12-1257/2019
УИД 75RS0001-01-2019-008922-68
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
18 декабря 2019 года
Судья Центрального районного суда г.Читы Аксаненко Р.Т., при секретаре Голубевой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Чите жалобу представителя ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ ФИО1 на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Забайкальскому краю и Республики Бурятии ФИО2 № от 16 октября 2019 года по делу об административном правонарушении в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о назначении административного наказания, предусмотренного ч.3 ст. 8.21 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Забайкальскому краю и Республики Бурятии ФИО2 № от 16 октября 2019 года ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 8.21 КоАП РФ, и назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, представитель ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить, при этом ссылаясь на следующее. Котельная инв. № №, в/ч расположенная по адресу: <адрес> в оперативном управлении ЖКС № 8 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО находится, включена в перечень объектов теплового хозяйства, требующих проведения текущего и капитального ремонта на 2018-2019 гг. Силами ЖЭ(К)О №7 подготовлена исходно-разрешительная документация на капитальный ремонт котельной №. Исходно-разрешительная документация (ИРД) согласована с представителем АО «ГУОВ». Разработанная и согласованная ИРД на выполнение капитального ремонта, а также дополнительные документы направлены в адрес Группы инспекции (г. Чита) РУЗКС ВВО. Решение о заключении госконтракта на капитальный ремонт принимается собственником объекта - Министерством обороны РФ. Котельная № поставлена на учет, в соответствии со свидетельством о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду № № от 21.09.2017 года. Подготовка в области охраны окружающей среды и экологической безопасности отсутствует, данные мероприятия включены в исходно-разрешительную документацию, разработанную (ИРД) для капитальных работ котельной. Программа производственного экологического контроля (далее — ПЭК) разработана в соответствии с требованиями Федерального Закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального Закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Федерального Закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», с учетом требований Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28.02.2018 № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков предоставления отчёта об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля». Во исполнении требований Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды и приказов Министерства природных ресурсов РФ № 74 от 28 февраля 2018 год и № 261 от 14.06.2018 года, в органы Росприроднадзора по Забайкальскому краю в установленный срок предоставлен отчет по программе ПЭК исх. № № от 25.03.2019 года. Паспорта отходов I-VI классов опасности разработаны в установленном порядке Правительством РФ. Так как, в соответствии со Свидетельством о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду № № от 21.09.2017 года, данная котельная относится к III категории, негативного воздействия на окружающую среду, соответственно проект НООЛР не предусмотрен. В соответствии с приказом Минприроды России № 721 от 01.09.2011 «Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами», в ЖКС № 8 осуществления деятельности по обращению с отходами, ведутся журналы движения отходов, в которых отображается учет, утилизация, обезвреживание, размещение и передача другим лицам образовавшихся отходов. Статистическая отчетность по форме 2-ТП (отходы) не предоставляется в соответствии с указанием Филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России исх. № от 29.12.2017 года. В связи с тем что, котельная № работает на мазутном топливе, площадка накопления отходов для такого вида котельной не предусмотрена. В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 14.09.2017 года № 530 «Об утверждении положения об органах экологической безопасности Вооруженных сил Российской Федерации» обязанность по разработке нормативов допустимого воздействия на окружающую среду возложена на службу экологической безопасности. В связи с чем, в адрес начальника экологического отдела 718 РЭЦ Восточного военного округа Минобороны России ФИО3 исх. № от 10.11.2017 года направлен пакет документов для разработки нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, в которых будет рассчитано количество предельно допустимых выбросов для каждой котельной поставленной на государственный учет как объект оказывающий негативное воздействие на окружающую среду. Разработка нормативов допустимого воздействия на окружающую среду (в том числе разработка проектов допустимых выбросов и получение разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух) военных объектов, включая техническое, методическое и программное обеспечение, обучение персонала, уплату госпошлин является одной из функций РЭЦ военного округа. В адрес ЖКС № 8 не поступают прогнозы о неблагоприятных метеорологических условиях, соответственно мероприятия по снижению выбросов вредных загрязняющих веществ не осуществляются. В соответствии с программой производственного экологического контроля инвентаризация выбросов и их стационарных источников, а так же контроль выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух проводится не реже 1 раза в 5 лет аккредитованной лабораторией. Последняя инвентаризация выбросов загрязняющих веществ, проведена при постановке на государственный учет объекта НВОС в 2017 году. В ходе инвентаризации установлен один организованный источник загрязнения атмосферного воздуха (ИЗА), выделяющий в атмосферу 7 загрязняющих веществ. Суммарный выброс загрязняющих веществ составляет 46,9882619 т/год. ЖКС № 8 ежегодно осуществляет учет (мониторинг) выбросов загрязняющих веществ расчетным методом для расчета суммы Декларации за негативное воздействие на окружающую среду. В соответствии с разработанной программой производственного экологического контроля за охраной атмосферного воздуха, ежегодно ответственным должностным лицом производятся расчеты массы выбросов загрязняющих веществ отдельно по каждому загрязняющему веществу по каждому источнику и по объекту в целом, данные предоставляются в Управление Росприроднадзор по Забайкальскому краю в виде отчета. Газоочистное оборудование на данной котельной не предусмотрено проектной документацией, в связи с тем, что котельная работает на жидком топливе (мазут). На основании Строительного правила № 89.13330.2016 СНиП П-35-76, данное оборудование требуется устанавливать только на котельные, работающие на твердом топливе. Военной прокуратурой Читинского гарнизона и административным органом - Федеральной службой по надзору в сфере природопользования не доказано наличие события и состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 8.21 Кодекса об административных правонарушениях РФ.
В судебном заседании представитель ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России ФИО4 доводы жалобы поддержала.
Представители Росприроднадзора ФИО2, ФИО5 с доводами жалобы в судебном заседании не согласились, просили оставить постановление без изменения.
Выслушав мнение участников, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 ст.8.21 КоАП РФ, нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу п. 7 ст. 16 Федерального закона от 4 мая 199 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» запрещается размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которое не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
В соответствии с п.1 ст. 16.1 Федерального закона № 96-ФЗ, эксплуатация установок очистки газа осуществляется в соответствии с правилами эксплуатации установок очистки газа, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Правилами эксплуатации установок очистки газа, утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 15.09.2017 №498 (далее - Правила) устанавливаются обязательные для соблюдения требования по охране атмосферного воздуха при эксплуатации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями установок очистки газа (далее - газоочистная установка, ГОУ).
Пунктами 8 и 9 Правил установлено, что запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности (далее - производственный объект), которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газа и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее - выбросы). ГОУ должна действовать бесперебойно и обеспечивать очистку и (или) обезвреживание выбросов от технологического оборудования (установки) в течение всего периода работы этого оборудования (с момента пуска (включения) до полной остановки) на уровне технических характеристик ГОУ, содержащихся в паспорте ГОУ.
Из материалов дела следует, что Военной прокуратурой Читинского гарнизона совместно со специалистами Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Забайкальскому краю и Читинского отдела лабораторного анализа и технических измерений Испытательного центра Филиала «ЦЛАТИ по Восточно-Сибирскому региону» проведена проверка исполнения юридическим лицом - ФГБУ ЦЖКУ МО РФ законодательства в области охраны атмосферного воздуха при эксплуатации котельной №, расположенной по адресу: <адрес>, которой выявлены нарушения, содержащие признаки административного правонарушения.
Установлено, что с 1 апреля 2017 г. содержание объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил Российской Федерации осуществляет ФГБУ ЦЖКУ МО РФ (ИНН/№, ОГРН <***>, юридический адрес: <адрес>), созданное на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 2 марта 2017 года № 155.
В соответствии с Уставом ФГБУ ЦЖКУ МО РФ основными его целями деятельности является осуществление деятельности, связанной с содержанием объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе при эксплуатации объектов, поставляющих энергоресурсы (теплоснабжение, водоснабжение) - котельных.
Приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации котельная №, расположенной по адресу: <адрес>, закреплена на праве оперативного управления и фактически эксплуатируется жилищно-коммунальной службой № 8 филиала ФГКУ «ЦЖКУ» по Восточному военному округу Минобороны России (до 31 мая 2019 г. жилищно-эксплуатационный (коммунальный) отдел № 7 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по ВВО).
В ходе проведённой 25 апреля 2019 г. специалистами Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Забайкальскому краю и Читинского отдела лабораторного анализа и технических измерений Испытательного центра Филиала «ЦЛАТИ по Восточно-Сибирскому региону» произведён отбор проб для определения концентрации загрязняющих веществ в промышленных выбросах с стационарного источника выбросов - котельной №, расположенной по адресу: <адрес>, о чём составлен соответствующее протокол № № от 19.04.2019 г.
Согласно вышеуказанного протокола испытаний промышленных выбросов, весовое количество выбросов (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации котельной № составил 0,6643 мкг/м3 сернистого ангидрида, т.е. выше нормы в 0,1 раз.
Таким образом, установлено, что юридическое лицо - ФГБУ ЦЖКУ МО РФ при эксплуатации котельной №, расположенной по адресу: <адрес>, осуществляет выброс загрязняющих веществ в атмосферу без использования газоочистного оборудования.
Также установлено, что в нарушение ст.ст. 12, 19, 30 и п. 1 ст. 22 Федерального Закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, Учреждением, а также мероприятия по сокращению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ (неблагоприятные метеорологические условия) для котельной №, в/г №, не разработаны.
Факт совершения нарушения ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по ВВО подтверждается постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 16.09.2019 года, заключением специалиста, и другими доказательствами по делу.
Представленные материалы административного дела в совокупности получили надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо пришел к правильному выводу об обоснованности привлечения ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по ВВО к административной ответственности по ч.3 ст.8.21 КоАП РФ.
При производстве по делу юридически значимые обстоятельства должностным лицом определены правильно, существенных нарушений процессуальных требований, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не допущено.
Указанные в жалобе доводы не влекут отмену обжалуемого решения.
Оснований для удовлетворения жалобы судом не установлено.
Руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Забайкальскому краю и Республики Бурятии ФИО2 № от 16 октября 2019 года по делу об административном правонарушении в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о назначении административного наказания, предусмотренного ч.3 ст. 8.21 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение 10 дней со дня получения.
Судья Р.Т. Аксаненко