Мировой судья Екименко А.Ю. (5-2191/2016) 12-125/2015
Р е ш е н и е
по результатам рассмотрения жалобы на постановление
по делу об административном правонарушении
21 июня 2016 года <...>
Судья Октябрьского районного суда города Омска Глазкова Т.Г. при секретаре судебного заседания Цайер А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Акционерного общества «Сибирские приборы и системы» на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное 20.05.2016 мировым судьёй судебного участка № 109 в Октябрьском судебном районе в г. Омске, которым Акционерное общество «Сибирские приборы и системы» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> руб.,
установил:
Указанным постановлением по делу об административном правонарушении АО «Сибирские приборы и системы» признано виновным в невыполнении в срок до 01.04.2016 пунктов 1-14 предписания об устранении нарушений законодательства, а именно – не проведены мероприятия по приведению в готовность к использованию защитного сооружения гражданской обороны (убежище) № № по адресу: <адрес> не выполнены мероприятия по приведению в готовность к использованию защитного сооружения гражданской обороны (убежище) № № по адресу: <адрес>
В жалобе АО «Сибирские приборы и системы» просит отменить вынесенное постановление о назначении административного наказания, прекратить производство по делу, мотивируя, что вместимость третьего убежища обеспечивает укрытие работников наибольшей работающей смены предприятия. Вопрос снятия убежища с учета находится вне компетенции Общества. Ответственность за содержание ЗС ГО не может быть всецело возложена на Общество. Денежные средства на ремонт убежищ Обществу не выделяются.
Срок для обжалования не пропущен.
В судебном заседании защитники законного представителя АО «Сибирские приборы и системы» Лакомый <данные изъяты>. и Попов <данные изъяты> поддержали доводы жалобы.
Заместитель начальника территориального отдела надзорной деятельности Октябрьского административного округа г. Омска Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Омской области Клочков <данные изъяты>. возражал против отмены вынесенного постановления, поскольку мер к решению вопроса о снятии ЗС ГО с учета в установленном порядке не принимается.
Заслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд не находит оснований для отмены вынесенного постановления по делу об административном правонарушении, по следующим основаниям.
Протокол № 5 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, в отношении АО «Сибирские приборы и системы» составлен по результатам внеплановой выездной проверки исполнения предписания № 9/3/1-14 от 24.06.2015, выданного инспекторами ТОНД ОАО Двухжиловой <данные изъяты>. и ФИО1 <данные изъяты>
Согласно предписанию, АО «Сибирские приборы и системы» было обязано в срок до 01.04.2016 устранить следующие нарушения обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:
ЗС ГО № №:
1) заменить герморезину на ГД и ЗГД, провести текущий ремонт гермоставней (механизмы задраивания не обслужены, уплотнительная резина на ставнях ЗГЛ и ГД потеряла эластичность) (Правила эксплуатации защитных сооружений ГО, утвержденные приказом МЧС РФ от 15.12.2002 № 583 (далее – Правила № 583) п. 3.2.5, п. 4.2.3);
2) обеспечить помещение дизельэлектростанции асбестовым покрывалом (Правила № 583 п. 3.5.2);
3) поддерживать температурно-влажностный режим в помещениях ЗС ГО в зимнее и летнее время (Правила № 583 п. 3.2.7, п. 3.2.19);
4) выполнить ремонт вентиляции (истек срок годности фильтров поглотителей, противопыльные фильтры ФЯР не обслужены, не промаркированы герметические клапаны, вентиляторы и пускатели к ним, мягкие соединения воздуховодов сгнили) (Правила № 583 п. 4.3.9, п. 4.4, п. 5.1);
5) оборудовать емкости запаса питьевой воды водоуказателями (Правила № 583 п. 4.5.2);
6) провести ревизию системы канализации и техническое обслуживание запорно-регулирующей арматуры (Правила № 583 п. 3.2.23, п. 5.1.1);
7) обслужить дизельную электростанцию, обеспечить аккумуляторной батареей. Для освещения помещений не использовать люминисцентные лампы (СниП П-11-77 п. 89);
8) провести проверку убежища на герметичность (Правила № 583 п. 4.3.11);
ЗС ГО № №:
9) заменить герморезину на ГД и ЗГД, провести текущий ремонт гермоставней (механизмы задраивания не обслужены, уплотнительная резина на ставнях ЗГД и ГД потеряла эластичность) (Правила № 583 п. 3,2,5, п. 4.2.3);
10) поддерживать температурно-влажностный режим в помещениях ЗС ГО в зимнее и летнее время (Правила № 583 п. 3.2.7, п. 3.2.19);
11) выполнить ремонт вентиляции (истек срок годности фильтров поглотителей, противопыльные фильтры ФЯР не обслужены, не промаркированы герметические клапаны, вентиляторы и пускатели к ним, мягкие соединения воздуховодов сгнили) (Правила № 583 п. 4.3.9, п. 4.4, п. 5.1);
12) оборудовать емкости запаса питьевой воды водоуказателями (Правила № 583 п. 4.5.2);
13) провести ревизию системы канализации и техническое обслуживание запорно-регулирующей арматуры (Правила № 583 п. 3.2.23, п. 5.1.1);
14) провести проверку убежища на герметичность (Правила № 583 п. 4.3.11).
Порядком создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 ноября 1999 г. N 1309, регламентировано создание убежищ для защиты работников наибольшей работающей смены организаций, расположенных в зонах возможных сильных разрушений и продолжающих свою деятельность в период мобилизации и военное время, а также работников работающей смены дежурного и линейного персонала организаций, обеспечивающих жизнедеятельность городов, отнесенных к группам по гражданской обороне, и организаций, отнесенных к категории особой важности по гражданской обороне.
Акционерное общество «Сибирские приборы и системы» создано во исполнение распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Омской области от 29декабря 2007г. № 1011-р в результате приватизации путем преобразования ФГУП «Сибирские приборы и системы». Согласно п.3 данного распоряжения и передаточному акту (позиции 3, 4, 5) в числе объектов, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса ФГУП «СПС» указаны объекты ГО и ЧС - убежища №№ №. В качестве планируемого дальнейшего их использования указана передача на ответственное хранение и безвозмездное пользование ОАО «СПС». Объекты являются встроенными и расположены на территории особо режимного предприятия. Убежища №№ № введены в эксплуатацию в 1972 году, а № № - в 1983 году, когда среднесписочная численность работников предприятия составляла около <данные изъяты> тысяч человек.
5 июня 2008 года между ОАО «СПС», с одной стороны, и Теруправлением ФАУФИ по Омской области и ГУ МЧС РФ по Омской области, с другой стороны, был заключен договор № 1 о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны, согласно которому имущество ГО и ЧС, в том числе три вышеназванных убежища, было передано предприятию на ответственное хранение и безвозмездное пользование.
Согласно пункту 2 Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 апреля 1994 г. № 359, объекты и имущество гражданской обороны, приватизация которых запрещена в соответствии с пунктом 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, исключаются из состава имущества приватизируемого предприятия и передаются в установленном порядке его правопреемнику на ответственное хранение и в пользование.
Убежище № №, согласно паспорту, имеет вместимость <данные изъяты> человек.
Среднесписочная численность работников ОАО «СПС» в период с 2008 по 2013 годы составляла от <данные изъяты> (2008 год) до <данные изъяты> (2016 год) человек.
Факт того, что вместимость защитного сооружения гражданской обороны № № в настоящее время обеспечивает укрытие наибольшей работающей смены работников предприятия, органом государственного надзора не оспаривается.
Положениями Правил N 583 предусмотрено:
1.3. В организациях, эксплуатирующих ЗС ГО, назначаются ответственные должностные лица, в обязанности которых входит организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования. Для ремонта и обслуживания помещений и оборудования ЗС ГО ответственные лица разрабатывают необходимую проектно-сметную документацию и организуют выполнение спланированных работ.
1.8. В обязанности начальника гражданской обороны организаций входит планирование и организация выполнения мероприятий:
по обеспечению сохранности и готовности ЗС ГО к приему укрываемых, своевременному техническому обслуживанию, ремонту и замене защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования;
по осуществлению систематического контроля за содержанием, эксплуатацией и готовностью ЗС ГО к использованию по прямому назначению.
Приложением № 2 «Типовой договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны» к Положению о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями, утвержденному постановлением Правительства РФ от 23 апреля 1994 г. N 359, определено, что орган государственной власти через штаб (комитет) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в целях выполнения предприятиями взятых на себя обязательств обязуется: 1. Оказывать методическую помощь в проведении соответствующих мероприятий гражданской обороны; 2. Оказывать помощь в приобретении имущества гражданской обороны, необходимой технической, проектной, нормативно-технической и другой документации.
Аналогичные положения закреплены и договором № 1 о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны, заключенным 5 июня 2008 года между ОАО «СПС», с одной стороны, и Теруправлением ФАУФИ по Омской области и ГУ МЧС РФ по Омской области, с другой стороны, согласно которому три вышеназванных убежища были переданы Обществу на ответственное хранение и безвозмездное пользование.
Пунктом 9 постановления Правительства РФ от 29.11.1999 N 1309 (ред. от 18.07.2015) "О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" установлено, что сохранение существующих объектов гражданской обороны и поддержание их в состоянии постоянной готовности к использованию относится к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления на соответствующих территориях. Они же определяют общую потребность в объектах гражданской обороны.
Пунктом 2.5 Правил N 583 предусмотрена возможность снятия с учёта защитных сооружений гражданской обороны:
при утрате расчетных защитных свойств ограждающих и несущих строительных конструкций, если восстановление их технически невозможно или экономически нецелесообразно;
при отсутствии организаций, которым возможна передача ЗС ГО в оперативное управление, хозяйственное ведение, и потребности в ЗС ГО на данной территории для защиты категорий населения, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. N 1309 "О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны".
Пунктами 2.6 и 2.7 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны определен регламент решения вопроса о снятии с учёта ЗС ГО.
В отношении ЗС ГО, находящихся в федеральной собственности (как в рассматриваемом случае), комиссия для подготовки документации для снятия с учета ЗС ГО создается руководителем федерального органа исполнительной власти. В состав комиссии, создаваемой для снятия с учета ЗС ГО (далее - комиссия), включаются по согласованию представители главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации, ведущего учет ЗС ГО соответствующего субъекта Российской Федерации, и территориального органа Росимущества по субъекту Российской Федерации, на территории которого находится данное ЗС ГО.
Пунктом 2 преамбулы постановления Правительства РФ от 29.11.1999 N 1309 (ред. от 18.07.2015) "О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" установлено, что методическое руководство и контроль за созданием и поддержанием в готовности убежищ и иных объектов гражданской обороны осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Таким образом, от юридического лица, на ответственном хранении и в безвозмездном пользовании которого находятся защитные сооружения гражданской обороны, решение вопроса о снятии с учёта ЗС ГО не зависит.
Однако юридическое лицо должно принять меры к доведению до сведения компетентного органа либо сведений о нуждаемости в денежных средствах для сохранения существующих объектов гражданской обороны и поддержания их в состоянии постоянной готовности к использованию, либо сведений о необходимости снятия защитных сооружений гражданской обороны с учета. Как было указано выше, для ремонта и обслуживания помещений и оборудования ЗС ГО ответственные лица разрабатывают необходимую проектно-сметную документацию и организуют выполнение спланированных работ.
Распоряжением Правительства Омской области от 28.08.2013 № 144-рп принято решение о проведении инвентаризации защитных сооружений ГО в Омской области и в срок до 31.08.2014 представить в ГУ Министерства ГО и ЧС РФ информацию по итогам инвентаризации.
Согласно справке от 24.06.2014 Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Омской области, ОАО «СПС» представило документы по инвентаризации трех защитных сооружений гражданской обороны, находящихся в ведении ОАО «СПС», 24.02.2014 в полном объеме.
В материалах дела имеются акты инвентаризации ЗС ГО № № и №, где указано, что данные защитные сооружения не готовы к приему укрываемых.
Между тем доказательств обращения в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по вопросу снятия ЗС ГО с учета АО «Сибирские приборы и системы» суду не представляет.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Признавая юридическое лицо виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, мировой судья указала, что суду не представлено доказательств снятия ЗС ГО с учета, что не лишает уполномоченный орган государственного надзора требовать от предприятия содержать такие объекты и имущество. Также мировой судья указала, что экономическую нецелесообразность приведения ЗС ГО в состояние готовности к использованию Общество суду не представило.
Для рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении АО «Сибирские приборы и системы» не представило иных доказательств, кроме тех, которые имелись в деле и были исследованы мировым судьёй.
Оснований для переоценки доказательств судья районного суда не усматривает, поскольку, как указано выше, обращение Общества в надлежащий орган по вопросу снятия ЗС ГО с учета места не имело. Процесс инвентаризации закончился более двух лет назад, однако никаких последующих действий Обществом не принято.
При вышеизложенных обстоятельствах судья районного суда приходит к выводу о том, что мировым судьёй принято законное и обоснованное решение о наличии оснований для привлечения АО «Сибирские приборы и системы» к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ. Юридически значимые для рассмотрения дела обстоятельства установлены мировым судьёй в полном объеме. Дело рассмотрено в установленный статьёй 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к ответственности. Административное наказание назначено минимальное предусмотренное соответствующей санкцией, является законным и обоснованным в соответствии с положениями статьи 4.1 КоАП РФ. Существенного нарушения процессуальных требований КоАП РФ, не позволившего всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, не допущено.
Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, суд
решил:
постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное 20.05.2016 мировым судьёй судебного участка № 109 в Октябрьском судебном районе в г. Омске, которым Акционерное общество «Сибирские приборы и системы» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> руб.,
оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно.
Судья: _______________________ Т.Г. Глазкова