материал №12-125/2014
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
город Тюмень 07 марта 2014 года
Судья Центрального районного суда г.Тюмени Кукеева Р.Х.,
по адресу: <...>, кабинет 614,
с участием: ФИО1, в отношении которой ведется производство по делу об административном правонарушении,
представителей ИФНС России по г.Тюмени №2 ФИО2, действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3, действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев жалобу ФИО1, родившейся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, работающей генеральным директором ООО <данные изъяты>, зарегистрированной по адресу: <адрес>, проживающей по адресу: <адрес>,
на постановление № о назначении административного наказания, вынесенное 30 декабря 2013 года и.о. начальника ИФНС России по г.Тюмени №2 ФИО4,
У С Т А Н О В И Л:
26 декабря 2013 года государственным налоговым инспектором отдела оперативного контроля ИФНС России №2 по г.Тюмени ФИО5 в отношении генерального директора ООО <данные изъяты> ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении №, предусмотренном ч.2 ст.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), из которого следует, что ФИО1 допущено нарушение ч.15 ст.4 Федерального закона от 03 июня 2009 года №103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее – Федеральный закон от 03 июня 2009 года №103-ФЗ), выразившееся в не использовании Обществом обязанности по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщика при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (по причине его отсутствия).
Постановлением и.о. начальника ИФНС России по г.Тюмени №2 ФИО4 от 30 декабря 2013 года № по делу об административном правонарушении генеральный директор ООО <данные изъяты> ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.1 КоАП РФ, ей как должностному лицу назначено наказание в виде штрафа в размере 4 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 обжаловала его в суд, просит постановление отменить в связи с отсутствием субъекта и объективной стороны вменяемого правонарушения, поскольку Общество не может быть отнесено к субъектам правоотношений, являющихся предметом регулирования Федерального закона №103-ФЗ от 03 июня 2009 года, так как Общество осуществляет самостоятельную деятельность по продаже перевозок и принимает денежные средства от собственного имени. Деятельность Общества не направлена на прием платежей от физических лиц для исполнения ими обязательств перед поставщиком, соответственно Общество не обязано использовать специальный банковский счет для зачисления принимаемых от граждан платежей.
ФИО1 в судебном заседании доводы жалобы поддержала в полном объеме и просила ее удовлетворить по основаниям, изложенным в жалобе.
Представители ИФНС России по г.Тюмени №2 ФИО2 и ФИО3 полагали, что постановление № о назначении административного наказания от 30 декабря 2013 года вынесено в отношении должностного лица – генерального директора ООО <данные изъяты> ФИО1 законно и обоснованно, в удовлетворении жалобы следует отказать.
Проверив в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ материалы дела в полном объеме, заслушав участвовавших лиц, обсудив доводы жалобы, судья находит основания для отмены постановления от 30 декабря 2013 года № и.о. начальника ИФНС России по г.Тюмени №2 ФИО4 о назначении административного наказания генеральному директору ООО <данные изъяты> ФИО1 и прекращения производства по делу.
В силу ст.1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
Виновность лица по делу об административном правонарушении доказывается в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и устанавливается тем органом, в пределах компетенции которого, в соответствии с законом, находится рассмотрение дел о данном виде административных правонарушений. При этом, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст.26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность лица в совершении административного правонарушения, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Эти требования закона должностным лицом и.о. начальника ИФНС России по г.Тюмени №2 ФИО4 при рассмотрении дела не выполнены.
Из обстоятельств дела об административном правонарушении следует, что в период с 04 декабря 2013 года по 26 декабря 2013 года проведена проверка соблюдения ООО <данные изъяты> требований Федерального закона от 03 июня 2009 года № 103-ФЗ, в ходе которой установлено не использование Обществом обязанности по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщика при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (по причине его отсутствия) за период с 04 октября 2013 года по 03 декабря 2013 года на общую сумму <данные изъяты>.
Проверкой установлено, что ООО <данные изъяты>, являющееся платежным субагентом, на основании договора ЖДО № на оказание услуг от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ООО <данные изъяты> (Исполнитель), обязуется оплатить Исполнителю стоимость приобретенных железнодорожных билетов и стоимость услуг по их оформлению, тогда как исполнитель принимает на себя обязательства по оформлению железнодорожных билетов для ООО <данные изъяты>. Также в соответствии с агентским соглашением о продаже пассажирских перевозок от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенным между ООО <данные изъяты> и ОАО <данные изъяты> (перевозчик), ООО <данные изъяты> является агентом по привлечению пассажиров, оформлению и продаже пассажирских перевозок на линиях Перевозчика. Кроме того, согласно стандартному договору № о продаже воздушных перевозок на рейсы перевозчиков, заключенному ООО <данные изъяты> с ЗАО <данные изъяты>, ООО <данные изъяты> осуществляет продажу на бланках стандартных перевозочных документов и электронных билетах внутренних и международных воздушных перевозок на рейсах перевозчиков, имеющих с ЗАО <данные изъяты> «Стандартный договор об организации продажи на бланках СПД и электронных билетах НСАВ-ТКП и расчетов за воздушные перевозки».
На основании анализа условий договора ЖДО № на оказание услуг от ДД.ММ.ГГГГ, агентского соглашения о продаже пассажирских перевозок от ДД.ММ.ГГГГ № и стандартного договора № о продаже воздушных перевозок на рейсы перевозчиков, Инспекцией сделан вывод, что ООО <данные изъяты> является платежным агентом, в связи с чем, в соответствии с частями 14, 15 ст.4 Федерального закона от 03 июня 2009 года №103-ФЗ, обязано использовать специальный банковский счет для осуществления расчетов; обязано сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет.
Вместе с тем, проверкой установлено, что у ООО <данные изъяты> отсутствует специальный банковский счет платежного агента.
Согласно журналу кассира-операциониста и данным кассовой книги за октябрь, ноябрь, с 01 по 05 декабря 2013 года, сумма выручки, полученной ООО <данные изъяты> за период с 04 октября 2013 года по 03 декабря 2013 года, составляет <данные изъяты>. В соответствии с выпиской банка № от 10 декабря 2013 года об операциях по счетам налогоплательщика, денежные средства во исполнении обязательств по вышеуказанным договорам зачисляются на расчетный счет, который не является специальным банковским счетом платежного агента.
Данные выводы отражены в акте проверки № от ДД.ММ.ГГГГ.
Частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом «О национальной платежной системе», обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов.Объективная сторона данного правонарушения выражается в нарушении обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а также по использованию платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов.
При этом субъектами правонарушения являются платежные агенты.
В статье 2 Федерального закона от 03 июня 2009 года №103-ФЗ даны определения основных понятий используемых в данном законе, в соответствии с которыми:
- поставщик – юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации;
- плательщик – физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком;
- платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент;
- оператор по приему платежей - платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;
- платежный субагент - платежный агент - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.
Пунктом 14 ст.4 Федерального закона от 03 июня 2009 года №103-ФЗ определена обязанность платежного агента при приеме платежей использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов.
Согласно п.15 ст.4 Федерального закона от 03 июня 2009 года № 103-ФЗ платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета).
В соответствии с п.4 ст.8 Федерального закона от 03 июня 2009 года №103-ФЗ прием платежей без зачисления принятых от физических лиц наличных денежных средств на специальный банковский счет, не допускается.
Указанные выше нормы Федерального закона от 03 июня 2009 года №103-ФЗ позволяют сделать вывод, что платежный агент это тот, кто принимает платежи от физических лиц в пользу поставщика и больше ничего не делает для того, чтобы физическое лицо эти товары (работы, услуги) получило или у физического лица возникло право получить товары (работы, услуги) от поставщика.
Таким образом, Инспекцией сделан ошибочный вывод о том, что ООО <данные изъяты> в рамках договора ЖДО № на оказание услуг от ДД.ММ.ГГГГ, агентского соглашения о продаже пассажирских перевозок от ДД.ММ.ГГГГ № и стандартного договора № о продаже воздушных перевозок на рейсы перевозчиков, выполняет функции платежного агента.
В соответствии с пунктом 1.1. договора ЖДО № на оказание услуг от ДД.ММ.ГГГГ ООО <данные изъяты> (Исполнитель) принимает на себя обязанность по оформлению железнодорожных билетов для ООО <данные изъяты> (Заказчик) (Клиентов Заказчика), а Заказчик обязуется оплатить Исполнителю стоимость приобретенных железнодорожных билетов и стоимость услуг по их оформлению.
В соответствии с пунктом 1.1. агентского соглашения о продаже пассажирских перевозок от ДД.ММ.ГГГГ № Перевозчик (ОАО <данные изъяты>) поручает, а Агент (ООО <данные изъяты>) за вознаграждение обязуется осуществлять оформление и продажу пассажирских перевозок через авторизованный доступ к Сервису по адресу https://<данные изъяты>.
Согласно п.2.1.1. стандартного договора № о продаже воздушных перевозок на рейсы перевозчиков Агентство (ООО <данные изъяты>) обязуется осуществлять свою деятельность и совершать свои действия по настоящему договору в точном соответствии с нормативно-технологическими документами Системы взаиморасчетов и последующими изменениями к ним. Пунктом 2.1.2. установлена обязанность осуществлять продажу на бланках СПД и электронных билетах внутренних и международных воздушных перевозок на рейсах перевозчиков, имеющих с ЗАО <данные изъяты> «Стандартный договор об организации продажи на бланках СПД и электронных билетах НСАВ-ТКП и расчетов за воздушные перевозки» и их интерлайн-партнеров.
Согласно вышеуказанным договорам ООО <данные изъяты> получает за оказываемые услуги вознаграждение.
В силу п.1 ст.1005 Гражданского кодекса Российской Федерации по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.
Согласно п.1 ст.1009 Гражданского кодекса Российской Федерации (если иное не установлено агентским договором) агент может заключить субагентский договор с другим лицом. При этом ответственность за действия субагента перед принципалом несет он сам. Агентским договором может быть предусмотрена обязанность агента заключить субагентский договор с указанием или без его конкретных условий.
Принимая во внимание положения статьей 1005 и 1009 Гражданского кодекса Российской Федерации, учитывая условия договора ЖДО № на оказание услуг от ДД.ММ.ГГГГ, агентского соглашения о продаже пассажирских перевозок от ДД.ММ.ГГГГ № и стандартного договора № о продаже воздушных перевозок на рейсы перевозчиков, судья приходит к выводу, что ООО <данные изъяты> осуществляет прием платежей от физических лиц, как результат продажи пассажирских перевозок, то есть оказывая услуги, Общество действует от своего имени, что подтверждается данными листов кассовой книги.
Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что прием платежей всего лишь обеспечивает основную деятельность ООО <данные изъяты>, прописанную в договоре ЖДО № на оказание услуг от ДД.ММ.ГГГГ, агентском соглашении о продаже пассажирских перевозок от ДД.ММ.ГГГГ № и стандартном договоре № о продаже воздушных перевозок на рейсы перевозчиков, в связи с чем, отсутствуют основания считать, что Общество является платежным агентом, соответственно, деятельность ООО <данные изъяты> не подпадает под действие Федерального закона от 03 июня 2009 года № 103-ФЗ.
Таким образом, при составлении протокола об административном правонарушении и вынесении и.о. начальника ИФНС России по г.Тюмени №2 ФИО4 постановления о привлечении генерального директора ООО <данные изъяты> ФИО1 к административной ответственности, событие административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.1 КоАП РФ, в действиях ФИО1 отсутствовало. При рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом довод ФИО1 об отсутствии в ее действиях события административного правонарушения проверен не был.
На основании изложенного, судья полагает, что постановление, вынесенное 30 декабря 2013 года и.о. начальника ИФНС России по г.Тюмени №2 ФИО4 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1, подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению на основании п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление № и.о. начальника ИФНС России по г.Тюмени №2 ФИО4 от 30 декабря 2013 года о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 4 000 рублей генеральному директору Общества с ограниченной ответственностью <данные изъяты> ФИО1 за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – отменить, производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 прекратить основании п.1 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Жалобу ФИО1 на указанное постановление – удовлетворить.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения, путем подачи жалобы в Центральный районный суд г.Тюмени.
Судья _______________ Р.Х. Кукеева