градостроительного кодекса возможности заключить договор на реконструкцию здания общежития и приступить к выполнению соответствующих работ, в том числе выполнению в процессе реконструкции мероприятий противопожарной безопасности. Университет для разрешения сложившейся ситуации обратился в Арбитражный суд <адрес> с исковым заявлением к ОАО «ТГИ «<данные изъяты>». Определением Арбитражного суда Красноярского края от 28 января 2016 года по делу А33-11588/2015 утверждено мировое соглашение, заключенное между ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ (истец) и АО «ТГИ «<данные изъяты>» (ответчик). В рамках исполнения указанного судебного акта проектно-сметная документация по объекту «Реконструкция общежития №2, расположенного по адресу: <адрес>» находится у Ответчика на доработке. До настоящего времени проектная документация Университету не передана. Таким образом, Университетом были приняты все возможные меры для получения проектно-сметной документации с последующим обеспечением противопожарной безопасности объекта, задолго до вынесения предписания, однако в силу обстоятельств, не зависящих от Университета устранить причины, послужившие поводом для вынесения предписания в настоящее время не представляется возможным, что согласуется с положениями ст.49 Градостроительного кодекса РФ.

- в отношении здания общежития, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. <адрес>,

Университетом при проведении проверок предоставлялось пояснение, что обеспечить исполнение требований предписаний по увеличению высоты проема не представляется возможным, в связи с тем, что несоответствие высоты эвакуационных выходов ведущих из тамбура непосредственно наружу (менее 1,9 метра в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности) заложено конструктивно при проектировании и строительстве здания. Высота эвакуационных выходов, заложена проектными решениями на момент строительства здания, что подтверждается проектными решениями. В соответствии с Техническим паспортом от 26 мая 2003 года, указанное жилое здание введено в эксплуатацию в 1990 году. В связи с заложенными конструктивными решениями без соответствующего заключения, увеличить высоту эвакуационных выходов невозможно, так как этому препятствуют балки опирания лестничных переходов и лестницы, изготовленные из железобетонных изделий, собранных в единую с несущими стенами конструкцию. В связи с чем, Университетом был заключен договор подряда от 07 июня 2016 года для проведения экспертной оценки возможности увеличения высоты проемов аварийных выходов в здании общежития №6 по <адрес>. До настоящего времени заключение Университету не передано. Как видно из указанной документации, для исполнения требований Предписания необходимо проведение комплекса работ по увеличению высоты балок опирания лестничных переходов, что в условиях монолитной железобетонной конструкции невозможно без серьезного вмешательства в конструктивные элементы жилого здания. Таким образом, Университет, основываясь на вышеизложенных доводах, считает, что в силу обстоятельств, не зависящих от Университета, устранить причины, послужившие поводом для вынесения предписания в установленные сроки, не представляется возможным по объективным причинам.

- в отношении зданий общежитий, расположенных по адресу: г. Красноярск, ул. <адрес>, <адрес>,

Университет является некоммерческой государственной образовательной организацией, финансируемой за счет средств федерального бюджета. Университет является учреждением, подведомственному органу государственной власти – министерству сельского хозяйства РФ. В соответствии с бюджетным законодательством РФ, главным распорядителем бюджетных средств, предоставляемых для осуществления уставной деятельности Университета, в том числе направляемых на содержание имущества, является Министерство сельского хозяйства РФ. В соответствии с представленными суду доказательствами, финансирование Университета для целей обеспечения пожарной безопасности осуществляется в соответствии с Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 09.01.2014г. №1, которым утверждены Правила предоставления из федерального бюджета субсидий подведомственным федеральным государственным бюджетным образовательным учреждениям на цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ). С учетом вышеуказанных норм и доводов, обеспечение эксплуатационных характеристик, представленных на праве оперативного управления зданий, сооружений, осуществляется из федерального бюджета, в соответствии с Соглашением о прядке и условиях предоставления субсидий на иные цели от 29.12.2014 года. Как видно из Соглашения и дополнений к нему, на 2015 год Университету были предоставлены субсидии только на стипендиальное обеспечение обучающихся. В 2014 году после проведения проверки и вынесения Предписаний по устранению нарушений требований пожарной безопасности, Университет обратился в Министерство сельского хозяйства РФ, как к учредителю и администратору бюджетных средств, с просьбой о выделении дополнительного финансирования на устранение выявленных нарушений с приложением всей необходимой документации для принятия решения, так как стоимость необходимых для устранения нарушений мероприятий согласно направленных учредителю ведомостей, составляет 3 426 664,54 рублей по состоянию на 2014-2015 года, что является значительной суммой с учетом наличия еще двух общежитий с идентичными нарушениями. Вышеуказанные обращения остались без ответа, обеспечение дополнительным финансированием мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности, учредителем на 2015 год, несмотря на запросы Университета, не предусматривалось и не производилось. Вместе с тем, Университетом из имеющихся денежных средств были заключены договоры на капитальный ремонт входных деревянных дверей в помещениях общежитий. На дату составления протокола об административных правонарушениях в общежитиях Университета произведена установка дверей. Как видно из документации, переписки, заключенных договоров, Университетом были предприняты и предпринимаются все возможные в данных условиях меры по устранению нарушений противопожарной безопасности, однако по независящим от Университета обстоятельствам выполнить весь комплекс работ не представляется возможным. Всего, согласно направленным в адрес учредителя ведомостям, необходимо произвести затрат на устранение всех выявленных нарушений порядка 32 000 000 рублей по состоянию на 2014-2015 года. Вины Университета в инкриминируемых административных правонарушениях отсутствует.

