ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-124/2021 от 27.12.2021 Ахтубинского районного суда (Астраханская область)

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении № 12-124/2021

27 декабря 2021 г. г. Ахтубинск

Астраханская область

Судья Ахтубинского районного суда Астраханской области Лябах И.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Фоменко О.А., с участием ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ахтубинске в помещении Ахтубинского районного суда Астраханской области в порядке пересмотра жалобу представителя Общества с ограниченной ответственностью «Птицефабрика «Владимировская» ФИО2 на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Астраханской области, специалиста- эксперта отдела государственного экологического надзора по Астраханской области Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям ФИО3 о назначении административного наказания от 28 октября 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Птицефабрика Владимировская»,

УСТАНОВИЛ:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Астраханской области, специалиста- эксперта отдела государственного экологического надзора по Астраханской области Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям ФИО3 от 28 октября 2021 г. Общество с ограниченной ответственностью «Птицефабрика «Владимировская» (далее- ООО «Птицефабрика Владимировская») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО2 обратилась в суд с жалобой, в которой просила его отменить, производство по делу прекратить ввиду отсутствия состава административного правонарушения, поскольку у предприятия отсутствует обязанность по разработке и утверждению нормативов образования отходов и лимиты на их размещение. С учетом материального положения учреждения просила снизить размер административного штрафа в случае признания ООО «Птицефабрика Владимировская» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Законный представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, -директор ООО «Птицефабрика Владимировская» ФИО1 доводы жалобы поддержал.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях регламентирован главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно пункту 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Установление виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствие со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагают не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В соответствии с частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

Статья 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в редакции, содержащей часть 7 указанной статьи, введена в действие с 17 июня 2019 г. Федеральным законом от 17 июня 2019 г. № 141-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

В соответствии со статьей 1 названного Федерального закона под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом, норматив образования отходов - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.

В силу части 1 статья 24 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.

В соответствии с частями 1-3 статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (часть 1). Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды (часть 2). Для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды (часть 3).

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, включают информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды (часть 4).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. № 1029 утверждены критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий.

В соответствии с частью 1 статьи 4.2 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории:

объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории;

объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты II категории;

объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории;

объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории.

В силу статьи 31.1 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение.

Комплексное экологическое разрешение выдается на отдельный объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, в том числе линейный объект, на основании заявки, подаваемой в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

Приказом Минприроды России от 07 декабря 2020 г. № 1021 "Об утверждении методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" утверждены Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - Методические указания), которые предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, и территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, принимающих решение об утверждении нормативов образования и лимитов на размещение отходов.

Из представленных материалов следует, что на основании решения заместителя руководителя Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям о проведении плановой выездной проверки от 20 августа 2021 г. , в период с 1 сентября 2021 г. по 17 сентября 2021 г. проводилась внеплановая выездная проверка соблюдения требований природоохранного законодательства в отношении ООО «Птицефабрика Владимировская».

ООО «Птицефабрика Владимировская» осуществляет деятельность по разведению сельскохозяйственной птицы, производству готовых кормов. Юридическим лицом эксплуатируется объект негативного воздействия- код объекта- П. В результате производственной и хозяйственной деятельности ООО «Птицефабрика Владимировская» образуются отходы производства и потребления III – V класса опасности. На указанные отходы разработаны и утверждены паспорта опасных отходов в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 г. № 712 (действовавшим до 31 декабря 2020 г.).

Юридические лица, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории обязаны разработать нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Нормативы образования отходов разрабатываются на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ.

Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции.

Обоснование нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение включается в заявку на получение комплексного экологического разрешения.

Отсутствие у ООО «Птицефабрика Владимировская» нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также документа, об утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение послужило основанием для привлечения его к административной ответственности, предусмотренной частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: решением о проведении выездной проверки от 20 августа 2021 г. , актом плановой выездной проверки от 17 сентября 2021 г. , предписанием об устранении выявленных нарушений от 17 сентября 2021 г. , протоколом об административном правонарушении от 13 октября 2021 г., уставом ООО «Птицефабрика «Владимировская», отчетом об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля на площадке ООО «Птицефабрика «Владимировская», копиями журналов учета отходов за 2020 г., 2021 г.

Проанализировав в совокупности представленные доказательства, прихожу к выводу о том, что материалами дела об административном правонарушении установлен факт неисполнения обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган и квалификация действий ООО «Птицефабрика «Владимировская» по части 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правильная.

Доводы представителя ООО «Птицефабрика «Владимировская», изложенные в жалобе, об отсутствии обязанности по разработке и утверждению нормативов образования отходов и лимиты на их размещение, нахожу несостоятельными.

В силу требований пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 50 утвержден Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - Порядок № 50), который содержит требования к подготовке и представлению документов и материалов для утверждения предельно допустимых количеств отходов конкретного вида, направляемых на размещение в конкретных объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов с учетом экологической обстановки на территории, на которой расположены такие объекты. Соответствующий порядок для субъектов малого и среднего предпринимательства отсутствовал.

Данный приказ применяется с 01 января 2019 г. в части, не противоречащей действующему законодательству.

Анализ внесенных в Закон об отходах производства и потребления изменений позволяет сделать вывод о том, что в Законе предусмотрен дифференцированный подход к нормированию - в зависимости от категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, тогда как в прежней редакции Закона требования различались в зависимости от отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, обязанности, возлагаемые по нормированию в области обращения с отходами производства и потребления, возлагаются на природопользователей в зависимости от категории объекта, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно статье 4.2 Закона об окружающей среды объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории на основании критериев, устанавливаемых Правительством Российской Федерации (пункты 1 и3).

ООО "Птицефабрика Владимировская» отнесено к I категории объектов оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Федеральный закон № 7-ФЗ введена статья 31.1, в силу требований которой лица, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение. Комплексное экологическое разрешение содержит технологические нормативы; нормативы допустимых выбросов, сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах загрязняющих веществ, сбросах загрязняющих веществ; нормативы допустимых физических воздействий; нормативы образования отходов и лимиты на их размещение; требования к обращению с отходами производства и потребления; согласованную программу производственного экологического контроля; срок действия комплексного экологического разрешения.

Этот же Закон содержит переходные положения по срокам получения комплексного экологического разрешения.

Порядок выдачи комплексного экологического разрешения для объектов I категории утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 143.

Положениями подпункта «б» пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 25 декабря 2018 г. № 496-ФЗ "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "Об экологической экспертизе" и Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01 января 2019 г. и до получения комплексных экологических разрешений в сроки, установленные частями 6 и 7 статьи 11 Федерального закона № 219-ФЗ допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи.

Учитывая, что с 01 января 2019 г. статья 18 Закона об отходах производства и потребления излагается в новой редакции и не содержит исключения по разработке ПНООЛР для субъектов малого и среднего предпринимательства, а также переходные положения, установленные подпунктами «б» пункта 3 статьи 2 Закона № 496-ФЗ, субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющие эксплуатацию объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и отнесенных к объектам I категории, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, вправе обратиться в территориальные органы Росприроднадзора за предоставлением государственной услуги по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с 01 января 2019 г. и до дня получения комплексного экологического разрешения.

В связи с чем вывод должностного лица административного органа о наличии у ООО "Птицефабрика Владимировская», осуществляющего эксплуатацию объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и отнесенных к объектам I категории, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, обязанности по разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в период с 1 января 2019 г. и до дня получения комплексного экологического разрешения является правильным, как и то, что невыполнение этой обязанности образует состав административного правонарушения.

Постановление о привлечении ООО «Птицефабрика «Владимировская» к административной ответственности вынесено должностным лицом административного органа с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемого акта, по делу не установлено.

В жалобе представитель ООО «Птицефабрика «Владимировская» просил снизить размер назначенного постановлением по делу об административном правонарушении административного штрафа, поскольку административное правонарушение не повлекло причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда, а также с учетом тяжелого финансового положения юридического лица.

Из материалов дела следует, что ООО «Птицефабрика «Владимировская» внесено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательств.

Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 Кодекса).

В силу части 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитывается характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Согласно части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

В силу части 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Законодатель, установив названные положения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.

С учетом характера и обстоятельств совершенного административного правонарушения, имеются основания для применения положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - назначения наказания ниже низшего предела, установленного санкцией части 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в размере 100000 рублей, что в рассматриваемой ситуации соответствует тяжести совершенного правонарушения, а также принципам справедливости, целесообразности и законности административной ответственности.

Существенных нарушений процессуальных требований при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.

Руководствуясь статьями 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Астраханской области, специалиста- эксперта отдела государственного экологического надзора по Астраханской области Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям ФИО3 от 28 октября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Птицефабрика «Владимировская», изменить путем снижения размера назначенного Обществу с ограниченной ответственностью «Птицефабрика «Владимировская», административного наказания в виде административного штрафа с 200000 (двести тысяч) рублей до 100000 (сто тысяч) рублей.

В остальной части постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Астраханской области, специалиста- эксперта отдела государственного экологического надзора по Астраханской области Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям ФИО3 от 28 октября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу представителя Общества с ограниченной ответственностью «Птицефабрика «Владимировская» ФИО2 - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения в Судебную коллегию по административным делам Астраханского областного суда.

Судья Лябах И.В.