ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1269/18 от 22.10.2018 Калужского районного суда (Калужская область)

Дело № 12-1269/2018

РЕШЕНИЕ

город Калуга 22 октября 2018 года

Судья Калужского районного суда Калужской области Белов В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление заместителя руководителя Калужского УФАС России ФИО5 от 14 августа 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - секретаря комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Калужской области ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, гражданки <данные изъяты>, в браке не состоящей, иждивенцев не имеющей, <данные изъяты>, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>, сведений о привлечении к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений в материалах дела не имеется,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя руководителя Калужского УФАС России ФИО6 от 14 августа 2018 года (далее - Постановление) должностное лицо - секретарь комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Калужской области ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.

В жалобе, поданной в Калужский районный суд Калужской области, ФИО1 выражает несогласие с Постановлением, просит его отменить, производство по делу прекратить.

ФИО1 в судебном заседании доводы, изложенные в жалобе, поддержала.

Представитель Калужского УФАС России в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом.

Выслушав пояснения ФИО1, изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы, изложенные в жалобе, нахожу указанную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Федеральный закон от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения, недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации (п. 2 ч. 1 ст. 1).

Понятие дискриминационные условия содержится в п. 8 ст. 4 Закона о защите конкуренции, под которыми понимаются условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), запрещаются создание дискриминационных условий.

Административная ответственность по ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ наступает за действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 статьи 14.32 настоящего Кодекса.

В судебном заседании установлено, что в Калужское УФАС России 23 апреля 2017 года поступило заявление <данные изъяты> (далее - <данные изъяты>) о привлечении к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства Территориального фонда обязательного медицинского страхования Калужской области (далее – ТФОМС Калужской области) и обязании устранить допущенное нарушение путем включения <данные изъяты> в реестр медицинских организаций в системе обязательного медицинского страхования на территории Калужской области.

В рамках рассмотрения вышеуказанного заявления комиссия Калужского УФАС России установила, что <данные изъяты> 25 октября 2016 года было зарегистрировано в качестве юридического лица, 13 февраля 2017 года получило лицензию на осуществление медицинской деятельности.

14 февраля 2017 года <данные изъяты> обратилось в ТФОМС Калужской области с заявлением о включении в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования Калужской области.

На заседании Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее - Комиссия) 24 марта 2017 года рассмотрено обращение <данные изъяты> члены Комиссии, включая присутствующую на заседании секретаря Комиссии ФИО1, приняли единогласное решение не устанавливать иной срок подачи уведомления для включения <данные изъяты> в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования Калужской области на 2017 год (п. 8 решения по протоколу № 6 от 24 марта 2017 года).

Комиссия Калужского УФАС России, усмотрев в действиях Комиссии признаки нарушения антимонопольного законодательства в части отказа в установлении ООО <данные изъяты> иного срока подачи уведомления для включения в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования Калужской области на 2017 год, на основании ст. 39.1 Закона о защите конкуренции выдало Комиссии предупреждение от 1 июня 2017 года о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

На заседании Комиссии 20 июня 2017 года рассмотрено предупреждение Калужского УФАС России, члены Комиссии, включая присутствующую на заседании секретаря Комиссии ФИО1, приняли единогласное решение оставить в силе решение Комиссии согласно протоколу от 24 марта 2017 года: не устанавливать иной срок подачи уведомления для включения <данные изъяты>» в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования Калужской области на 2017 год (выписка из протокола от 20 июня 2017 года).

Комиссия Калужского УФАС России пришла к выводу, что отказывая в установлении иного срока на подачу уведомления о включении в реестр, Комиссия своими действиями поставило <данные изъяты> в неравные условия по сравнению с другими медицинскими организациями, оказывающие аналогичную деятельность, участвующим в получении объемов предоставления медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования по направлению заместительная почечная терапия, тем самым нарушила ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в отказе установления иного срока подачи уведомления для включения <данные изъяты> в реестр медицинских организаций осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования Калужской области на 2017 год, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Комиссия Калужского УФАС России по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного на основании заявления <данные изъяты>» от 23 апреля 2017 года вынесла решение 23 октября 2017 года (далее - Решение), которым признала действия Комиссии, выразившиеся в отказе в установлении иного срока подачи уведомления для включения <данные изъяты> в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования Калужской области на 2017 год нарушающими ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции. Решение вступило в законную силу.

2 августа 2018 года в отношении должностного лица - секретаря комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Калужской области ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении согласно которому Решением в действиях Комиссии установлен факт нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, действия ФИО1 24 марта 2017 года при принятии решения Комиссией, выразившиеся в отказе установления иного срока подачи уведомления для включения <данные изъяты> в реестр медицинских организаций осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования Калужской области на 2017 год, приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции квалифицированны по ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ.

