Судья – Притулин В.П. Дело № 12-1265/2018
РЕШЕНИЕ
17 апреля 2018 г. г. Краснодар
Судья Краснодарского краевого суда Малаева В.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе представителя администрации муниципального образования г. Армавир по доверенности < Ф.И.О. >2 на постановление судьи Армавирского городского суда Краснодарского края от 23 января 2018 г.,
установил:
постановлением судьи Армавирского городского суда Краснодарского края от 23 января 2018 г. администрация муниципального образования г. Армавир признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере <...> рублей.
В жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, представитель администрации муниципального образования г. Армавир по доверенности < Ф.И.О. >2 просит постановление Армавирского городского суда Краснодарского края от 23 января 2018 г. отменить и прекратить производство по делу. В обоснование доводов жалобы указано, что постановление судьи незаконно, необоснованно, вынесено с нарушением требований КоАП РФ, что судом не исследованы в полной мере обстоятельства, имеющие значение для дела.
В Краснодарский краевой суд поступило ходатайство представителя Управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края по доверенности < Ф.И.О. >3, в котором просит рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации Краснодарского края, постановление Армавирского городского суда Краснодарского края от 22 декабря 2017 г. оставить без изменения, в связи с чем судья Краснодарского краевого суда полагает возможным рассмотреть жалобу по существу в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в жалобе, выслушав представителя администрации муниципального образования г. Армавир по доверенности < Ф.И.О. >2, судья вышестоящей инстанции не находит оснований для отмены постановления судьи городского суда.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что Управлением государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края <...> по <...> была проведена плановая выездная проверка юридического лица - администрации муниципального образования город Армавир. По результатам проверки установлено следующее.
Установлены факты выдачи администрации муниципального образования город Армавир разрешения на строительство на территории объекта культурного наследия с отрицательным письмом краевого органа охраны объектов культурного наследия.
<...>< Ф.И.О. >4 выдано разрешение <...> на строительство индивидуального жилого дома по адресу: <...>, кадастровый номер земельного участка <...>, земельный участок расположен на территории и в границах зон охраны объекта археологического наследия - курган <...> (высота 3,8 м, диаметр 60 м) в составе объекта археологического наследия «<...>» (2 насыпи) (гос. <...>), юго-восточная окраина города, на территории <...>, 0,15 км к югу от въезда в поселок, напротив домовладения <...> по <...> крайисполкома от <...><...>, в настоящее время состоит на государственной охране в соответствии с Законом Краснодарского края от 17 августа 2000 г. № 313-КЗ «О перечне объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории Краснодарского края».
Управлением государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края < Ф.И.О. >4 выдано информационное письмо от <...><...>, в котором указано о необходимости проведения археологических исследованиях для уточнения взаимного расположения границ территории объекта археологического наследия и земельного участка с кадастровым номером <...>, с выносом в натуру границы территории памятника археологии, и направления результатов археологических исследований (разведок) в управление для получения заключения о возможности хозяйственного освоения земельного участка.
При визуальном осмотре установлено, что северная часть земельного участка с кадастровым номером <...> расположена на территории памятника археологии, в центре земельного участка ведется строительство индивидуального жилого дома (залит фундамент, возведены стены) в границах зон охраны объекта археологического наследия. Памятник археологии при проведении строительных работ не поврежден.
Земли объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия, отнесены к землям историко-культурного назначения, которые используются строго в соответствии с их целевым назначением и при соблюдении предусмотренных законом ограничений.
Изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются.
В соответствии со ст. 5.1 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик, существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия; на территории памятника, ансамбля или достопримечательного места разрешается ведение хозяйственной деятельности, не противоречащей требованиям обеспечения сохранности объекта культурного наследия и позволяющей обеспечить функционирование объекта культурного наследия в современных условиях.
Согласно части 3 статьи 36 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» строительные и иные работы на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, проводятся при наличии в проектной документации разделов об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия.
В соответствии со статьей 49 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты археологического наследия, а также все археологические предметы, залегающие на поверхности земли, в земле или под водой, находятся в государственной собственности.
Согласно части 2 статьи 34 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», охранная зона - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
В соответствии с требованиями Закона Краснодарского края от 23 июля 2015 г. № 3223-КЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Краснодарского края» в целях предотвращения перемещения, повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка использования объектов культурного наследия и иных действий, влекущих за собой причинение вреда объектам культурного наследия, физические лица, юридические лица, органы государственной власти проведения землеустройства, формирования, отвода, изменения категории, вида разрешенного использования и иного хозяйственного освоения земельного участка, предусматривающего проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, обязаны обратиться в краевой орган охраны объектов культурного наследия с заявлением о согласовании проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории, подлежащей хозяйственному освоению.
