№12-124/2021
РЕШЕНИЕ
16 апреля 2021 года г. Оренбург
Судья Оренбургского районного суда Оренбургской области РязяповаД.И.,
при секретаре Рудь Е.Д.,
с участием защитников лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ООО «СГЦ «Вишневский» - ФИО1, ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора общества с ограниченной ответственность «Селекционно Гибридный Центр «Вишневский» ФИО5 на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, главного государственного специалиста-эксперта межрегионального Медногорского отдела государственного экологического надзора ФИО2№ от 24 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 7 ст.8.2 КоАП РФ в отношении общества с ограниченной ответственность «Селекционно Гибридный Центр «Вишневский»,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, главного государственного специалиста-эксперта межрегионального Медногорского отдела государственного экологического надзора ФИО2 от 24 декабря 2020 года № ООО «СГЦ «ФИО3» (далее – Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 250000 рублей.
Не соглашаясь с вынесенным постановлением, директор ООО «СГЦ «Вишневский» ФИО5 обратился в Ленинский районный суд г.Оренбурга с жалобой на указанное постановление, в которой просит отменить постановление от 24декабря 2020 года и прекратить производство по делу об административном правонарушении. В обоснование своих доводов указал, что в действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения, поскольку до 01 января 2019 года Общество, как субъект среднего предпринимательства не обязано было разрабатывать проект нормативов образования отходов и утверждать его. В последующем произошли изменения в экологическом законодательстве, и с 01 января 2019 года все хозяйствующие субъекты, в том числе ООО «СГЦ «Вишневский» обязаны получить комплексное экологическое разрешение до 01 января 2025 года, так как нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на его основании. Срок, установленный Федеральным законом "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 21 июля 2014 года N 219-ФЗ для получения комплексного экологического разрешения, еще не наступил.
Определением Ленинского районного суда г.Оренбурга от 15 февраля 2021 года жалоба директора ООО «СГЦ «Вишневский» ФИО5 передана в Оренбургский районный суд Оренбургской области по подведомственности, куда поступила 03 марта 2021 года.
Законный представитель юридического лица – директор ООО «СГЦ «Вишневский» ФИО5, а также должностное лицо ФИО2, в судебное заседание не явились, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в связи с чем судья определил: рассмотреть жалобу в их отсутствие.
В судебном заседании защитники лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, директор ООО «СГЦ «Вишневский» ФИО1 и ФИО4 доводы жалобы поддержали по изложенным в ней основаниям и просили её удовлетворить.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, заслушав защитников лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, судья приходит к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Ответственность по ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ наступает за неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации, что влечет для юридических лиц наложение административного штрафа в размере от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
Статья 8.2 КоАП РФ в редакции, содержащей часть 7 указанной статьи, введена в действие с 17 июня 2019 г. Федеральным законом от 17 июня 2019 года N 141-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".
Согласно ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
В соответствии с ч. ч. 1 - 3 ст. 18 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (ч. 1). Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды (ч. 2). Для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды (ч. 3).
Постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2015 г. N 1029 утверждены критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий.
При этом критерием отнесения объектов, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к областям применения наилучших доступных технологий, к объектам I категории является, в том числе, осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности:
- по обработке и утилизации отходов в части, касающейся обезвреживания отходов производства и потребления с применением оборудования и (или) установок: по обезвреживанию отходов производства и потребления I - III классов опасности, включая пестициды и агрохимикаты, пришедшие в негодность и (или) запрещенные к применению; по обезвреживанию отходов производства и потребления IV и V классов опасности (с проектной мощностью 3 тонны в час и более);
- по захоронению следующих отходов производства и потребления: отходы I - III классов опасности; отходы IV и V классов опасности, включая твердые коммунальные отходы (20 тыс. тонн в год и более).
Согласно постановлению главного специалиста-эксперта межрегионального Медногорского отдела государственного экологического надзора ФИО2№ от 24 декабря 2020 года о назначении административного наказания, ООО «СГЦ «Вишневский» осуществляет деятельность по выращиванию и разведению свиней, свиноматок на объекте, расположенном по адресу: Оренбургская область, Оренбургский район, Железнодорожный разъезд №20, ул. Дружбы, д. 1/1. Данный объект относится к объектам I категории негативного воздействия на окружающую среду, включенным в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Согласно журналу первичного учета, во II квартале 2020 года в результате деятельности объекта образовалось 7,846 тонн отходов, в III квартале 2020 года – 7,846 тонн. При этом нормативы образования отходов и лимиты на их размещение для указанного объекта не разработаны, заявка на получение комплексного экологического разрешения Обществом не подавалась.
