Дело об АП № 12-1266/2016
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
28 ноября 2016 года г.Чебоксары
Судья Ленинского районного суда г.Чебоксары Шопина Е.В., с участием прокурора Александрова С. В., привлекаемого должностного лица ФИО1, его защитника Яхатина С. А., рассмотрев в открытом судебном заседании протест заместителя прокурора Чувашской Республики ФИО8 на определение мирового судьи СУ № 1 Ленинского района г. Чебоксары ФИО2 от 31 августа 2016 г. о передаче дела об административном правонарушении о привлечении начальника отдела экономики, прогнозирования и социально-экономического развития г. Чебоксары ФИО1 к административной ответственности по ст. 15.15.15 КоАП РФ по подведомственности в Министерство Финансов Чувашской Республики,
установил:
Определением мирового судьи СУ № 1 Ленинского района г. Чебоксары ФИО2 от 31 августа 2016 г. дело об административном правонарушении о привлечении о привлечении начальника отдела экономики, прогнозирования и социально-экономического развития г. Чебоксары ФИО1 к административной ответственности по ст. 15.15.15 КоАП РФ было направлено для рассмотрения по подведомственности в Министерство финансов Чувашской Республики.
Не согласившись с данным определением, заместитель прокурора Чувашской Республики ФИО8 опротестовал его в районный суд, указав, что мировым судьей при оценке подведомственности спора не учтены нормы о круге полномочий Министерства финансов ЧР, которое не имеет полномочий по контролю за порядком формирования муниципального задания для муниципальных бюджетных учреждений, являющихся получателями средств местного бюджета. Между тем, ст. 15.15.15 КоАП РФ связывает возможность рассмотрения такого рода дел Минфином ЧР с тем фактом, что вопросы, ставшие предметом административного правонарушения, находятся в пределах полномочий указанного органа. Заместитель прокурора указывает, что информация о наличии в действиях ФИО1 правонарушения также была направлена в финансовый отдел Администрации г. Чебоксары, который уполномочен составлять протоколы об административных правонарушениях по ст. 15.15.15 КоАП РФ, однако никаких мер по данному факту не было принято. По мнению заместителя прокурора Чувашской Республики, из указанного следует, что рассмотрение данного дела относится к подведомственности мирового судьи СУ № 1 Ленинского района г. Чебоксары по месту его совершения.
В судебном заседании прокурор Александров С. В. протест поддержал.
Начальник отдела экономики, прогнозирования и социально-экономического развития г. Чебоксары ФИО1, его защитник Яхатина С. А. полагали оспариваемое определение законным, а протест - подлежащим отклонению.
Суд, выслушав доводы участвующих в деле лиц, изучив материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующему.
В соответствии со ст.30.6 КоАП РФ, судья при рассмотрении жалобы не связан ее доводами и проверяет дело в полном объеме.
Согласно ст. 15.15.15 КоАП РФ, нарушение порядка формирования и (или) финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Как видно из материалов дела, совершенное административное правонарушение выразилось в нарушениях при формировании муниципального задания МБУ «Городская реклама». В частности, допущена неточность в наименовании муниципальной услуги - в Перечне ведомственных муниципальных услуг (работ) в сфере рекламы, утвержденном Постановлением администрации г. Чебоксары от 30 марта 2012 г. № 70, значится «Формирование пакета разрешительных документов на рекламную конструкцию», а в муниципальном задании указано «Формирование пакета разрешительных документов на установление и эксплуатацию рекламной конструкции». Также в Перечне указан показатель качества муниципальной услуги «Подготовка баннеров, транспарант-перетяжек, монтаж-демонтаж изображений», а муниципальным заданием предусмотрена «Подготовка баннеров, транспарант-перетяжек, монтаж-демонтаж изображений, получение права на установку конструкций». Также размеры субсидий на финансовое обеспечение указанного задания не были утверждены в установленном порядке.
Таким образом, признаков административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в ст. 15.14 КоАП РФ, предусматривающей назначение наказания за нецелевое расходование бюджетных средств, не имеется, вмененное нарушение охватывается диспозицией ст. 15.15.15 КоАП РФ.
Согласно п. 1.1 ст. 23.1 КоАП РФ, дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.1, 15.14 - 15.15.16 и частью 20 статьи 19.5 КоАП РФ, рассматриваются судьями в случаях, если дело о таком административном правонарушении возбуждено инспектором Счетной палаты Российской Федерации, либо уполномоченным должностным лицом контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации, либо уполномоченным должностным лицом органа муниципального финансового контроля.
