ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-124/19 от 13.06.2019 Ставропольского районного суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление

по делу об административном правонарушении

13 июня 2019 года г.о. Тольятти

Судья Ставропольского районного суда Самарской области Микшевич М.И.,

с участием защитника ООО «Скартел» - Руденко С.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ со сроком действия 3 года;

представителя ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука» - ФИО1,действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ со сроком действия 1 год,

при секретаре судебного заседания – Булатовой А.Х.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «Скартел» на постановление от ДД.ММ.ГГГГ заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды национального парка «Самарская Лука» ФИО2 о назначении административного наказания в отношении ООО «Скартел» по ст. 8.39 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды национального парка «Самарская Лука» ФИО2 о назначении административного наказания ООО «Скартел» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, защитник ООО «Скартел» обратился в суд с жалобой, просил постановление о назначении административного наказания отменить, в виду отсутствия состава административного правонарушения.

В судебном заседании защитник ООО «Скартел» - Руденко С.А. жалобу поддержал и просил постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «Скартел» по ст. 8.39 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить. При этом представитель пояснил, что ООО «Скартел» не может являться субъектом вменяемого правонарушения, вина не установлена. ООО «Скартел» является виртуальным оператором сотовой связи, использующим существующую инфраструктуру другого оператора. Базовая станция сотовой связи, расположенная по адресу: Самарская область, Ставропольский район, с. Александровка, СНТ «Птицевод» не принадлежит ООО «Скартел» и является собственностью ПАО «Мегафон». ООО «Скартел» использует данный объект связи на основании Генерального соглашения от 21.12.2016 года на праве совместного пользования. ООО «Скартел» как виртуальный оператор использует инфраструктуру радиодоступа «Базового оператора» (ПАО «Мегафон») в целях оказания услуг подвижной радиотелефонной связи при использовании бизнес – модели виртуальной сети подвижной радиотелефонной связи. Мегафон обязуется оказывать ООО «Скартел» услугу по предоставлению средств связи, образующих комплекс сети связи для целей совместного использования. Указал также на то, что доказательств принадлежности столба ООО «Скартел», а также документов, подтверждающих принадлежность размещенного оборудования заявителю, а также осуществление им какой – либо деятельности на территории СНТ «Птицевод», в материалами дела не представлено. Письмо Роспотребнадзора от 10.01.2019 года носит информационный характер. А разрешение , о котором идет речь в Приложении к Письму, выданное ООО «Скартел» и предоставляющее право на использование радиочастот или радиочастотных каналов в соответствии с разрешением, не может быть передано одним из пользователей другому без разрешения Роскомнадзора. Данное разрешение также не представлено в материалы дела. Учреждением не представлено документов, определяющих границы Национального Парка «Самарская Лука» и нахождение спорного объекта в границах Национального Парка. Нарушений режима или иных правил охраны и использования окружающей среды ООО «Скартел» не допущено. Услуги связи – это социально значимые услуги, предназначенные для нужд населения (для возможности граждан вызвать экстренные службы) и обеспечения нормального функционирования Национального Парка. Кроме того, на законодательном уровне отсутствует утвержденный порядок согласования социально-экономической деятельности, его форма и периодичность. Указал также на истечение срока привлечения к административной ответственности (1 год) с момента установления данного оборудования ПАО «Мегафон» в 2005 году и на то обстоятельство, что за размещение вышеуказанного столба с функционирующим оборудованием связи должностное лицо - технический руководитель ПАО «Мегафон» ФИО3 уже был привлечен к административной ответственности по ст. 8.39 КоАП РФ.

