Дело № 12-125/2022
УИД: 51RS0001-01-2022-001185-65
РЕШЕНИЕ
09 марта 2022 года <...>
Судья Октябрьского районного суда города Мурманска Макарова И.С., рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Решение» Паниной Натальи Александровны на постановление старшего дознавателя отдела дознания и административной практики Пограничного Управления ФСБ России по Западному арктическому району от ДД.ММ.ГГГГ,
установил:
Постановлением старшего дознавателя отдела и административной практики Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району № от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо ООО «Решение» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 400000 рублей.
Считая постановление незаконным, защитник обратился в суд, в обоснование жалобы указала, что деятельность ООО «Решение» является стратегически важной и значимой, после введения процедуры банкротства в отношении АО «Мурманское морское пароходство», являющегося крупнейшей судоходной компанией, работающей в российском секторе Арктики, ООО «Решение» обеспечивает сохранность и поддержание технического состояния флота указанной компании, осуществляет снятие морских арестов с судов компании по всему миру, а также предоставляет значительное количество рабочих мест бывшим сотрудникам АО «Мурманское морское пароходство». ООО «Решение» осуществляет перевалку и транспортировку стратегически важных грузов в акватории Северного морского пути. Учитывая, раскаяние лица, совершившего административное правонарушение, являющиеся смягчающим обстоятельством в соответствии со ст. 4.2. КоАП РФ, с целью сохранения стабильного финансового положения и бесперебойной работы флота Общества, просит уменьшить размер административного штрафа либо прекратить производство по делу на основании ст.2.9 КоАП РФ, либо заменить административный штраф на предупреждение.
Законный представитель ООО «Решение», защитник Панина Н.А. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Представитель Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Проверив материалы дела, оценив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд восстанавливает срок на подачу жалобы на постановление об административном правонарушении.
Частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 настоящего Кодекса.
Правила пересечения государственной границы российской Федерации определены Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О Государственной границе Российской Федерации» (далее - Закон «О Государственной границе»).
Согласно пункта «б» части 2 статьи 5 Закона «О Государственной границе» прохождение государственной границы, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, устанавливается на море по внешней границе территориального моря Российской Федерации.
Частью 4 статьи 9 Закона РФ «О Государственной границе» установлено, что российские и иностранные суда, иностранные военные корабли и другие государственные суда, эксплуатируемые в некоммерческих целях, пересекают государственную границу на море, реках, озерах и иных водных объектах в соответствии с Законом «О Государственной границе», международными договорами Российской Федерации, федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 9.1 Закона «О Государственной границе», в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, допускается неоднократное пересечение Государственной границы на море без прохождения пограничного, таможенного (за исключением ограничения, установленного пунктом 7 статьи 9.1 Закона «О Государственной границе») и иных видов контроля (далее - неоднократное пересечение Государственной границы):
а)российскими и иностранными судами, убывающими из российских портов с последующим прибытием в российские порты без захода во внутренние морские воды и в территориальные моря иностранных государств, если иное не установлено Правительством Российской Федерации;
б)российскими судами, прошедшими пограничный, таможенный и иные виды контроля при убытии с территории Российской Федерации, прибывающими на территорию Российской Федерации без цели захода в российские порты с последующим убытием с территории Российской Федерации.
Неоднократное пересечение Государственной границы судами допускается при соблюдении следующих условий (часть 2 статьи 9.1 Закона «О Государственной границе»):
а)выполнение требований к оснащению судов техническими средствами контроля, обеспечивающими постоянную автоматическую некорректируемую передачу информации о местоположении судов, и другими техническими средствами контроля местоположения судов;
б)передача в пограничные органы данных о местоположении таких судов;
в)уведомление пограничных органов о каждом фактическом пересечении Государственной границы.
Правила уведомления пограничных органов о намерении осуществлять неоднократное пересечение Государственной границы и порядок получения разрешения пограничных органов на неоднократное пересечение Государственной границы устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 9.1 Закона «О Государственной границе»).
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об особенностях пересечения российскими и иностранными судами государственной границы Российской Федерации на море» утверждены Правила уведомления пограничных органов федеральной службы безопасности о намерении осуществлять неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации на море российскими судами (далее - Правила).
Уведомление пограничных органов о намерении осуществлять неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации на море (далее - уведомление) направляется однократно на весь период осуществления деятельности, указанной в уведомлении (пункт 2 Правил).
Согласно пункту 3 Правил, российские суда, указанные в пункте 1 Правил (далее - суда), неоднократно пересекают государственную границу Российской Федерации на море в целях осуществления указанной в уведомлении деятельности в районе (районах) и сроки, которые заявлены в уведомлении.
Уведомление для судов, указанных в подпункте «а» пункта 1 Правил, направляется по форме согласно приложению № к Правилам капитаном судна, или судовладельцем, или уполномоченным им лицом (далее - заявитель) не позднее чем за 4 часа до выхода судна из российского порта (далее - порт), из которого планируется убытие судна с намерением осуществлять неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации на море (пункт 4 Правил).
В случае изменения времени выхода судна из порта повторное направление уведомления не требуется (подпункт б) пункта 12 Правил).
Согласно пункту 13 Правил, об изменениях, указанных в пункте 12 Правил, заявитель незамедлительно информирует пограничный орган, в который было направлено уведомление по телефонной, факсимильной связи либо по электронной почте.
При фактическом пересечении государственной границы Российской Федерации на море капитан судна по радиосвязи, факсимильной связи либо по электронной почте уведомляет пограничный орган (подразделение пограничного органа) о времени и географических координатах места пересечения им государственной границы Российской Федерации на море (пункт 15 Правил).
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены Правила передачи в пограничные органы федеральной службы безопасности данных о местоположении судов, неоднократно пересекающих государственную границу Российской Федерации на море без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля (далее - Правила передачи данных).
Согласно пункту 2 Правил передачи данных передача в пограничные органы данных о местоположении судов осуществляется:
российским центром системы опознавания судов и слежения за ними на дальнем расстоянии (далее - российский центр системы опознавания), созданным в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О мерах по внедрению системы опознавания судов и слежения за ними на дальнем расстоянии», в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - для судов, указанных в пункте 1 статьи 9.1 Закона Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации», за исключением промысловых судов, на которые технические средства контроля местоположения судна устанавливаются в обязательном порядке;
центрами отраслевой системы мониторинга водных биологических ресурсов, наблюдения и контроля за деятельностью промысловых судов (далее - российские центры мониторинга), созданными в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О создании отраслевой системы мониторинга водных биологических ресурсов, наблюдения и контроля за деятельностью промысловых судов», - для промысловых судов, на которые технические средства контроля местоположения судна устанавливаются в обязательном порядке.
Данные о местоположении судна, указанные в пункте 3 Правил передачи данных, передаются с периодичностью не реже чем один раз в 2 часа с момента начала передачи данных о местоположении судна в соответствующий центр и до входа судна в акваторию порта назначения (пункт 4 Правил передачи данных).
Согласно пункту 6 Правил передачи данных, пограничный орган, в зоне ответственности которого находится порт (контактные данные пограничных органов размещены на сайте ps.fsb.ruв информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»), сообщает капитану судна посредством телефонной связи о получении в соответствии с пунктом 2 настоящих Правил данных о местоположении конкретного судна не позднее чем за час до предполагаемого времени выхода судна из порта. Судно не выходит из порта до получения капитаном судна указанного сообщения.
Из материалов дела следует, что судно «Юрий Аршеневский» (ИМО 8406705) согласно свидетельству о праве собственности на судно № от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит на праве собственности ОАО «Мурманское морское пароходство» (ИНН <***>).
ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «Мурманское морское пароходство» (ИНН <***>) и ООО «Решение» (ИНН <***>) заключен договор бербоут- чартера в отношении судна «Юрий Аршеневский» (ИМО 8406705).
ДД.ММ.ГГГГ в 19 час 10 мин (мск) от капитана судна «Юрий Аршеневский» ФИО3 направлено уведомление, в котором указал, что судно намерено осуществлять хозяйственную деятельность по переходу с грузом на борту из порта Архангельск в порт Мурманск ДД.ММ.ГГГГ в 23 ч 30 мин. без пересечения территориальных вод Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ в 00 час. 15 мин. судно отошло от причала и покинуло акваторию порта Архангельск.
ДД.ММ.ГГГГ в 13 час 34 мин (мск), то есть после выхода судна «Юрий Аршеневский» из порта Архангельск, капитан судна ФИО3 направил в адрес Управления уведомление, согласно которому судно «Юрий Аршеневский» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ намерено осуществить переход их порта Архангельск в порт Певек с неоднократным пересечением государственной границы Российской Федерации на море без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля.
Сообщение о получении пограничным органом данных о местоположении судна «Юрий Аршеневский» не позднее чем за час до предполагаемого времени выхода судна из порта капитан судна не получал.
ДД.ММ.ГГГГ в 22 час 20 мин (мск) капитан судна «Юрий Аршеневский» ФИО3 повторно направил в адрес Управления уведомление с измененным портом прибытия, указан порт Варандей, а также с сообщением о намерении пересечь государственную границу Российской Федерации на выход из территориального моря Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ в 23 час 30 мин (мск) в координатах 68° 49,150" СШ 042° 51,000’ ВД.
ДД.ММ.ГГГГ в 23 час 17 мин (мск) в расчетных координатах 68° 48" СШ 042°50" ВД судно «Юрий Аршеневский» фактически пересекло государственную границу Российской Федерации, о чем капитан судна в 23 час 19 мин (мск) уведомил пограничный орган.