В силу ст. 23.7.1 КоАП РФ, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.29.3, частями 8 - 10 статьи 7.32, статьями 15.1, 15.14 - 15.15.16, 15.41, частью 20 статьи 19.5 и частью 1 статьи 19.7.2 КоАП РФ (в пределах своих полномочий). (в ред. Федеральных законов от 30.12.2015 N 443-ФЗ, от 03.07.2016 N 318-ФЗ). Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, и их заместители.
Из указанного следует, что Министерство финансов ЧР может рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.15.15 КоАП РФ, если выявленное нарушение подпадает под сферу его надзорной деятельности, которая определена соответствующими нормативными актами.
Постановлением Кабинета Министров ЧР от 15.05.2004 N 112 утверждено Положение о Министерстве финансов Чувашской Республики и перечень вопросов Министерства финансов Чувашской Республики.
В силу п. 1.1. указанного Положения, Министерство финансов Чувашской Республики является органом исполнительной власти Чувашской Республики, осуществляющим выработку единой финансовой, бюджетной, налоговой политики в Чувашской Республике и нормативное правовое регулирование на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, Конституции Чувашской Республики, федеральных законов и законов Чувашской Республики, указов и распоряжений Президента Российской Федерации и Главы Чувашской Республики, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации и Кабинета Министров Чувашской Республики в финансовой сфере, включая бюджетную, налоговую сферу, координирующим в этой сфере деятельность иных органов исполнительной власти Чувашской Республики.
К сфере его компетенции по осуществлению внутреннего государственного финансового контроля относятся:
контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных программ Чувашской Республики, в том числе отчетности об исполнении государственных заданий;
контроль за непревышением суммы по операции над лимитами бюджетных обязательств и (или) бюджетными ассигнованиями;
контроль за соответствием содержания проводимой операции коду бюджетной классификации Российской Федерации, указанному в платежном документе, представленном в Министерство финансов Чувашской Республики получателем бюджетных средств;
контроль за наличием документов, подтверждающих возникновение денежного обязательства, подлежащего оплате за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики;
контроль за соответствием сведений о поставленном на учет бюджетном обязательстве по государственному контракту сведениям о данном государственном контракте, содержащемся в предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд реестре контрактов, заключенных заказчиками.
Полномочия Министерства финансов Чувашской Республики по внутреннему государственному финансовому контролю Постановление Кабинета Министров ЧР от 23.04.2014 N 138 (в ред. от 13.04.2016) «Об утверждении Порядка осуществления Министерством финансов Чувашской Республики полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю».
В статье 6 Порядка предусмотрено, что Министерство осуществляет полномочия по внутреннему государственному финансовому контролю:
а) в сфере бюджетных правоотношений, в том числе:
за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных программ Чувашской Республики, в том числе отчетности об исполнении государственных заданий;
б) в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Чувашской Республики (далее - закупки), предусмотренному частью 8 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе,
В п.п. «б» и «в» п. 7 указанного Порядка указано, что объектами внутреннего государственного финансового контроля Чувашской Республики являются б) финансовые органы (главные распорядители (распорядители) и получатели средств республиканского бюджета Чувашской Республики, которым предоставлены межбюджетные трансферты) в части соблюдения ими целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из республиканского бюджета Чувашской Республики, а также достижения ими показателей результативности использования указанных средств, соответствующих целевым показателям и индикаторам, предусмотренным государственными программами Чувашской Республики; государственные учреждения Чувашской Республики, а также бюджетные и автономные учреждения муниципальных образований Чувашской Республики в части соблюдения ими целей и условий предоставления средств, источником финансового обеспечения которых являются целевые межбюджетные трансферты, предоставленные из республиканского бюджета Чувашской Республики.
Таким образом, осуществление государственного муниципального контроля за порядком формирования муниципального задания и (или) финансового обеспечения выполнения муниципального задания к компетенции Министерства финансов Чувашской Республики нормативными актами, определяющими его компетенцию, не отнесены.
Согласно ст. 69.2 КоАП РФ, государственное (муниципальное) задание должно содержать:
показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ);
порядок контроля за исполнением государственного (муниципального) задания, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения;
требования к отчетности об исполнении государственного (муниципального) задания.
Государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам также должно содержать:
определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг;
порядок оказания соответствующих услуг;
предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством Российской Федерации предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
Показатели государственного (муниципального) задания используются при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), составлении бюджетной сметы казенного учреждения, а также для определения объема субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания бюджетным или автономным учреждением.
Государственное (муниципальное) задание формируется для бюджетных и автономных учреждений, а также казенных учреждений, определенных в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.
Как видно из материалов дела, оно возбуждено прокурором, а не инспектором Счетной палаты Российской Федерации, уполномоченным должностным лицом контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации, либо уполномоченным должностным лицом органа муниципального финансового контроля, которым в Чувашской Республике является Контрольно-счетная палата Чувашской Республики.
Ст. 23.7.1 КоАП РФ относит дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.15.15 КоАП РФ, к рассмотрению органа исполнительной власти субъекта, осуществляющего финансово-бюджетный контроль.
Однако муниципальный контроль Министерство финансов Чувашской Республики не осуществляет.
21 октября 2015 г. Администрацией г. Чебоксары вынесено Постановление № 3235, которым утверждено Положение о формировании муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в отношении муниципальных учреждений горда Чебоксары и финансового обеспечения выполнения муниципального задания.
Так, финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете города Чебоксары на указанные цели. Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетным или автономным учреждением города Чебоксары осуществляется путем предоставления субсидии. Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания казенным учреждением осуществляется в соответствии с показателями бюджетной сметы этого учреждения.
П. 41 гласит, что контроль за выполнением муниципального задания бюджетными и автономными учреждениями города Чебоксары, казенными учреждениями города Чебоксары осуществляют соответственно органы, осуществляющие функции и полномочия учредителя бюджетных или автономных учреждений, и главные распорядители средств бюджета г. Чебоксары, в ведении которых находятся казенные учреждения г. Чебоксары.
Поскольку учредителем муниципальных учреждений является муниципальное образование, контроль за формированием муниципального задания осуществляется именно на местном уровне, и полномочия Министерства финансов на данную область не распространяются.
Относимость настоящего дела к подведомственности мирового судьи обосновывается отсутствием полномочий Министерства финансов Чувашской Республики по контролю за финансовыми операциями местного бюджета и формируемых в соответствии с ним муниципальных заданий, как следует из Положения об указанном органе, а также из того, что компетентный на составление протокола орган фактически уклонился от своей обязанности по составлению протокола, в связи с чем по информации Министерства финансов Чувашской Республики дело было возбуждено прокурором.
Кроме того, Государственной Думой РФ подготовлен и рассматривается проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Текст пояснительной записки к указанному проекту размещен на сайте http://asozd.duma.gov.ru/ по состоянию на 31.10.2016 и имеется в справочных информационных системах. Так, в ней указано, что в КоАП РФ не определен орган, уполномоченный на рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.1, 15.14 - 15.15.16, частью 20 статьи 19.5 Кодекса, в случае если предметом административного правонарушения являются средства местного бюджета, а дело о таком правонарушении возбуждено прокурором или должностными лицами органов внутренних дел (полиции). В связи с этим проектом федерального закона предлагается внести изменения в часть 1.1 статьи 23.1 Кодекса, предусматривающие полномочия судов по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.1, 15.14 - 15.15.16, частью 20 статьи 19.5 Кодекса, если такие дела возбуждены прокурором или должностным лицом органов внутренних дел (полиции).
Согласно ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:
1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;
3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;
4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу;
5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.
Полагаю, что в сложившейся правовой ситуации мировой судья пришел к неверному выводу о подведомственности дела Министерству финансов Чувашской Республики, определение суда подлежит отмене, а дело следует направить на рассмотрение мировому судье.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
Определение мирового судьи СУ № 1 Ленинского района г. Чебоксары ФИО2 от 31 августа 2016 г. о передаче дела об административном правонарушении о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ст. 15.15.15 КоАП РФ по подведомственности в Министерство финансов Чувашской Республики отменить, дело направить на рассмотрение мировому судье судебного участка № 1 Ленинского района г. Чебоксары.
На решение могут быть поданы жалобы в Верховный Суд Чувашской Республики в течение 10 дней со дня его получения через Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики либо непосредственно в Верховный Суд Чувашской Республики.
Судья Е.В. Шопина