Данное правонарушение выявлено 14 декабря 2020 года при поступлении 09 ноября 2020 года в Южно-Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования жалобы от Оренбургского регионального отделения общероссийской общественной организации «Всероссийское общество охраны природы» о нарушении требований природоохранного законодательства при осуществлении хозяйственной деятельности на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду – «Свинокомплекс», расположенном по адресу: Оренбургская область, Оренбургский район, Железнодорожный разъезд №20, ул. Дружбы, д. 1/1, по результатам рассмотрения которой 14 декабря 2020 года составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 7 ст.8.2 КоАПРФ, в отношении ООО «СГЦ «Вишневский».
В соответствии с подпунктом "в" пункта 16 ст. 33 Федерального закона от 08 ноября 2011 года N 309-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 01 января 2019 года хозяйствующие субъекты, являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, не могли разработать и утвердить в установленном порядке проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Согласно Сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ООО «СГЦ «Вишневский» является средним предприятием.
Однако с 01 января 2019 года статья 18 Федерального закона от 24июня1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" не содержит для субъектов малого и среднего предпринимательства исключения в части обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. В силу ч. 1.1 ст. 11 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 января 2019 года и до получения комплексных экологических разрешений в сроки, установленные ч. ч. 6 и 7 данной статьи, допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством РФ или уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения в сроки, установленные ч. ч. 6 и 7 данной статьи.
В соответствии с ч. ч. 6, 7 ст. 11 Федерального закона от 21июля2014 г. N 219-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, включенных в утвержденный уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти перечень объектов, обязаны обратиться в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти с заявкой на получение комплексного экологического разрешения в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2022 года включительно, а юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, относящихся к области применения наилучших доступных технологий и не включенных в указанный перечень, до 1 января 2025 года обязаны получить комплексное экологическое разрешение.
Пунктом 8.2 ст. 11 Федерального закона от 21июля2014 г. N 219-ФЗ предусмотрено, что до получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, комплексных экологических разрешений, представления декларации о воздействии на окружающую среду планы снижения выбросов и сбросов признаются планами мероприятий по охране окружающей среды или программами повышения экологической эффективности, указанными в пункте 11 статьи 16.3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В письме Росприроднадзора от 29 декабря 2018 г. N "О направлении информации" также обращено внимание на то, что субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющие эксплуатацию объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и отнесенных к объектам I категории, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, вправе обратиться в территориальные органы Росприроднадзора за предоставлением государственной услуги по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с 01января2019 г. и до дня получения комплексного экологического разрешения.
Таким образом, ООО «СГЦ «Вишневский» до 01 января 2019 г. не могло обратиться в территориальные органы Росприроднадзора за предоставлением государственной услуги по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а с 01 января 2019 г. Общество согласно ч. 7 ст.11 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ вправе обратиться в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти с заявкой на получение комплексного экологического разрешения в любое время с 01 января 2019 г., но указанное право в силу положений данной нормы закона предоставлено до 01 января 2025 г.
С учетом изложенного, исходя из того, что на дату выявления вменяемого правонарушения – 14 декабря 2020 г. у ООО «СГЦ «Вишневский» отсутствовала обязанность по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение, судья приходит к выводу о прекращении на основании п. 2 ч.1 ст.24.5 КоАПРФ производства по делу об административном правонарушении в отношении ООО «СГЦ «Вишневский» в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст.30.7 КоАПРФ, судья
РЕШИЛ:
постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, главного государственного специалиста-эксперта межрегионального Медногорского отдела государственного экологического надзора ФИО2№ от 24 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 7 ст.8.2 КоАП РФ в отношении общества с ограниченной ответственность «Селекционно Гибридный Центр «Вишневский» отменить, а производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Оренбургский районный суд Оренбургской области в течение 10 дней со дня получения его копии.
Судья Д.И. Рязяпова