№12-124/2016
РЕШЕНИЕ
04 июля 2016 года город Орел Судья Советского районного суда г. Орла Гапонова Е.М., рассмотрев жалобу должностного лица ФИО1 на постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Орловской области по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГ о привлечении ее к административной ответственности по ч.6.3 ст. 15.25 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Должностное лицо ФИО1 обратилась в суд с жалобой на постановление, считая его незаконным и необоснованным. В обоснование жалобы указала, что ТУ Росфиннадзора в Орловской области, устанавливая событие административного правонарушения, в протоколе об административном правонарушении и постановлении о назначении административного наказания указало, что паспорт сделки (ПС №***) уполномоченным банком был закрыт ДД.ММ.ГГ. Статистические формы учета перемещения товаров на сумму <данные изъяты> рублей и на сумму <данные изъяты> рублей представлены резидентом - <данные изъяты> в уполномоченный банк - ДД.ММ.ГГ, то есть с нарушением требуемого срока на 71 день.
Частью 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов более чем на тридцать дней.
Объектом правонарушения является установленный законом порядок осуществления валютных операций. Объективная сторона правонарушения выражается в нарушении установленных сроков представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций более чем на тридцать дней.
Центральный банк Российской Федерации утвердил Инструкцию № 138-И от 04.06.2012г. «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» (далее - Инструкция № 138-И).
В соответствии с пунктом 9.1. главы 9 Инструкции № 138-И при исполнении обязательств по контракту, по которому оформлен ПС, резидент представляет в банк ПС одновременно с одним экземпляром справки о подтверждающих документах, следующие документы, подтверждающие исполнение (прекращение) обязательств по контракту способом, отличным от исполнения обязательств по контракту в виде расчетов (далее - способ, отличный от расчетов), или документы, подтверждающие изменение обязательств по контракту (кредитному договору) (далее подтверждающие документы):
- в случае вывоза (ввоза) товара с территории (на территорию) Российской Федерации при отсутствии установленного нормативными правовыми актами в области таможенного дела требования о декларировании таможенным органам товаров - транспортные (перевозочные, товаросопроводительные), коммерческие документы, статистическую форму учета перемещения товаров, установленную Правилами ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 января 2011 года N 40 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 6, ст. 889; N 22, ст. 3183) (далее - статистическая форма учета перемещения товаров), которую резидент представляет в банк ПС в порядке, установленном в абзаце третьем настоящего подпункта (пункт 9.1.2. главы 9 Инструкции № 138-И).
Статистическая форма учета перемещения товаров представляется резидентом в банк ПС после ее оформления и представления в таможенные органы без представления справки о подтверждающих документах (абзац третий пункта 9.1.2. главы 9 Инструкции № 138-И).
Согласно положению пункта 9.2. Инструкции №138-И справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы, указанные в пункте 9.1 настоящей Инструкции (за исключением статистической формы учета перемещения товаров), представляются резидентом в банк ПС в следующие сроки:
в срок не позднее 15 рабочих дней после месяца, в котором на документах, используемых в качестве декларации на товары, заявлении на условный выпуск (заявлении на выпуск компонента вывозимого товара), должностным лицом таможенных органов проставлена отметка о дате их выпуска (условного выпуска). При наличии на указанных документах нескольких отметок должностного лица таможенных органов о разных датах выпуска (условного выпуска) товаров срок, указанный в настоящем подпункте, исчисляется от наиболее поздней даты выпуска (условного выпуска) товаров, указанной на документе;
в срок не позднее 15 рабочих дней после окончания месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы, указанные в подпунктах 9.1.2 - 9.1.4 пункта 9.1 настоящей Инструкции.
Иных нормативных актов в области валютного регулирования устанавливающих сроки представления статистической формы учета перемещения товаров не имеется. Таким образом, срок представления статистической формы учета перемещения товаров резидентом в банк ПС не установлен. Данный вывод подтверждает Банк России, указав в Информационном письме от 21.01.2014 N 43, что Инструкцией N 138-И не установлен предельный срок, в течение которого резидент должен — представить в банк ПС статистическую форму учета перемещения товаров.
Ссылка ТУ Росфиннадзора в Орловской области на Информационное письмо Банка России от 21.01.2014 N 43 "Вопросы по применению Инструкции Банка России от 04.06.2012 N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением" как на документ устанавливающий нормы права (сроки представления статистической нормы учета) не носит законного характера.
