ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-124/2021 от 21.10.2021 Кузнецкого районного суда (Пензенская область)

УИД 58МS0048-01-2021-002211-05
№ 12 - 124/2021

Р Е Ш Е Н И Е

г. Кузнецк Пензенской области. 21 октября 2021 года.

Судья Кузнецкого районного суда Пензенской области - Кравцов А.И.,

с участием защитника заявителя АО «Почта России» в лице Управления федеральной почтовой связи (УФПС) Пензенской области - филиала АО «Почта России» - Ивановой И.В.,

действующей на основании доверенности от 02.10.2019, сроком действия по 01.10.2022,

при секретаре - Абубекеровой Г.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника заявителя АО «Почта России» в лице Управления федеральной почтовой связи (УФПС) Пензенской области - филиала АО «Почта России» Ивановой И.В. на постановление мирового судьи судебного участка № 2 г. Кузнецка Пензенской области от 23.07.2021, которым юридическое лицо АО «Почта России» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.13 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 (двадцать тысяч) рублей.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, заслушав участников процесса, суд

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 г. Кузнецка Пензенской области от 23.07.2021 юридическое лицо - АО «Почта России» в лице Управления федеральной почтовой связи (УФПС) Пензенской области - филиала АО «Почта России» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.13 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 (двадцать тысяч) рублей.

В постановлении указано, что Акционерное общество «Почта России» совершило административное правонарушение, предусмотренное ст. 9.13 КоАП РФ, при следующих обстоятельствах.

- 10 июня 2021 года в 14 часов 00 минут по результатам проведенного Управлением Роскомнадзора по Пензенской области мониторинга соблюдения обязательных требований при осуществлении оператором почтовой связи деятельности в области оказания услуг почтовой связи установлено, что АО «Почта Росси» в ОПС Кузнецк 442530 Кузнецкого почтамта - обособленного структурного подразделения УФПС Пензенской области - филиала АО «Почта России», расположенного по адресу: <...>, не предпринято мер для создания условий для беспрепятственного доступа инвалидов в здание отделения почтовой связи, не оборудован вход в помещение пандусом для инвалидов и маломобильных групп населения в целях обеспечения их доступа в отделение почтовой связи.

Не соглашаясь с выводами указанного постановления, защитник заявителя АО «Почта России» в лице Управления федеральной почтовой связи (УФПС) Пензенской области - филиала АО «Почта России» Иванова И.В. представила в суд жалобу, в которой указала, что считает постановление незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм действующего законодательства по следующим основаниям.

Суд в постановлении ссылается на статью 2, часть 1 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 181-ФЗ), пункт 4 Порядка обеспечения операторами почтовой связи условий доступности для инвалидов объектов почтовой связи и предоставляемых услуг почтовой связи, утвержденного приказом Минкомсвязи России от 22.09.2015 № 355, СП 59.13330.2012 Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения.

Согласно постановления факт совершения правонарушения и вина АО «Почта России» в его совершении подтверждены совокупностью доказательств: протоколом от 10.06.2021, приказом Управления Роскомнадзора по Пензенской области от 30.03.2021 № 11-дн, протоколом мониторинга -ОПС от 20.05.2021, фотоматериалами в количестве четырех фотографий, копией лицензии и выписки их ЕГРЮЛ, административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.13 КоАП РФ.

АО «Почта России» считает, что постановление мирового судьи по делу об административном правонарушении не мотивировано, состав правонарушения не доказан, в силу чего, постановление является незаконным и подлежащим отмене, поскольку оно принято с нарушением норма материального права.

Частью 1 статьи 29.10 КоАП РФ установлено, что в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны, в том числе, обстоятельства, установленные при рассмотрении дела (пп. 4); мотивированное решение по делу (пп. 6).

Такими образом, исходя из системного толкования положений указанной статьи постановление по делу об административном правонарушении наряду с другими необходимыми сведениями должно содержать описание существа совершенного правонарушения, в том числе указание на то, в чем выражается противоправность действия (бездействия) правонарушителя, все обстоятельства, связанные с наличием вины, а также доказательства, подтверждающие ее наличие.

Статьей 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе, 1) наличие события административного правонарушения; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Однако, в нарушение вышеуказанной нормы КоАП РФ постановление по делу не мотивировано, событие правонарушения не доказано.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 181-ФЗ) организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.

Пунктом 3 статьи 26 Федерального закона от 01.12.2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» установлено, что положения части первой статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.

Таким образом, юридически значимым обстоятельством в данном заявлении имеет год постройки здания и наличие сведений о его реконструкции, модернизации.

Однако, данное обстоятельство в обжалуемом постановлении суда не отражено.

Вместе с тем, здание по адресу: <...>, с нежилыми помещениями отделения почтовой связи введено в эксплуатацию в 1987 году. Копии технического и кадастрового паспортов, акт ввода в эксплуатацию здания представлены АО «Почта России» в материалы дела вместе с возражениями по делу об административном правонарушении.

Однако судом данные документы не исследованы, мотивированные причины их отклонения в постановлении не отражены.

Доказательств проведения в здании реконструкции, модернизации, капитального ремонта постановление суда также не содержит, в силу чего вывод суда о применении Федерального закона № 181-ФЗ к данному зданию (абзац 2 стр. 5 постановления по делу) не мотивирован, и противоречит вышеуказанным нормам материального права, которые судом также не исследованы в постановлении и немотивированно отклонены.

Таким образом, требования, установленные частью 1 статьи 15 Федерального закона № 181-ФЗ на здание по адресу: <...>, не распространяются.

Согласно постановлению административное правонарушение выразилось в нарушении требований СП 59.13330.2012 (абзац 3 стр. 3 постановления).

СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, утвержден приказом Минрегиона России от 27.12.2011 № 605, введен в действие с 01.01.2013.

Пунктами 1.1 и 1.2 СП 59.13330.2012 определено, что настоящий свод правил предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (далее - маломобильных групп населения - МГН) равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципах «универсального проекта» (дизайна); требования настоящего документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений.

Таким образом, действие СП 59.13330.2012 на здание, построенное в 1987 году, т.е. до введения в действие СП 59.13330.2012 в 2013 году, не распространяется, а вывод суда о распространении данных правил на уже существующие объекты (абзац 2 стр.5 постановления по делу) противоречит нормам материального права.

Судом в нарушении КоАП РФ не проанализирована техническая документация на здание, ссылки на документы Россрестра в постановлении отсутствуют.

Таким образом, в нарушение статей 26.1 и 29.10 КоАП РФ постановлением суда состав правонарушения не установлен.

Более того судом не учтено, что СП 59.13330.2012 утратил силу полностью с 01.08.2020 в связи признанием утратившим силу Постановления Правительства РФ от 26.12.2014 № 1521.

Подпунктом 1 п. 4 ст. 26 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» от 01.12.2014 № 419-ФЗ установлено, что в целях обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и условий для беспрепятственного пользования услугами устанавливается переходный период, в течение которого федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления утверждают и реализуют в сферах установленной деятельности мероприятия по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг.

Порядок обеспечения оператором связи условий доступности для инвалидов объектов связи и предоставляемых услуг связи устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения (часть 2 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи»).

Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 22.09.2015 № 355 утвержден Порядок обеспечения операторами почтовой связи условий доступности для инвалидов объектов почтовой связи и предоставляемых услуг почтовой связи (далее - Порядок № 355).

Частью 4 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ установлено, что в случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.

Аналогичное требование предусмотрено пунктом 5 Порядка № 355: на объектах почтовой связи, которые невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов (до проведения их запланированного капитального ремонта, реконструкции, модернизации), операторы почтовой связи осуществляют предоставление услуг почтовой связи по приему и доставке письменной корреспонденции, посылок, почтовых переводов денежных средств по месту жительства инвалидов или в дистанционном режиме либо обеспечивают согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуг.

Частью 2 пункта 1.2 СП 59.13330.2012 определено, что в случае невозможности полного приспособления объекта для нужд маломобильных групп населения при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений и т.д., следует осуществлять проектирование в рамках «разумного приспособления».

Аналогичное требование содержит «СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» (утв. Приказом Минстроя России от 14.11.2016 №798/пр, документ введен в действие с 15.05.2017) согласно которому в случае невозможности при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений полного приспособления объекта для нужд МГН следует осуществлять проектирование архитектурно-строительных, инженерно-технических решений и организационные мероприятия по адаптации объектов в рамках «разумного приспособления» (часть 2 п. 4.1 СП 59.13330.2016).

СП 59.13330.2016 утверждены приказом Минстроя России от 14.11.2016 № 798/пр. Пунктами 1.1 и 1.2 СП 59.13330.2016 определено, что настоящий свод правил настоящий свод правил предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения - маломобильных групп населения (далее - МГН) равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципе универсального проекта (дизайна). Настоящий свод правил распространяется на проектирование общественных зданий открытого доступа населения, в том числе инвалидов и маломобильных групп населения.

Таким образом, действие СП 59.13330.2016 на здание, построенное в 1987 году, т.е. введения в действие СП 59.13330.2016 также не распространяется.

Обратное судом не доказано.

Таким образом, ни одним нормативным правовым актом на которые суд ссылается в постановлении не предусмотрено безусловной императивной обязанности оператора почтовой связи обустроить вход в отделения почтовой связи пандусом, данными нормами предусмотрена лишь публичная обязанность обеспечения доступа инвалидов к объектам почтовой связи.

Более того, вывод суда о виновности Общества, на основании того, что АО Почта России не представило достоверных доказательств отсутствия технической возможности оборудовать вход в здание пандусами противоречит основополагающему требованию КоАП РФ установленному статьей 1.5. «Презумпция невиновности» согласно которому Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.

Конкретные меры и этапы по реализации доступности объектов почтовой связи для инвалидов устанавливаются государственными органами в регулируемых ими сферах деятельности. Так в области почтовой связи указанный порядок установлен Министерством связи, цифрового развития и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Согласно пункту 5 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и услуг почтовой связи, утвержденного приказом Минкомсвязи России от 22.09.2015 № 355 «Об утверждении Порядка обеспечения операторами почтовой связи условий доступности для инвалидов объектов почтовой связи и предоставляемых услуг почтовой связи» на объектах почтовой связи, которые невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов (до проведения их запланированного капитального ремонта, реконструкции, модернизации), операторы почтовой связи осуществляют предоставление услуг почтовой связи по приему и доставке письменной корреспонденции, посылок, почтовых переводов денежных средств по месту жительства инвалидов или в дистанционном режиме либо обеспечивают согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуг.

Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов почтовой связи и предоставляемых услуг почтовой связи утвержден приказом ФГУП «Почта России» от 14.12.2015 № 634-п (имеется в материалах дела).

Пунктом 10 Порядка № 634-п предусмотрено, что в целях определения мер по поэтапному повышению уровня условий доступности для инвалидов объектов и услуг почтовой связи операторами почтовой связи проводится поэтапное обследование данных объектов, по результатам которого составляется паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг почтовой связи.

ОПС 442530 обследовано и на него составлен Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых услуг почтовой связи (прилагается) согласно которому ОПС доступно частично, т.е. услуги почтовой связи по приему и доставке письменной корреспонденции, посылок, почтовых переводов денежных средств оказываются людям с инвалидностью по слуху, зрению и на коляске по месту жительства ММГН или в дистанционном режиме (раздел IV паспорта доступности).

Согласно паспорту доступности для инвалидов объекта и представляемых услуг почтовой связи от 30.12.2019 ОПС 442530, <...>, объект почтовой связи и предоставляемые услуги почтовой связи доступны условно (ДУ), что означает оказание инвалидам услуг почтовой связи по приему и доставке письменной корреспонденции, посылок, почтовых переводов денежных средств по месту жительства инвалидов или в дистанционном режиме. На официальном сайте АО «Почта России» размещена соответствующая информация о том, что ОПС 442530 доступно посетителям с инвалидностью по зрению и слуху, обслуживает людей на коляске на дому. (https://www.pochta.ru/offices/442530). Выезд на дом бесплатный (скриншот станицы имеется в материалах дела).

Согласно разделу 3 указанного паспорта доступности для инвалидов объекта и представляемых услуг почтовой связи при входе в ОПС размещена необходимая контактная информация для обращения за оказанием услуг почтовой связи инвалидам по месту жительства (на дому). Наличие вывесок и контактной информации оператора почтовой связи на них: номера телефона, адреса электронной почты (другого вида связи, доступного для инвалидов по слуху), подтверждает также фотографиями, приложенными к настоящим пояснениям (фотографии имеются в материалах дела). Начальник ОПС 442530 приказом от 21.01.2021 № 112 ка назначен лицом, ответственным за прием заявок на обслуживание инвалидов на дому. С работниками отделения почтовой связи проведено обучение по вопросам, связанным с обеспечением доступности инвалидам услуг почтовой связи и объектов.