До начала проектирования и проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ осуществляется разработка и реализация необходимых мер по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, в том числе археологические полевые работы (разведки) в целях выявления в зонах производства данных работ неучтенных объектов культурного наследия, за счет средств физических лиц, юридических лиц, органов государственной власти, органов местного самоуправления, являющихся заказчиками проводимых работ.
В документы территориального планирования, правила землепользования и застройки, схемы размещения рекламных конструкций, проекты планировки территории, проекты межевания территории и землеустроительную документацию в текстовом и графическом виде в обязательном порядке включаются сведения о территориях и зонах охраны объектов культурного наследия. Проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных и иных работ на территории и в зонах охраны объектов культурного наследия осуществляются по согласованию с краевым органом охраны объектов культурного наследия.
Согласно ч. 3, 4 ст. 11 Закона Краснодарского края от 23 июля 2015 г. № 3223-КЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Краснодарского края» до разработки и утверждения проектов зон охраны объектов культурного наследия в установленном федеральным законодательством порядке в качестве предупредительной меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия в зависимости от общей видовой принадлежности объекта культурного наследия и в соответствии с данными государственного учета объектов культурного наследия устанавливаются следующие границы зон охраны для объектов археологического наследия: для курганов высотой свыше 3 метров - 150 метров от границ памятника по всему его периметру. В границах зон охраны объекта археологического наследия, установленных ч. 3 ст. 11 Закона № 3223-КЗ, до утверждения в установленном порядке границ зон охраны, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон допускаются по согласованию с краевым органом охраны объектов культурного наследия работы, не создающие угрозы повреждения, разрушения или уничтожения объекта археологического наследия, в том числе сельскохозяйственные работы, работы по благоустройству и озеленению территории, не нарушающие природный ландшафт.
За нарушение указанных выше требований закона должностные, физические и юридические лица несут уголовную, административную и иную юридическую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Лица, причинившие вред объекту культурного наследия, обязаны возместить стоимость восстановительных работ, а лица, причинившие вред объекту археологического наследия -стоимость мероприятий, необходимых для его сохранения, что не освобождает данных лиц от административной и уголовной ответственности, предусмотренной за совершение таких действий.
Согласно п.п. 3 «б» ч. 11 ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ к заявлению о выдаче разрешения на строительство прилагается (за исключением индивидуального жилищного строительства) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия.
В соответствии с п.п. 1, 2 ч. 11 ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводит проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Информация об объектах культурного наследия, зонах их охраны, защитных зонах содержится в схеме территориального планирования муниципального образования г. Армавир и в генеральном плане муниципального образования г. Армавир, утвержденном решением Армавирской городской Думы от <...><...>. При подготовке указанных актов был использован раздел «Охрана культурного наследия» в составе проекта «Подготовка генерального плана городского округа Армавир» Краснодарского края», Краснодар, 2012 год. Согласно информации администрации муниципального образования <...> от <...><...>, перечень объектов культурного наследия (памятников архитектуры, истории и культуры), сведения об их границах и охранных зонах имеется в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Армавир.
Каких-либо согласований на проведение строительных, земельных и иных работ на вышеуказанном земельном участке управление не выдавало.
Согласно ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
Объективной стороной правонарушения являются противоправные действия (бездействие) относительно требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия народов РФ, в том числе выявленных объектов культурного наследия, их территорий, а равно несоблюдение ограничений, установленных в границах их зон охраны, т.е. в невыполнении или нарушении тех предписаний, которые содержатся в нормативных правовых актах, регулирующих вопросы охраны и использования объектов культурного наследия, в том числе выявленных объектов культурного наследия.
Субъектами правонарушения являются граждане, должностные лица, юридические лица.
Вина юридического лица – администрации муниципального образования г. Армавир в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о том, что отсутствуют основания для привлечения администрации муниципального образования г. Армавир к административной ответственности, не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства, в связи с чем не могут служить основанием к отмене обжалуемого постановления.
Поскольку все обстоятельства при рассмотрении дела об административном нарушении, имеющие существенное значение для рассмотрения дела об административном правонарушении, установлены городским судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств и им дана надлежащая правовая оценка, оснований для удовлетворения жалобы заявителя и отмены постановления суда не имеется.
Несогласие заявителя с толкованием судом норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены существенные нарушения КоАП РФ, предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Административное наказание назначено администрации муниципального образования г. Армавир в пределах, установленных санкцией ч. 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену вынесенного постановления, в ходе рассмотрения настоящего дела допущено не было.
С учетом изложенного, судья вышестоящей инстанции не находит оснований для отмены и изменения постановления судьи, вынесенного в соответствии с требованиями административного законодательства.
Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья вышестоящей инстанции
решил:
постановление судьи Армавирского городского суда Краснодарского края от 23 января 2018 г. оставить без изменения, а жалобу представителя администрации муниципального образования <...> по доверенности < Ф.И.О. >2 без удовлетворения.
Судья Краснодарского краевого суда: