Судья Шилина Л.В. дело № 12-125/2017
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Ханты-Мансийск 7 – 1313 17 ноября 2017 года
Судья суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Ушакова С.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь» ФИО1 на решение судьи Советского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 01 сентября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь»,
у с т а н о в и л:
Постановлением старшего государственного инспектора ХМАО-Югры в области охраны окружающей среды, заместителя начальника Советского отдела в Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО-Югры № 05-110/2017 от 31.05.2017 года юридическое лицо – общество с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь» (далее ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере ста тридцати восьми тысяч рублей.
Решением судьи Советского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа–Югры от 01 сентября 2017 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь» – без удовлетворения.
В жалобе, поданной в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, защитник ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь» ФИО1 просит решение судьи и постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав защитника ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь», нахожу решение судьи и постановление старшего государственного инспектора ХМАО-Югры в области охраны окружающей среды, заместителя начальника Советского отделав Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО-Югры подлежащими отмене по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь» привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение требований ст.60.3 Лесного кодекса Российской Федерации, а также пп. «а» п. 39, п.52 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 N 414, выразившееся в загрязнении лесного участка нефтесодержащей жидкостью в районе точки врезки нефтепровода с кустовой площадки К-39 ЦДНГ-7 в границах ТО-Советского лесничества, Самзасского участкового лесничества Тугринского урочища в квартале 158 выделов 40, 81.
В соответствии с ч.2 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административно-противоправным и наказуемым признается загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными вещества, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса.
Из протокола об административном правонарушении и постановления о привлечении к административной ответственности ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь» к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст. 8.31 Кодекса Росийской Федерации об административных правонарушениях следует, что основанием для привлечения Общества к административной ответственности явилось загрязнение земель лесного фонда нефтепродуктами в 73 раза по сравнению с незагрязненным участком в квартале 158 выделов 40, 81 Тугринского урочища Самзасского участкового лесничества ТО – Советское лесничество, географические координаты: 61.28082° с.ш. 64.98208° в.д.; 61.28083° с.ш. 64.98198° в.д.; 61.28050° с.ш. 64.98257° в.д.; 61.27970° с.ш. 64.98408° в.д.; 61.28081° с.ш. 64.98212° в.д. (в районе точки врезки нефтепровода с кустовой площадки К-39 ЦДНГ-7).
При наложении указанных географических координат на публичную кадастровую карту, определено, что границы загрязненного участка размещены в пределах участков с кадастровыми номерами 86:09:0701004:507, 86:09:0701004:1058 – категория земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения и т.д., разрешенное использование – размещение водоводов, нефтепроводов, что подтверждается схемами из публичной кадастровой карты.
Оставляя постановление должностного лица без изменения, судья пришел к выводу, что разлив нефти произошел на землях промышленности и землях лесного фонда. Участок длинный по протяженности, неправильной формы. В карте-схеме лесонарушения обозначен 35 точками, часть из которых (с 10 по 15) расположены на землях лесного фонда.
Вместе с тем, в протоколе и постановлении должностным лицом указаны конкретные географические координаты загрязненного участка (61.28082° с.ш. 64.98208° в.д.; 61.28083° с.ш. 64.98198° в.д.; 61.28050° с.ш. 64.98257° в.д.; 61.27970° с.ш. 64.98408° в.д.; 61.28081° с.ш. 64.98212° в.д.), границы которого расположены в землях промышленности (кадастровые номера участков 86:09:0701004:507, 86:09:0701004:1058).
Указанные участки, в соответствии с договорами, № 7, 8 от 25.05.2010 года, заключенными с администрацией Советского района, находятся в аренде у ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь». Согласно условиям названных договоров, арендодатель предоставляет в аренду земельные участки из земель промышленности на Ловинском месторождении, в том числе под трубопроводы.
Кроме того, в протоколе и постановлении должностным лицом указаны географические координаты загрязненного участка. Каталог географических координат 35 точек, которыми обозначены границы загрязненного участка (куда по мнению Природнадзора-Югры вошли земли лесного фонда), зафиксирован другой системой координат. Доказательств, подтверждающих, что координаты, указанные в каталоге географических координат (35 точек), каталоге координат угловых (поворотных) точек участка и координат, указанных в постановлении, совпадают, несмотря на то, что указаны в разных системах измерения, не имеется. Заключение какого-либо специалиста, подтвердившего бы верность перевода координат из одной системы исчисления в другую, материалы дела не содержат.
Согласно ст. 118, ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации, суд, рассматривая дела об административных правонарушениях, осуществляет исключительную функцию правосудия и не должен подменять органы и лиц, предъявляющих и обосновывающих обвинение в административном правонарушении. Согласно же конституционному положению о том, что судопроизводство в Российской Федерации осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, обязанность по доказыванию обвинения в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа-Югры лежит на органах Природнадзора-Югры.
В силу п.1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
В силу п.2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации все названные категории земель, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Установление категории земель является значимым не только для установления состава совершенного обществом правонарушения, но и для оценки правомочности должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении и вынесшего постановление по делу об административном правонарушении – Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО-Югры.
Согласно протоколу и постановлению о привлечении ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь» к административной ответственности, нефтезагрязнение произошло на землях промышленности.
В соответствии с ч.3 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административный орган не доказал обстоятельства совершения Обществом правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно загрязнение земель лесного фонда и не подтвердил свои полномочия по возбуждению и рассмотрению дела об административном правонарушении по факту нефтезагрязнения лесов промышленности.
В соответствии со ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых доказана его вина.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 данного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах решение судьи подлежит отмене, а производство по делу прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.6, п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,
р е ш и л :
Жалобу первого заместителя генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь» ФИО1 удовлетворить.
Решение судьи Советского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 01 сентября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь» отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Судья суда Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры С.М. Ушакова