В соответствие с Планом деятельности Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации на период 2019-2024 годов, утвержденного приказом Минкомсвязи России от 30.01.2019 № 22, с учетом Плана мероприятий (дорожной карте) по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере связи и массовых коммуникаций, утвержденного приказом от 06.11.2015 № 449 Минкомсвязи Российской Федерации, удельный вес объектов почтовой связи, максимально доступных для инвалидов (соответствующих пункту 4 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и услуг почтовой связи, утвержденного приказом Минкомсвязи России от 22.09.2015 № 355), к 2021 году должен составлять 26 % на территории Российской Федерации от общего количества объектов почтовой связи, в которых населению предоставляются услуги почтовой связи.

Приказом ФГУП «Почта России» Приказом № 620-п от 10.12.2015 утвержден план мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг почтовой связи. Очередность обеспечения доступа к отделениям почтовой связи определяется Почта России.

Таким образом, при оказании услуг почтовой связи в ОПС по адресу: <...>, АО «Почта России» обеспечена публичная обязанность по обеспечению ММГН беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, в том числе, путем оказания услуг почтовой связи по месту жительства инвалида.

При вынесении постановления судом не были всесторонне исследованы обстоятельства дела, представленные Обществом доказательства, а также не были учтены требования, части 4 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ которой установлено, что в случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.

Судом не мотивированно отклонены доводы Общества о том, что подпунктом 1 п. 4 ст. 26 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» от 01.12.2014 № 419-ФЗ установлено, что в целях обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и условий для беспрепятственного пользования услугами устанавливается переходный период, в течение которого федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления утверждают и реализуют в сферах установленной деятельности мероприятия по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг.

Статьей 9.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за уклонение от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг.

Однако факт совершения АО «Почта России» административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 9.13 КоАП РФ, не подтверждается совокупностью доказательств, имеющихся в материалах дела.

Согласно ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности и толкуются в пользу этого лица.

Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения мер административного наказания, но соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Согласно пункту 8 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, в частности, проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Просит постановление мирового судьи судебного участка № 2 г. Кузнецка Пензенской области от 23.07.2021 отменить, производство по административному делу прекратить за отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения.

Поскольку, обжалуемое постановление мирового судьи судебного участка № 2 г. Кузнецка Пензенской области от 23.07.2021, АО «Почта России» получило по почте только 28.07.2021, а уже 06.08.2021 направило жалобу в Кузнецкий районный суд Пензенской области через мировой суд судебного участка № 2 г. Кузнецка Пензенской области, которая поступила 11.08.2018, суд считает, что заявителем не был пропущен предусмотренный законом 10 дневный срок на обжалование постановления, в связи с чем принимает жалобу АО «Почта России» к рассмотрению.

В судебном заседании защитник заявителя АО «Почта России» в лице Управления федеральной почтовой связи (УФПС) Пензенской области - филиала АО «Почта России» Иванова И.В. доводы жалобы поддержала в полном объеме, просила постановление мирового судьи судебного участка № 2 г. Кузнецка Пензенской области от 23.07.2021, которым АО «Почта России» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.13 КоАП РФ и ему было назначено наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей, отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения. В последнее судебное заседание защитник Иванова И.В. не явилась, представила суду ходатайство, в котором просила закончить рассмотрение дела без её участия, доводы жалобы и свои ранее данные суду пояснения полностью поддерживает и просит их удовлетворить.

Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Пензенской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, представил заявление, в котором просит рассмотреть жалобу АО «Почта России» в свое отсутствие, а также представил отзыв на жалобу АО «Почта России», в котором указал, что считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Базовым принципом оказания услуг связи на территории Российской Федерации является равный доступ к таким услугам для всех категорий граждан, включая лиц с ограниченными возможностями. Указанное следует из положений ч. 4 ст. 29 Конституции РФ, в соответствии с которой каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

В целях реализации указанного принципа, ч. 2 ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», для операторов связи, включая операторов почтовой связи, установлена обязанность обеспечивать условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам связи.

Порядок обеспечения операторами почтовой связи условий доступности для инвалидов объектов почтовой связи и предоставляемых услуг почтовой связи утверждён приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 22.09.2015 № 355 (далее - Порядок).

