ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-124/2021 от 24.05.2021 Томского районного суда (Томская область)

№ 12-124/2021

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

г.Томск 24 мая 2021 года

Судья Томского районного суда Томской области Дубовик П.Н., рассмотрев жалобу главы Администрации Зоркальцевского сельского поселения Лобыни В.Н. на постановление заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Томской области №2063 от 30.12.2020 о назначении административного наказания по ч.2 ст. 17.15 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Зоркальцевского сельского поселения 30.10.2020 в 00.00 часов, находясь по адресу: Томская область, Томский район, с. Зоркальцево, ул. Трактовая, 39, являясь должником по исполнительному производству , согласно которому Администрация Зоркальцевского сельского поселения обязана на основании решения Томского районного суда Томской области от 18.04.2016 (дело 2а-458/2016, исполнительный лист ), вступившего в законную силу 24.05.2016, в срок до 17.02.2018 организовать водоотведение и очистку сточных вод, поступающих от жилых домов в д. Нелюбино Томского района Томской области, исключающее сброс неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод на рельеф местности в соответствии со строительными нормами и правилами Российской Федерации - в срок до 30.10.2020, вновь установленный в постановлении от 22.09.2020 о назначении нового срока исполнения требований, указанных в исполнительном документе, не исполнила требования неимущественного характера, содержащиеся в исполнительном документе, после наложения административного штрафа (постановление по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ вступило в законную силу), то есть совершила неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа - административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст. 17.15 КоАП РФ.

Постановлением начальника отдела – старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Томской области № 2063 от 30.12.2020 Администрация Зоркальцевского сельского поселения признана виновной в том, что 30.10.2020 в 00.00 часов, находясь по адресу: Томская область, Томский район, с. Зоркальцево, ул. Трактовая, 39, являясь должником по исполнительному производству , согласно которому Администрация Зоркальцевского сельского поселения обязана на основании решения Томского районного суда Томской области от 18.04.2016, вступившего в законную силу 24.05.2016, в срок до 17.02.2018 организовать водоотведение и очистку сточных вод, поступающих от жилых домов в д. Нелюбино Томского района Томской области, исключающее сброс неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод на рельеф местности в соответствии со строительными нормами и правилами Российской Федерации - в срок до 30.10.2020, вновь установленный в постановлении от 22.09.2020 о назначении нового срока исполнения требований, указанных в исполнительном документе, не исполнила требования неимущественного характера, содержащиеся в исполнительном документе, после наложения административного штрафа (постановление по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ вступило в законную силу), то есть совершила неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа - административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст. 17.15 КоАП РФ.

Администрации Зоркальцевского сельского поселения назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.

Не согласившись с постановлением о назначении административного наказания, Глава Администрации Зоркальцевского сельского поселения Лобыня В.Н. обратился в суд с жалобой, в которой просит отменить вышеуказанное постановление, производство по делу прекратить. Указывает, что изначально Администрация Зоркальцевского сельского поселения не могла исполнить судебное решение по объективным причинам. Должностным лицом не дана оценка действиям Администрации по исполнению судебного решения. В бюджете муниципального образования отсутсвуют соответствующие денежные средства. Администрация неоднократно в 2017 г., 2018 г., 2019 г. обращалась в Совет поселения и в Администрацию Томского района с просьбами о выделении бюджетных средств на выполнение требований неимущественного характера, однако положительных решений о выделении средств принято не было, ответы были отрицательными. Производство должно было быть прекращено на основании ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ, однако в удовлетворении ходатайства было отказано. Полагает, что Администрация предприняла все возможные меры. В связи с чем просит постановление отменить, производство прекратить.

В судебное заседание глава Зоркальцевского сельского поселения Лобыня В.Н., защитник, должностное лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало, в связи с чем, судья считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.

Постановление о назначении административного наказания по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 17.15 КоАП РФ, вынесено заместителем начальника отдела – заместителем старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Томской области, то есть надлежащим лицом, в пределах компетенции, установленной ст. 28.3 КоАП РФ.

Факт совершения Администрацией Зоркальцевского сельского поселения административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.17.15 КоАП РФ, был установлен в судебном заседании и подтверждается:

-исполнительным листом № 2а-458/2016 от 24.05.2016, решением Томского районного суда Томской области от 18.04.2016, вступило в законную силу 24.05.2016, отсрочка исполнения решения суда не предоставлялась;

-постановлением о возбуждении исполнительного производства от 13.04.2018, возбуждено исполнительное производство -ИП;

-постановлением судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора от 28.06.2018;

-постановлением по делу об административном правонарушении № 45 от 27.03.2019 о назначении Администрации Зоркальцевского сельского поселения административного наказания по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 30000 рублей, вступившее в законную силу 06.04.2019;

-постановлением о назначении нового срока исполнения от 22.09.2020, где установлен новый срок исполнения до 30.10.2020;

-протоколом об административном правонарушении № 2063 от 26.11.2020, составленном в отношении Администрации Зоркальцевского сельского поселения по факту выявления административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 17.15 КоАП РФ, указано событие административного правонарушения.

