ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-125/2023 от 07.11.2023 Суда Ямало-Ненецкого автономного округа (Ямало-Ненецкий автономного округ)

Копия

Дело № 12-125/2023

РЕШЕНИЕ

Судья суда Ямало-Ненецкого автономного округа Ощепков Н.Г., рассмотрев в судебном заседании жалобу Левченко Кристины Александровны на постановление судьи Муравленковского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 сентября 2023 года, вынесенное в отношении индивидуального предпринимателя Левченко К.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением судьи Муравленковского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 сентября 2023 года индивидуальный предприниматель Левченко К.А. была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Не соглашаясь с указанным постановлением судьи, Левченко К.А. обратилась в суд Ямало-Ненецкого автономного округа с жалобой, в которой просит его отменить, считая его незаконным.

Левченко К.А. извещалась судом о времени и месте судебного заседания, о причинах неявки суд не уведомила, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не заявила. На основании пункта 4 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба рассматривается в отсутствие указанного лица.

В соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы с учетом части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прихожу к следующему выводу.

В соответствии с частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3.1 настоящей статьи и статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Основанием для привлечения индивидуального предпринимателя Левченко К.А. к административной ответственности на основании части 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в обжалуемом судебном акте выводы о том, что индивидуальный предприниматель осуществляет деятельность и арендует нежилое помещение № 14, расположенное в доме № 75 по ул. Нефтяников, г. Муравленко, в процессе которой образуются отходы производства и потребления IV класса опасности (мусор от офисных и бытовых помещений). 31 августа 2023 года в 18-00 часов сотрудниками полиции было выявлено, что индивидуальный предприниматель Левченко К.А. в нарушение законодательства об обращении с отходами производства и потребления, не заключила договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором по указанному адресу.

С таким решением согласиться нельзя по следующим основаниям.

Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Установление виновности предполагает доказывание того факта, что именно данное лицо совершило административное правонарушение. Выяснение указанного вопроса имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного лица к административной ответственности.

Эти обстоятельства устанавливаются доказательствами, предусмотренными частью 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые должны содержаться в материалах дела об административном правонарушении.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 89-ФЗ отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона № 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в числе прочего, соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства; вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов; соблюдать требования при обращении с группами однородных отходов; проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

В силу пункта 1 статьи 14 Федерального закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Из пункта 1 статьи 19 Федерального закона № 89-ФЗ следует, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Пунктами 1 и 4 статьи 24.7 Федерального закона № 89-ФЗ установлено, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Исходя из вышеприведенных норм, обязанность по заключению с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами возложена на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами (деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов); обязанность по заключению такого договора возникает у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих здания, сооружения и иные объекты в связи с обращением с твердыми коммунальными отходами, которые располагаются в местах (на площадках) накопления.

При рассмотрении настоящего дела защитник Левченко К.А. последовательно отрицала факт совершения вменяемого административного правонарушения, приводя доводы о том, что здание, где расположено арендуемое помещение № 14 является «бизнес-инкубатором». Законным владельцем здания выступает некоммерческая организация «Фонд поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и развития города Муравленко», которая в свою очередь в установленном порядке заключила договор по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором (ООО «Инновационные технологии»). Поскольку Левченко К.А. является субъектом малого и среднего предпринимательства и по условиям договора аренды не уплачивает коммунальные платежи региональному оператору за вывоз твердых коммунальных отходов, данная деятельность самостоятельно организована законным владельцем всего здания, оснований для заключения отдельного договора с региональным оператором не имеется.

Данные доводы не противоречат материалам дела и требованиям закона.

Согласно подпункту «в» пункта 8(1) постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641" региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся в зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, и на земельных участках - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.

Пунктом 5 этого же постановления Правительства РФ установлено, что договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) настоящих Правил.

В силу части 6 статьи 24.7 Федерального закона № 89-ФЗ юридические лица, в результате деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы.

В соответствии с выпиской из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства индивидуальный предприниматель Левченко К.А. отнесена к субъектам малого и среднего предпринимательства (л.д. 36).

Согласно договору аренды от 8 октября 2021 года индивидуальному предпринимателю Левченко К.А. предоставлено в пользование нежилое помещение № 14 в здании (бизнес-инкубаторе) муниципального образования г. Муравленко, общей площадью 19,1 кв.м., расположенного по адресу <адрес>, арендодатель - некоммерческая организация «Фонд поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и развития города Муравленко», срок аренды по 7 октября 2024 года (л.д. 10-13).

Законным владельцем вышеуказанного здания бизнес-инкубатора является некоммерческая организация «Фонд поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и развития города Муравленко».

Согласно информации некоммерческой организации «Фонд поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и развития города Муравленко» (арендодателя) (далее также - фонд), арендатор по условиям договора аренды (пункт 4.2.1 договора) возмещает стоимость коммунальных услуг уплаченных арендодателем, в том числе по обращению с твердыми коммунальными отходами. При этом, между фондом и региональным оператором заключен договор по обращению с твердыми коммунальными отходами и у арендаторов нежилых помещений бизнес-инкубатора отсутствует обязанность по самостоятельному заключению договора с региональным оператором (л.д. 40-41).

В материалы дела представлен договор от 22 декабря 2018 года заключенный между фондом и региональным оператором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с приложением № 1, из которых следует, что объем отходов от деятельности в здании бизнес-инкубатора и место накопления отходов учитывает и арендуемые помещения. Срок действия договора продляется на тех же условиях и на тот же срок при отсутствии возражений сторон (пункт 29 договора) (л.д. 44-47). Сведений, что стороны расторгли данный договор либо он был прекращен материалы дела не содержат, более того фонд указывал в сентябре 2023 года на наличие и действительность договора с региональным оператором (л.д. 40-41).

Таким образом, взаимоотношения арендатора помещения, законного владельца здания (фонда) и регионального оператора указывают, что право собственности на твердые коммунальные отходы при осуществлении деятельности арендаторов в помещениях возникает у самого фонда, который их накапливает на соответствующей площадке и в установленном порядке по договору передает региональному оператору для принятия, транспортировки, обработке, обезвреживанию и захоронению.

Изложенным доказательствам и доводам защитника Левченко К.А. в ходе рассмотрения дела надлежащая оценка не дана.

Сведений, что при заключении фондом с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не были учтены отходы от помещений, расположенных в здании, материалы дела не содержат. При этом сам фонд, по сути, указывает на то, что он исполняет предусмотренную законом обязанность при обращении с твердыми коммунальными отходами, образующимися при эксплуатации здания и соответственно от арендуемых помещений, а арендаторы компенсируют фонду эти затраты.

Согласно ответу на запрос суда Ямало-Ненецкого автономного округа, фонд 26 октября 2023 года сообщил, что договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключенный между фондом и региональным оператором является пролонгированным и действующим в 2023 году, отходы образующиеся в деятельности арендатора ИП Левченко К.А. при аренде помещения бизнес-инкубатора являются собственностью фонда, объект размещения твердых бытовых отходов находится в границах земельного участка используемым фондом, разместить индивидуальные контейнеры для каждого арендатора помещений не представляется возможным, арендатор возмещает фонду произведенную оплату за оказанные региональным оператором услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами. Представлено также и соответствующее дополнительное соглашение от 2 октября 2023 года к договору аренды с ИП Левченко К.С., из которого следует, что твердые коммунальные отходы являются собственностью арендодателя помещения (фонда), действие дополнительного соглашения распространяется на правоотношения с момента заключения договора аренды (с 2021 года) (л.д. 89-91).

Также материалы дела не содержат сведений, что именно в зоне деятельности Левченко К.А., а не фонда находятся места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.

При таком положении не имеется оснований считать, что Левченко К.А. обязана наряду с фондом и самостоятельно заключить договор с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Обращает на себя внимание также то, что приведенные нормы содержат обязанности, которые возникают у лица лишь при осуществлении фактической деятельности при обращении с отходами.

Вместе с тем в протоколе об административном правонарушении не установлено и не указано, какой конкретно объем отходов был образован при осуществлении Левченко К.А. деятельности в офисном помещении здания (бизнес-инкубатора) на дату указанную в протоколе либо за определенный период.

Доказательств того, что в процессе деятельности индивидуального предпринимателя Левченко К.А. образуются отходы IV класса опасности, какой их объем и размещаются ли они в местах (площадках) накопления твердых бытовых отходов, являются ли данные площадки общими для всего здания или индивидуальными и какому лицу они принадлежат, в материалах дела не имеется.

При таком положении выводы в обжалуемом постановлении по делу об административном правонарушении об отсутствии письменного договора с региональным оператором не свидетельствует о несоблюдении индивидуальным предпринимателем Левченко К.А. требований законодательства в области охраны окружающей среды при обращении с твердыми коммунальными отходами при обстоятельства, изложенных в протоколе об административном правонарушении.

Таким образом, при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.

В связи с этим нельзя сделать безусловный вывод о том, что индивидуальный предприниматель Левченко К.А. относится к числу субъектов, на которых Федеральным законом № 89-ФЗ возложены обязанности, невыполнение которых ей вменено по настоящему делу об административном правонарушении.

Согласно частям 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу.

При таких обстоятельствах, постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное в отношении индивидуального предпринимателя Левченко К.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Левченко К.А. подлежит прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 названного Кодекса - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление по делу об административном правонарушении.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

постановление судьи Муравленковского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 сентября 2023 года, вынесенное в отношении индивидуального предпринимателя Левченко К.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по данному делу прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья подпись