ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1257/17 от 22.11.2017 Кировского районного суда г. Астрахани (Астраханская область)

12-1257/2017

Р Е Ш Е Н И Е

22 ноября 2017 года Судья Кировского районного суда г.Астрахани Г.К.Шамшутдинова, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Джаханбани Маджида Мохаммадали на постановление начальника Астраханского отдела госнадзора ЮМТУ Росстандарта от 22 сентября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением начальника Астраханского отдела госнадзора ЮМТУ Росстандарта от 22 сентября 2017 года директор ООО КФ «Велес» Джаханбани М.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 10000 рублей.

Джаханбани М.М. обратился в суд с жалобой на указанное постановление, в обоснование которой указал, что в Российской Федерации как и в рамках Евро-Азиатского таможенного союза не введены обязательные к исполнению технические регламенты в отношении цементной продукции; на данный момент действуют исключительно госстандарты, имеющие рекомендательный характер.

В судебное заседание заявитель, представитель административного органа не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела; от представителя административного органа поступил отзыв на жалобу.

Проверив материалы дела, прихожу к следующему.

Как установлено по материалам дела на основании приказа ЮМТУ Госстандарта от 04 июля 2017 года № 01-30/718 должностными лицами Астраханского отдела госнадзора ЮМТУ Госстандарта проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО КФ «Велес», по результатам проведения которой согласно экспертному заключению от 21 августа 2017 года №111/08/17, выданному аккредитованной испытательной лабораторией ОАО «НИИМосстрой», при проверке соблюдения требований технических регламентов, обязательных требований государственных стандартов, иных нормативных документов: обязательных требований Межгосударственного стандарта ГОСТ 30515-2013 «Цементы. Общие технические условия», Межгосударственного стандарта ГОСТ 31108-2016 «Цементы общестроительные. Технические условия» выявлено:

объем партии цемента, указанный в паспорте качества 3049,5 т больше, чем объем, указанный в коносаменте №Аа/9601-2170332 кг и инвойсе 2170,332 кг;

в сертификате указано обозначение цемента по ГОСТ 31108-2003 ЦЕМ I 42,5Н, тогда как на упаковке и в товарно-сопроводительной документации цемент обозначается СЕМ I 42,5N;

паспорт качества оформлен с нарушением требований п. 8.2.6 ГОСТ 30515-2013: не указаны значения удельной эффективной активности естественных радионуклеидов Афф и нормальной густоты цементного теста, гарантийный срок - 90 суток не соответствует п. 12; отсутствуют обозначения нормативных документов на поставляемый цемент;

в паспорте качества указана норма прочности на сжатие в возрасте 28 сут. (кг/см2)> или =315, что не соответствует классу прочности 42,5Н;

на площадке для хранения размещены мягкие контейнеры (бэги) двух видов с различным содержанием маркировки. На контейнерах нет информации о нормативном документе, в соответствии с которым изготавливают и поставляют цемент. На всех видах мягких контейнеров не верно указана средняя масса нетто цемента в упаковке.

Содержание рассмотренных документов показывает, что цементная продукция, представленная на испытания (исследуемая) может быть идентифицирована, как портландцемент СЕМ I 42,5N поставляемая по EN 197-1:2011 произведена FIRUZ KUH CEMENT COMPANY, №3, EAST FARZAN ALLEY, AFRICA BLVD, TEHRAN IRAN, ТЕГЕРАН, И.Р. ИРАН.

Проведены лабораторные испытания указанной продукции на соответствие требованиям ГОСТ 31108-2016.

По результатам лабораторных испытаний пробы цемента, отобранной в ООО КФ «Велес», установлено, что представленная проба цементной продукции и идентифицированная согласно представленным документам как портландцемент СЕМ I 42,5N по EN 197-1:2011 произведена FIRUZ KUH CEMENT COMPANY, №3, EAST FARZAN ALLEY, AFRICA BLVD, TEHRAN IRAN, ТЕГЕРАН, И.Р. ИРАН не соответствует обязательному требованию ГОСТ 31108-2016 по показателю -прочность на сжатие в возрасте 28 суток, портландцементу типа ЦЕМ I класса 42.5Н бездобавочный (ЦЕМ 142.5Н).

Административным органом сделан вывод, что цементная продукция, не соответствует обязательным требованиям ГОСТ 31108-2016, ГОСТ 30515-2013, ГОСТР 56836-2016. а именно: 1. по маркировке на упаковочной таре (мягкие контейнеры):

условное обозначение портландцемент не соответствует обязательным требованиям п. 5.5 ГОСТ 31108-2016;

средняя масса нетто цемента в упаковке не соответствует п.5.4.1 ГОСТ 30515-2013;

не указан номер и срок действия сертификата соответствия, что является нарушением п. 6.12.3 ГОСТР 56836-2016.

2. по показателю - прочность на сжатие в возрасте 28 суток не соответствует обязательным требованиям п. 6.2.2 табл. 2 ГОСТ 31108-2016.

Частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Согласно примечанию к указанной статье под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями для целей применения настоящей статьи понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11.12.2009, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

Таким образом, объективная сторона данного правонарушения заключается в совершении действий (бездействия), нарушающих установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации, либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.

Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм, а именно изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), продавец соответствующей продукции.

Диспозиция указанной нормы права предусматривает, в том числе действия продавца, нарушающие требования технических регламентов или иных обязательных требований к продукции и связанному с требованиями к продукции процессу реализации, а также действия этого лица по выпуску в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.

В силу статьи 5 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ правовое регулирование отношений в сфере стандартизации осуществляется данным федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 1). Применение документов по стандартизации для целей технического регулирования устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ (часть 2).

Согласно статье 2 названного федерального закона под техническим регулированием понимается в том числе правовое регулирование отношений в области оценки соответствия. Этой же статьей установлено, что оценка соответствия - это прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту, а подтверждение соответствия - документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров; сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров.

В соответствии с абзацем первым пункта 2 статьи 46 данного федерального закона со дня его вступления в силу обязательное подтверждение соответствия осуществляется только в отношении продукции, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации.

Правительством Российской Федерации до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов утверждаются и ежегодно уточняются единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия (абзац первый пункта 3 статьи 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. № 982 утвержден единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, который на основании постановления Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2015 г. № 930 дополнен разделом 2523 (Цемент), согласно которому к числу продукции, подлежащей обязательной сертификации, отнесены портландцемент, цемент глиноземистый, цемент шлаковый, цемент суперсульфатный и аналогичные гидравлические цементы, неокрашенные или окрашенные, готовые или в форме клинкеров.

Технический регламент об оценке соответствия цемента отсутствует.

Обязательное подтверждение соответствия цементов перечисленных выше видов (марок), выпускаемых в обращение на территории Российской Федерации, предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. № 982 во взаимосвязи с абзацем первым пункта 2 статьи 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ

С целью однозначной идентификации продукции, для которой требуется проведение обязательного подтверждения соответствия, пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. № 982 Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии и Федеральной таможенной службе с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти на основе единых перечней продукции, утвержденных данным Постановлением, поручено обеспечить публикацию информации о продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия с указанием нормативных документов, устанавливающих обязательные требования, а также информации о продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия при помещении под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования в соответствии с ее назначением на таможенной территории Российской Федерации, с указанием кодов товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.

Росстандартом и ФТС России опубликована данная информация о продукции с указанием соответствующих кодов классификаторов.

Российская Федерация является участником Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.

Согласно статье 52 Договора технические регламенты и стандарты Евразийского экономического союза или национальные обязательные требования действуют только в отношении продукции, включенной в утверждаемый Евразийской экономической комиссией единый перечень.

В Едином перечне продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденном Решением Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 г. № 526 (в редакции Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2012 г. № 102), содержится позиция «22. Строительные материалы и изделия». В настоящее время в Российской Федерации действует ГОСТ 30515-2013 «Цементы. Общие технические условия», определяющий цемент как порошкообразный строительный вяжущий материал, обладающий гидравлическими свойствами, который состоит из клинкера и, при необходимости, гипса или других материалов, содержащих в основном сульфат кальция, минеральных добавок.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О техническом регулировании» продукция - это результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях. Клинкер, как результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования (в том числе производства цемента), является продукцией.

Таким образом, должностным лицом административного органа сделан правомерный вывод о наличии в действиях должностного лица общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доказательств того, что у должностного лица общества отсутствовала возможность по соблюдению требований действующего законодательства, не представлено.

Действия заявителя правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление о привлечении заявителя к административной ответственности за совершение указанного административного правонарушения вынесено должностным лицом Астраханского отдела ЮМТУ Росстандарта в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса для данной категории дел; административное наказание назначено в соответствии с санкцией ч.1 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы заявителя на правильность вынесенного постановления не влияют.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Р Е Ш И Л:

Постановление начальника Астраханского отдела госнадзора ЮМТУ Росстандарта от 22 сентября 2017 года, вынесенное в отношении директора ООО КФ «Велес» Джаханбани Маджид Мохаммадали по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 10 дней.


Судья: