ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-124/2016 от 26.07.2016 Октябрьского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Дело № 12 - 124/2016

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

26 июля 2016 года г. Саратов

Судья Октябрьского районного суда г. Саратова Белов А.В.,

при секретаре судебного заседания Шамьюновой Э.Э.,

с участием: защитника юридического лица, Федерального государственного бюджетного учреждения «Российский сельскохозяйственный центр», Федосеевой Л.Б., действующей на основании доверенности от <дата>,

заместителя начальника отдела семенного контроля и надзора за качеством зерна Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Саратовской области Сенаторова А.В., действующего на основании доверенности от <дата>,

главного специалиста-эксперта отдела правовой и кадровой работы отдела Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Саратовской области Казанцевой А.В., действующей на основании доверенности от <дата>,

главного специалиста-эксперта отдела правовой и кадровой работы, государственной службы и кадров Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Саратовской области Губко П.Ю., действующего на основании доверенности от <дата>,

рассмотрев жалобу руководителя филиала Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российский сельскохозяйственный центр» по Саратовской области Фаизова И.Ф. на постановление мирового судьи судебного участка № 5 Октябрьского района г. Саратова от 31 мая 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.7 КоАП РФ в отношении Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российский сельскохозяйственный центр»,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 5 Октябрьского района г. Саратова от 31 мая 2016 года Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российский сельскохозяйственный центр» (далее – ФГБУ «Россельхозцентр») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.

Не согласившись с данным решением, руководитель филиала ФГБУ «Россельхозцентр» по Саратовской области Фаизов И.Ф. обратился в Октябрьский районный суд г. Саратова с жалобой, в которой просит постановление мирового судьи отменить, производство по делу прекратить, мотивируя тем, что Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Саратовской области (далее - Россельхознадзор») на основании Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004г. № 327 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору» осуществляет в соответствии с п.п. 5.1.6 государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий в пределах своей компетенции, в том числе за соблюдением требований к качеству и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, побочных продуктов переработки зерна при осуществлении их закупок для государственных нужд, ввозе (вывозе) на территорию Таможенного союза, а также при поставке (закладке) зерна и крупы в государственный резерв, их хранении в составе государственного резерва и транспортировке; в соответствии с 5.1.7 Положения - государственный надзор в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений. Однако филиал ФГБУ «Россельхозцентр» по Саратовской области не занимается деятельностью, указанной в пунктах 5.1.6 и 5.1.7 Положения. Административный регламент исполнения Росслельхознадзором государственной функции по осуществлению государственного надзора и контроля за качеством и безопасностью зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства (и т.д.) утвержден приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 21.08.2009г. № 384. При проведении мероприятий по контролю должностное лицо Россельхознадзора, как и его территориальное управление, не вправе: проверять выполнение требований, не относящихся к компетенции Россельхознадзора; требовать предоставление документов, информации, проб (образцов), если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки. ФГБУ «Россельхозцентр» не может рассматриваться как учреждение, подлежащее проверке в рамках мероприятий, предусмотренных Федеральным законом № 294-ФЗ, а проверка филиала, инициированная Россельхознадзором, является превышением полномочий, предусмотренных п. 5.1.6, 5.1.7 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному контролю. Работа с зерном осуществляется только в рамках обязательной сертификации, действующей в соответствии с Федеральным Законом РФ от 28.12.2013 года № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации». Испытательная лаборатория (центр) филиала ФГБУ «Росссельхозцентр» по Саратовской области аккредитована в Росаккредитации, поэтому органом, осуществляющим правильность оформления, ведения, учета и отчетности, хранения документов, предусмотренной Системой менеджмента качества, является только Росаккредитация в соответствии со ст. 27 Федерального Закона РФ от 28.12.2013 года № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации». Работа с семенами осуществляется ФГБУ «Россельхозцентр» только в рамках добровольной сертификации, система которой зарегистрирована Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии. В соответствии с Федеральным Законом от 27.12.2002г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» контроль за деятельностью аккредитованных лиц осуществляется Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, выдавшим свидетельство о регистрации в едином реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации. В связи с этим защитник юридического лица полагают, что непредставление документов, истребованных у ФГБУ «Россельхозцентр», является не правонарушением, а соблюдением требований действующего законодательства, регулирующего деятельность систем обязательной и добровольной сертификации. Мировым судьёй не исследована вторая часть статьи 31.1 Федерального Закона от 17.12.1997 г. № 149-ФЗ «О семеноводстве»; сделан неверный вывод о том, что филиал осуществляет в целях оказания государственных услуг в сфере растениеводства (в том числе защиты растений и семеноводства) за счет средств федерального бюджета в рамках выполнения государственного задания широкую деятельность, связанную с работой с семенами. Также заявитель считает, что предмет выездной проверки Россельхознадзора не имеет отношения к деятельности филиала, выводы суда не обоснованы, не соответствуют действующему законодательству, в связи с чем, производство по делу подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

В судебном заседании защитник доводы жалобы поддержал в полном объеме по основаниям в ней изложенным.