-справкой начальника отдела по гражданским делам Томского районного суда Окуневой Э.И. от 18.05.2021, где указано, что заявления Администрации Зоркальцевского сельского поселения по делу № 2а-458/2016 об изменении способа и порядка исполнения, отсрочки исполнения, приостановления исполнительного производства не рассматривались.

При этом у судьи не имеется оснований сомневаться относительно полноты и правильности фиксирования в вышеуказанных документах содержания и результатов процессуальных действий.

Все вышеприведённые доказательства полностью соответствуют требованиям КоАП РФ, согласуются между собой, оснований не доверять им не имеется. Каких-либо противоречий не установлено.

При принятии решения в отношении Администрации Зоркальцевского сельского поселения, судья исходит из следующего.

В соответствии с ч. 2 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.

Исходя из ст. 6 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон), в случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

В силу ст. ст. 105, 113 Закона в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. В случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, решением Томского районного суда Томской области от 18.04.2016, вступившим в законную силу, на Администрацию Зоркальцевского сельского поселения была возложена обязанность в срок до 17.02.2018 организовать водоотведение и очистку сточных вод, поступающих от жилых домов в д. Нелюбино Томского района Томской области, исключающее сброс неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод на рельеф местности в соответствии со строительными нормами и правилами Российской Федерации.

На основании исполнительного листа Томского районного суда Томской области № 2а-458/2016 возбуждено исполнительное производство, исполнительный лист выдан 24.05.2016.

28.06.2018 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в сумме 50000 рублей, в котором должнику назначении нового срока исполнения требований исполнительного документа до 27.07.2018.

В связи с неисполнением Администрацией Зоркальцевского сельского поселения требований исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок, постановлением по делу об административном правонарушении от 27.03.2019 Администрация Зоркальцевского сельского поселения была привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, которое вступило в законную силу 06.04.2019.

Постановлением судебного пристава-исполнителя от 22.09.2020 Администрации Зоркальцевского сельского поселения установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 30.10.2020.

В связи с неисполнением должником требований исполнительного документа в срок, вновь установленный после наложения административного штрафа, 26.11.2020 судебным приставом-исполнителем в отношении Администрации Зоркальцевского сельского поселения составлен протокол № 2063 об административном правонарушении.

Протокол составлен надлежащим лицом, в пределах компетенции, установленной ст. 28.3 КоАП РФ, в соответствии с требованиями, предусмотренными ч.2 ст.28.2 КоАП РФ.

30.12.2020 заместителем начальника отдела – заместителем старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Томской области вынесено постановление по делу об административном правонарушении о назначении Администрации Зоркальцевского сельского поселения административного наказания по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, в настоящем судебном заседании, в отношении Администрации Зоркальцевского сельского поселения исследованы все доказательства, подтверждающие факт совершения правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.17.15 КоАП РФ, доказательствам дана надлежащая оценка.

Таким образом, объективная сторона административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, нашла свое подтверждение.

Доводы жалобы относительно отсутствия возможности для исполнения требований исполнительного документа в связи с отсутствием в бюджете достаточных денежных средств не является обстоятельством, позволяющим судить об отсутствии вины должника, поскольку решение суда от 18.04.2016, вступившее в законную силу 24.05.2016, Администрацией Зоркальцевского сельского поселения не исполнено и до настоящего времени, в том числе и в срок назначенный постановлением о назначении нового срока исполнения от 22.09.2020 до 30.10.2020, что свидетельствует о длительности неисполнения решения суда.

При этом доводы о том, что был предоставлен неразумный новый срок для добровольного исполнения на основании постановления от 22.09.2020 до 30.10.2020, также являются несостоятельными, поскольку решение Томского районного суда Томской области вынесено 18.04.2016, вступило в законную силу 24.05.2016, что свидетельствует о достаточности времени для исполнения решения суда.

Согласно ст. ст. 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ.

При этом недостаточное, позднее финансирование не является обстоятельством доказывающим невозможность исполнения вступившего в законную силу решения суда.