Приведенные выше обстоятельства послужили основанием для привлечения должностного лица - секретаря комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Калужской области ФИО1 к административной ответственности, предусмотренного ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа.

Собранным по делу доказательствам должностным лицом, осуществляющим производство по делу об административном правонарушении ФИО7 дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, не согласится с которой, оснований не имеется.

Доводы, изложенные в жалобе, поддержанные в судебном заседании ФИО1 по существу сводятся к тому, что установленные в ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее - Закон об ОМС) сроки подачи уведомления вновь создаваемыми медицинскими организациями являются правом, а не обязанностью Комиссии. Вновь создаваемые медицинские организации, включая <данные изъяты> находятся в равных условиях применительно к срокам направления уведомления для включения в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования Калужской области на 2017 год, дискриминация и ограничение конкуренции отсутствует. Правила включения в реестр установлены законом и едины для всех без исключения медицинских организаций. <данные изъяты>» не вправе было требовать для себя особых условий для включения в реестр медицинской организаций, исходя из даты постановки его на учет в налоговом органе и даты получения лицензии на осуществление медицинской деятельности, основаны на неверном толковании положений Закона о защите конкуренции.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Закона об ОМС медицинская организация включается в реестр медицинских организаций на основании уведомления, направляемого ею в территориальный фонд до 1 сентября года, предшествующего году, в котором медицинская организация намерена осуществлять деятельность в сфере обязательного медицинского страхования. Территориальный фонд не вправе отказать медицинской организации во включении в реестр медицинских организаций. Комиссией по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования в субъекте Российской Федерации могут быть установлены иные сроки подачи уведомления вновь создаваемыми медицинскими организациями. Информация о сроках и порядке подачи уведомления о включении медицинской организации в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, размещается территориальным фондом на своем официальном сайте в сети «Интернет».

Для разработки проекта территориальной программы обязательного медицинского страхования в субъекте Российской Федерации создается комиссия по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, в состав которой входят представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориального фонда, страховых медицинских организаций и медицинских организаций, представители медицинских профессиональных некоммерческих организаций или их ассоциаций (союзов) и профессиональных союзов медицинских работников или их объединений (ассоциаций), осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации, на паритетных началах. Комиссия по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования формируется и осуществляет свою деятельность в соответствии с положением, являющимся приложением к правилам обязательного медицинского страхования (ч. 9 ст. 36 Закона об ОМС).

Положение о деятельности Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, являющееся Приложением № 1 к Правилам обязательного медицинского страхования, утверждено приказом Минздравсоцразвития России 28 февраля 2011 года № 158н (далее - Положение).

В соответствии с пп. 4 п. 4 Положения комиссия по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования устанавливает иные сроки подачи медицинскими организациями уведомления об осуществлении деятельности в сфере обязательного медицинского страхования для вновь создаваемых медицинских организаций.

Таким образом, исключительная компетенция по установлению иных сроков подачи уведомления вновь созданной (25 октября 2016 года) медицинской организацией <данные изъяты> для включения в реестр медицинских организаций осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования Калужской области на 2017 год, отнесена к полномочиям Комиссии, которая не вправе в отсутствие объективных причин отказывать в установлении иного срока для подачи уведомления, поскольку отказ ставит данную медицинскую организацию в неравное положение по отношению к остальным медицинским организациям, включенных в данный реестр, что может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, т.е. нарушению Закона о защите конкуренции.

Кроме того решением Арбитражного суда Калужской области от 8 ноября 2017 года, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12 января 2018 года решение Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Калужской области, изложенное в протоколе от 24 марта 2017 года в части решения не устанавливать иной срок подачи уведомления для включения <данные изъяты> в реестр медицинских организаций осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования Калужской области на 2017 год признано незаконным.

Доводы, изложенные в жалобе, поддержанные в судебном заседании ФИО1 о том, что ее как секретаря Комиссии не уведомили о заседании Комиссии Калужского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, не направили Решение, что повлекло за собой невозможность обжалования Решения; Решением не установлен факт нарушения ею законодательства РФ; она не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ подлежат отклонению.

Комиссия формируется и осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением.

Персональный состав Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования на основании п. 10 Положения утверждается нормативным правовым актом высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Председателем Комиссии является представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (п. 11 Положения).

Состав Комиссии сформирован и утвержден Постановлением Правительства Калужской области от 29 марта 2012 № 154.

Комиссия самостоятельным юридическим лицом не является, при этом Комиссия наделена функциями органов власти, в частности по принятию решений, обязательных к исполнению хозяйствующими субъектами, в связи с чем, Комиссия является органом, осуществляющим функции Правительства Калужской области в сфере обязательного медицинского страхования в Калужской области. При этом Комиссия несет ответственность за принимаемые решения, в том числе по вопросу установлению иных сроков подачи уведомления вновь созданной медицинской организацией для включения в реестр медицинских организаций осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования Калужской области на 2017 год.

Приказом руководителя Калужского УФАС России от 23 июня 2017 года в отношении Комиссии возбуждено дело по признакам нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

10 октября 2017 года Комиссия Калужского УФАС России рассмотрело дело по заявлению <данные изъяты> от 23 апреля 2017 года с участием представителей Комиссии по доверенности. Нарушений при рассмотрении дела со стороны Комиссии Калужского УФАС России не допущено.

Уведомление всех членов Комиссии, включая секретаря ФИО1, о заседании Комиссии Калужского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, а также направление всем членам Комиссии Решения, действующим законодательством не предусмотрено.

Согласно ч. 1.2 ст. 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Административная ответственность за ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления установлена ст. 14.9 КоАП РФ. При этом санкция ст. 14.9 КоАП РФ в качестве субъектов правонарушения определяет исключительно должностных лиц указанных органов и организаций.

В соответствии с ч. 1.2 ст. 28.1 КоАП РФ принятие Решения, которым был установлен факт нарушения Комиссией антимонопольного законодательства РФ, послужило основанием для возбуждения данного дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ в отношении секретаря Комиссии ФИО1

Согласно примечанию к ст. 24.5 КоАП, под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти. Осуществление членами Комиссии функций представителей власти выражается в том, что они коллегиально вправе принимать решения, воздействующие на субъектов, не находящихся в служебной зависимости от них, в том числе посредством воздействия на условия предоставления медицинских услуг медицинскими организациями в рамках обязательного медицинского страхования на территории Калужской области.

В соответствии с п. 14 Положения решения Комиссии считаются правомочными, если в заседании принимало участие более двух третей членов Комиссии. Решение принимается простым большинством голосов от количества присутствующих на заседании членов Комиссии. В случае равенства голосов голос председателя Комиссии является решающим.

Поскольку Комиссия является коллегиальным органом, факт голосования ее отдельными членами за принятие решения не устанавливать иной срок подачи уведомления для включения <данные изъяты> в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования Калужской области на 2017 год (п. 8 решения по протоколу от 24 марта 2017 года), которое было признано Решением Калужского УФАС России нарушающим антимонопольное законодательство РФ, свидетельствует о том, что выражение своей воли отдельным членом комиссии способствовало принятию Комиссией решения, нарушающего антимонопольное законодательство РФ.

Таким образом, члены Комиссии, включая секретаря, присутствовавшие и голосовавшие 24 марта 2017 года, являются должностными лицами, поскольку при реализации полномочий членов Комиссии они осуществляли функции представителей власти.

Постановлением Правительства Калужской области от 18 декабря 2015 года № 719 в состав Комиссии включена ФИО1

Согласно решению по протоколу заседания Комиссии от 24 марта 2017 года, ФИО1 присутствовала на заседании Комиссии, являлась ее секретарем и как член комиссии участвовала в голосовании «за» принятие решения не устанавливать иной срок подачи уведомления для включения <данные изъяты> в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования Калужской области на 2017 год.

ФИО1 являясь должностным лицом – секретарем Комиссии ненадлежащим образом исполнила свои служебные обязанности. Поскольку ФИО1 в силу занимаемого должностного положения должна была знать о недопустимости создания дискриминационных условий, имела возможность при исполнении своих служебных обязанностей не допускать нарушения законодательства и должна была предвидеть возможность наступления вредных последствий.

При таких обстоятельствах обоснованность привлечения должностного лица – секретаря Комиссии к административной ответственности предусмотренной ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ сомнений не вызывает.

Статья 2.9 КоАП РФ предусматривает возможность от освобождения от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения, однако не предписывает обязательность освобождения от административной ответственности, а предоставляет только право принять такое решение.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.

Учитывая, что совершенное ФИО1 административное правонарушение представляет угрозу охраняемым общественным отношениям в сфере антимонопольного регулирования, а также исходя из высокой значимости данных общественных отношений и степени опасности указанного правонарушения, полагаю, что в данном случае нет оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ и освобождения ФИО1 от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.

Административное наказание назначено ФИО1 с соблюдением требований ст.ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, с учетом характера и общественной опасности совершенного административного правонарушения, данных о ее личности, в минимальном размере, предусмотренном санкции ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ.

Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ.

Нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, при рассмотрении дела, влекущих отмену Постановления не допущено, следовательно, оснований для удовлетворения жалобы и отмены Постановления не имеется.

Руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление заместителя руководителя Калужского УФАС России ФИО8 от 14 августа 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – секретаря комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Калужской области ФИО1 оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Калужский областной суд в соответствии со ст. 30.9 КоАП РФ.

Судья В.С. Белов