- в отношении здания, расположенного по адресу: <адрес>,

Университетом при проведении проверок предоставлялось пояснение, что обеспечить исполнение требований предписаний на момент их вынесения и последующей внеплановой проверки, не предоставляется возможным, в связи с тем, что данные помещения сдавались в аренду. Арендатором (ООО «<данные изъяты>») не обеспечивался доступ сотрудникам Университета для выполнения каких-либо работ, допущена самовольная перепланировка в части помещений, требование о необходимости исполнения предписаний Арендатором проигнорировано. В настоящее время решение Арбитражного суда Красноярского края от 26 декабря 2014 года, принятое в первой инстанции о выселении Арендатора, постановление Третьего Арбитражного апелляционного суда от 24 марта 2015 года вступили в законную силу. Университетом получен исполнительный лист, который направлен в ФССП для принудительного выселения в рамках исполнительного производства. После фактического освобождения Арендатором указанных помещений, Университет приступит к оценке фактического состояния здания и соответственно к принятию мер по исполнению требований пожарной безопасности. Таким образом, Университет, основываясь на вышеизложенных доводах, считает, что в силу обстоятельств, не зависящих от Университета, устранить причины, послужившие поводом для вынесения предписания, не представляется возможным.

В судебном заседании представитель юридического лица жалобу поддержал в полном объеме по изложенным в ней доводам, указывая, что юридическое лицо принимало и принимает все возможные меры к устранению нарушений пожарной безопасности, однако в силу объективных причин сделать это затруднительно, поскольку для их устранения необходимы значительные финансовые затраты. Средства, необходимые для обеспечения нужд учреждения выделяются учредителем в соответствии со статьями их расходования, согласно ежегодно утверждаемой смете, собственные средства у юридического лица ограничены. Вместе с тем, Университет собственными силами принимает меры к устранению вывяленных нарушений пожарной безопасности на объектах КрасГАУ.

Представители ГУ МЧС России по Красноярскому краю возражали против доводов жалобы, указывая о законности вынесенного в отношении юридического лица обжалуемого постановления.

Заслушав представителей юридического лица, административного органа, проверив представленные суду материалы дела, дополнительные материалы, суд приходит к следующим выводам.

В силу статьи 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности», ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

Согласно обжалуемому постановлению, на основании ст.6.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности»:

- в период с 12 часов 00 минут до 13 часов 00 минут 16 июня 2016 года, с 10 часов 00 минут до 11 часов 00 минут 28 июня 2016 года в соответствии с распоряжением от мая 2016 года главного государственного инспектора г.Красноярска по пожарному надзору ФИО5, проведена плановая проверка с целью контроля за исполнением ФГБОУ ВО «Красноярский ГАУ» ранее выданных ОНД по г. Красноярску УНДиПР ГУ МЧС России по Красноярскому краю предписаний от 15.06.2015 года по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности на прилегающей территории, в здании и в помещениях ФГБОУ ВО «Красноярский ГАУ», расположенных по адресу: <адрес>;

- в период с 11 часов 00 минут до 12 часов 16 июня 2016 года, с 11 часов 00 минут до 12 часов 00 минут 17 июня 2016 и с 10 часов 00 минут до 11 часов 00 минут 28 июня 2016 года в соответствии с распоряжением от 30 мая 2016 года главного государственного инспектора г.Красноярска по пожарному надзору ФИО5, проведена плановая проверка с целью контроля за исполнением ФГБОУ ВО «Красноярский ГАУ» ранее выданных ОНД по г. Красноярску УНДиПР ГУ МЧС России по Красноярскому краю предписаний от 15.06.2015 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности на прилегающей территории, в здании и в помещении ФГБОУ ВО «Красноярский ГАУ», расположенных по адресу: <адрес>