Доводы о том, что Администрация изначально не смогла исполнить решения суда по объективным причинам, не исключают наступление административной ответственности по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, поскольку указанные в жалобе причины, препятствующие исполнению требований исполнительного документа, нельзя признать уважительными, поскольку под уважительными причинами необходимо понимать чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа.

Кроме того, совершенное Администрацией Зоркальцевского сельского поселения правонарушение посягает на институт судебной власти, порядок принудительного исполнения вступивших в законную силу судебных актов.

Материалы дела не содержат сведений о том, что Администрация Зоркальцевского сельского поселения после вступления решения суда обращалась с заявлением об изменении способа или порядка исполнения решения суда, а также об отсрочке его исполнения.

При таких обстоятельствах у судебного пристава-исполнителя имелись все основания для привлечения органа местного самоуправления к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ.

Кроме всего прочего, доводы о том, что изначально Администрация Зоркальцевского сельского поседения не могла исполнить решение суда по объективным причинам является необоснованным. Доказательств, подтверждающих объективное существование уважительных причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для исполнения, в материалах дела не имеется, как не имеется доказательств того, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными препятствиями, находящимися вне контроля должника при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась в целях надлежащего исполнения. В этой связи полагать, что отсутствует вина Администрации Зоркальцевского сельского поселения в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ, оснований не имеется. Кроме того, требования исполнительного документа до настоящего времени не исполнены, каких-либо доказательств исполнения ни в службу судебных приставов, ни в Томский районный суд, не представлено, в том числе и в период добровольного (нового) срока исполнения до 30.10.2020. При этом наличие коронавирусной инфекции к таковым не относится, также как и намерения организовать исполнение требований.

Обсуждая возможность прекращения производства в отношении Администрации на основании ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ, судья исходит из положений ч. 2 ст. 41 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», согласно которым органы местного самоуправления в соответствии с настоящим ФЗ и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями.

Согласно положениям ст. 9, 171, 174, 185 Бюджетного кодекса РФ, ст. 5, 6, 25 Положений о бюджетном процессе МО «Зоркальцевское сельское поселение», согласно которым проект бюджета составляет именно Администрация Зоркальцевского сельского поселения, в котором указано, в том числе на распределение бюджетных ассигнований по разделам, а также общий объём ассигнований, что прямо установлено ч. 2 ст. 25 Положений о бюджетном процессе муниципального образования.

Также согласно положениям ст. ст. 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования.

При этом в бюджете сельского поселения данных расходов в настоящий период времени, предыдущие и последующие периоды времени заложено не было, в срок, установленный судебным приставом, для добровольного (нового) исполнения требований последние не исполнены, доказательств обращений главы Администрации Зоркальцевского сельского в вышеуказанный срок, не представлено.

Обращение главы Администрация Зоркальцевского сельского поселения в Совет Зоркальцевского сельского поселения - представительный орган в форме сопроводительного письма для внесения изменений в Решение Совета Зоркальцевского сельского поселения, не свидетельствует об отсутствии вины Администрации в совершении вменяемого административного правонарушения и достаточности действий.

Также в материалах дела не имеется доказательств того, что Администрация Зоркальцевского сельского поселения, начиная с момента вступления решения суда в законную силу, в установленном порядке, в том числе ежегодно после вступления приговора суда в законную силу, обращалась с вопросом выделения бюджетных средств для исполнения решения суда в Администрацию Томского района, в Думу Томского района, данный вопрос ставился бы на обсуждение депутатов Томского района. Также не имеется доказательств обращения и в период добровольного (нового) срока исполнения с 22.09.2020 до 30.10.2020.

С учетом длительности неисполнения требований, с учетом всех исследованных доказательств, не имеется безусловных доказательств, свидетельствующих о том, что Администрация Зоркальцевского сельского поселения приняла все зависящие от неё меры для соблюдения вышеуказанных требований.

На основании вышеизложенного, судья приходит к выводу о том, что фактические обстоятельства дела установлены полно, объективно и всесторонне.

Таким образом, действия Администрации Зоркальцевского сельского поселения верно квалифицированы по ч.2 ст. 17.15 КоАП РФ.

Наказание назначено в пределах санкции ч.2 ст.17.15 КоАП РФ, в минимальном размере с учетом характера совершенного административного правонарушения, всех обстоятельств дела, имущественного и финансового положения юридического лица.

Нарушений закона, влекущих отмену или изменение постановления, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Томской области № 2063 от 30.12.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 17.15 КоАП РФ в отношении Администрации Зоркальцевского сельского поселения - оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 10 суток.

Судья П.Н. Дубовик

Копия верна: судья П.Н.Дубовик

УИД 70RS0005-01-2021-000305-62