Требование оснащения входа на объект почтовой связи и выхода из объекта почтовой связи пандусами, оборудованными поручнями установлено абз. 2 пп. «а» п. 4 Порядка;

В соответствии с п. 3 Приказа Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 22.09.2015 № 355, подпункт «а» пункта 4 Порядка действует в отношении вновь вводимых в эксплуатацию или прошедших реконструкцию, модернизацию объектов и средств почтовой связи.

Согласно сведениям, предоставленным оператором почтовой связи АО «Почта России» (вх. № 5745/58 от 31.10.2019) ОПС 442530, расположенное по адресу: <...>, относится к категории объектов почтовой связи, прошедших реконструкцию/модернизацию, и адаптированных согласно требованиям доступности для инвалидов.

Кроме того, содержание перечня работ, осуществленных в ОПС 442530, приведённого в Акте № 1 о приёмке выполненных работ от 20.11.2019, а именно, устройство покрытия из дорожной тактильной плитки (п. 22), окраска ступеней в контрастный цвет (п. 33), установка окон из ПВХ-профилей (п. 61), применение современных материалов (профлист, алюминиевый профиль, сэндвич-панели), то есть внедрение элементов и материалов, ранее не имевшихся и не использовавшихся на объекте, позволяет отнести проведенные работы к модернизации, как это понятие определено Национальным стандартом РФ ГОСТ Р ИСО 6707-1-2020 «Здания и сооружения. Общие термины», утверждённым и введенным в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24.12.2020 № 1388-ст.

Исходя из содержания Разделов 2, 3 Акта № 1 о приёмке выполненных работ от 20.11.2019 следует, что значительной перестройке подверглись непосредственно крыльцо и тамбур ОПС 442530, то есть те элементы, которые играют ключевую роль в доступности отделения почтовой связи для лиц с ограниченными возможностями.

При проведении этих работ Лицо, привлекаемое к административной ответственности, обязано было соблюсти требования п. 7 Порядка обеспечения операторами почтовой связи условий доступности для инвалидов объектов почтовой связи и предоставляемых услуг почтовой связи, утверждённого приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 22.09.2015 № 355, который прямо указывает на обязанность оператора почтовой связи с 01.07.2016 обеспечивать при проектировании и модернизации объектов, на которых осуществляется предоставление услуг, соблюдение условий их доступности, установленных статьей 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в том числе путём размещения пандусов.

Указанные доводы были объективно, всесторонне и в полном объеме оценены мировым судьёй судебного участка № 2 г. Кузнецка Пензенской области при вынесении постановления по делу.

Настаивая на переоценке обстоятельств и материалов дела, Лицо, привлекаемое к административной ответственности, стремиться избежать наказания за допущенное им правонарушение и сознательное игнорирование норм действующего законодательства.

Таким образом, Управлением Роскомнадзора по Пензенской области считает, что оспариваемое постановление является правомерным и обоснованным. Просит постановление мирового судьи судебного участка № 2 г. Кузнецка Пензенской области по делу об административном нарушении от 23.07.2021 по ст. 9.13 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу АО «Почта России» - без удовлетворения.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, жалобу, отзыв на жалобу, выслушав защитника заявителя АО «Почта России» в лице Управления федеральной почтовой связи (УФПС) Пензенской области - филиала АО «Почта России» Иванову И.В., суд приходит к следующему.

Статьей 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за уклонение от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Статья 7 Конституции Российской Федерации определяет, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.

В соответствии с части 1 статьи 15 Федерального Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Согласно положениям указанных норм закона, к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся, в том числе, и объекты социальной инфраструктуры, обслуживающие население.

Приказом Минкомсвязи России от 22 сентября 2015 года № 355 утвержден Порядок обеспечения операторами почтовой связи условий доступности для инвалидов объектов почтовой связи и предоставляемых услуг почтовой связи.

В соответствии с пунктом 4 Порядка операторы почтовой связи обеспечивают следующие условия доступности для инвалидов объектов почтовой связи и услуг почтовой связи: возможность самостоятельного передвижения по объекту почтовой связи, входа на объект почтовой связи и выхода из него посредством оснащения входа на объект почтовой связи и выхода из объекта почтовой связи пандусами, оборудованными поручнями, в случае размещения объекта на первом этаже здания; оснащения лифтами, подъемниками при размещении объекта почтовой связи на втором этаже здания и выше; обеспечение достаточной шириной дверных проемов в стенах, лестничных маршей и площадок для передвижения кресел-колясок (в соответствии с требованиями Свода правил «СП 59.13330.2012» «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», предусмотренных пунктом 41 перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года N 1521); отсутствие порогов внутри помещения; содействие инвалиду при входе на объект почтовой связи для получения услуг почтовой связи и выходе из него; сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах, на которых оказываются услуги почтовой связи; оснащение объектов почтовой связи надписями, иной текстовой и графической информацией, выполненной крупным шрифтом, в том числе с применением рельефно-точечного шрифта Брайля, о наименовании организации и объекта почтовой связи, режиме работы объекта почтовой связи, почтовом индексе, режиме выемки простой письменной корреспонденции (на почтовом ящике); предоставление работниками оператора почтовой связи: информации об услугах почтовой связи инвалидам иными доступными им способами; содействия инвалидам при пользовании пользовательским оборудованием (оконечным оборудованием) и/или техническими средствами, используемыми при оказании услуг почтовой связи, в том числе в случае, если работа на таком оборудовании для инвалида затруднена и невозможна; дублирование необходимой для инвалидов речевой и зрительной информации об условиях оказания услуг почтовой связи в доступной для инвалидов форме с учетом ограничений их жизнедеятельности; допуск собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение и выдаваемого по форме, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 июня 2015 года N 386н; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам почтовой связи с учетом ограничений их жизнедеятельности; оказание иной необходимой инвалидам помощи в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.

Как следует из материалов дела, в период с 01 апреля 2021 года по 20 апреля 2021 года в ходе проведения Управлением Роскомнадзора по Пензенской области систематического наблюдения установлено невыполнение АО «Почта России» требований статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. По состоянию на 20 апреля 2021 года на ОПС Кузнецк 442530 Кузнецкого почтамта - обособленного структурного подразделения УФПС Пензенской области - филиала АО «Почта России», расположенного по адресу: <...>, установлено отсутствие оснащения входа на объект почтовой связи и выхода из объекта почтовой связи пандусами, оборудованными поручнями.

Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.13 КоАП РФ, и виновность АО «Почта России» в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают: протоколом об административном правонарушении от 10.06.2021 года, в котором описывается существо правонарушения; приказом № 11-нд от 30.03.2021 года Управления Роскомнадзора по Пензенской области о проведении планового систематического наблюдения в отношении АО «Почта России» путем мониторинга отделений почтовой связи; протоколом -ОПС мониторинга объекта почтовой связи (отделения почтовой связи) от 20.05.2021 года по соблюдению обязательных требований осуществления оператором почтовой связи деятельности в области оказания услуг почтовой связи, согласно которого проведена проверка ОПС Кузнецк 442530 Кузнецкого почтамта - обособленного структурного подразделения УФПС Пензенской области - филиала АО «Почта России», расположенного по адресу: <...>, которой установлено несоблюдение порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов почтовой связи и предоставляемых услуг связи, выраженные в отсутствии оснащения входа на объект почтовой связи и выхода из объекта почтовой связи пандусами, оборудованными поручнями, в случае размещения объекта на первом этаже здания; фотоматериалом в количестве четырех фотографий, фиксирующих отсутствие оснащения входа на объект почтовой связи и выхода из объекта почтовой связи пандусами, оборудованными поручнями, ОПС Кузнецк 442530 Кузнецкого почтамта - обособленного структурного подразделения УФПС Пензенской области - филиала АО «Почта России», расположенного по адресу: <...>; копией лицензии от 11.04.2018 года, предоставленной ФГУП «Почта России» на оказание услуг почтовой связи, с приложением лицензионных требований; выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 10.06.2021, содержащей сведения о юридическом лице АО «Почта России».

АО «Почта России», имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем, в бездействии юридического лица усматривается объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, АО «Почта России» допустило нарушение требований статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», выраженное в отсутствие оснащении входа на объект почтовой связи и выхода из объекта почтовой связи пандусами, оборудованными поручнями, чем совершило административное правонарушение, предусмотренное ст. 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - как уклонение от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры и предоставляемых услуг.