- в период в период с 11 часов 00 минут до 12 часов 00 минут 16 июня 2016 года, с 10 часов 00 минут до 11 часов 00 минут 28 июня 2016 в соответствии с распоряжением от 30 мая 2016 года главного государственного инспектора г.Красноярска по пожарному надзору ФИО5, проведена плановая проверка с целью контроля за исполнением ФГБОУ ВО «Красноярский ГАУ» ранее выданных ОНД по г. Красноярску УНДиПР ГУ МЧС России по Красноярскому краю предписаний от 15.06.2015 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности на прилегающей территории, в здании и в помещении ФГБОУ ВО «Красноярский ГАУ», расположенных по адресу: <адрес>;

- в период в период с 12 часов 00 минут до 13 часов 00 минут 16 июня 2016 года, с 10 часов 00 минут до 11 часов 00 минут 28 июня 2016 в соответствии с распоряжением от 30 мая 2016 года главного государственного инспектора г.Красноярска по пожарному надзору ФИО5, проведена плановая проверка с целью контроля за исполнением ФГБОУ ВО «Красноярский ГАУ» ранее выданных ОНД по г. Красноярску УНДиПР ГУ МЧС России по Красноярскому краю предписаний от 15.06.2015 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности на прилегающей территории, в здании и в помещении ФГБОУ ВО «Красноярский ГАУ», расположенных по адресу: <адрес>;

- в период в период с 12 часов 00 минут до 13 часов 00 минут 16 июня 2016 года, с 10 часов 00 минут до 11 часов 00 минут 28 июня 2016 в соответствии с распоряжением от 30 мая 2016 года главного государственного инспектора г.Красноярска по пожарному надзору ФИО5, проведена плановая проверка с целью контроля за исполнением ФГБОУ ВО «Красноярский ГАУ» ранее выданных ОНД по г. Красноярску УНДиПР ГУ МЧС России по Красноярскому краю предписаний от 15.06.2015 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности на прилегающей территории, в здании и в помещении ФГБОУ ВО «Красноярский ГАУ», расположенных по адресу: <адрес>;

- в период в период с 11 часов 00 минут до 13 часов 00 минут 16 июня 2016 года, с 10 часов 00 минут до 11 часов 00 минут 28 июня 2016 в соответствии с распоряжением от 30 мая 2016 года главного государственного инспектора г.Красноярска по пожарному надзору ФИО5, проведена плановая проверка с целью контроля за исполнением ФГБОУ ВО «Красноярский ГАУ» ранее выданных ОНД по г. Красноярску УНДиПР ГУ МЧС России по Красноярскому краю предписаний от 15.06.2015 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности на прилегающей территории, в здании и в помещении ФГБОУ ВО «Красноярский ГАУ», расположенных по адресу: <адрес>.

В ходе проверки установлено:

- несоблюдение требований пожарной безопасности на прилегающей территории, в здании и в помещениях ФГБОУ ВО «Красноярский ГАУ», эксплуатируемых на праве оперативного управления (свидетельство о государственной регистрации права от 10.11.2015 серия ), расположенных по адресу: <адрес>; на прилегающей территории, в здании и в помещениях ФГБОУ ВО «Красноярский ГАУ», эксплуатируемых на праве оперативного управления (свидетельство о государственной регистрации права от 01.10.2004г. серия ), расположенных по адресу: г. Красноярск, ул. <адрес>; на прилегающей территории, в здании и в помещениях ФГБОУ ВО «Красноярский ГАУ», эксплуатируемых на праве оперативного управления (свидетельство о государственной регистрации права от 01.10.2004 серия ), расположенных по адресу: <адрес>; на прилегающей территории, в здании и в помещениях ФГБОУ ВО «Красноярский ГАУ», эксплуатируемых на праве оперативного управления (свидетельство о государственной регистрации права от 01.10.2004 серия ), расположенных по адресу: <адрес>; на прилегающей территории, в здании и в помещениях ФГБОУ ВО «Красноярский ГАУ», эксплуатируемых на праве оперативного управления (свидетельство о государственной регистрации права от 01.10.2004 серия ), расположенных по адресу: <адрес>; на прилегающей территории, в здании и в помещениях ФГБОУ ВО «Красноярский ГАУ», эксплуатируемых на праве оперативного управления (свидетельство о государственной регистрации права от 01.10.2004 серия ), расположенных по адресу: <адрес>.

- несоблюдение ФГБОУ ВО «Красноярский ГАУ» требований Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Свода правил СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», утвержденного и введенного в действие с 01.05.2009г. Приказом МЧС России от 25 марта 2009 года № 175, Свода правил 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и правления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности», утвержденного и введенного в действие с 01.05.2009 года Приказом МЧС России от 25.03.2009 № 173, Норм пожарной безопасности в РФ (НПБ 110-03) (МЮ РФ 27.06.2003 № 4836), Норм пожарной безопасности в РФ (НПБ 104-03) (МЮ РФ 27.06.2003 № 4837), в условиях особо противопожарного режима, введенного в действие Постановлением Правительства Красноярского края от 19.04.2016 №187-п «О введении особо противопожарного режима на территории отдельных муниципальных образований Красноярского края», СНиП II-А.5-70 «Противопожарные нормы проектирования зданий и сооружений», СНиП II-Л.1-71 «Жилые здания. Нормы проектирования», утвержденные государственным комитетом совета Министров СССР по делам строительства от 04.03.1971г., а именно на территории, в здании и в помещениях ФГБОУ ВО «Красноярский ГАУ», расположенных по адресу:

- <адрес>, а именно:

помещения здания (общежития) не защищены соответствующими автоматическими установками противопожарной защиты, ч.1 ст.6, ч.1, 2 ст.91 Федерального закона №123-ФЗ, п.6.1 табл. А1, п.А4, прил. АСП 5.13130.2009, п.6.1 НПБ 110—03;

помещения жилых комнат общежития не оборудованы автоматическими оптико-электронными дымовыми пожарными извещателями, ч.1 ст.6 №123-ФЗ, Примечание 1 Табл. А1 СП 5.131030.2009, Примечание табл.1 п.6.1 НПБ 110-03;

помещения здания (общежития) не оснащены системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, ч.1 ст.6 №123-ФЗ, п.4 табл.1 СП 3.131130.2009, п.5.1, п.18 НПБ 104-03.

За вышеуказанные нарушения предусмотрена административная ответственность частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ.

- <адрес>:

высота эвакуационного выхода (северная сторона здания), ведущего из лестничной клетки в тамбур, а затем непосредственно наружу, менее 1,9 м (фактическая высота 1,83 м) (пом.1 ком.VIIIL согласно технического паспорта нежилого здания, расположенного по адресу: <адрес>, инвентарный от 26.05.2003), ч.3 ст.4, ч.1 ст.6, ч.8 ст.89 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ, п.4.2.5 СП 1.13130.2009, п.4.2 СНиП II-A.5-70;

высота эвакуационного выхода (северная сторона здания), ведущего из тамбура непосредственно наружу, менее 1,9 м (фактическая высота 1,76 м) (пом.1 комн.XL согласно технического паспорта нежилого здания, расположенного по адресу: <адрес> инвентарный от 26.05.2003), ч.3 ст.4, ч.1 ст.6, ч.8 ст.89 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ, п.4.2.5 СП 1.13130.2009, п.4.2 СНиП II-А.5-70;

высота эвакуационного выхода (южная сторона здания), ведущего из лестничной клетки в тамбур, а затем непосредственно наружу, менее 1,9 м (фактическая высота 1,69 м) (пом.1 ком.XXIX согласно технического паспорта нежилого здания, расположенного по адресу: <адрес> инвентарный от 26.05.2003), ч.3 ст.4, ч.1 ст.6, ч.8 ст.89 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ, п.4.2.5 СП 1.13130.2009, п.4.2 СНиП II-А.5-70;

высота эвакуационного выхода (южная сторона здания), ведущего из тамбура непосредственно наружу, менее 1,9 м (фактическая высота 1,58 м) (пом.1 ком. XXVII согласно технического паспорта нежилого здания, расположенного по адресу: <адрес> инвентарный от 26.05.2003), ч.3 ст.4, ч.1 ст. 6, ч.8 ст.89 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ, п.4.2.5 СП 1.13130.2009, п.4.2 СНиП II-А.5-70;

- <адрес>:

в блоке «Б» изменено направление открывания дверей жилых комнат: из жилых комнат в сторону коридора (комнаты № 619, 620, 623-627, 629-632, 717-729, 731, 732, 821, 822, 824, 817, 818, 819, 830, 832, 917-923, 925-932) (северная часть здания), п.33, п.36 Правил противопожарного режима в РФ, ч.1 ст.6 №123-ФЗ, п.3.55 СНиП II-Л.1-71;

в блоке «А» направление открывание дверей жилых комнат: из жилых комнат в сторону коридора (комнаты № 601-609, 611, 612, 614-616, 701-709, 712-716, 801, 802, 806, 807, 808, 810, 811-816, 901, 902, 904-907, 910, 911, 913-916) (южная часть), п.33, п.36 Правил противопожарного режима в РФ, ч.1 ст.6 №123-ФЗ, п.3.55 СНиП II-Л.1-71;

- <адрес>:

изменено направление открывания дверей жилых комнат: из жилых комнат в сторону коридора (комнаты <данные изъяты>;

изменено направление открывания дверей жилых комнат: из жилых комнат в сторону коридора (комнаты № 208, 209, 210, 211, 212, 213, 214, 215, 203, 204, 206, 227, 229, 233, 234, 218, 219, 222, 308, 312, 313, 314, 301, 302, 303, 304, 307, 325, 330, 333, 319, 320, 321, 322, 323, 408, 410, 411, 414, 415, 417, 401, 402, 403, 404, 405, 406, 425, 426, 427, 431, 432, 433, 434, 420, 421, 423, 424, 508, 510, 511, 512, 513, 514, 515, 516, 517, 503, 504, 505, 507, 603, 607, 626, 628, 619, 620, 621, 624, 708, 709, 711, 713, 715, 701, 702, 703, 707, 726, 727, 728, 729, 730, 731, 734, 718, 719, 720, 721, 722, 723, 724, 808, 809, 810, 811, 812, 813, 814, 816, 817, 801, 8802, 803, 804, 805, 806, 807, 825, 826, 827, 828, 829, 830, 831, 832, 834, 818, 819, 820, 821, 822, 823, 824, 908, 909, 912, 913, 914, 917, 902, 904, 906, 925, 927, 928, 930, 934), п.33, п.36 Правил противопожарного режима в РФ, ч.1 ст.6 №123-ФЗ, п.3.55 СНиП II-Л.1-71.

За вышеуказанные нарушения предусмотрена административная ответственность частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ.

- <адрес>:

в помещении №8 склада аппараты, предназначенные для отключения электроснабжения склада, расположены внутри помещения (согласно технического паспорта инвентарный от 21.05.2003, помещение 8), п.349 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»;

класс пожарной опасности деревянной перегородки (К3), установленной в помещении склада (помещение 8 согласно технического паспорта инвентарный от 21.05.2003), не соответствует классу конструктивной пожарной опасности здания (С0), ч.4 ст.4, ч.6 ст.87 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 1123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.2.3 СНиП II-А.5-70;

в помещении склада выполнены встроенные помещения из горючих материалов ДСП и ДВП (согласно технического паспорта инвентарный от 21.05.2003, помещение 4, комната 1), п.23 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»;

класс пожарной опасности деревянной перегородки (К3), установленной в помещении склада (помещение 4, комната 1 согласно технического паспорта инвентарный от 21.05.2003), не соответствует классу конструктивной пожарной опасности здания (С0), ч.4 ст.4, ч.6 ст.87 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 1123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.2.3 СНиП II-А.5-62;

в помещении склада аппараты, предназначенные для отключения электроснабжения склада, расположены внутри помещения (согласно технического паспорта инвентарный от 21.05.2003, помещение 18), п.349 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»;

класс пожарной опасности деревянной перегородки (К3), установленной в помещении склада (помещение 13, комната 1 согласно технического паспорта инвентарный от 21.05.2003), не соответствует классу конструктивной пожарной опасности здания (С0), ч.4 ст.4, ч.6 ст.87 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 1123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.2.3 СНиП II-А.5-62;

в помещении склада выполнены антресоли и встроенные помещения из горючих материалов ДСП, ДВП и деревянных досок (согласно технического паспорта инвентарный номер помещения 19457:001 от 21.05.2003, помещение 17), п.23 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»;

в помещении склада аппараты, предназначенные для отключения электроснабжения склада, расположены внутри помещения (согласно технического паспорта инвентарный от 21.05.2003, помещение 17), п.349 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»;

в помещении склада установлены штепсельные розетки (согласно технического паспорта инвентарный номер помещения 19457:001 от 21.05.2003, помещение 17), п.349 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»;

класс пожарной опасности деревянной перегородки (К3), установленной в помещении склада (помещение 17 согласно технического паспорта инвентарный от 21.05.2003), не соответствует классу конструктивной пожарной опасности здания (С0), ч.4 ст.4, ч.6 ст.87 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 1123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.2.3 СНиП II-А.5-62;

в помещении склада аппараты, предназначенные для отключения электроснабжения склада, расположены внутри помещения (согласно технического паспорта инвентарный от 21.05.2003, помещение 14), п.349 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»;

в помещении склада аппараты, предназначенные для отключения электроснабжения склада, расположены внутри помещения (согласно технического паспорта инвентарный от 21.05.2003, помещение 16), п.349 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»;