ДД.ММ.ГГГГ в 21 час 58 мин (мск) капитан судна «Юрий Аршеневский» ФИО3 повторно направил в адрес Управления уведомление с измененным портом прибытия, указан порт Певек, а также с сообщением о намерении пересечь государственную границу Российской Федерации на вход в территориальное море Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ в 03 час 30 мин (мск) в координатах 70° 11,7" СШ 057° 18,0" ВД.
По факту выявленных нарушений в отношении ООО «Решение» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренный частью 1 статьи 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и в последующем ООО «Решение» привлечено к административной ответственности по указанной норме.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, оцененными в совокупности по правилам статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При этом вина юридического лица является характеристикой объективной стороны совершенного административного правонарушения. Все действия юридического лица опосредованы и выражаются в действиях тех должностных лиц, которые в силу закона, трудового договора представляют это лицо в отношениях с третьими лицами и выступают от его имени, принимают решения и осуществляют управление, поэтому все действия работника юридического лица рассматриваются как действия этого лица. Правильный подбор, расстановка кадров, допуск к полномочиям, контроль за деятельностью работников, является проявлением разумной заботливости и осмотрительности юридического лица, направленных на обеспечение его деятельности.
Из материалов административного дела не усматривается проявление ООО «Решение» заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований пересечения Государственной границы.
Исходя из смысла части 3 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях совершение работником ООО «Решение» противоправных виновных действий (бездействий) не освобождает юридическое лицо от административной- ответственности, так как он действует в интересах юридического лица, которое несёт установленную законодательством ответственность.
Учитывая изложенное, суд исходит из того, что в рассматриваемом случае ответственность за действия капитана судна, связанные с судовождением, в том числе за действия по соблюдению правил пересечения Государственной границы Российской Федерации, несет судовладелец, то есть ООО «Решение».
Согласно пункту 40 Главы IV Устава службы на судах рыбопромыслового флота Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, капитан в силу своего служебного положения признается представителем судовладельца и грузовладельца в отношении сделок, необходимых в связи с нуждами судна, груза или плавания, а также исков, касающихся вверенного капитану имущества, если на месте нет иных представителей судовладельца и грузовладельца.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к выводу, что административное правонарушение в данном случае не было вызвано чрезвычайными, объективно неотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля Общества.
Таким образом, ООО «Решение» не приняло все зависящие меры для соблюдения требований статьи 9.1 Закона «О Государственной границе», п.13 Правил, допустило выход судна «Юрий Аршеневский» (ИМО 8406705) из порта Архангельск ДД.ММ.ГГГГ в 00 час. 15 мин. без подачи уведомления о намерении пересечь государственную границу Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного и иных видов контроля, без подтверждения Управлением факта получения в соответствии с пунктом 2 Правил передачи данных о местоположении судна.
Оснований для замены административного штрафа на предупреждение не имеется. С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях суд считает, что отсутствует необходимая совокупность оснований для замены административного штрафа на предупреждение, поскольку из материалов дела не следует, что имеются условия, предусмотренные частью 2 статьи 3.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях в части такого обстоятельства как отсутствие возникновения угрозы интересам государства в области обеспечения суверенности и национальной безопасности.
Из представленных материалов дела следует, что в ходе рассмотрения дела, при правовой оценке всех обстоятельств дела и собранных доказательств, должностным лицом не были нарушены требования статьи 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Обстоятельств, которые в силу статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, могли бы повлечь прекращение производства по делу, не установлено.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену постановления, судом не установлено.
Между тем, имеются основания для изменения, состоявшегося по делу постановления в части назначенного ООО «Решение» наказания.
В силу ч. 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии с п. 3.2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Наложение административного штрафа в установленных санкцией ст.18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях пределах, в размере 400000 рублей, не отвечает целям административной ответственности и влечет избыточное ограничение прав юридического лица. Учитывая, что ООО «Решение» является субъектом малого предпринимательства, ранее в административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений не привлекалось, положения ч. 3.2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в целях обеспечения баланса конституционно значимых ценностей и в интересах субъектов права, с учетом обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, назначенное наказание в виде административного штрафа подлежит снижению до 200.000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.6- 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
Жалобу защитника ООО «Решение» ФИО1 на постановление старшего дознавателя отдела и административной практики Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району 18№ от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении юридического лица к административной ответственности по части 1 ст.18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде штрафа в размере 400000 рублей – удовлетворить частично.
Снизить размер административного штрафа, наложенного постановлением старшего дознавателя отдела и административной практики Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району № от ДД.ММ.ГГГГ на юридическое лицо – ООО «Решение» до 200000 (двести тысяч) рублей
В остальной части постановление оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение 10 суток со дня вручения (получения) копии решения.
Судья: И.С. Макарова