ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-125/2013 от 07.08.2013 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

судья Батршина Ф.Р. дело № 12-125/2013

Решение

Судья Верховного Суда Удмуртской Республики Соловьев В.А.

при секретаре Зеленцовой Н.З.,

с участием представителя Управления Роспотребнадзора в УР ФИО6, защитника администрации МО «Дулесовское» ФИО4, главы администрации МО «Дулесовское» ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ижевске 07 августа 2013 года жалобу администрации муниципального образования «Дулесовское» на постановление судьи Сарапульского районного суда УР от 26 июня 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ,

установил:

Постановлением судьи Сарапульского районного суда УР от 26 июня 2013 года, администрация МО «Дулесовское» признана виновной в совершении административного правонарушения предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ и администрации МО «Дулесовское» назначено наказание в виде штрафа в размере 100000 рублей.

В жалобе на указанное выше постановление администрация МО «Дулесовское» просит его отменить поскольку, состав правонарушения в действиях администрации МО «Дулесовское» отсутствует. Сбор, использование, обезвреживание, транспортировка и размещение отходов не относиться к компетенции администрации муниципального образования.

В судебном заседании защитник администрации МО «Дулесовское» ФИО4, доводы жалобы поддержала в полном объеме, пояснив, что земельный участок, на котором была свалка, не принадлежит администрации МО «Дулесовское», что исключает ответственность за несанкционированную свалку.

Глава администрации МО «Дулесовское» ФИО5 жалобу поддержал, пояснив, что в настоящее время свалка ликвидирована, у администрации МО «Дулесовское» нет возможности контролировать появление свалок на всей территории.

Представитель Управления Роспотребнадзора в УР ФИО6 с жалобой не согласилась, считая ее доводы, не основанными на законе.

Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, изучив доводы жалобы, материалы дела, прихожу к выводу о законности и обоснованности вынесенного судьей по делу постановления.

Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрено административное наказание за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ при проведении осмотра территории МО «Дулесовское», а именно дороги, ведущей в СНТ «Большие Пещеры» обнаружена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов протяженностью примерно 80 метров, что является нарушением п. 1.2 и 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест».

Указанные обстоятельства установлены материалами дела об административном правонарушении, в частности протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, актом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, из которого видно, что на дороге, ведущей в СНТ «Большие Пещеры» обнаружена свалка несанкционированных отходов, фотографиями.

В соответствии частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Исходя из положений части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Положениями ст. ст. 4, 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны осуществляться в соответствие с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На основании ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ч. 1 ст. 2, п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.Согласно ст. 10 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.

Создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией (ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").

В силу ч. ч. 1, 2 ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствие с экологическими, санитарными и иными требованиями.

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

Положениями части 2 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что организацию в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Частью 18 статьи 7 Устава муниципального образования «Дулесовское» определено, что к полномочиям администрации муниципального образования «Дулесовское» относится организация сбора, вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно п. 1.2 СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта.

Частью 1 ст. 8 Федерального закона № 89 «Об отходах производства и потребления» определено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В силу ч. 2 ст. 2 ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Основываясь на вышеуказанных нормах закона, следует считать, что судья районного суда пришла к правильному выводу о том, что публичные функции органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере обращения с отходами производства и потребления осуществляются в виде реализации закрепленными за ними законом соответствующих властных полномочий на всей территории муниципального образования, а соответственно орган местного самоуправления должен нести административную ответственность за наличие несанкционированной свалки твердых бытовых отходов на территории данного муниципального образования.

Таким образом, постановление по делу об административном правонарушении является законным и обоснованным.

Доводы жалобы не заслуживают внимания, поскольку основаны на неправильном толковании норм закона и по сути направлены на иную оценку, установленных судьей по делу обстоятельств, которым судьей дана надлежащая оценка, основанная на правильном применении норм материального права.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.2 - 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

постановление судьи Сарапульского районного суда УР от 26 июня 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу администрации муниципального образования «Дулесовское» без удовлетворения.

Судья Верховного Суда

Удмуртской Республики Соловьев В.А.

копия верна судья Соловьев В.А.