ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1253/2013 от 26.07.2013 Вахитовского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

... Дело №12-1253/2013

Р Е Ш Е Н И Е

26 июля 2013 года Судья Вахитовского районного суда города Казани А.Р. Сафин, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Хусаинова ... на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 05 июня 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.31 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в отношении должностного лица, генерального директора открытого акционерного общества «ТГК-16» Хусаинова ..., ... года рождения,

установил:

Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан Р.Р. Хусаинов был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.

Р.Р. Хусаинов обратился в суд с жалобой на указанное постановление, ссылаясь на необоснованное привлечение к административной ответственности.

В судебном заседании Р.Р. Хусаинов, доводы жалобы поддержал.

Выслушав заявителя, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.

Согласно ст. 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях, совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

Согласно ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении 27 мая 2013 года заместителем начальника отдела Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан в отношении Р.Р. Хусаинова был составлен протокол по делу об административном правонарушении ..., ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Основанием для привлечения к ответственности Р.Р. Хусаинова явилось нарушение Закона о защите конкуренции.

Как следует из протокола об административном правонарушении, поводом для возбуждения административного дела является решение Комиссии Татарстанского УФАС России по делу ... о нарушении антимонопольного законодательства, которым ОАО «ТГК-16» (...) признано нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. №135-Ф3 в части нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

ОАО «ТГК-16» на основании заключенных договоров поставки тепловой энергии и теплоносителя осуществляет поставку теплоносителя потребителям.

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении», с 1 января 2011 года тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям, подлежит государственному регулированию (устанавливается органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов)).

Тариф на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям на 2011 год для ОАО «ТГК-16» Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам установлен не был.

Однако, согласно представленной ОАО «ТГК-16» информации, ОАО «ТГК-16» осуществляет расчеты за теплоноситель в отсутствие законодательно установленного тарифа.

Согласно Административного регламента ФАС России по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта, утвержденного Приказом ФАС России от 17.01.2007г. №5, с целью установления положения ОАО «Генерирующая компания» на рынке тепловой энергии в горячей воде проведен анализ состояния конкуренции на данном товарном рынке в соответствии с «Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010г. №220.

Исследование товарного рынка проводилось за период с 01.01.2011 г. по 31.12.2011 г.

Продуктовые границы рынка для целей рассмотрения данного дела были определены как тепловая энергия в горячей воде.

Определение географических границ товарного рынка осуществлено в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-Ф3 «О защите конкуренции», а также в соответствии с «Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010г. №220, в соответствии с которыми географические границы рынка определяются границами территории, на которой покупатель (покупатели) приобретает или имеет возможность приобрести товар (исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности) и такая возможность либо целесообразность отсутствуют за ее пределами.

Географические границы локального рынка тепловой энергии в горячей воде, потребители которой имеют технологическое присоединение энергопринимающего оборудования к объектам генерации ОАО «ТГК-16», определены как границы объекта генерации ОАО «ТГК-16».

Антимонопольным органом было установлено, что с учетом особенностей тепловой энергии как товара, возможности его доставки до покупателя только при наличии технологического присоединения к объектам генерации, заявитель является единственным продавцом указанных товаров для потребителей, имеющих технологическое присоединение к вышеуказанным объектам генерации. Покупателями тепловой энергии, поставляемой ОАО «ТГК-16», могут быть физические и юридические лица, имеющие соответствующий договор, заключенный с ОАО «ТГК-16», а также энергопринимающее оборудование которых имеет технологическое присоединение к объектам генерации, принадлежащим ОАО «ТГК-16». Появление новых покупателей возможно при условии выполнения ими «технологического присоединения энергопринимающего оборудования к объектам генерации, принадлежащим ОАО «ТГК-16» и заключения с ним соответствующего договора.

С учетом указанных обстоятельств доля заявителя на вышеперечисленных локальных товарных рынках тепловой энергии в паре и горячей воде была определена равной 100 %, что свидетельствует о наличии у заявителя доминирующего положения на локальных товарных рынках, подвергнутых анализу.

Поставка тепловой энергии неразрывно связана с поставкой теплоносителя, поставка которого осуществляется непосредственно с целью поставки тепловой энергии для потребителя и является обязательной составляющей единого процесса поставки тепловой энергии. Поставка тепловой энергии без теплоносителя невозможна.

Как указывается в аналитических отчетах антимонопольного органа, в рассматриваемый период для ОАО «ТТК-16» Государственным комитетом РТ по тарифам были установлены тарифы на поставляемую тепловую энергию (Постановление Комитета РТ по тарифам от 23.12.2010 №5-36/э).

В аналитических отчетах антимонопольный орган ссылается на Постановление Комитета РТ по тарифам от 23.12.2010 №5-36/э, которым были установлены тарифы на поставляемую тепловую энергию, однако данное утверждение антимонопольного органа неверно, поскольку согласно указанного Постановления тарифы были установлены не на теплоноситель, а на тепловую энергию.

Согласно договорам, ОАО «ТГК-16» обязуется поставлять потребителям теплоноситель (теплоносители), а потребители принять и оплатить теплоноситель(теплоносители).

Теплоносителем (теплоносителями) в рамках указанных договоров понимается химически обессоленная вода при теплоснабжении потребителей в паре и химически очищенная вода при теплоснабжении потребителей в горячей воде.

В силу п.1 ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены, устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении», с 01.01.2011г. тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям, подлежат государственному регулированию.

Соответственно, с 01.01.2011 г. заявитель обязан был осуществлять расчет за поставленный теплоноситель по ценам (тарифам), установленным Государственным комитетом РТ по тарифам.

Однако, действовавшие в спорный период Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в РФ, утвержденные постановлением Правительства РФ от 26.02.2004г. №109, не раскрывали понятие «теплоноситель» и не содержали норм о порядке регулирования тарифов на теплоноситель.

На тот момент, в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", устанавливалось только понятие «тепловая энергия» -энергетический ресурс, при потреблении которого изменяются термодинамические параметры теплоносителей (температура, давление).

В целях установления тарифов на теплоноситель, ОАО «ТГК-16» в адрес Государственного комитета РТ по тарифам письмом исх. 101-05/2354 от 22.11.2010г. было направлено заявление на установление тарифов на теплоноситель на 2011 год.

Государственный комитет РТ по тарифам сообщил, что установление тарифов на теплоноситель до выхода новых Основ ценообразования не представляется возможным.

ФСТ России письмом в адрес ОАО «ТГК-16» также сообщила, что действующее Постановление Правительства РФ от 26.02.2004г. №109 не содержит норм по расчету экономически обоснованных тарифов на теплоноситель.

Позднее, письмом ФСТ России были даны разъяснения о возможности применения договорных цен при расчетах за теплоноситель при условии экономической обоснованности.

Таким образом, третье лицо (ФСТ России) в своем отзыве поддержало позицию заявителя и указало на то, что антимонопольный орган вынес постановление по данному делу с превышением предоставленных ему законодательством полномочий.

Только 11.11.2011г. Постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от №5-23/э тарифы на теплоноситель для ОАО «ТГК-16» были установлены.

Установленные данным документом тарифы действовали со дня вступления в силу Постановления №5-23/э от 11.11.2011г. (11.01.2012г.) и утратил силу в связи с изданием Постановления Государственного комитета РТ по тарифам от 20.01.2012 N 5-1/э.

Так, в соответствии с п.6 Указом Президента РТ от 08.05.2002 N УП-352 "О едином банке нормативных правовых актов Республики Татарстан" официальное опубликование нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти осуществляется в газетах "Республика Татарстан" и "Ватаным Татарстан", а также в журнале "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" в течение десяти дней после дня их регистрации. Нормативные правовые акты республиканских органов исполнительной власти вступают в силу по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.

Таким образом, в 2011 году установленные органом исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов) тарифы на теплоноситель для ОАО «ТГК-16» отсутствовали.

Однако, до установления Государственным комитетом РТ по тарифам тарифа на теплоноситель для ОАО «ТГК-16», последнее осуществляло расчеты за поставленный теплоноситель на основании самостоятельно установленных тарифов, что не запрещено законом, более того, на это указывает в письме ГКТ России. В период с 01.01.2011г. по 31.12.2011г. расчеты осуществлялись на основании тарифов, установленных дополнительными соглашениями к договорам поставки теплоносителя.

Антимонопольный орган указывает, что в период с 01.01.2011г. по 31.12.2011г. ОАО «ТГК-16» осуществляло расчеты за поставленный теплоноситель на основании самостоятельно установленных цен (тарифов), при этом произошло увеличение цены (тарифа) на теплоноситель по сравнению с уровнем цены (тарифа) 2010 года. В связи с чем, установленный в 2011 году размер (цены) тарифа также превышал размер тарифа, установленного Постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 11.11.2011 №5-23/э.

Между тем, Гражданский кодекс Российской Федерации статьей 421 предусматривает, что стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).

Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Однако, как было установлено, в спорный период, а именно в 2011 году законом и иными правовыми актами не было установленных цен (тарифов) на теплоноситель, таким образом, заявителем обоснованно осуществлялись расчеты на основании тарифов, установленных дополнительными соглашениями к договорам поставки теплоносителя.

При этом, в обоснование своих действий по осуществлению расчетов за поставленный теплоноситель на основании самостоятельно установленных цен (тарифов) ОАО «ТГК-16» указывает на бездействие Государственного комитета РТ по тарифам, поскольку ОАО «ТГК-16» обращалось в адрес Государственного комитета РТ по тарифам с заявлением исх. 101-05/2354 от 22.11.2010 об установлении тарифов на теплоноситель на 2011 год, таким образом, заявителем были предприняты все возможные меры для недопущения нарушения антимонопольного законодательства.

Так, в ФЗ «О теплоснабжении» ст. п. 19 прямо указывается, что орган регулирования тарифов в сфере теплоснабжения - уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) либо орган местного самоуправления поселения или городского округа в случае наделения соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации, осуществляющие регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

Таким образом, суд считает, что факт наличия в действиях заявителя нарушения антимонопольного законодательства антимонопольным органом не доказан.

В соответствии с положениями ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу подпункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации отсутствие доказательств, объективно свидетельствующих о наличии в действиях лица вины является обстоятельством исключающим производство по делу об административном правонарушении ввиду отсутствия в его действиях состава правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы России по Республике Татарстан от 05 июня 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.31 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в отношении должностного лица, генерального директора открытого акционерного общества «...» Хусаинова ... – отменить, производство по делу прекратить.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Вахитовский районный суд г.Казани в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья /подпись/ А.Р. Сафин

...

Судья А.Р. Сафин