Кроме того, нормативные акты Банка России издаются в формах: указания, положения, инструкции Банка России (Приказ Банка России от 15.09.1997 N 02-395 "О Положении Банка России "О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России").
Таким образом, информационные письма Центрального банка Российской Федерации не являются нормативными правовыми актами по вопросам валютного регулирования, а в действующей Инструкции № 138-И отсутствуют обязательные требования относительно сроков представления статистической формы учета перемещения товаров резидентом в банк ПС.
В рассматриваемом случае на заявителя не может быть возложена ответственность на основании части 6.3. статьи 15.25 КоАП.
В связи с чем, просила суд постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Орловской области (ТУ Росфиннадзора в Орловской области) о назначении административного наказания №*** от ДД.ММ.ГГг. признать недействительным и отменить.
В судебном заседании представитель ФИО1 жалобу поддержал по основаниям, изложенным в ней. Просил суд отменить постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Орловской области по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГ о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ч.6.3 ст. 15.25 КоАП РФ, производство по административному материалу в отношении должностного лица ФИО1 – прекратить. Представил суду дополнение к жалобе, в котором указал, что согласно положений пункта 9.2. Инструкции №138-И (в редакции, действующей на момент оформления подтверждающих документов) справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы, указанные в пункте 9.1 настоящей Инструкции, представляются резидентом в банк ПС в следующие сроки: в срок не позднее 15 рабочих дней после окончания месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы, указанные в подпунктах 9.1.2 - 9.1.4 пункта 9.1 настоящей Инструкции (п. 9.2.2. Инструкции № 138-И). Однако, <данные изъяты> в установленные сроки не представил в уполномоченный банк статистическую форму учета перемещения товаров. В силу ст. 4.5. КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении (в редакции, действующей на момент наступления срока предоставления в уполномоченный банк статистической формы учета перемещения товаров) за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования не может быть вынесено по истечении по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. Таким образом, давность привлечения к административной ответственности закончилась в следующие сроки:
по товарной накладной №*** от ДД.ММ.ГГ в срок до ДД.ММ.ГГ. (1 год);
по товарной накладной №*** от ДД.ММ.ГГ в срок до ДД.ММ.ГГ. (1 год).
Таким образом, на момент обнаружения правонарушения, срок давности по данной сделки истек. В связи с чем, необходимо отменить оспариваемое постановление и производство по делу прекратить.
Представители ИФНС России по г. Орлу возражали против удовлетворения жалобы заявителя, поскольку обжалуемое постановление является законным и обоснованным. В соответствии с пунктами 1 и 2 части 2 статьи 24 Закона N 173-ФЗ резиденты обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 настоящего Федерального закона и вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.
Статистическая форма учета перемещения товаров представляется резидентом в банк ПС после ее оформления и представления в таможенные органы без представления справки о подтверждающих документах. Если статистическая форма учета перемещения товаров представляется резидентом в банк ПС одновременно со справкой о подтверждающих документах и другими подтверждающими документами, указанными в абзацах первом и втором настоящего подпункта, резидент заполняет справку о подтверждающих документах на основании других подтверждающих документов, указанных в абзацах первом и втором настоящего подпункта. Статистическая форма учета перемещения товаров является одним из подтверждающих документов, перечисленных в подпункте 9.1.2 пункта 9.1 Инструкции N 138-И.
Исходя из абзаца третьего подпункта 9.1.2 пункта 9.1 Инструкции N 138-И представление резидентом в банк ПС статистической формы учета перемещения товаров является обязательным.
Согласно Информационному письму Банка России от 21.01.2014 №43 «Вопросы по применению Инструкции Банка России от 04.06.2012 №138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» на момент закрытия паспорта сделки резидентом должны быть представлены в уполномоченный банк все статистические формы учета перемещения товаров, в которых содержатся сведения об отгруженных (полученных) товарах в рамках контракта.
Информационное письмо Банка России от 21.01.2014 №43 является документом, содержащим официальное толкование по применению положений Инструкции Банка России от 04.06.2012 года №138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением». В связи с этим, данным письмом необходимо руководствоваться при решении вопроса о сроках предоставления статистической формы учета перемещения товара в банк ПС.
Согласно сведениям, отраженным в разделе 4 «Сведения об оформлении, о переводе и закрытии паспорта сделки» ведомости банковского контроля по ПС №*** паспорт сделки уполномоченным банком был закрыт ДД.ММ.ГГ. Фактически статистические формы учета перемещения товаров на сумму <данные изъяты> рублей и на сумму <данные изъяты> рублей представлены резидентом - <данные изъяты> Россия в уполномоченный банк - <данные изъяты> - ДД.ММ.ГГ, что подтверждается отметкой ответственного лица банка о принятии, то есть с нарушением требуемого срока на 71 день. Статистическая форма учета перемещения товаров является одним из подтверждающих документов, перечисленных в подпункте 9.1.2 пункта 9.1 Инструкции N 138-И.
Таким образом, на момент закрытия паспорта сделки резидентом должны быть представлены в уполномоченный банк все статистические формы учета перемещения товаров, в которых содержатся сведения об отгруженных (полученных) товарах в рамках контракта. Поскольку статистические формы учета перемещения товаров не
были представлены <данные изъяты> на момент закрытия в банк ПС (ДД.ММ.ГГ), то административным органом правомерно сделан вывод о нарушении обществом валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного
регулирования.
Поскольку должностным лицом <данные изъяты> ФИО1 не соблюдены требования ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 10.12.2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», пп.9.1.2 п.9.1 Инструкции Банка России от 04.06.2012 года №138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением», то привлечение ее к административной ответственности, предусмотренной ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ является правомерным.
Таким образом, постановление от ДД.ММ.ГГ№*** Территориальное управление федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Орловской области о привлечении ФИО1 к административной ответственности предусмотренной ч.б.З ст. 15.25 КоАП РФ является законным и обоснованным. На основании изложенного, Инспекция ФНС России по г. Орлу просила суд отказать в удовлетворении требований ФИО1 в полном объеме.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, судья считает доводы жалобы обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения ; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Часть 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов более чем на тридцать дней – и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч пятисот рублей до трех тысяч рублей; на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В силу ст. 1.7 КоАП РФ Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
При этом, исходя из оспариваемого постановления следует, что согласно сведениям, отраженным в разделе 4 «Сведения об оформлении, о переводе и закрытии паспорта сделки» ведомости банковского контроля по ПС №*** паспорт сделки уполномоченным банком был закрыт ДД.ММ.ГГ года, по основанию для закрытия - п.7.9. Инструкции N 138-И (где банк ПС вправе самостоятельно закрыть ПС по истечении 180 календарных дней, следующих за датой, указанной в графе 6 раздела 3 ПС, при исполнении (прекращении) исходя из имеющихся в банке ПС информации всех обязательств по контракту (кредитному договору) и непредставлении резидентом заявления о закрытии ПС), то есть резидент - <данные изъяты> Россия должен был представить в уполномоченный банк статистические формы учета перемещения товаров на сумму <данные изъяты> рублей и на сумму <данные изъяты> рублей в срок по ДД.ММ.ГГ года.
Фактически статистические формы учета перемещения товаров на сумму <данные изъяты> рублей и на сумму <данные изъяты> рублей представлены резидентом - <данные изъяты> Россия в уполномоченный банк - <данные изъяты> - ДД.ММ.ГГ, что подтверждается отметкой ответственного лица банка о принятии, то есть с нарушением требуемого срока на 71 день.
ДД.ММ.ГГ начальником отдела <данные изъяты><данные изъяты> ФИО1 не соблюдены требования ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 10.12.2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», пп.9.1.2 п.9.1 Инструкции Банка России от 04.06.2012 года № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением», то есть совершено административное правонарушение в части несоблюдения установленного срока представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, ответственность за которое предусмотрена ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ.
Субъективная сторона данного правонарушения выражается в отсутствии объективных обстоятельств, препятствующих выполнению начальником отдела <данные изъяты> ФИО1 обязанности, предусмотренной пп.9.1.2 п.9.1 Инструкции № 138-И, т.е. данное лицо должно было соблюдать требования правовых норм, которые были нарушены, однако требования по их соблюдению не были выполнены, что в соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ позволяет сделать вывод о виновности начальника отдела <данные изъяты> ФИО1
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГ между <данные изъяты> Россия (Поставщик) - резидент и <данные изъяты> (Покупатель) - нерезидент был заключен договор поставки №***.
В уполномоченном банке - <данные изъяты> по данному договору ДД.ММ.ГГ был оформлен паспорт сделки №***.
<данные изъяты> на основании товарной накладной №*** от ДД.ММ.ГГ была осуществлена поставка товара <данные изъяты> на сумму <данные изъяты> рублей.
Резидентом в уполномоченный банк вместе со справкой о подтверждающих документах от ДД.ММ.ГГ на сумму <данные изъяты> рублей была представлена товарная накладная №*** от ДД.ММ.ГГ, которая была указана в справке о подтверждающих документах как подтверждающий документ.
<данные изъяты> на основании товарной накладной №*** от ДД.ММ.ГГ была осуществлена поставка товара <данные изъяты> на сумму <данные изъяты> рублей.
Резидентом в уполномоченный банк вместе со справкой о подтверждающих документах от ДД.ММ.ГГ на сумму <данные изъяты> рублей была представлена товарная накладная №*** от ДД.ММ.ГГ, которая была указана в справке о подтверждающих документах как подтверждающий документ.
Согласно положений пункта 9.2. Инструкции №138-И (в редакции, действующей на момент оформления подтверждающих документов) справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы, указанные в пункте 9.1 настоящей Инструкции, представляются резидентом в банк ПС в следующие сроки:
в срок не позднее 15 рабочих дней после окончания месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы, указанные в подпунктах 9.1.2 - 9.1.4 пункта 9.1 настоящей Инструкции (п. 9.2.2. Инструкции № 138-И).
Таким образом, суд согласен с мнением заявителя, что статистические Формы учета перемещения товаров должны были быть предоставлены в уполномоченный банк в следующие сроки:
по товарной накладной №*** от ДД.ММ.ГГ в срок до ДД.ММ.ГГ. (15 рабочих дней);
по товарной накладной №*** от ДД.ММ.ГГ в срок до ДД.ММ.ГГ. (15 рабочих дней).
Фактически, статистические формы учета перемещения товаров на сумму <данные изъяты> рублей и на сумму <данные изъяты> рублей представлены <данные изъяты> в уполномоченный банк - ДД.ММ.ГГ.
В действующей редакции пункт 9.2. Инструкции № 138-И выглядит следующим образом: «справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы, указанные в пункте 9.1 настоящей Инструкции (за исключением статистической формы учета перемещения товаров), представляются резидентом в банк ПС в следующие сроки:», то есть в настоящий момент сроки предоставления статистических форм учета перемещения товаров не установлены.
В силу ст. 4.5. КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении (в редакции, действующей на момент наступления срока предоставления в уполномоченный банк статистической формы учета перемещения товаров) за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования не может быть вынесено по истечении по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
В связи с чем, на момент составления обнаружения правонарушения, сроки давности привлечения в отношении правонарушения, совершенного ФИО1 истекли, протокол об административном правонарушении и оспариваемое постановление были составлены неправомерно.
Одновременно, суд делает вывод, что в редакции, действующей на момент составления протокола об административном правонарушении действует новая редакция пункта 9.2. Инструкции № 138-И, которая не содержит установленных сроков предоставления статистической формы учета перемещения товаров, в связи с чем, в действиях ФИО1 отсутствует состав ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ, который предусматривает нарушение именно установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций.
В силу положений ч.4 ст.1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Исходя из положений ч.1 ст.1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Приведенные обстоятельства позволяют судье сделать вывод о том, что при составлении протокола об административном правонарушении были допущены существенные процессуальные нарушения требований КоАП РФ.
В соответствии со ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений, в том числе об отмене постановления об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В связи с изложенным, суд считает необходимым указанное постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Орловской области по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГ о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ч.6.3 ст. 15.25 КоАП РФ отменить, производство по административному материалу в отношении должностного лица ФИО1 – прекратить.
Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Жалобу должностного лица ФИО1 – удовлетворить.
Постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Орловской области по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГ о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ч.6.3 ст. 15.25 КоАП РФ, отменить, производство по административному материалу в отношении должностного лица ФИО1 – прекратить.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд в течение 10 дней с момента его получения.
Судья: Е.М. Гапонова