Доводы защитника юридического лица о том, что положения части 1 статьи 15 Федерального Закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» применяется только с 01 июля 2016 года исключительно к вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам, является несостоятельными, поскольку Положения Закона «О социальной защите инвалидов в РФ» требуют от предприятий, учреждений и организаций, связанных с обслуживанием населения, обязательного осуществления мер по приспособлению действующих павильонов, внутренних территорий организаций для доступа к ним инвалидов. Объекты могут оснащаться приспособлением и оборудованием как при начальном строительстве, так и при реконструкции, ремонте или в рамках общего благоустройства.

Утверждение защитника о том, что проведение мониторинга соблюдения надлежащего оказания услуг почтовой связи не входит в компетенцию ФГУП «ГРЧЦ», в связи с чем Радиочастотная служба вышла за пределы своих полномочий, что влечет признание протокола мониторинга незаконным, подлежит отклонению, поскольку согласно приказа о проведении проверки уполномоченными на проведение систематического наблюдения назначены ведущие специалисты - эксперты отдела контроля и надзора в сфере связи Управления Роскомнадзора по Пензенской области, в чьи полномочия входит осуществление соответствующих проверок, с привлечением Управления по Пензенской области филиала ФГУП «ГРЧЦ» в Приволжском федеральном округе (Радиочастотной службы), что не противоречит требованиям закона и не влечет признание протокола мониторинга незаконным.

Доводы об отсутствии в действиях АО «Почта России» указанного административного правонарушения в связи с тем, что вход в помещение отделения почты оборудован кнопкой вызова персонала для удовлетворения потребностей инвалидов, а также на постоянной основе организована работа мобильного офиса, представляющей собой оказание услуг на дому, нельзя признать состоятельными, поскольку предъявляющими требованиями к помещениям и их элементам, не предусмотрено в качестве альтернативы принятие указанных мер.

Согласно ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны в частности принять меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги. Вместе с тем АО «Почта России» не представлено достоверных доказательств отсутствия технической возможности оборудовать вход в здание пандусами. Кроме того, само по себе наличие кнопки вызова персонала не обеспечивает в полной мере потребности инвалидов по доступу на объект почтовой связи.

Оснований для освобождения АО «Почта России» в лице Управления федеральной почтовой связи (УФПС) Пензенской области - филиала АО «Почта России» от назначенного наказания, прекращения производства по делу, либо применения положений, предусмотренных ст. 2.9 КоАП РФ с освобождением заявителя от административной ответственности с вынесением устного замечания, суд не усматривает.

Помимо этого данные основания и доводы являлись предметом рассмотрения мировым судьей при вынесение им оспариваемого постановления.

Остальные доводы защитника заявителя АО «Почта России» в лице Управления федеральной почтовой связи (УФПС) Пензенской области - филиала АО «Почта России» Ивановой И.В. суд считает несущественными, поскольку они не влияют на квалификацию действий заявителя.

Каких - либо нарушений материального, процессуального права при рассмотрении административного дела со стороны мирового судьи допущено не было.

Наказание АО «Почта России» в лице Управления федеральной почтовой связи (УФПС) Пензенской области - филиала АО «Почта России» было назначено с учетом всех обстоятельств по делу - в минимальном размере, предусмотренном санкцией ст. 9.13 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах жалоба защитника заявителя АО «Почта России» в лице Управления федеральной почтовой связи (УФПС) Пензенской области - филиала АО «Почта России» Ивановой И.В. подлежит оставлению без удовлетворения, а постановление мирового судьи судебного участка № 2 г. Кузнецка Пензенской области от 23.07.2021 без изменения.

Постановление о привлечении заявителя к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.13 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Указание в постановление мирового судьи о том, что указанное выше нарушение, допущенное АО «Почта России» было выявлено 10 июля 2021 года в 14 часов 00 минут, считать опиской поскольку материалами дела достоверно было установлено, что административным органом допущенное АО «Почта России» нарушение было выявлено 10 июня 2021 года в 14 часов 00 минут.

Руководствуясь ст.ст. 30.1 - 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

Р Е Ш И Л :

Постановление мирового судьи судебного участка № 2 г. Кузнецка Пензенской области от 23.07.2021, которым юридическое лицо АО «Почта России» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.13 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 (двадцать тысяч) рублей -оставить без изменения, жалобу защитника заявителя АО «Почта России» в лице Управления федеральной почтовой связи (УФПС) Пензенской области - филиала АО «Почта России» Ивановой И.В. - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения.

Судья: