ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-125/20 от 07.12.2020 Октябрьского районного суда г. Липецка (Липецкая область)

РЕШЕНИЕ
г. Липецк 07 декабря 2020 года

Судья Октябрьского районного суда г. Липецка Кузнецова Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя АО «ЛГЭК» ФИО5 на постановление административной комиссии Октябрьского округа г. Липецка от 10 сентября 2020 г., которым АО «Липецкая городская энергетическая компания» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 5.13 Кодекса Липецкой области об административных правонарушениях, и назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Согласно постановлению от 10 сентября 2020 года АО «ЛГЭК» совершило правонарушение, предусмотренное ст. 5.13 Кодекса Липецкой области об административных правонарушениях, а именно: нарушение установленных органами местного самоуправления требований при производстве земляных и (или) строительных работ в целях благоустройства, при следующих обстоятельствах.

27.07.2020г. в 10.40 часов выявлен факт непринятия мер по восстановлению нарушенного благоустройства после проведения аварийно-восстановительных работ на сетях водоснабжения по адресу: <...>.

Представитель АО «ЛГЭК» ФИО1 обратилась в суд с жалобой, в которой просит отменить постановление административной комиссии от 10.09.2020 г., поскольку не дано оценки тому, что задержка сроков по восстановлению асфальтобетонного покрытия и газона произошла в связи со сложной эпидемиологической ситуацией в РФ. Распространение коронавирусной инфекции является обстоятельством непреодолимой силы, что исключает ответственность АО «ЛГЭК» за данное правонарушение. Указывает, что у компании отсутствовала возможность для выполнения работ в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.

В судебном заседании представитель АО «ЛГЭК» ФИО2 поддержал доводы жалобы, указав, что после прорыва организация не успела вовремя устранить допущенные нарушения. Данный участок местности не являлся дорогой или пешеходной зоной, а, следовательно, не мог быть причинен вред здоровью и жизни людей. В связи с массовым заражением в организации оказалось недостаточно работников, в связи с чем были наняты подрядчики для выполнения данных работ. Ранее АО «ЛГЭК» к ответственности не привлекалось. Просит заменить наказание в виде штрафа на предупреждение.

Представитель административной комиссии ФИО3 возражала против удовлетворения жалобы, указав, что АО «ЛГЭК», обратившись с заявлением на выдачу разрешения на проведение аварийных работ, обязалось восстановить дорожное покрытие в полном объеме до 13 июля 2020 г., на момент составления протокола 17 июля 2020 г. дорожное покрытие восстановлено не было. Оставался котлован, практически не засыпанный землей, который представлял собой болото. При этом данный участок находился в сквере в районе домов № 2, 4, 8 по ул. Катукова г. Липецка, был полностью неогорожен и представлял опасность для людей особенно в темное время суток.

Рассмотрев жалобу, выслушав участников, исследовав представленные материалы, суд не находит оснований для удовлетворения жалобы заявителя.

Ст. 5.13 Кодекса Липецкой области об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за нарушение установленных органами местного самоуправления требований при производстве земляных и (или) строительных работ в целях благоустройства, выразившемся в несвоевременном восстановлении благоустройства территории после их завершения, непринятии мер по восстановлению дорожного покрытия, нарушенного в связи с производством земляных работ.

Так, Правилами благоустройства территорий г.Липецка, принятыми решением Липецкого городского Совета депутатов от 26.11.2019г. №1019 установлено, что в целях поддержания благоустройства на территории г.Липецка не допускается проведение земляных и (или) строительных работ в целях благоустройства при отсутствии разрешения на проведение указанных работ, а также несвоевременное восстановление благоустройства территории после их завершения, непринятие мер по восстановлению дорожного покрытия, нарушенного в связи с производством земляных работ.

Согласно ст. 14 Правил все виды земляных работ на территории г.Липецка следует производить только при наличии специального разрешения. При производстве земляных работ содержание строительных площадок, законсервированных объектов строительства, восстановление дорожных покрытий, зеленых насаждений, иных элементов благоустройства возлагается на правообладателей земельных участков и (или) лиц, производящих строительные и (или) земляные работы. Лица, производящие земляные работы, обязаны обеспечивать сдачу в эксплуатацию объектов с выполнением всех работ, предусмотренных проектом по благоустройству и озеленению территорий и приведению их в порядок. При восстановлении дорожных покрытий лица, производящие земляные работы, обязаны обеспечить восстановление всех слоев дорожного покрытия в тех же конструктивных слоях и материалах в соответствии с требованиями СНиП, ГОСТов, технических регламентов. При производстве работ, связанных с разрытием грунта, озелененных территорий или вскрытием дорожных покрытий, юридические, физические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие строительные и ремонтные работы, обязаны восстановить прилегающие земельные участки и зеленые насаждения, нарушенные при производстве работ, в сроки, определенные разрешительной документацией.

Вывод о виновности юридического лица в совершении правонарушения по сути не оспаривается и подтверждается представленными материалами дела: протоколом об административном правонарушении от 17.08.2020 г., фотоматериалами, протоколом рассмотрения дела административной комиссией, в котором зафиксированы объяснения представителя ФИО2, признавшего вину и указавшего на то, что утечка устранена, работы по благоустройству будут проводиться, другими материалами дела.

Согласно ст. 2.1 ч.2 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В данном случае данных о том, что у юридического лица отсутствовала возможность для соблюдения указанных выше норм, административной комиссии, а также суду представлено не было.

Ссылки заявителя на неблагополучную санитарно-эпидемиологическую обстановку и Указы президента РФ от 02 апреля 2020 г. N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории РФ в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", от 28 апреля 2020 г. "О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории РФ в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", суд отвергает, как несостоятельные, поскольку указами были установлены нерабочие дни с 4 по 30 апреля 2020 г. и с 06 по 08 мая 2020 г., что не имеет отношения ко времени совершения настоящего правонарушения - в июле 2020 г. Тем более что данные акты не распространялись на непрерывно действующие организации, а также организации, выполняющие неотложные ремонтные работы.

Доводы о том, что распространение в указанной период коронавирусной инфекции было признано на основании постановления администрации Липецкой области от 26 марта 2020 г. № 159 "О дополнительных мерах по защите населения в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) в Липецкой области" обстоятельством непреодолимой силы, суд во внимание не принимает, поскольку аналогичных оснований для освобождения юридического лица от административной ответственности КоАП РФ не содержит. А документально подтвержденных убедительных данных, свидетельствующих о том, что юридическое лицо не могло исполнить свои обязательства, представлено не было.

Доводы относительно массового заражения работников организации основанием для невыполнения организацией своих прямых обязанностей не является.

При назначении наказания юридическому лицу, как следует из постановления, учитывалось отсутствие отягчающих обстоятельств, данные об АО «ЛГЭК», которое впервые привлекается к административной ответственности, характер, степень общественной опасности, а также фактические обстоятельства совершенного правонарушения.

С учетом всех указанных обстоятельств юридическому лицу было назначено минимальное наказание, предусмотренное санкцией статьи, которое является справедливым.

Ссылка на то, что коль скоро юридическое лицо привлекается впервые и на момент вынесения настоящего постановления в отношении АО «ЛГЭК» не было вынесено иных постановлений о привлечении его к административной ответственности, не влечет изменения постановления в части назначенного наказания. Действующий закон не содержит запрета назначать наказание в виде штрафа при привлечении юридического лица к ответственности впервые.

Кроме того, нельзя не учитывать, что ст. 3.4 ч. 2 КоАП РФ предусмотрена возможность вынесения предупреждения при следующем условии - отсутствие причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде и т.д.

В данном случае пояснения представителя административной комиссии о том, что указанный участок работ АО «ЛГЭК» не только оставался не восстановленным длительное время, но и был не огорожен, находясь в зеленом массиве в сквере вблизи жилых домов, а следовательно, представлял угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, не опровергнуты.

Устранение организацией допущенных нарушений после привлечения к административной ответственности основанием для смягчения назначенного наказания не является.

При таких обстоятельствах, постановление административной комиссии от 10 сентября 2020 г. суд считает законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 ч.1 п. 1 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление административной комиссии Октябрьского округа г.Липецка от 10 сентября 2020 г. о привлечении АО «Липецкая городская энергетическая компания» к административной ответственности по ст. 5.13 Кодекса Липецкой области об административных правонарушениях - оставить без изменения, жалобу представителя АО «ЛГЭК» ФИО1 – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Октябрьский районный суд г. Липецка в течение 10 суток со дня получения копии решения.

Судья Кузнецова Л.В.