ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-124/2016 от 18.04.2016 Лазаревского районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

Р Е Ш Е Н И Е

18 апреля 2016 года Лазаревский районный суд <адрес>

<адрес> в составе:

судьи Даракчян А.А.

при секретаре ФИО2

рассмотрев в судебном заседании дело по жалобе Акционерного коммерческого банка «Крыловский»(Открытое акционерное общество) об отмене постановления от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя главного государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору – заместителя начальника ОНД <адрес> УНД ГУ МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ АКБ «Крыловский» (ОАО) (далее – Банк) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частями 1,4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказания в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.

Генеральный директор АКБ «Крыловский» (ОАО) ФИО3 обратилась в суд с жалобой, в которой просит отменить указанное постановление, а производство по делу прекратить. В обоснование своих доводов указывает, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отделением надзорной деятельности <адрес> УНД ГУ МЧС России по <адрес> была проведена плановая проверка в отношении Банка за соблюдением обязательных требований пожарной безопасности, которая проводилась в дополнительном офисе Банка – «Дагомысский», расположенного по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ в отношении Банка было составлено два протокола и об административном правонарушении по ч.ч. 1 и 4 ст. 20.4 КоАП РФ, на основании которых ДД.ММ.ГГГГ вынесено обжалуемое постановление об административном правонарушении. Считает данное постановление незаконным и необоснованным, поскольку указанные в нем нарушения не соответствуют действительности.

Так, в постановлении указано, что лица допускаются к работе на объекте без прохождения обучения мерам пожарной безопасности, при этом не конкретизируются эти лица, не указываются их фамилии, имена, отчества и должности. Кроме того, при приеме на работу сотрудников, а также два раза в год проводится инструктаж по пожарной безопасности, что подтверждается журналом регистрации инструктажа по пожарной безопасности. В Банке разработана и утверждена руководителем Банка общеобъектовая инструкция по обеспечению пожарной безопасности, на каждом объекте определен порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий, инструктаж проводит ответственный сотрудник, согласно утвержденному управляющим офиса ежегодному графику. Документы, подтверждающие проведение инструктажей, были переданы должностному лицу на проверку пожнадзора ФИО4ДД.ММ.ГГГГ, согласно описи документов к письму от ДД.ММ.ГГГГ.

Автоматическая пожарная сигнализация на помещения 12,12/1,13,14,15,20,22,23,24,25,44 была смонтирована и введена в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается актом проведения контрольных опробований, испытаний, проверки работоспособности оборудования и систем противопожарной защиты от ДД.ММ.ГГГГ. Абзацем 3 п. 61 ППР предусмотрено, что на объекте должна храниться исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта. Просит учесть, что данное требование появилось в 2012 году, поэтому в связи с тем, что закон обратной силы не имеет, следовательно, у Банка отсутствует обязанность хранить исполнительную документацию на установки и системы противопожарной защиты объекта, введенные до даты вступления в силу ППР 2012 года.

Руководителем Банка ДД.ММ.ГГГГ утверждена общеобъектовая инструкция о мерах пожарной безопасности Банка, которая была предоставлена должностному лицу на проверку пожнадзора ФИО4ДД.ММ.ГГГГ, согласно описи документов к письму от ДД.ММ.ГГГГ.

При вводе помещений Банка в эксплуатацию в 2007 году от пожнадзора за подписью ФИО4 было получено письмо о том, что помещения Банка удовлетворяют требованиям норм и правил пожарной безопасности и он не возражает в их эксплуатации. Также при проведении предыдущей проверки в 2009 году теми же должностными лицами указанные нарушения не выявлялись. Просит учесть, что помещения 18,19 отключены от электроснабжения и относятся неэксплуатируемым помещениям, что подтверждается справкой управляющего дополнительным офисом «Дагомысский» от ДД.ММ.ГГГГ, в то время как предметом госпожнадзора является соблюдение требований пожарной безопасности организациями и гражданами на объектах защиты, используемых (эксплуатируемых) ими в процессе осуществления своей деятельности.

Должностное лицо госпожнадзора ФИО4 подписывал два акта проведения контрольных опробований, испытаний, проверк работоспособности оборудования и систем противопожарной защиты, а именно: акт от ДД.ММ.ГГГГ и акт от ДД.ММ.ГГГГ, в которых указано, что автоматическая пожарная сигнализация находится в исправном состоянии, дефектов и недостатков не выявлено, а также отклонений от проекта нет, и никаких претензий по поводу помещений и не было. Указанные помещения также относятся к неэксплуатируемым помещениям, отключены от электроснабжения, поэтому не могут быть предметом государственного надзора.

В постановлении указано, что Банк не смонтировал автоматическую пожарную сигнализацию (помещения ,7,8,30,31,32,34,36), что является нарушением ст. 83 № 123-ФЗ, однако данное нарушение не конкретизировано, так как указанная статья включает в себя 10 пунктов. Указанные помещения не используются Банком, в них отсутствует какой-либо ремонт и электроснабжение, поэтому они не могут быть предметом государственного надзора.

Кроме того, просит учесть факт нарушения должностными лицами госпожнадзора процессуальных норм в части привлечения Банка к административной ответственности, а именно: ДД.ММ.ГГГГ в Банк поступило два протокола и от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении, в рамках которых Банк привлекается к административной ответственности по ч. 1 и ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ. С ДД.ММ.ГГГГ Банку стало известно о привлечении его к административной ответственности, а также о том, что рассмотрение административного дела назначено на ДД.ММ.ГГГГ в 12 часов 00 минут. Следовательно, к указанному времени Банк не мог обеспечить направление представителя ввиду географической удаленности административного органа. \просит учесть, что протоколы были составлены без присутствия представителя Банка, о времени и месте составления указанных протоколов Банк тоже не был уведомлен, что является нарушением ст. 28.2 КоАП РФ. Протоколы были составлены ДД.ММ.ГГГГ, а направлены в Банк лишь ДД.ММ.ГГГГ,что подтверждается почтовым штампом на конверте.

Также в указанных протоколах и постановлении об административном правонарушении указано на факт выявленного нарушения, но не указано конкретно, в чем заключается нарушение по каждому пункту, в то время как описание существа совершенного правонарушения является важным фактором для определения его юридической квалификации в точном соответствии с нормами особенной части КоАП РФ. Поскольку в нарушение ст. 29.10.КоАП РФ в постановлении об административном правонарушении не определена объективная сторона по каждому правонарушению, не указано, в чем конкретно состоит событие правонарушения, вина Банка, полагает привлечение Банка к административной ответственности неправомерным.

В судебном заседании представитель заявителя по доверенности ФИО5 поддержал требования Банка, просит признать незаконным и отменить постановление от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении по указанным в жалобе доводам, производство по делу прекратить.

Представитель отделения надзорной деятельности <адрес> УНД ГУ МЧС России по <адрес> в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени судебного заседания.

Проверив материалы дела, выслушав представителя заявителя, суд находит жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Часть 1 статьи 20.4 КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях РФ.

Часть 4 статьи 20.4 КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.

Из материалов дела следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отделением надзорной деятельности <адрес> УНД ГУ МЧС России по <адрес> была проведена плановая проверка в отношении Банка за соблюдением обязательных требований пожарной безопасности, которая проводилась в дополнительном офисе Банка – «Дагомысский», расположенного по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ в отношении Банка было составлено два протокола и об административном правонарушении по ч.ч. 1 и 4 ст. 20.4 КоАП РФ, на основании которых ДД.ММ.ГГГГ вынесено обжалуемое постановление об административном правонарушении о привлечении Банка к административной ответственности по ч.1 и ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.

Согласно постановлению по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в ходе проверки соблюдения требования пожарной безопасности на территории и в зданиях АКБ «Крыловский» (ОАО), расположенного по адресу: <адрес>, были выявлены требования пожарной безопасности «Правил противопожарного режима в РФ» (утверждены Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ) и ФЗ-123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от ДД.ММ.ГГГГ, а именно:

- лица допускаются к работе на объекте без прохождения обучения мерам пожарной безопасности (отсутствует программа обучения, утвержденная МЧС России). Не определены порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума, которые определяются руководителем организации. Обучение мерам пожарной безопасности осуществляется в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности (ППР в РФ п.3);

- на объекте не хранится проектная документация на смонтированную (помещение « 12,12/1,13,14,15,20,22,23,24,25,44 согласно паспорту БТИ инвентарный от ДД.ММ.ГГГГ) автоматическую пожарную сигнализацию (ППР в РФ п. 61);

- отсутствует инструкция о мерах пожарной безопасности, разработанная в соответствии с требованиями установленными разделом XVШ настоящих Правил (ППР в РФ п. 2);

- в коридоре (помещение ,19 согласно паспорту БТИ инвентарный от 03.073.2012) и в холле облицовка (отделка) стен выполнена сгораемым материалом (деревянные панели), не предусмотренное проектом, и с характеристиками, превышающее допустимые (ст.ст.6,89,134 ФЗ-123; ППР в РФ п. 33)

- в коридоре (помещение согласно паспорта БТИ инвентарный от 03.073.2012), облицовка стен выполнена сгораемым материалом (пластиковые панели), не предусмотренное проектом и с характеристиками, превышающие допустимые (ст.6,89,134 ФЗ-123);

- в помещении и согласно паспорту БТИ инвентарный от 03.073.2012, установлен один пожарный извещатель, без учета требований пожарной безопасности и проектной документации (ст. 83 ФЗ-12, ППР в РФ п. 61);

- не смонтирована автоматическая пожарная сигнализация (помещение №,7,8,30,31,32,34,36 согласно паспорту БТИ инвентарный от 03.073.2012) ( ст. 83 ФЗ-123).

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, и оно не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в его пользу.

Из представленных материалов дела следует, что при приеме на работу сотрудников Банка, а также два раза в год, проводится инструктаж по пожарной безопасности, что подтверждается журналом регистрации инструктажа по пожарной безопасности. Кроме того, в Банке разработана и утверждена руководителем Банка общеобъектная инструкция по обеспечению пожарной безопасности, согласно абз. 6 п. 1.6 которой на каждом объекте Банка пообъектной инструкцией должен быть установлен соответствующий их пожарной опасности противопожарный режим, в том числе определен порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму. Согласно п. 6.1 инструкции о противопожарном режиме в ДО «Дагомысский» АКБ «Крыловский» (ОАО), утвержденной ДД.ММ.ГГГГ, вводный противопожарный инструктаж и противопожарный инструктаж на рабочем месте проводит ответственный сотрудник по пожарной безопасности согласно утвержденному управляющим офиса ежегодному графику. В соответствии с графиком проведения инструктажа по охране труда, по противопожарной безопасности, по электробезопасности, обучения и проверки знаний требований по охране труда в ДО «Дагомысский» АКБ «Крыловский» (ОАО)на 2014 год, утвержденному ДД.ММ.ГГГГ, инструктаж по пожарной безопасности проводится при поступлении на работу, а также 2 раза в год, а именно: в мае 2014 года и сентябре 2014 года.

Автоматическая пожарная сигнализация на помещения №,12/1,13,14,ё15,20,22,23,24,25,44, согласно паспорту БТИ от ДД.ММ.ГГГГ, была смонтирована и введена в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается актом проведения контрольных опробований, испытаний, проверки работоспособности оборудования и систем противопожарной защиты от ДД.ММ.ГГГГ. Абзацем 3 п. 61 ППР предусмотрено, что на объекте должна храниться исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта. Просит учесть, что данное требование появилось в 2012 году, поэтому в связи с тем, что закон обратной силы не имеет, следовательно, у Банка отсутствует обязанность хранить исполнительную документацию на установки и системы противопожарной защиты объекта, введенные до даты вступления в силу ППР 2012 года.

В соответствии с абз. 3 п. 5 Административного Регламента Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденного приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ)(далее – Административный регламент), предметом государственного надзора за выполнением требований пожарной безопасности органами власти, организациями и гражданами является соблюдение требований пожарной безопасности организациями и гражданами на объектах защиты, используемых (эксплуатируемых) ими в процессе осуществления своей деятельности.

Из представленных документов следует, что помещения №,7,8,16,16/1,18,19, 30.31.32.34.36 и холл отключены от электроснабжения, не используются (не эксплуатируются) Банком, поэтому не могут быть предметом государственного надзора.

Кроме того, при вводе помещений Банка в эксплуатацию в 2007 году от пожнадзора было получено письмо, согласно которому помещения Банка удовлетворяют требованиям норм и правил пожарной безопасности, и возражений по вводу их в эксплуатацию не было. При проведении предыдущей проверки в 2009 году теми же должностными лицами пожнадзора нарушения, связанные с облицовкой стен ненадлежащими материалами, не выявлялись. Также согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ и акту от ДД.ММ.ГГГГ о проведении контрольных опробований, испытаний, проверки работоспособности оборудования и систем противопожарной защиты, автоматическая пожарная сигнализация находится в исправном состоянии, дефектов и недостатков не выявлено, а также отклонений от проекта нет.

Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В силу части 2 статьи 25.1 КоАП дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Часть 3 статьи 25.4 Кодекса предусматривает, что дело об административном правонарушении рассматривается с участием законного представителя или защитника.

В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Из содержания приведенных норм следует, что протокол об административном правонарушении составляется и дело об административном правонарушении рассматривается в присутствии законного представителя юридического лица, привлекаемого к ответственности, либо в его отсутствие, если имеются данные о его надлежащем извещении

Суд принимает во внимание, что в нарушение ст. 28.2 КоАП РФ, заявитель был извещен о месте и времени рассмотрения протоколов об административном правонарушении в день их рассмотрения и вынесения обжалуемого постановления, что подтверждается почтовым штампом на конверте, и был лишен возможности присутствовать при рассмотрении протоколов от ДД.ММ.ГГГГ.

В силу п.п.2, 6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения и истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.

При таких обстоятельствах судья приходит к выводу, что обжалуемое постановление подлежит отмене, а производство по делу - прекращению.

Учитывая вышеизложенное, и руководствуясь ст. ст. 30.7, 24.5 КРФ об АП, суд

Р Е Ш И Л:

Постановление заместителя главного государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору – заместителя начальника ОНД <адрес> УНД ГУ МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении АКБ «Крыловский» (ОАО) к административной ответственности по ч. 1 и ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ - отменить, а производство по делу прекратить.

Решение может быть в течение десяти дней обжаловано в судебную коллегию по административным делам <адрес>вого суда.

Судья Лазаревского

районного суда <адрес> А.А. Даракчян

Копия верна судья Даракчян А.А.