класс пожарной опасности деревянной перегородки (К3), установленной в помещении теплоузла и склада (помещение 16 согласно технического паспорта инвентарный от 21.05.2003), не соответствует классу конструктивной пожарной опасности здания (С0), ч.4 ст.4, ч.6 ст.87 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 1123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.2.3 СНиП II-А.5-62;

в помещении склада аппараты, предназначенные для отключения электроснабжения склада, расположены внутри помещения (согласно технического паспорта инвентарный от 21.05.2003, помещение 15), п.349 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»;

в помещении склада аппараты, предназначенные для отключения электроснабжения склада, расположены внутри помещения (согласно технического паспорта инвентарный от 21.05.2003, помещение 19), п.349 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»;

в помещении склада аппараты, предназначенные для отключения электроснабжения склада, расположены внутри помещения (согласно технического паспорта инвентарный от 21.05.2003, помещение 8), п.349 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»;

на расстоянии 0,1 м от жилого здания ФГБОУ ВО «Красноярский ГАУ», расположенного по адресу: <адрес>, с южной стороны здания установлен металлический контейнер, п.74 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме».

За вышеуказанные нарушения предусмотрена административная ответственность частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ.

- <адрес>:

в складе в комнате 2 ширина эвакуационного выхода менее 0,8 м, данный выход выполнен шириной 0,71 м (согласно технического паспорта инвентарный от 21.05.2003, помещение 21, комната 2), ч.4 ст.4, ч.1 ст.6 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», примечание 2 п.4.2 СНиП II-А.5-62;

в складе в комнате 2 высота эвакуационного выхода менее 1,9 м, данный выход выполнен высотой 1,85 м (согласно технического паспорта инвентарный от 21.05.2003, помещение 21, комната 2), ч.4 ст.4, ч.1 ст.6 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», примечание 2 п.4.2 СНиП II-А.5-62, п. 4.2.5 СП 1.13130.2009;

в складе в комнате 3 высота эвакуационного выхода менее 1,9 м, данный выход выполнен высотой 1,8 м (согласно технического паспорта инвентарный от 21.05.2003, помещение 21, комната 3), ч.4 ст.4, ч.1 ст.6 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», примечание 2 п.4.2 СНиП II-А.5-62, п. 4.2.5 СП 1.13130.2009;

в складе в комнате 3 ширина эвакуационного выхода менее 0,8 м, данный выход выполнен высотой 0,62 м (согласно технического паспорта инвентарный от 21.05.2003, помещение 21, комната 3), ч.4 ст.4, ч.1 ст.6 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», примечание 2 п.4.2 СНиП II-А.5-62, п. 4.2.5 СП 1.13130.2009;

при эксплуатации эвакуационного выхода перед выходом из помещения устроен порог на путях эвакуации высотой 0,12 м (согласно технического паспорта инвентарный от 21.05.2003, помещение 7), п.36 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 №390 «О противопожарном режиме»;

в складе в комнате 1 ширина эвакуационного выхода, ведущего непосредственно наружу, менее 0,8 м, данный выход выполнен шириной 0,75 м (согласно технического паспорта инвентарный от 21.05.2003, помещение 2, комната 1), ч.4 ст.4, ч.1 ст.6 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», примечание 2 п.4.2 СНиП II-А.5-62;

в складе табака в комнате 2 высота эвакуационного выхода менее 1,9 м, данный выход выполнен высотой 1,75 м (согласно технического паспорта инвентарный от 21.05.2003, помещение 3, комната 2), ч.4 ст.4, ч.1 ст.6 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», примечание 2 п.4.2 СНиП II-А.5-62, п.4.2.5 СП 1.13130.2009;

в складе табака в комнате 2 ширина эвакуационного выхода менее 0,8 м, данный выход выполнен шириной 0,76 м (согласно технического паспорта инвентарный от 21.05.2003, помещение 3, комната 2), ч.4 ст.4, ч.1 ст.6 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», примечание 2 п.4.2 СНиП II-А.5-62;

в складе табака в комнате 1 ширина эвакуационного выхода, ведущего непосредственно наружу, менее 0,8 м, данный выход выполнен шириной, 62 м (согласно технического паспорта инвентарный номер от 21.05.2003, помещение 3, комната 1), ч.4 ст.4, ч.1 ст.6 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», примечание 2 п.4.2 СНиП II-А.5-62, п.4.2.5 СП 1.13130.2009;

в складе табака в комнате 1 высота эвакуационного выхода, ведущего непосредственно наружу, менее 1,9 м, данный выход выполнен высотой 1,85 м (согласно технического паспорта инвентарный от 21.05.2003, помещение 3, комната 1), ч.4 ст.4, ч.1 ст.6 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», примечание 2 п.4.2 СНиП II-А.5-62;

помещение склада не оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализации (согласно технического паспорта инвентарный от 21.05.2003, помещение 10), ч.4 ст.4, ч.1 ст.6 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.4 НПБ 110-03, приложение А п.А.4 СП 5.13130.2009;

помещение не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре сигнализации (согласно технического паспорта инвентарный от 21.05.2003, помещение 10), ч.4 ст.4, ч.1 ст.6 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.5.1 табл.2, п.20 НПБ 104-03, раздел 7 СП 3.13130.2009;

при эксплуатации эвакуационного выхода перед входом из помещения устроен порог на путях эвакуации высотой 0,19 м (согласно технического паспорта инвентарный от 21.05.2003, помещение 13), п.36 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»;

в складе помещения ширина эвакуационного выхода, ведущего непосредственно наружу, менее 0,8 м, данный выход выполнен шириной 0,66 м (согласно технического паспорта инвентарный от 21.05.2003, помещение 13), ч.4 ст.4, ч.1 ст.6 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», примечание 2 п.4.2 СНиП II-А.5-62;

в складе помещения высота эвакуационного выхода, ведущего непосредственно наружу, менее 1,9 м, данный выход выполнен высотой 1,74 м (согласно технического паспорта инвентарный от 21.05.2003, помещение 13), ч.4 ст.4, ч.1 ст.6 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», примечание 2 п.4.2 СНиП II-А.5-62, п.4.2.5 СП 1.13130.2009;

в складе помещения ширина эвакуационного выхода, ведущего непосредственно наружу, менее 0,8 м, данный выход выполнен шириной 0,75 м (согласно технического паспорта инвентарный от 21.05.2003, помещение 17), ч.4 ст.4, ч.1 ст.6 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», примечание 2 п.4.2 СНиП II-А.5-62;

при эксплуатации эвакуационного выхода перед выходом из помещения устроен порог на путях эвакуации высотой 0,16 м (согласно технического паспорта инвентарный от 21.05.2003, помещение 17), п.36 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»;

при эксплуатации эвакуационного выхода перед выходом из помещения устроен порог на путях эвакуации высотой 0,20 м (согласно технического паспорта инвентарный от 21.05.2003, помещение 19), п.36 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»;

при эксплуатации эвакуационного выхода перед выходом из помещения устроен порог на путях эвакуации высотой 0,30 м (согласно технического паспорта инвентарный от 21.05.2003, помещение 20), п.36 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме».

За вышеуказанные нарушения предусмотрена административная ответственность частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ.

По результатам проверки 28 июня 2016 года государственными инспекторами <адрес> по пожарному надзору ФИО2, ФИО1. в отношении юридического лица составлены протоколы: (л.д.47-48), (л.д. 50-51), (л.д.53-54), (л.д.56-57), (л.д.59-60), (л.д.62-64), (л.д.67-69) об административном правонарушении по ч.1 ст.20.4, ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.

Определением заместителя главного государственного инспектора г. Красноярска по пожарному надзору ФИО6 от 28 июня 2016 года материалы дела об административных правонарушениях объединены в одно производство (л.д.72).

Согласно ч.1 и 2 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Часть 2 ст.20.4 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст.8.32, 11.16 Кодекса и частями 3-8 статьи 20.4, совершенные в условиях особого противопожарного режима, что влечет за собой наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от 400 000 до 500 000 рублей.

Часть 4 ст.20.4 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений, что влечет за собой наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от 150 000 рублей до 200 000 рублей.

ФГБОУ ВПО «КрасГАУ» является бюджетным учреждением, владеющим указанными выше помещениями на праве оперативного управления.

Финансовые средства, необходимые для обеспечения нужд учреждения выделяются его учредителем в соответствии со статьями их расходования, согласно ежегодно утверждаемой смете.

Суд полагает, что со стороны юридического лица были приняты и принимаются в настоящее время возможные меры для обеспечения противопожарной безопасности указанных зданий и помещений.

В 2014 году после проведения проверки и вынесении Предписаний по устранению нарушений требований пожарной безопасности, Институт обратился в Министерство сельского хозяйства РФ, как учредителю и администратору бюджетных средств, с просьбой о выделении дополнительного финансирования на устранение выявленных нарушений с приложением всей необходимой документации для принятия решения. В течение 2015 года были предприняты меры по запросу у учредителя (распорядителя бюджетных средств) дополнительных объемов финансирования, направлены письма от 30.11.2015 года и . Ответ из Министерства сельского хозяйства РФ не получен, дополнительное финансирование не было выделено, в связи с чем, юридическое лицо своими силами начало проводить мероприятия по устранению нарушений пожарной безопасности.

