УИД 11MS0003-01-2021-003202-10 Дело № 12-124/2022
РЕШЕНИЕ
16 февраля 2021 года г. Сыктывкар
Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Койкова Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу управляющего ТСЖ «Куратова 76» Березина П.М. на постановление мирового судьи Куратовского судебного участка г. Сыктывкара Республики Коми от 21.09.2021 года, вынесенное в отношении ТСЖ «Куратова 76» по делу об административном правонарушении ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Постановлением мирового судьи Куратовского судебного участка г. Сыктывкара Республики Коми от 21.09.2021 года ТСЖ «Куратова 76» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Товарищество в лице управляющего Березина П.М. обратилось с жалобой в Сыктывкарский городской суд Республики Коми, в которой просили постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях Товарищества состава вмененного правонарушения.
В судебном заседании управляющий Березин П.М. и представитель по доверенности Рогозин А.В. на удовлетворении жалобы настаивали, по изложенным в ней основаниям, дополнив, что решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 11.01.2022 года в удовлетворении иска Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) в интересах ... В.Н. о признании решения общего собрания от 14.06.2021 года недействительным, отказано. Также постановлением Арбитражного суда апелляционной инстанции от 29.12.2021 года аналогичное предписание, вынесенное в части обслуживания лифта признано недействительным.
... В.Н., Государственная жилищная инспекция по г.Сыктывкару и Корткеросскому району, Служба РК строительного, жилищного и технического надзора (контроля), надлежащим образом извещенные о времени, месте и дате рассмотрения жалобы Товарищества, представителей для участия в деле не направили.
Суд определил, рассмотреть дело при имеющейся явке лиц.
Заслушав явившуюся сторону, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела в их совокупности, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.
Объективной стороной указанного административного правонарушения является невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.
Вопрос о законности и исполнимости предписания об устранении требований законодательства, невыполнение которого вменено лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, подлежит исследованию в рамках рассмотрения дела.
Из материалов дела следует, что 09.03.2021 года ГЖИ по г. Сыктывкару и Корткеросскому району в отношении ТСЖ «Куратова 76» проведена проверка, в рамках которой установлено, что платежные документы на оплату жилищно-коммунальных услуг по кВ. ... за период с марта 2018 года по январь 2021 года содержали начисление платы за диспетчерскую лифта в размере 16 рублей 85 копеек, за обслуживание домофона в размере 30 рублей.
Установив приведенные выше обстоятельства административный орган пришел к выводу, что в нарушение требований Жилищного кодекса РФ, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491 Товарищество возложило на собственников дополнительную статью расходов.
По результатам проверки должностным лицом Государственной жилищной инспекции по г. Сыктывкару и Корткеросскому району ТСЖ «Куратова 76» выдано предписание №56 от 09.03.2021 года, об устранении в срок до 22.06.2021 года нарушений обязательных требований:
- провести перерасчет платы за содержание общего имущества МКД по помещениям МКД путем исключения платы за диспетчерскую лифта в размере 16 рублей 85 копеек, начисленную за период с марта 2018 по январь 2021, в последующем прекратить начислять указанную плату отдельной строкой в платежном документе;
- провести перерасчет платы за содержание общего имущества МКД по помещениям МКД путем исключения платы за обслуживание домофона в размере 30 рублей начисленную за период с марта 2018 по январь 2021, в последующем прекратить начислять указанную плату отдельной строкой в платежном документе.
Невыполнение предписания в установленный в нем срок, явилось основанием для составления 03.08.2021 года в отношении ТСЖ «Куратова 76» протокола об административном правонарушении, по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Признавая ТСЖ «Куратова 76» виновным в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировой судья пришел к выводу о виновности Товарищества, выразившегося в неисполнении в установленный срок предписания административного органа, указав, что принятие решения об изменении структуры платы за содержание жилого помещения, а также изменение установленного порядка определения платы за содержание жилого помещения не относится к компетенции общего собрания собственников помещений (членов товарищества собственников жилья) в многоквартирном доме и не подлежит применению при расчетах за оказанные услуги, в связи с чем протокол общего собрания собственников помещений – членов ТСЖ «Куратова 76» МКД №1-2021 от 14.06.2021 года не может являться надлежащим исполнением предписания.
Вместе с тем, с данным выводом мирового судьи нельзя согласиться в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства. В пункте 3 части 1 статьи 137 ЖК РФ закреплено право товарищества собственников жилья устанавливать размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме на основе принятой сметы доходов и расходов на год.
Пунктом 8.1 части 2 статьи 145 Жилищного кодекса Российской Федерации утверждение смет доходов и расходов товарищества на год, отчетов об исполнении таких смет отнесено к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья.
В соответствии с пунктом 3 статьи 148 Жилищного кодекса Российской Федерации в обязанности правления товарищества собственников жилья входят, в том числе, составление смет доходов и расходов на соответствующий год товарищества и отчетов о финансовой деятельности, предоставление их общему собранию членов товарищества для утверждения.
Согласно пунктам 2 и 3 части 1 статьи 137 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья вправе определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные настоящей главой и уставом товарищества цели; устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 33 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2006 № 491, размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.Из приведенных правовых норм следует, что вопрос о перечне и стоимости работ, связанных с содержанием и ремонтом общего имущества многоквартирного дома, в котором создано товарищество собственников жилья, относится к исключительной компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья и решается путем утверждения сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
Установлено, что ТСЖ «Куратова 76» с 01.03.2018 осуществляет управление МКД, расположенным по адресу: г. ... на основании решения общего собрания собственников помещений МКД, оформленного протоколом от 15.12.2017 года.
Руководство деятельностью товарищества собственников жилья осуществляется правлением товарищества. Правление товарищества собственников жилья вправе принимать решения по всем вопросам деятельности товарищества, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья. Правление товарищества собственников жилья избирается из числа членов товарищества общим собранием членов товарищества на срок, установленный уставом товарищества, но не более чем на два года (части 1, 2 статьи 147 ЖК РФ).
В обязанности правления товарищества собственников жилья, помимо прочего, входят: контроль за своевременным внесением членами товарищества установленных обязательных платежей и взносов; составление смет доходов и расходов на соответствующий год товарищества и отчетов о финансовой деятельности, предоставление их общему собранию членов товарищества для утверждения; управление многоквартирным домом или заключение договоров на управление им; заключение договоров на обслуживание, эксплуатацию и ремонт общего имущества в многоквартирном доме (пункты 2, 3, 4, 6).
Таким образом, размеры платы за содержание и ремонт общего имущества в спорном многоквартирном доме являются вопросами, отнесенными к исключительной компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья.
Протоколом общего собрания собственников помещений от 09.10.2015 установлена плата за содержание лифтового оборудования, за обеспечение лифтов двусторонней связью с распределением по отдельной строке в квитанции «Диспетчеризация лифта», а также за обслуживание домофона. При этом пунктами 12, 13, 16 Протокола определено, что плата начисляется в квитанции отдельными сроками.
В материалах дела содержатся протокола общего собрания собственников МКД от 15.12.2017 № 1 (пункт 10), от 04.05.2018 № 1 (пункт 5), от 25.07.2019 № 1-2019 (пункт 5) размер платы за содержание жилого помещения составлял с 01.03.2018 по 01.05.2018 - 17 рублей 08 копеек, с 01.05.2018 - 18 рублей 43 копейки.
В указанных протоколах также отражено, что в утвержденные тарифы не входит оплата по вывозу ТБО, обслуживание лифтового хозяйства, домофонов.