В судебном заседаниипредставитель ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука» - ФИО1 просил оставить жалобу без удовлетворения. Пояснил, что дело об административном правонарушении было возбуждено на основании информации территориального Управления отдела Федеральной службы по надзору в сфере по защите прав потребителей и благополучия человека по Самарской области о размещении оборудования на территории Национального Парка «Самарская Лука», а именно, что на территории с. Александровка Ставропольского района Самарской области расположено 19 базовых станций различных операторов связей, среди которых, в том числе и ООО «Скартел», которое имеет разрешительную документацию на оборудование, расположенное по адресу: Самарская область, Ставропольский район, с. Александровка, СНТ «Птицевод» железобетонный столб. О дате и времени рассмотрения дела об административном правонарушении и составлении протокола ООО «Скартел» извещалось неоднократно надлежащим образом, уведомления были получены организацией своевременно, однако от представителей указанного юридического лица никаких ходатайств о переносе или о не возможности явиться в адрес Национального парка «Самарская Лука» не поступало, также как и не поступило никаких письменных объяснений по возбужденному делу об административном правонарушении. ДД.ММ.ГГГГ был составлен протокол об административном правонарушении, а ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о назначении административного наказания. Доводы представителя ООО «Скартел» о том, что данное оборудование не принадлежит им, опровергается материалами дела, а именно перечнем зарегистрированных радиоэлектронных средств на территории СНТ «Птицевод» с. Александровка, в котором указано ООО «Скартел». Данный факт подтверждает, что какая-либо деятельность даже по монтажу и размещению данного оборудования осуществлялась. Представитель «Скартел» данную информацию изначально не опровергал, каких-либо пояснений не давал, хотя у него было достаточно времени с момента возбуждения дела об административном правонарушении и до вынесения постановления. Границы Национального Парка являются естественными и проходят по воде, по суше. СНТ «Птицевод» находится на территории Национального Парка «Самарская Лука». Если «Скартел», либо «Мегафон» осуществляют какую-то деятельность на указанной территории, то изначально они должны ее согласовать, однако этого сделано юридическими лицами не было. Национальный парк «Самарская Лука» находится в ведении Минприроды РФ. Необходимость согласования социально – экономической деятельности хозяйствующего субъекта исходит из смысла ст. 15 Федерального Закона от 14.03.1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», и довод заявителя о том, что нормами действующего законодательства не предусмотрен порядок согласования социально – экономической деятельности хозяйствующих субъектов не отменяет обязанность хозяйствующего субъекта иметь указанное согласование. Считал постановление должностного лица от 04.03.2019 года законным и обоснованным, не подлежащим отмене.

Заслушав защитника ООО «Скартел» - Руденко С.А., представителя ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука» ФИО1, исследовав представленные материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.

В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объеме.

В соответствии со статьей 8.39 КоАП РФ, нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.

По смыслу этой статьи под нарушением установленного режима следует понимать действия, совершаемые вопреки требованиям, содержащимся в разделе «Режим» («Режим особой охраны») соответствующих индивидуальных положений - о заповеднике, о биосферном полигоне заповедника, о национальном парке, о государственном заказнике, находящемся в ведении заповедника, об охранной зоне заповедника или национального парка, а также в положении о любой другой особо охраняемой природной территории (далее - ООПТ) либо ее охранной зоне.

В соответствии с ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 1 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.

Национальный парк «Самарская Лука» создан постановлением Совета Министров РСФСР от 28.04.1984 года № 161 «О создании государственного природного национального парка «Самарская Лука». Решением Куйбышевского облисполкома от 10.08.1984 года № 333 были установлены границы национального парка «Самарская Лука». Национальный парк есть совокупность земельных участков разных собственников, на которые распространяется режим особой охраны. Границы национального парка должны соответствовать естественным границам, а именно: от села Переволоки – на западе, по правому берегу Усинского залива, с севера, востока и юга по берегам Куйбышевского и Саратовского водохранилища до се6ла Переволоки с исключением территории собственно города Жигулевска и рабочего поселка Яблоневый Овраг. Таким образом, с. Александровка Ставропольского района Самарской области находится в границах Национального парка «Самарская Лука».

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 14.03.1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка

Согласно п. 6 ст. 95 ЗК РФ, в отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное (вредное) воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков. С дирекцией национального парка должны согласовываться любые строительные мероприятия (расширение, строительство новых объектов и т.д.) на землях, включенных в границы национального парка без изъятия из хозяйственной эксплуатации.

В силу ч. 4 ст. 15 Федерального Закона от 14.03.1995 года № 33-ФЗ, с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся национальные парки, согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон.

Из материалов дела следует, что 22.01.2019 года в 11 часов, на основании информации ФИО4, инспекторским составом ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука» в ходе патрулирования территории национального парка «Самарская Лука» по адресу: Самарская область, Ставропольский район, с. Александровка, СНТ «Птицевод» установлено, что по данному адресу расположен столб (опора) с размещенными на нем приемниками радиотелефонной (сотовой) связи. Также у основания столба размещен железный короб с подведенными к нему от опоры электрическими проводами. Установлено, что данный объект принадлежит ООО «Скартел». Данные признаки указывают на осуществление социально – экономической деятельности хозяйствующим субъектом. По состоянию на 21.01.2019 года в ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука» отсутствует информация о наличии согласования социально – экономической деятельности, осуществляемой по вышеуказанному адресу ООО «Скартел» с федеральным органом исполнительной власти (Минприроды России). Указанные действия являются нарушением ч. 4 ст. 15 Федерального закона РФ от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и являются нарушением режима особо охраняемой территории национального парка.

Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО «Скартел» к административной ответственности по ст. 8.39 КоАП РФ.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами:

- Определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «Скартел»;

- протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «Скартел», в котором изложены обстоятельства правонарушения;

- сообщением Территориального отдела УФСН в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в г. Тольятти, из которого следует, что на территории с. Александровка и вблизи села располагаются 19 базовых станций различных операторов связи, которые имеют разрешительную документацию. В перечне зарегистрированных радиоэлектронных средств на территории с. Александровка такими операторами связи, которые имеют разрешительную документацию на ж/б столб на территории СНТ «Птицевод» являются ПАО «Мегафон» и ООО «Скартел»;

- актом обследования земельного участка от 22.01.2019 года и фотоматериалом к нему.

В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

Событие и состав административного правонарушения установлены на основании совокупности доказательств, что соответствует статьям 28.1 и 26.2, 26.7 КоАП РФ.

У суда нет оснований не доверять исследованным доказательствам по делу. Данные доказательства непротиворечивы и последовательно дополняют друг друга. В ходе рассмотрения жалобы судом не было установлено каких-либо обстоятельств, позволяющих сделать вывод о недопустимости исследованных доказательств по делу и поставить их под сомнение.

Таким образом, действия (бездействия) ООО «Скартел» в виде не согласования с органом исполнительной власти (Минприроды России) вопроса социально-экономической деятельности хозяйствующего субъекта в нарушение требований ч.4 ст.15 Федерального закона от 14.03.1995 г. №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ.

Административное наказание в виде минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ст. 8.39 КоАП РФ, назначено в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, оно является справедливым и соразмерно содеянному и оснований к снижению или изменению указанного наказания суд не находит.

Доводы жалобы о том, что ООО «Скартел» не является субъектом вменяемого административного правонарушения, поскольку не обладает собственной инфраструктурой, не имеет доступа к оборудованию и не является собственником Передающего радиотехнического объекта, а также доводы о том, что нет доказательств использования им указного объекта, не являются несостоятельными и опровергаются, в том числе, пояснениями самого защитника, который указал, что базовая станция сотовой связи, расположенная по адресу: Самарская область, Ставропольский район, с. Александровка, СНТ «Птицевод» является собственностью ПАО «Мегафон», а ООО «Скартел» использует данный объект связи на основании Генерального соглашения от 23.12.2016 года на праве совместного пользования.

Как видно из приложения к Генеральному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ, Мегафон оказывает ООО «Скартел» услуги по предоставлению инфраструктуры радиодоступа в целях оказания услуг подвижной радиотелефонной связи при использовании бизнес – модели виртуальной сети подвижной радиотелефонной связи.

Пунктом 4.1.1 приложения к Генеральному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что каждая сторона обязана использовать средства связи для оказания услуг связи своим Абонентам и для иных целей, не противоречащих закону.

Пунктом 6.4 вышеуказанного приложения предусмотрено, что ООО «Скартел» обязуется оградить ПАО «МегаФон» от любых претензий и исков третьих лиц, возникших, в связи с деятельностью Скартел, связанной с использованием средств связи и иного оборудования, что также подтверждает использование ООО «Скартел» указанного оборудования.

Из сообщения Территориального отдела УФСН в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в г. Тольятти от 10.01.2019 года, видно, что разрешительную документацию на осуществление деятельности в отношении РЭС сетей радиосвязи стандарта LTE и последующих его модификаций на территории СНТ «Птицевод» имеют ПАО «Мегафон» и ООО «Скартел».

Из выписки из Приложения к Приложению 3 к Генеральному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ, также видно, что в реестре оборудования базовых станций и ретрансляторов сетей подвижной радиотелефонной связи стандарта LTE, передаваемого в совместное пользование ПАО «МегаФон» и ООО «Скартел» числится базовая станция, расположенная в Самарской области Ставропольском районе с. Александровка, СНТ «Птицевод».

Утверждения жалобы о том, доказательства того, что земельный участок, на котором расположен столб (опора) с размещенными на нем приемниками радиотелефонной (сотовой) связи, не относится к землям особо охраняемых природных территорий, несостоятельны поскольку, согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ, место совершения административного правонарушения входит в границы Национального парка «Самарская Лука».

Доводы жалобы, о том, что нарушений режима использования окружающей среды и природных ресурсов Национального парка ООО «Скартел» не допущено, так как каких-то действий, прямо запрещенных законодательными актами ими не осуществлялось, а также, что услуги связи имеют значение для нужд населения и обеспечения нормального функционирования национального парка, в данном случае неприменимы.

В силу статьи 3 Закона об охране окружающей, среды любая хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, осуществляется на основе принципов презумпции экологической опасности соответствующей деятельности и обязательности проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду. Соответственно, данный принцип является основным принципом экологической экспертизы, основывающимся на презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

Осуществление социально-экономической деятельности (в виде использования инфраструктуры радиодоступа «Базового оператора» (ПАО «МегаФон в целях оказания услуг связи) на территории национального парка «Самарская Лука» изначально должно было быть согласовано с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Доводы жалобы о том, что в настоящее время порядок, устанавливающий процедуру согласования вопросов социально – экономической деятельности хозяйствующих субъектов на территориях национальных парков, не установлен, суд считает несостоятельным.

Факт совершения административного правонарушения подтверждается материалами дела, и не опровергнут заявителем. При этом отсутствие нормативного акта, устанавливающего процедуру согласования указного выше вопроса, не освобождает хозяйствующий субъект от самой обязанности согласовать с органом исполнительной власти, в данном случае с Минприроды России, свою социально-экономическую деятельность в границах Национального парка, на что прямо указано Федеральным законодательством.

Постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, вынесено должностным лицом административного органа с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Довод жалобы об истечении срока давности привлечения к административной ответственности является несостоятельным и основан на неверном толковании норм права.

Из положений ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ следует, что за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

Пунктом 2 статьи 4.5 КоАП РФ установлено, что при длящемся административном правонарушении вышеуказанный срок подлежит исчислению со дня обнаружения административного правонарушения.

Совершенное правонарушение является длящимся, следовательно, ООО «Скартел» могло быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года с момента обнаружения данного правонарушения, а именно с ДД.ММ.ГГГГ.

То обстоятельство, что должностное лицо - технический руководитель ПАО «Мегафон» ФИО3 уже был привлечен к административной ответственности по ст. 8.39 КоАП РФ за вменяемое ООО «Скартел» правонарушение, не освобождает ООО «Скартел», которое использует данный объект связи на праве совместного пользования с ПАО «Мегафон», от административной ответственности.

Иные приведенные в жалобе доводы не нашли своего объективного подтверждения, не опровергают наличие в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность постановления должностного лица административного органа, расцениваются, как стремление избежать административной ответственности за совершение административного правонарушения.

Таким образом, суд считает, что жалоба ООО «Скартел» на постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды национального парка «Самарская Лука» ФИО2 удовлетворению не подлежит.

Действия ООО «Скартел» правильно квалифицированы по ст. 8.39 КоАП РФ.

Нарушений должностным лицом норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения и влекущих отмену обжалуемого постановления, либо признание незаконными материалов административного производства, в ходе судебного разбирательства не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 24.5, 30.1, 30.7 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Постановление о назначении административного наказания, вынесенное ДД.ММ.ГГГГ заместителем главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды национального парка «Самарская Лука» ФИО2 в отношении ООО «Скартел» по ст. 8.39 КоАП РФ – оставить без изменения, а жалобу ООО «Скартел» - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Самарский районный суд в течение 10 дней с момента получения через Ставропольский районный суд Самарской области.

Судья Ставропольского районного суда

Самарской области /подпись/ М.И. Микшевич