Так, в здании общежития по адресу: <адрес> ранее проживающими гражданами была допущена самовольная перепланировка, в результате исполнение требований предписания без проведения комплекса работ по восстановлению эксплуатационных характеристик здания общежития является нецелесообразным. В связи с чем, Университет заключил контракт с АО «ТГИ «Красноярскгражданпроект» на выполнение проектно-сметных работ «Реконструкция общежития ФГБОУ ВПО КрасГАУ №2 по адресу: <адрес>», в числе которого так же предусмотрено проектирование мероприятий и оборудования, связанных с обеспечением пожарной безопасности».

Университет обратился в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Подрядчику, в результате чего 21.01.2016 года заключено мировое соглашение.

Неоднократно Институтом в адрес АО «ТГИ «<данные изъяты>» направлялись 23.08.2016, 02.11.2016 года претензии об исполнении обязательств по мировому соглашению. Соглашение АО «ТГИ «<данные изъяты>» не было исполнено, в связи чем, Университетом для получения проектной документации 30.01.2017 года получен исполнительный лист. Впоследствии, АО «ТГИ «<данные изъяты>» предоставил в электронном виде проектную документацию объект «Реконструкция общежития ФГБОУ ВПО КрасГАУ по адресу: <адрес>», которую Институт ДД.ММ.ГГГГ направил на экспертизу в КГАУ «<данные изъяты>».

В отношении здания общежития по адресу: <адрес>, Университетом проведено обследование силами АО «<данные изъяты>», в результате которого было получено заключение , согласно которому, увеличение высоты проема №1 и №2 эвакуационного выхода №1 технически не возможно, а увеличение высоты проема №3 эвакуационного выхода №2 и высоты проема №4 эвакуационного выхода №2 технически возможно. В настоящее время Университетом осуществляется подготовка и формирование Технических заданий на проведение работ, в том числе, проектных, осуществляется выяснение стоимости проектных работ для определения источника их финансирования. Согласно Плану устранения нарушений требований пожарной безопасности и проведение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах Красноярского ГАУ на 2017 год, утвержденного 10 ноября 2016 года, запланирована установка дверей на запасных эвакуационных выходах собственными силами.

По нарушениям, касающимся изменения направления открывания дверей жилых комнат в общежитиях, расположенных по адресу: <адрес>, <адрес>, объявлен аукцион на поставку межкомнатный дверей и комплектующих к ним для нужд студенческого городка ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ. Победителем аукциона был объявлен ООО Компания комплексного снабжения», 14.04.2017 года заключен контракт на установку дверей.

Помещения, расположенные по адресу: <адрес>, находятся в фактическом пользовании ООО «Марсел», который сдал помещения в субаренду. Арендатор в добровольном порядке помещения освободить не желает, в связи с чем, Университет был вынужден обратиться в Арбитражный суд с иском об освобождении помещения. В настоящее время исполнительный лист предъявлен для принудительного исполнения, 16.06.2016 года возбуждено исполнительное производство. Также Университетом в адрес арендатора неоднократно направлялись письма об освобождении имущества. Таким образом, КрасГАУ устранить нарушения требований пожарной безопасности по данному объекту не представляется возможным по объективным причинам.

Принимая во внимание изложенное, учитывая, что со стороны юридического лица принимались и продолжают приниматься меры по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, необходимое финансирование со стороны распорядителя финансовых средств не обеспечено, а выявленные административным органом нарушения пожарной безопасности, отраженные в протоколах об административных правонарушениях требуют значительных финансовых затрат, суд приходит к выводу об отсутствии бездействия со стороны юридического лица по устранению нарушений пожарной безопасности, а, следовательно, вины в совершении административного правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 20.4, ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, обжалуемое постановление подлежат отмене, а производство по делу прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава правонарушения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.6, 30.7, 30.8 КоАП РФ, суд,

РЕШИЛ:

Жалобу представителя ФГБОУ ВО «КрасГАУ» удовлетворить.

Постановление заместителя главного государственного инспектора г. Красноярска по пожарному надзору ФИО3 от 12 июля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 и ч.4 ст.20.4 КоАП РФ, в отношении юридического лица: Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Красноярский государственный аграрный университет» отменить, производство по делу прекратить на основании п.2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, за отсутствием состава правонарушения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Центральный районный суд г. Красноярска в течение 10 суток со дня получения его копии.

Судья Е.В. Шлейхер