№12-19\2020
Решение
10 марта 2020 года Икряное
Судья Икрянинского районного суда Астраханской области Финникова Е.А., рассмотрев жалобу председателя рыболовецкого колхоза им.Ленина Филина А.К. на постановление начальника отдела развития минерально- сырьевой базы министерства промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области ФИО1 №4 от 25.10.2019 о привлечении должностного лица - председателя рыболовецкого колхоза им.Ленина Филина А.К. к административной ответственности по ч.2 ст.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
установил:
постановлением начальника отдела развития минерально- сырьевой базы министерства промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области ФИО1 №4 от 25.10.2019 председатель рыболовецкого колхоза им.Ленина Филин А.К. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 руб.
В жалобе, поданной в Икрянинский районный суд Астраханской области, председатель рыболовецкого колхоза им.Ленина Филин А.К. просит об отмене вышеуказанного постановления должностного лица в связи с отсутствием его вины в указанном правонарушении. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что при назначении наказания не учтены все обстоятельства дела, в нарушение ст.ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ работником прокуратуры, возбудившем дело об административном правонарушении, не установлено в чем именно выразились ненадлежащее неисполнение обязанностей Филиным А.К. и входит ли это в круг его обязанностей. При этом, в силу загруженности председателя колхоза на основной деятельности (вылов водных биологических ресурсов) и необходимости обладания специальными познаниями в области безопасности труда, охраны окружающей среды при производстве работ, в том числе при соблюдении требований лицензии при добыче полезных ископаемых по защите недр, в колхозе имеется специалист, который распоряжением председателя колхоза <номер изъят> от 01.02.2019 назначен ответственным за охрану окружающей среды и недр. В том числе при производстве работ, предусмотренных лицензией по добыче полезных ископаемых на участке <данные изъяты>
В судебном заседании председатель рыболовецкого колхоза им.Ленина Филин А.К. поддержал жалобу по основаниям, изложенным в ней.
Представитель Министерства промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области ФИО2 просила суд отказать в удовлетворении жалобы, постановление начальника отдела развития минерально- сырьевой базы министерства промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области ФИО1 №4 от 25.10.2019 оставить без изменения.
Выслушав заявителя, представителя Министерства промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1) регулируются отношения, в частности, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр.
В силу 22 Закона N 2395-1 пользователь недр обязан обеспечить соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр, соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды. Основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении отходов I - V классов опасности (статья 23).
В судебном заседании установлено, что рыболовецкий колхоз имени В.И. Ленина является владельцем лицензии на пользование недрами <номер изъят> зарегистрированной 02.02.2012 и выданной с целью геологического изучения, разведки и добычи глин, суглинков и песков на участке недр местного значения <данные изъяты>, расположенном в <адрес>.В целях ведения работ, связанных с пользованием недрами, колхозом используется на праве аренды земельный участок с кадастровым номером <номер изъят>.
В соответствии с п. 3.3.1 Условий пользования недрами, являющихся приложением № 1 к лицензии на пользование недрами <номер изъят>, пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований действующего законодательства, стандартов (норм и правил) по охране окружающей среды.
Как следует из административного материала, прокуратурой Ленинского района г. Астрахани на основании задания прокуратуры Астраханской области в период с 23.09.2019 по 09.10.2019 проведена проверка соблюдения законодательства о недропользовании при осуществлении деятельности по добычи общераспространенных полезных ископаемых Рыболовецким колхозом им. В.И. Ленина, в ходе которой установлено, что рыболовецкий колхозом им. В.И. Ленина на основании лицензии <номер изъят> ТР от 02.02.2012, выданной министерством промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области, на земельном участке с кадастровым номером <номер изъят> осуществляет деятельность по геологическому изучению, разведке добыче керамзитовой глины. Срок действия лицензии с 02.02.2012 до 01.02.2022.
В связи с выявленными в результате проверки нарушениями, заместителем прокурора Ленинского района г. Астрахани ФИО5 09.10.2019 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ в отношении рыболовецкого колхоза им. В.И. Ленина.
В ходе осмотра указанного выше земельного участка, проведенного 25.09.2019 сотрудниками прокуратуры Ленинского района г. Астрахани и министерства промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области, установлены многочисленные факты размещения твердых коммунальных отходов (пластик, биоотходы, строительные отходы, стекло, полиэтилен), что подтверждается имеющимися в деле фотоматериалами, справкой о результатах проверки соблюдения Рыболовецким колхозом им. В.И. Ленина законодательства о недрах и условий лицензии на пользование недрами.
Таким образом, установлено, что в нарушение вышеуказанных требований законодательства, Условийпользования недрами и лицензии, председатель рыболовецкого колхоза им. В.И. Ленина Филин А.К. осуществляя деятельностьпо геологическому изучению, разведке добыче общераспространенных полезных ископаемых в соответствии лицензией <номер изъят> от 02.02.2012, на земельном участке с кадастровым номером <номер изъят>, мероприятия по ликвидации отходов производства и потребления и очистке эксплуатируемого участка недр не обеспечил.
В соответствии с п. 3.2.9 условий пользования недрами, являющихся приложением № 1 к лицензии <номер изъят> пользователь недр обязан соблюдать требования действующего законодательства, стандартов (норм и правил) по охране недр.
Согласно пп. 33, 96 Правил охраны недр, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 06.06.2003 № 71, геологическое и маркшейдерское обеспечение использования участка недр включает, в том числе наблюдение за состоянием горных отводов и обоснование их границ.
В нарушение вышеуказанных требований законодательствапредседатель рыболовецкого колхоза им. В.И. Ленина Филин А.К., осуществлял деятельность по геологическому изучению, разведке добыче общераспространенных полезных ископаемых в соответствии лицензией <номер изъят> от 02.02.2012, на земельном участке с кадастровым номером <номер изъят> без обоснования границ горного отвода на местности (межевые знаки отсутствуют).
Доводы представителярыболовецкого колхоза им. В. И. Ленина о том, что при межевые знаки на земельном участке выполнены в виде ям, не могут быть приняты во внимание судом, поскольку в соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 31.12.2009 № 582 «Об утверждении типов межевых знаков и порядка их установки (закладки)» применяются 3 типа межевых знаков - металлическая труба, деревянный столб и металлическая марка.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Факт совершения административного правонарушения и виновность председателя рыболовецкого колхоза им.Ленина Филина А.К. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ подтверждены совокупностью исследованных должностным органом доказательств.
Наказание назначено с соблюдением положений ст. 4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, имущественного и финансового положения должностного лица, в минимальном размере санкции ч.2 ст.7.3 КоАП РФ, предусматривающей вид наказания в виде административного штрафа в размере от 20.000 руб. до 40.000 рублей.
При производстве по делу юридически значимые обстоятельства определены правильно. Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не допущено.
Таким образом, председатель рыболовецкого колхоза им.Ленина Филин А.К. обоснованно признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ч.2 ст.7.3 КоАП РФ,
Руководствуясь ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,
решил:
постановление начальника отдела развития минерально- сырьевой базы министерства промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области ФИО1 №4 от 25.10.2019 о привлечении должностного лица - председателя рыболовецкого колхоза им.Ленина Филина А.К. к административной ответственности по ч.2 ст.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу председателя рыболовецкого колхоза им.Ленина Филина А.К. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Полный текст решения изготовлен 12.03.2020.
Судья Е.А. Финникова