ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-124/20 от 11.08.2020 Канского городского суда (Красноярский край)

Дело 12-124/2020

РЕШЕНИЕ

11 августа 2020 года г. Канск

Судья Канского городского суда Красноярского края Смирнова М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника администрации г.Канска Ветровой Ю.В. на постановление врио начальника Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.Канску и Канскому району Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Красноярскому краю №77 от 29 июня 2020 года, по делу об административном правонарушении в отношении администрации г.Канска Красноярского края, привлеченного к административной ответственности по ч.2 ст.20.4 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением врио начальника Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.Канску и Канскому району Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Красноярскому краю №77 от 29 июня 2020 года, администрация г.Канска Красноярского края, признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.4 КоАП РФ, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 202 000 рублей, за то, что как указано в постановлении, при проведении на основании распоряжения №45 от 22.04.2020г. внеплановой выездной проверки с 07 по 27 мая 2020 года в отношении Администрации г.Канска было установлено, что на земельных участках в г.Канске:

- расположены свалки горючих отходов – участок с координатами N56.20275, E95.685196 (с южной стороны от дома по <адрес>), участок с координатами N56.206333, E95.691925 (с восточной стороны от дома по <адрес>), участок с координатами N56.24461, E95.76627 (напротив дома по <адрес>);

- расположены свалки горючих отходов и нескошенная сухая трава – участок с координатами N56.19278, E95.67555 (напротив дома <адрес>, 36), участок с координатами N56.209568, E95.68617 (за домами по <адрес>, 22/2, 22, 20), участок с координатами N56.210091, E95.68538 (за домами на <адрес>, 11, 9);

а также следующие территории г.Канска не обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения для тушения пожаров:

- территория района Мясокомбината <адрес>, пер.Без названия, пер.Кожевенный, пер.Учебный, <адрес>),

- территория <адрес> (<адрес>,

<адрес>),

- территория острова <адрес>),

- территория района ГИБДД <адрес>, пер.Нагорный, <адрес>, пер.Красный, <адрес>),

- территория м/на <адрес>

- территория района Кирпичиков <адрес>),

- территория района Красного Огородника <адрес>),

- территория <адрес> (<адрес>, <адрес>

- территория района <адрес>, <адрес>),

- территория ДПМК «Дорожников» <адрес>),

- территория м/на Северный <адрес>),

- территория <адрес>, <адрес>),

- территория <адрес>),

- территория <адрес>

- территория <адрес>, <адрес>),

- территория <адрес>),

- территория <адрес> (<адрес>),

при этом с 14.04.2020г. постановлением Правительства Красноярского края №193-п от 06.04.2020 «О введении особого противопожарного режима на территории отдельных муниципальных образований Красноярского края», на территории города Канска введен особый противопожарный режим.

Не согласившись с принятым решением, защитник администрации г.Канска Красноярского края Ветрова Ю.В. подала жалобу, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить, поскольку в протоколе об административном правонарушении не установлены обстоятельства, касающиеся месторасположения и границ конкретного земельного участка, ответственность за противопожарное состояние которого несет муниципальное образование как собственник, землепользователь, землевладелец или арендатор, оснований полагать, что земельным участком, указанным в п.17.1 Правил, следует считать все земли в границах населенного пункта, не имеется, нарушений правил противопожарного режима территорий поселений в вину администрации г.Канска не вменялось. Относительно привлечения к ответственности за размещение свалок горючих отходов, полагает, что ответственность за данное правонарушение установлена за нарушение экологических требований, доказательств того, что именно администрация <адрес> организовала свалку либо свозила туда отходы, не представлено. Вопрос о наличии вины органа местного самоуправления в совершении правонарушения не исследовался, администрацией представлены материалы о том, что принимаются меры по устранению несанкционированных свалок.

В судебном заседании защитник администрация г.Канска Красноярского края Ветрова Ю.В. доводы жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям, дополнительно пояснив, что после вынесения постановления 10.07.2020г. администрация г.Канска выезжала по указанным адресам свалок горючих отходов и нескошенной травы и было установлено, что собственник домовладения по <адрес>, рядом с которым с южной стороны имеется свалка, принял меры к ликвидации свалки, решается вопрос об оформлении правоустанавливающих документов на указанный земельный участок (в настоящее время право пользования, аренды ему не предоставлено), свалки по адресам <адрес> ликвидированы, по адресу <адрес> – заключен муниципальный контракт по разборке дома, по адресам <адрес> – свалки включены в реестр и будут ликвидированы в 2021 году в связи с отсутствием средств в бюджете на эти цели, по адресу <адрес> – установлен срок для устранения свалки виновным лицом до 31.08.2020г., скашивание сухой травы будет производится в зимний период, поскольку местность является болотистой, ранее, в 2019 году работы по скашиванию сухой травы на данных участках не производились в связи с отсутствием денежных средств. Относительно отсутствия пожарных гидрантов проводится работа - проведена проверка состояния имеющихся гидрантов, стоимость установки одного гидранта составляет 87572 рубля, сумма для дотационного бюджета г.Канска является ощутимой, составлен локально-сметный расчет на установку пожарных гидрантов в 7 районах города, 16.07.2020г. проведено совещание по вопросам обеспечения гидрантами. На 2019 год имеется схема актуализации водоснабжения и отведения на период с 2014 по 2024 годы, выявленные новые адреса отсутствующих гидрантов ранее в реестр пожарных гидрантов включены не были.

В судебном заседании представитель Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.Канску и Канскому району Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Красноярскому краю врио начальника Ерлыков А.Ю. возражал против удовлетворения жалобы, суду пояснил, что принадлежность земельных участков устанавливалась согласно данным публичной кадастровой карты, адресам и координатам земельных участков, установлено, что все они находятся на неразграниченных землях муниципального образования города Канска, таким образом, данными земельными участками распоряжается администрация г.Канска. Все выявленные в период с 07 по 27 мая 2020 года факты нарушений правил пожарной безопасности выявлены впервые, перечисленные защитником меры приняты администрацией г.Канска в целях устранения ранее выявленных нарушений и в рамках ранее выданного предписания.

Исходя из положений ч.1 ст.1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.

Согласно положениям ст.29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении указываются должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес, дата и место рассмотрения дела, сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело, обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу, мотивированное решение по делу, срок и порядок обжалования постановления.

Установление лица, совершившего противоправное действие (бездействие), за которое КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, в соответствии с ч.2 ст.26.1 КоАП РФ входит в предмет доказывания и относится к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении. При этом сведения о лице, в отношении которого ведется производство по делу, указываются как в протоколе, так и в постановлении по делу об административном правонарушении.

Согласно ч.2 ст.28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, совершенные в условиях особого противопожарного режима.

Субъектами указанного административного правонарушения являются в частности юридические лица, вина которых согласно ч.2 ст.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливается выявлением наличия у него возможности для соблюдения требований, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и непринятием всех зависящих от него мер по соблюдению этих требований.

Как следует из материалов дела, при проведении внеплановой выездной проверки в отношении администрации г.Канска на основании распоряжения органа государственного контроля (надзора) №45 от 22.04.2020г. в период с 07 по 27 мая 2020 года было установлено, что на земельных участках с приведенными координатами и адресами расположены свалки горючих отходов (участок с координатами N56.20275, E95.685196 (с южной стороны от дома по <адрес>), участок с координатами N56.206333, E95.691925 (с восточной стороны от дома по <адрес>), участок с координатами N56.24461, E95.76627 (напротив дома по <адрес>), а также нескошенная сухая трава (участок с координатами N56.19278, E95.67555 (напротив дома <адрес> участок с координатами N56.209568, E95.68617 (за домами по <адрес>, 22/2, 22, 20), участок с координатами N56.210091, E95.68538 (<адрес> территории <адрес> не обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения для тушения пожаров (<адрес>), чем нарушены п.п. 17.1, 19 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 №390, ст.ст.62, 63 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». При этом с 14.04.2020г. на территории города Канска введен особый противопожарный режим постановлением Правительства Красноярского края №193-п от 06.04.2020 «О введении особого противопожарного режима на территории отдельных муниципальных образований Красноярского края».

Протокол №77 об административном правонарушении отражает приведенные нарушения. Указанные в протоколе нарушения подтверждаются актом проверки №45 от 27.05.2020г. с фототаблицей, распоряжением о проведении внеплановой выездной проверки №45 от 22.04.2020г., а также реестром пожарных гидрантов на территории г.Канска по состоянию на 21.05.2020г.

В соответствии со ст.42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности.

Согласно ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001г. №137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.

Согласно пояснениям защитника администрации г.Канска в судебном заседании, а также пояснений должностного лица, вынесшего постановление, земельными участками по указанным координатам распоряжается администрация г.Канска, согласно сведениям публичной кадастровой карты, на пользование указанными участками договоры аренды не заключались, право пользование не предоставлялось, земельные участки с указанными координатами находятся на неразграниченных землях муниципального образования г.Канска, что не оспаривается и защитником в судебном заседании, в связи с чем, обязанность по осуществлению мер пожарной безопасности возложена на администрацию г.Канска Красноярского края.

Понятие особого противопожарного режима определено в ст.30 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности», которой установлено, что в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим.

На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе предусматривающие привлечение населения для локализации пожаров вне границ населенных пунктов, запрет на посещение гражданами лесов, принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных и иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры).

Постановлением правительства Красноярского края от 06.04.2020г. №193-п «О введении особого противопожарного режима на территории отдельных муниципальных образований Красноярского края» с 14 апреля 2020 года на территории муниципальных образований Красноярского края введен особый противопожарный режим.

Вменяемые администрации г.Канска Красноярского края нарушения требований пожарной безопасности непосредственно связаны со сложившимися неблагоприятными климатическими факторами, послужившими основанием для введения особого противопожарного режима. Более того, из смысла указанного постановления следует, что "особый противопожарный режим вводится в связи с наступлением неблагоприятных климатических условий (сухая, ветреная погода), необходимость стабилизации обстановки с пожарами.

Обстоятельства, установленные в результате проверки, послужили основанием для привлечения администрации г.Канска Красноярского края к административной ответственности по ч.2 ст. 20.4 КоАП РФ, поэтому доводы жалобы о том, что в протоколе об административном правонарушении не установлено местоположение и границы конкретного земельного участка, ответственность за противопожарное состояние которого возложена на администрацию г.Канска Красноярского края, являются несостоятельными. В ходе судебного заседания и защитник администрации г.Канска и должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, пояснили, что земельные участки установлены по адресным данным, координатам и данным публичного кадастрового плана. В ходе рассмотрения данной жалобы сведения о принадлежности указанных земельных участков иным лицам на правах собственности, аренды, иного права пользования не представлены.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении, врио начальника Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.Канску и Канскому району Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Красноярскому краю, в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ, были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства данного дела. Так, в соответствии с требованиями статьи 26.1 КоАП РФ, установлены наличие события административного правонарушения, лицо, допустившее нарушение требований пожарной безопасности, виновность данного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Постановление вынесено должностным лицом Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.Канску и Канскому району Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Красноярскому краю в соответствии с установленными обстоятельствами и в рамках процедуры, установленной, надлежащим образом мотивировано и отвечает требованиям статьи 29.10 КоАП, всем доказательствам дана надлежащая оценка, при этом оснований для признания их недопустимыми не имеется, поскольку они получены в соответствии с требованиями КоАП РФ и обоснованно использованы в качестве доказательств по данному делу, что также опровергает доводы жалобы.

Доказательств принятия администрацией г.Канска необходимых и достаточных мер, направленных на соблюдений требований пожарной безопасности, не имеется, следовательно выводы должностного лица о виновности администрации г.Канска являются обоснованными.

Доводы защитника о том, что в настоящее время приняты меры по устранению свалок горючих отходов по указанным в постановлении адресам, проведению работы по подготовке локально-сметных расчетов стоимости установки пожарных гидрантов, не исключают административную ответственность администрации г.Канска за выявленные в ходе проверки нарушения правил пожарной безопасности и свидетельствуют о выполнении выданного органами пожарного надзора предписания. Доводы об отсутствии денежных средств в бюджете города на выполнение противопожарных мероприятий в ходе рассмотрения дела не подтверждены, кроме того, отсутствие достаточного финансирования на цели, связанные с соблюдением правил пожарной безопасности, не может служить основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности.

Доводы защитника об отсутствии вины администрации г.Канска в организации свалок горючего мусора и о необходимости проведения работ по очистке участков болотистой местности от сухой травы в зимний период не принимаются судом, поскольку в силу п.17(1) Правил противопожарного режима возложена обязанность производить регулярную уборку мусора и покос травы, требований убирать именно сухую траву действующее законодательство не содержит. Кроме того, в судебном заседании защитник администрации г.Канска подтвердил, что в 2019 году покос травы на указанных территориях не производился.

Причины, по которым требования пожарной безопасности не были соблюдены, не имеют правового значения и не могут служить основанием для освобождения администрации города Канска от административной ответственности.

По настоящему делу требования ст.4.1 КоАП РФ при назначении наказания соблюдены.

Поскольку вина администрации г.Канска Красноярского края в данном правонарушении установлена верно, порядок привлечения к административной ответственности не нарушен, а наказание назначено надлежаще, то постановление по делу об административном правонарушении отмене либо изменению не подлежит.

Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление врио начальника Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.Канску и Канскому району Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Красноярскому краю №77 от 29 июня 2020 года, по делу об административном правонарушении в отношении администрации г.Канска Красноярского края, привлеченной к административной ответственности по ч.2 ст.20.4 КоАП РФ, - оставить без изменения, а жалобу защитника администрации г.Канска Красноярского края Ветровой Ю.В. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение десяти суток с момента вручения или получения его копии.

Судья М.М. Смирнова