По инициативе Правления ТСЖ «Куратова 76» в период с 02.06.2021 по 11.06.2021 в доме №... проведено общее собрание собственников помещений в очно-заочной форме с повесткой дня, в том числе о признании правомерным начислений платы в квитанциях по отдельным строкам с 01.03.2018 платы за диспетчеризацию лифта в размере 16,85 руб., обслуживание домофона в размере 30 руб. и содержание лифта в размере 134,83 руб. в соответствии с решением общего собрания от 09.10.2015, включении затрат на содержание лифтового оборудования в сумме 24 000 руб. в месяц, обеспечение лифтов двусторонней связью в сумме 3000 руб. в месяц, обслуживание домофона в размере 30 руб. с квартиры в месяц в смету расходов на период с 01.03.2018 по 31.05.2021; отмене с 01.06.2021 решения собственников помещений об утверждении тарифа (платы) и начисления отдельной строкой в квитанциях за содержание лифтового оборудования (134,83 руб. на жилое помещение), за обеспечение лифтов двусторонней связью (16,85 руб. на жилое помещение), за обслуживание домофона (30 руб. на жилое помещение), оформленных пунктами 12, 13, 16 протокола общего собрания от 09.10.2015 соответственно.
По результатам собрания собственниками приняты решения: о признании правомерным начислений платы в квитанциях по отдельным строкам с 01.03.2018 в соответствии с решением общего собрания от 09.10.2015, включении затрат на содержание лифтового оборудования в сумме 24 000 руб. в месяц, обеспечение лифтов двусторонней связью в сумме 3000 руб. в месяц, обслуживание домофона в размере 30 руб. с квартиры в месяц в смету расходов на период с 01.03.2018 по 31.05.2021 (вопрос №2 повестки); об отмене с 01.06.2021 решения собственников помещений об утверждении тарифа (платы) и начисления отдельной строкой в квитанциях за содержание лифтового оборудования (134,83 руб. на жилое помещение), за обеспечение лифтов двусторонней связью (16,85 руб. на жилое помещение), за обслуживание домофона (30 руб. на жилое помещение), оформленных пунктами 12, 13, 16 протокола общего собрания от 09.10.2015 соответственно (вопрос №4 повестки).
Делая выводы о невозможности принятия протокола общего собрания от 14.06.2021 года, как исполнение предписания, мировой судья не учел, что согласно части 1 статьи 45 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме.
Основным способом установления и изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения является волеизъявление собственников помещений в многоквартирном доме, выраженное в принятом на общем собрании соответствующем решении. Данный способ является приоритетным, его соблюдение направлено на защиту прав и законных интересов таких лиц, а также пресечение возможности управляющей организации в одностороннем порядке необоснованно по своему собственному усмотрению изменять плату.
Законность требованиям предписания от 19.04.2021, в части перерасчета платы за период с марта 2018 года по январь 2021 года, путем исключения платы за диспетчеризацию лифта и обслуживание домофона, мировым судьей не дана, тогда как именно на собственнике лежит обязанность по содержанию имущества, а перерасчет платы путем ее исключения приведет к освобождению собственников от несения данных расходов.
Из изложенного следует, что привлечение ТСЖ «Куратова 76» к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за неисполнение в установленный срок законного предписания должностного лица Службы Республики Коми Строительного, жилищного и технического надзора (контроля) не может быть признано законным и обоснованным.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Таким образом, жалоба ТСЖ «Куратова 76» подлежит удовлетворению, постановление мирового судьи Куратовского судебного участка г. Сыктывкара от 21.09.2021 года отмене, а производство по делу прекращению, в связи с отсутствием в действиях Товарищества состава административного правонарушения.
Учитывая вышеизложенное и руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
решил:
Постановление мирового судьи Куратовского судебного участка г. Сыктывкара Республики Коми от 21.09.2021 года, вынесенное в отношении ТСЖ «Куратова 76» по делу об административном правонарушении ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить.
Производство по делу в отношении ТСЖ «Куратова 76» прекратить в связи с отсутствием в действиях состава административного правонарушения.
На решение может быть подана жалоба, принесен протест в порядке предусмотренном статьями 30.12 – 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в третий кассационный суд общей юрисдикции, расположенный по адресу: 190900 ВОХ № 1413 г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, 26.
Судья Т.А. Койкова