Дело № 12-124/2020 УИД 16RS0042-02-2020-000715-95 РЕШЕНИЕ 05 июня 2020 года г. Набережные Челны Судья Тукаевского районного суда Республики Татарстан Гараев М.З., при секретаре Закирове А.В., рассмотрев жалобу должностного лица - генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Тентпроект» (ИНН №, адрес: <адрес>) ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего по адресу: <адрес>, на постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Татарстан ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ№ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, УСТАНОВИЛ: Постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Татарстан ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее – инспекция труда, административный орган) должностное лицо - генеральный директор общества с ограниченной ответственностью «Тентпроект» (далее – ООО «Тентпроект») ФИО1 (далее – ФИО1, заявитель) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 руб. Не согласившись с указанным постановлением, генеральный директор ООО «Тентпроект» ФИО1 обратился в суд с жалобой. В обоснование заявителем указано, что вина учреждения в совершении правонарушения надлежаще не установлена. Необходимая спеодежда (СИЗ) на производстве имелась на момент проверки, что подтверждается универсальными передаточными документами от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№. Просит постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить за малозначительностью совершенного правонарушения. В судебном заседании защитник ФИО1 – Галеев Р.В. жалобу поддержал и просил ее удовлетворить. Представители административного органа ФИО2 и ФИО3 с жалобой не согласились, просили в удовлетворении жалобы отказать, признав вынесенное постановление законным и обоснованным. Полагают, что вина должностного лица ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ, доказана материалами дела, назначенное наказание является справедливым. Допрошенный в судебном заседании ФИО7 пояснил, что работает главным инженером в ООО «Тентпроект», в связи с чем является ответственным лицом выдачи средств индивидуальной защиты (далее – СИЗ) работникам, с внесением записей в личную карточку работника, в том числе и ФИО9 Средства СИЗ выдаются своевременно и в полном объеме. Не может пояснить причину отсутствия в личной карточке работника сведений о выдаче средств индивидуальной защиты, перечисленных в обжалуемом постановлении. Допрошенный в судебном заседании ФИО8 пояснил, что работает начальником цеха в ООО «Тентпроект», в связи с чем является ответственным лицом выдачи средств индивидуальной защиты (далее – СИЗ) работникам, с внесением записей в личную карточку работника, в том числе и ФИО10 и ФИО11 Замена средства СИЗ производится по мере их изношенности, однако выдача очков документально не фиксируется, в связи с чем не может подтвердить обстоятельства выдачи очков ФИО10 и ФИО11 Выслушав доводы защитника заявителя и представителя административного органа, а также свидетелей, исследовав материалы по делу об административном правонарушении, прихожу к следующему. Частью 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда. Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие по поводу реализации гражданами прав, предусмотренных нормами законодательства о труде и об охране труда. Целями трудового законодательства в соответствии со статьей 1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей. Государство гарантирует обеспечение права каждого на защиту его трудовых прав и свобод. Статья 37 Конституции Российской Федерации закрепляет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, устанавливает гарантии реализации трудовых прав граждан, обеспечивает единый порядок регулирования отношений между работником и работодателем. Законодательство о труде и об охране труда конкретизирует конституционные нормы. Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством, включая законодательство об охране труда (ТК РФ, иные федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права), и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления). Работодатели (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) в пределах своей компетенции вправе принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ, может выражаться в бездействии, повлекших нарушение или невыполнение норм действующего законодательства о труде и об охране труда. В соответствии со статьей 211 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) государственными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации законах и иных нормативных правовых актах Субъектов Российской Федерации, устанавливаются права, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе деятельности. В силу статьи 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников; приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. Согласно статье 221 ТК РФ на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Согласно пункту 4. Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты утвержденных приказом от 01.06.2009 № 290 Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее - Межотраслевых правил) следует, что работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия СИЗ работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. Приобретение СИЗ осуществляется за счет средств работодателя. Допускается приобретение работодателем СИЗ во временное пользование по договору аренды. Работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, соответствующие СИЗ выдаются бесплатно. В соответствии с пунктом 34 Межотраслевых правил ответственность за своевременную и в полном объеме выдачу работникам прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия СИЗ в соответствии с типовыми нормами, за организацию контроля за правильностью их применения работниками, а также за хранение и уход за СИЗ возлагается на работодателя (его представителя). Как следует из материалов дела, на основании распоряжения должностного лица административного органа от ДД.ММ.ГГГГ№ должностными лицами административного органа в отношении ООО «Тентпроект», расположенного по адресу: <адрес>, проведена плановая, документарная проверка соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в ходе которой выявлены нарушения должностного лица - генерального директора ООО «Тентпроект» ФИО1 норм трудового законодательства. По итогам проверки государственным инспектором труда ДД.ММ.ГГГГ составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ№, содержащий подробное описание выявленных нарушений. По факту выявленных нарушений ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом административного органа в отношении должностного лица - генерального директора ООО «Тентпроект» ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ. Согласно протоколу об административном правонарушении установлено, что ООО «Тентпроект» нарушен порядок выдачи СИЗ, а также работники не обеспечиваются СИЗ работодателем в установленном законом порядке. Согласно выписки из ЕГРЮЛ основной вид деятельности Общество 41.20 - Строительство жилых и нежилых зданий. Таким образом, для вышеуказанных норм соответствует Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16.07.2007 № 477 «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты» работникам, занятым на строительных, строительно-монтажных и ремонтно-строительных работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. Так, согласно пункту 52 Типовых норм бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на строительных, строительно-монтажных и ремонтно-строительных работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением - Приложение к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16.07.2007 № 477 (далее - Типовые правила) монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций должен быть обеспечен следующими СИЗ: Костюм сигнальный 3 класса защиты (1 раз в год); рукавицы с наладонниками из винилискожи Т- прерывистой или перчатки с полимерным покрытием (6 пар в год); полусапоги кожаные на нескользящей подошве или сапоги резиновые (1 пара в год); очки защитные (до износа); жилет сигнальный (1 раз в год); пояс предохранительный (1 пара в год). На наружных работах зимой дополнительно: костюм сигнальный на утепляющей прокладке 3 класса защиты (по поясам); валенки с резиновым низом или ботинки кожаные с жестким подноском (по поясам); перчатки с защитным покрытием, морозостойкие, с шерстяными вкладышами. Согласно личной карточке учета выдачи СИЗ монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций ООО «Тентпроект» ФИО9 не был обеспечен следующими СИЗ: жилет сигнальный; пояс предохранительный, костюм сигнальный на утепляющей прокладке 3 класса защиты, валенки с резиновым низом или ботинки кожаные с жестким подноском, перчатки с защитным покрытием, морозостойкие, с шерстяными вкладышами. Согласно пункту 91 Типовых норм бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на строительных, строительно-монтажных и ремонтно-строительных работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением - Приложение к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16.07.2007 № 477 (далее - Типовые правила) электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования должен быть обеспечен следующими СИЗ: Комбинезон хлопчатобумажный для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий или костюм из смешанных тканей для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий (1 раз в год), ботинки кожаные (1 пара в год), рукавицы комбинированные или перчатки хлопчатобумажные или перчатки с полимерным покрытием (12 пар в год), очки защитные (до износа). На наружных работах зимой дополнительно: куртка на утепляющей прокладке (по поясам), брюки на утепляющей прокладке или костюм для защиты от пониженных температур из смешанной или шерстяной ткани (по поясам), валенки с резиновым низом или ботинки кожаные утепленные с жестким подноском (по поясам), перчатки с защитным покрытием, морозостойкие с шерстными вкладышами (3 пары в год). Согласно личной карточке учета выдачи СИЗ электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования ООО «Тентпроект» ФИО10 не был обеспечен следующими СИЗ: очки защитные. Согласно пункту 31 Типовых норм бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на строительных, строительно-монтажных и ремонтно-строительных работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением - Приложение к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16.07.2007 № 477 (далее - Типовые правила) маляр должен быть обеспечен следующими СИЗ: Комбинезон хлопчатобумажный для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий или костюм из смешанных тканей для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий (1 раз в год), фартук прорезиненный (2 раза в год); рукавицы комбинированные или перчатки с полимерным покрытием (12 пар в год); ботинки кожаные или сапоги резиновые (1 пара в год): респиратор (до износа); очки защитные (до износа). На наружных работах зимой дополнительно: куртка на утепляющей прокладке (по поясам), брюки на утепляющей прокладке или костюм для защиты от пониженных температур из смешанной или шерстяной ткани (по поясам), валенки с резиновым низом или ботинки кожаные утепленные с жестким подноском (по поясам), перчатки с защитным покрытием, морозостойкие с шерстными вкладышами (3 пары в год). Согласно личной карточке учета выдачи СИЗ маляр ООО «Тентпроект» ФИО11 не был обеспечен следующими СИЗ: очки защитные. Обстоятельства, выводы, изложенные должностным лицом административного органа в постановлении по делу об административном правонарушении, и виновность должностного лица - генерального директора ООО «Тентпроект» ФИО1 в совершении административного правонарушения подтверждены совокупностью доказательств, а именно: распоряжением должностного лица административного органа от ДД.ММ.ГГГГ№; акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ№; протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ№ Изложенные обстоятельства проверки свидетельствуют о том, что должностному лицу - генеральному директору ООО «Тентпроект» ФИО1 и его представителю ФИО12 было известно о причинах и предмете проверки, им были созданы необходимые условия для участия в осуществлении государственного трудового надзора и выражения суждений относительно полученных результатов. Уполномоченным должностным лицом проверка деятельности общества осуществлена в соответствии с регламентирующим законодательством и нарушений не усматривается. При рассмотрении данного дела на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения. В соответствии с требованиями статьи 26.1 КоАП РФ установлены наличие события административного правонарушения, лицо, нарушившее трудовое законодательство, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. При квалификации действий должностного лица - генерального директора ООО «Тентпроект» ФИО1, должностное лицо административного органа правомерно исходило из того, что несоблюдение требований трудового законодательства образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ. Вопреки доводам жалобы при рассмотрении настоящего дела должностное лицо правильно установило все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию, и пришло к обоснованному выводу о наличии в действиях должностного лица - генерального директора ООО «Тентпроект» ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ. К показаниям допрошенных в судебном заседании ФИО7 и ФИО8 в части того, что работникам выдавались СИЗ своевременно и в полном объеме, отношусь критически, поскольку допрошенные лица являются работниками ООО «Тентпроект» и находятся в зависимом положении от работодателя. Кроме того, ФИО7 не может пояснить причину отсутствия в личной карточке работника сведений о выдаче средств индивидуальной защиты, перечисленных в обжалуемом постановлении. Следует отметить, что по результатам дела об административном правонарушении, административным органом ДД.ММ.ГГГГ вынесено предписание № которое лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении исполнено в оговоренные сроки. Таким образом, действия должностного лица - генерального директора ООО «Тентпроект» ФИО1 правильно квалифицированы по части 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ. Наказание назначено с учетом общих правил назначения наказания, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.8 и 4.1 КоАП РФ и в пределах санкции части 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ. Субъектами административного правонарушения, предусмотренного данной нормой, являются граждане, должностные и юридические лица. Обстоятельства, на которых государственный инспектор труда основал свои выводы, приведенные им в постановлении, доказательства и их оценка, являются достаточными, чтобы исключить какие-либо сомнения в виновности должностного лица - генерального директора ООО «Тентпроект» ФИО1 Государственный инспектор труда не допустил нарушения норм процессуального права, всесторонне, полно и объективно выяснил обстоятельства дела, создал лицам, участвующим в деле, необходимые условия для реализации ими своих процессуальных прав. Постановление вынесено в соответствии с установленными обстоятельствами и в рамках процедуры, установленной КоАП РФ, надлежащим образом мотивировано и отвечает требованиям статьи 29.10 КоАП РФ. Ссылка защитника о признании выявленных нарушений малозначительными подлежат отклонению в силу следующего. По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния. Оценив представленные доказательства, характер совершенного правонарушения, должностное лицо, с выводами которого соглашается судья, не усмотрел в действиях должностного лица - генерального директора ООО «Тентпроект» ФИО1 малозначительности совершенного правонарушения, поскольку в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении должностного лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права. Следует отметить, что инкриминируемое заявителю административное правонарушение создает угрозу жизни и здоровью работников общества. Объективных данных, позволяющих усомниться в достоверности фактов, изложенных в процессуальных документах, не имеется. Иное толкование заявителем норм права и другая оценка обстоятельств дела не свидетельствуют об ошибочности выводов заявителя и не опровергают их. Вместе с тем, из обжалуемого постановления подлежит исключению указание на то, что согласно личной карточке учета выдачи СИЗ маляр ООО «Тентпроект» ФИО11 не был обеспечен следующими СИЗ: очки защитные, поскольку это противоречит материалам дела об административном правонарушении. В соответствии с содержанием личной карточке учета выдачи СИЗ маляра ФИО11, очки защитные ему выданы при поступлении на работу ДД.ММ.ГГГГ, а также ДД.ММ.ГГГГ выдана маска маляра, включающая в конструкцию и очки. На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.3, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья РЕШИЛ: Жалобу должностного лица - генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Тентпроект» ФИО1 удовлетворить частично. Постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Татарстан ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ№ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Тентпроект» ФИО1 изменить. Исключить из описательно-мотивировочной части постановления указаний и суждений следующего содержания: согласно личной карточке учета выдачи СИЗ маляр ООО «Тентпроект» ФИО11 не был обеспечен следующими СИЗ: очки защитные, за отсутствием в этой части состава инкриминируемого правонарушения. В остальной части постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Татарстан ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ№ оставить без изменения. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения, через Тукаевский районный суд Республики Татарстан. Судья: <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> |