В судебном заседании представители Россельхознадзора просили постановление мирового судьи оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с 19.7 КоАП РФ, непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6.16, частями 1, 2 и 4 статьи 8.28.1, частью 2 статьи 6.31, частью 4 статьи 14.28, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.2-1, 19.7.3, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.7.5-2, 19.7.7, 19.7.8, 19.7.9, 19.7.12, 19.8, 19.8.3 настоящего Кодекса - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

В соответствии со ст. 37.1 Федерального Закона от 17 декабря 1997 года № 149-ФЗ «О семеноводстве» государственный надзор в области семеноводства осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении ими в соответствии с законодательством Российской Федерации федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и государственного надзора в области сельского хозяйства согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. К отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора в области семеноводства, организацией и проведением проверок осуществляющих деятельность по производству, заготовке, обработке, хранению, реализации, транспортировке и использованию семян сельскохозяйственных и лесных растений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Полномочия Россельхознадзора в сфере семеноводства определены статьей 37.1. Федерального закона от 17 декабря 1997 года № 149-ФЗ «О семеноводстве», Указом Президента РФ от 09 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2004 года № 201 «Вопросы федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору», Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года. № 327, Приказом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 15 апреля 2013 года № 180, и указанный орган имеет полномочия по составлению протоколов по статьям 10.12, 10.13, 10.14 КоАП РФ.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении и установлено судом, в ходе проведения плановой выездной проверки филиала ФГБУ «Росссельхозцентр» по Саратовской области должностными лицами Россельхознадзора у проверяемого лица, деятельность которого связана с оказанием услуг в сфере растениеводства, в том числе семеноводства, определения посевных и сортовых качеств и проведения полевых или лабораторных исследований по установлению принадлежности сельскохозяйственных растений и семян к определенному сорту (апробация и грунтовой контроль), были затребованы: копии за последние три года заявок на апробацию посевов сельскохозяйственных культур; копии за последние три года документов удостоверяющих сортовую принадлежность высеваемых семян, их происхождение и качество; копии за последние три года актов апробации; копии за последние три года договоров на закупку семян для торгующих семенами фирм пользующихся услугами ФГБУ «Росссельхозцентр», копии сертификатов сортовой идентификации, копии документов подтверждающих соблюдение прав патентообладателя (для категории оригинальные семена); копии за последние три года журналов регистрации проб; копии рабочих карточек; копии последние три года протоколов испытаний, что не отрицалось представителем юридического лица в судебном заседании. Вместе с тем, в нарушении п.5 ст. 12 и ст. 25 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в предоставлении данных сведений Россельхознадзору было отказано.

Вина ФГБУ «Россельхозцентр» в совершении оспариваемого правонарушения подтверждается материалами дела, в частности: протоколом об административном правонарушении от <дата> (т. 1 л.д. 7-9), актом проверки от <дата> (т. 1 л.д.10-14); приказом заместителя руководителя Россельхознадзора ФЗ от <дата> (л.д. 4); приказом заместителя руководителя Россельхознадзора от <дата>-и (т. 1 л.д. 5-6); ответами ФГБУ «Россельхозцентр» (т. 1 л.д. 23-27, 102-106, 108, 109-116); копией свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (т. 1 л.д. 28, 29); сведениями об учете в составе Статистического регистра (т. 1 л.д. 30); положением о филиале ФГБУ «Россельхозцентр» по Саратовской области, в соответствии с которым в деятельность организации входит работа с семенами (т. 1 л.д. 31- 37); выпиской из ЕГРЮЛ (т. 1 л.д. 37-54); копией приказа от <дата> (т. 1 л.д. 55); копией Устава ФГБУ «Россельхозцентр» (т. 1 л.д. 58-93).

Собранные по данному делу об административном правонарушении доказательства получили должную и всестороннюю оценку в совокупности с другими материалами дела в соответствии с правилами ст. 26.11 КоАП РФ.

При рассмотрении настоящего дела мировой судья правильно установил все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию, и на основании полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ФГБУ «Россельхозцентр» по Саратовской области состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ.

Доводы заявителя, что ФГБУ «Россельхозцентр» не подлежит проверки в рамках Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а действия должностных лиц Россельхознадзора является превышением полномочий, предусмотренных п. 5.1.6, 5.1.7 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному контролю основаны на неверном толковании закона.

Довод заявителя о том, что мировым судьёй не была исследована вторая часть статьи 31.1 Федерального Закона от 17 декабря 1997 года № 149-ФЗ «О семеноводстве», не состоятельны, так как исследованию в судебном заседании подлежат доказательства по делу, а не законодательство Российской Федерации.

Фактически доводы, изложенные в жалобе, сводятся к иной оценке доказательств, они были предметом обсуждения и им дана правильная правовая оценка на основании исследования всех представленных доказательств в совокупности.

Наказание ФГБУ «Россельхозцентр» назначено в соответствии с требованиями закона, с учетом всех обстоятельств дела, нарушений норм административного законодательства судом первой инстанции не допущено, поэтому оснований для отмены или изменения постановления по делу об административном правонарушении не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление мирового судьи судебного участка № 5 Октябрьского района г. Саратова от 31 мая 2016 года, которым Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российский сельскохозяйственный центр» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 3 000 рублей, оставить без изменения, а жалобу Фаизова И.Ф. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в порядке ст. 30.12 КоАП РФ.

Судья подпись А.В. Белов