Дело № 12-8/2019
РЕШЕНИЕ
по жалобе о привлечении к административной ответственности
г.Туапсе 21 января 2019 г.
Судья Туапсинского районного суда Рябцева А.И.
При секретаре Гайдиной И.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе АО «Черномортранснефть» на постановление старшего государственного инспектора Межрегионального Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 06.12.2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст. 8.13 КоАП РФ и на представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения,
УСТАНОВИЛ :
Постановлением старшего государственного инспектора Межрегионального Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 06.12.2018 года, АО «Черномортранснефть» привлечено к административной ответственности по ч.4 ст.8.13 КоАП РФ.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением АО «Черномортранснефть» обратились с жалобой, в которой просили отменить постановление, а производство по делу прекратить в связи с отсутствием в их действиях состава административного правонарушения, и отменить вынесенное государственным инспектором представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
В судебном заседании представитель АО «Черномортранснефть», действующая на основании доверенности Никульникова Е.В. поддержала жалобу пояснив при этом, что основанием для привлечения их к административной ответственности послужил рейд, проведенный 26-27 октября 2018 года. Считает, что административным органом был нарушен порядок сбора доказательств. Так, из материалов административного дела следует, что в ходе рейда, административным органом было обнаружено наличие нефтяной пленки в акватории реки Туапсе на водной поверхности ( х.Греческий Туапсинского района). Однако, в материалах административного дела отсутствует Акт, зафиксировавший данное обстоятельство. В протоколе и в постановлении о привлечении к административной ответственности указано, что к участию в деле привлечены специалисты, однако в приказе, на основании которого проведены рейдовые мероприятия, указанные специалисты не указаны, в нарушение приказа Минприроды РФ от 25.05.2015 г. №. Кроме того, к участию в проведении рейдовых мероприятий был привлечен специалист АО «Черномортранснефть», тем самым административным органом были нарушены требования Федерального закона №294-ФЗ. Если проверка проводилась непосредственно в отношении АО, то порядок должен быть иным, а если проводились рейдовые мероприятия, то их специалист не должен был приглашаться и проверка в отношении них не могла проводиться, поскольку рейдовые мероприятия в отношении конкретных лиц не проводятся. Согласно ст.20 Федерального закона №294-ФЗ если нарушен порядок проведения проверки, то результаты проверки не могут быть приняты во внимание в качестве доказательств в соответствии со ст.26.2 КоАП РФ. Таким образом, Акт проверки не может являться доказательством их вины. Также административным органом не доказан состав административного правонарушения, поскольку ими не установлена причинно-следственная связь между действиями или бездействия АО и загрязнением водного объекта. Кроме того, в постановлении указаны общие нормы водного законодательства, закона «Об охране окружающей среды», которые не содержат конкретных мероприятий которые обязаны они были провести. Согласно ч.6 ст.56 Водного кодекса РФ запрещен сброс сточных вод, образовавшихся в ходе производственной деятельности, а таких доказательств не имеется. Необоснованные также выводы административного органа о том, что ими нарушены правила организации ликвидации розлива нефти и нефтепродуктов, поскольку согласно Акта от 26.11.2018 года Ростехнадзора, ими были приняты все необходимые меры по ликвидации аварии, произошедшей во время ЧС на территории Туапсинского района на 241 км магистрали Тихорецк-Туапсе. Причиной аварии, по результатам расследования установлена механическое повреждение тела трубы в результате ЧС. В указанном Акте указаны какие конкретно действия были ими проведены, их вины в данной аварии не установлено. Обществом, при обнаружении первых признаков аварии была прекращена перекачка нефти, осуществлен сбор нефти с водной поверхности, произведено размещение собранной нефти для последующей утилизации, для исключения повторного загрязнения окружающей среды. Для привлечения юридического лица к ответственности необходимо установление его вины. Однако ни в протоколе, ни в постановлении не указано какие меры они не приняли по ликвидации аварии. Таким образом, в их действиях отсутствует состав административного правонарушения. Представление, вынесенное в адрес Генерального директора, является также незаконным, поскольку вынесено только в связи с признанием их виновными в совершении данного правонарушения.
Представитель АО «Черномортранснефть», действующая по доверенности Чезганова Г.В. поддержала жалобу, пояснив при этом, что в результате сильного потока воды, во время чрезвычайной ситуации в Туапсинском районе 24-25 октября 2018 года, тело трубы (МН «Тихорецк-Туапсе), которое находилось на глубине 1-1.5 м, сдвинулось, в результате образовалась трещина на 241 км магистрали Тихорецк-Туапсе, из которой стала просачиваться нефть. 25.10.2018 г. диспетчером было обнаружено снижение давления, перекачка нефти сразу же была прекращена. А 24.10.18 г. в связи с резким подьёмом воды, ими были созданы патрульные бригады, для ликвидации возможных аварий. На нефтебазе «Заречье» для исключения подтопления были закрыты герметичные ворота, то есть все они действовали в соответствии с установленным Порядком. С момента остановки нефтепровода, был установлен объем утечки 1.94 куб.м., Ликвидация и очистка водной поверхности стала проводится незамедлительно. Ими было собрано более 90 куб.м водно-нефтяной эмульсии, в которой было содержание нефти 10%, то есть практически все что вышло из трещины, было ими собрано.Просит производство по делу прекратить, так как в их действиях отсутствует состав админитративного правонарушения.
Представитель административного органа, действующий на основании доверенности Ганьков И.А. возражал против удовлетворения жалобы, пояснив при этом, что 26-27 октября 2018 года, ими были проведены плановые рейдовые мероприятия, в соответствии со ст.13 Федерального закона №294-ФЗ. Основанием для проведения рейдовых мероприятий послужило введение ЧС на территории Туапсинского района, для мониторинга негативного воздействия на граждан. В ходе осмотра акватории водного объекта, реки Туапсе, ими было обнаружено повсеместное загрязнение пове6рхности воды. Визуально была установлена толстая нефтяная пленка на водном объекте, загрязнение было до 80% поверхности. Привлеченными экспертами были отобраны пробы на мосту в п.Заречье, при этом пробы отбирались слева, справа и по центру., на мосту на ул.Сочинской, и ул.Гагарина в г.Туапсе, в устье реки. На протяжении 26 и 27 октября ими было взято около 40 проб, на 241 км магистрали Тихорецк-Туапсе превышение нормы было зафиксировано в 80 раз, чуть выше указанной отметки нефтепровода, нормы были допустимые. Кроме того, ими были зафиксированы оголенные участки нефтепровода. Доводы заявителей о том, что 25.10.18 перекачка нефти была прекращена, необоснованны, поскольку ими в течение 26 и 27 октября 2018 г. фиксировалось наличие нефти на поверхности воды. О том, что на поверхности воды находилась нефть, а не ГСМ от автомобиля, свидетельствовали визуальные признаки, толстого слоя пленки. Более того, на протяжении 26 и 27 октября ими не фиксировались мероприятия, якобы проводимые обществом, направленные на снижение негативного воздействия. АО «Черномортранснефть» обязаны были организовать сбор нефти с водной поверхности, используя для этого все возможные методы. Таким образом, считает, что в действиях АО имеется состав вмененного им в вину правонарушения выразившийся в бездействия АО и не проведения ими мероприятий для снижения негативного воздействия, результатов аварии или последствий аварии, вследствии розлива нефти, в результате чего произошло загрязнение водного объекта. Доказательствами подтверждающими вину общества является Акт обследования от 26 октября 2018 года, результаты исследования проб, и фотоматериалы. Считает, что порядок привлечения к административной ответственности ими не был нарушен. Рейдовые мероприятия проводились не в отношении конкретного лица, ими не направлялось уведомление в ОА о принятии участия в рейдовых мероприятиях. При проведении рейда, представитель общества присутствовал добровольно по своей инициативе. Более того, вместе с ними находились иные специалисты из различных учреждений, которые проводили там свою работу. Те специалисты которые ими привлекались, они указаны в процессуальных документах, а эксперты проводившие исследования в лабораторных исследованиях и не должны указываться, поскольку исследование могло быть поручено любому специалисту. Действительно Ростехнадзор составил Акт расследования причины аварии на нефтепроводе, однако, указанный Акт ими не был согласован и он был направлен на установление причины аварии, а не ликвидации ее последствий, в связи с чем ссылки общества на указанный Акт являются необоснованными. Представление, вынесено в адрес генерального директора в соответствии со ст.29.13 КоАП РФ. Указанное представление носит информативный характер, а должностное лицо само вправе принимать меры к своим работникам, допустившим загрязнение водного объекта.
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы, приходит к выводу, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется, по следующим основаниям :
Так, из материалов дела об административном правонарушении следует, что на основании приказа от 26.10.18 №.04/917 Межрегионального управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и республике Адыгея в связи с введением 24.10.2018 на территории МО Туапсинский район режима «Чрезвычайная ситуация», Административным органом 26 и 27 октября 2018 осуществлены мероприятия по плановому рейдовому осмотру акватории водного объекта реки Туапсе с привлечением специалистов ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» в ходе которых визуально установлено повсеместное загрязнение акватории реки нефтепродуктами и нефтью, проведены отборы проб воды р.Туапсе, показавшие превышение концентрации нефтепродуктов.
По итогам проведения планового(рейдового) осмотра 23.11.2018 составлен протокол №-ФВ-1 по ч.4 ст.8.13 КоАП РФ в отношении АО «Черномортранснефть», в соответствии с которым 26.10.18 в ходе обследования территории акватории водного объекта реки Туапсе, визуально установлено повсеместное ее загрязнение нефтепродуктами, а именно нефтью в виде пятен и пленки, покрывающих значительные участки поверхности акватории водного объекта, при этом пятна и пленка не разрывались при волнении, с переходом цветности к тусклой мутно-коричневой. В ходе дальнейшего обследования русловой части реки Туапсе визуально установлено, что вплоть до устья значительная поверхность акватории покрыта пленкой нефтепродуктов радужного цвета, не разрывающихся при волнении. Установлено, что загрязнение водного объекта нефтепродуктами произошло вследствии аварии на 241 км линейной части МН «Тихорецк-Туапсе», которая входит в состав опасного производственного объекта (ОПО) «Участок магистрального продуктопровода, нефтепровода Краснодарского РУМН. МН «Тихорецк-Туапсе» По данному участку линейной части ведется транспортировка сернистой нефти, с последующей сдачей на Туапсинский нефтеперерабатывающий завод.
Привлеченными специалистами отобраны пробы природной воды реки Туапсе для установления наличия и концентрации нефтепродуктов, по результатов исследования установлено значительное превышение допустимых норм в составе воды, нефтепродуктов. Со стороны АО «Черномортранснефть» каких-либо мероприятий направленных на ликвидацию или снижение негативного воздействия последствий аварии и розлива нефтепродуктов не предпринималось.
Установленные факты являются нарушением норм ст. 3, ч.1 ст.34, ст.39,, 46 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 56 Водного кодекса Российской Федерации, Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации розлива нефти и нефтепродуктов на территории РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2002 года №.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для вынесения должностным лицом административного органа постановления о привлечение АО «Черномортранснефть» к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ.
Согласно ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, административная ответственность предусмотрена за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса.
Объектом правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.13 КоАП РФ являются общественные отношения в сфере охраны водных объектов, обеспечения законности производственной и иной деятельности, связанной с воздействием на воды.
Предметом правонарушения являются правила охраны водных объектов. Указанные правила регламентированы Водным кодексом Российской Федерации.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч.4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в действиях или бездействии, состоящих, в том числе в несоблюдении требований к охране водных объектов, которое повлекло их загрязнение, засорение и (или) истощение.
Как следует из оспариваемого постановления объективная сторона выразилась в бездействии АО «Черномортранснефть» в не проведение мероприятий направленных на ликвидацию или снижение негативного воздействия последствий аварии, произошедшей в результате чрезвычайной ситуации, и розлива нефтепродуктов.
Согласно представленных доказательств, суд считает, что вина АО «Черномортранснефть» нашла свое подтверждение в судебном заседании и подтверждается Актом планового (рейдового ) осмотра от 27 октября 2018 года в соответствии с которым в ходе рейдовых мероприятий зафиксировано повсеместное загрязнение водного объекта реки Туапсе, нефтепродуктами, а именно нефтью в виде пятен и пленки, покрывающих значительные участки поверхности акватории водного объекта, при этом пятна и пленка не разрывались при волнении, с переходом цветности к тусклой мутно-коричневой. В ходе дальнейшего обследования русловой части реки Туапсе визуально установлено, что вплоть до устья значительная поверхность акватории покрыта пленкой нефтепродуктов радужного цвета, не разрывающиеся при волнении. Установлено, что загрязнение водного объекта нефтепродуктами произошло вследствии аварии на 241 км линейной части МН «Тихорецк-Туапсе». Привлеченными специалистами обобраны пробы природной воды реки Туапсе для установления наличия и концентрации нефтепродуктов, по результатов исследования которых установлено значительное превышение допустимых норм в составе воды, нефтепродуктов. Со стороны АО «Черномортранснефть» каких-либо мероприятий направленных на ликвидацию или снижение негативного воздействия последствий аварии и розлива нефтепродуктов не предпринималось. Фототаблицей к указанному Акту, Актами отбора проб воды от 26 и 27 октября 2018 года, протоколом измерений проб воды, результатами указанных измерений, заключением эксперта.
В соответствии с пунктом 4 Порядка организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.04.2002 N 240, предприятия обязаны содержать в исправном состоянии технологическое оборудование, заблаговременно проводить инженерно-технические мероприятия, направленные на предотвращение возможных разливов нефти и нефтепродуктов и (или) снижение масштабов опасности их последствий, а также организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте.
Федеральный закон от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Согласно ст.ст. 1,3 Закона № 7-ФЗ экологическая безопасность - это состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий. Хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности. Презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности означает, что закон рассматривает всякую планируемую деятельность как потенциально опасную. Следовательно, обязанность доказать экологическую безопасность возлагается на лицо, заинтересованное в реализации своих планов.
Пунктом 1 статьи 34 Федерального закона об охране окружающей среды установлено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Согласно пункту 8 Правил N 240 мероприятия по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов считаются завершенными после обязательного выполнения следующих этапов: прекращение сброса нефти и нефтепродуктов; сбор разлившихся нефти и нефтепродуктов до максимально достижимого уровня, обусловленного техническими характеристиками используемых специальных технических средств; размещение собранных нефти и нефтепродуктов для последующей их утилизации, исключающее вторичное загрязнение производственных объектов и объектов окружающей природной среды.
Последующие мероприятия, предусмотренные данным пунктом, являются мероприятиями по ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов, реабилитации загрязненных территорий и водных объектов (рекультивация земель и восстановления водных объектов).
Таким образом, с учетом названных Правил, обязательных для исполнения Обществом при ликвидации нефтяных разливов, исполнение предписаний об освобождении водного объекта от нефти связано со сбором разлившейся нефти, нефтепродуктов до максимально достижимого уровня, обусловленного техническими характеристиками используемых специальных технических средств и их размещение для последующей утилизации.
Согласно доводов представителей АО «Черномортранснефть» ими были предприняты все возможные меры по прекращению перекачки нефти, и сбору разлившейся нефти. Однако, Акты осмотра и Акты взятия проб, опровергают указанные доводы.
Согласно представленного заявителями Акта технического расследования причин аварии произошедшей 26.10.2018 на 241 км МН «Тихорецк-Туапсе, в 18.15 час. 26 октября 2018 года, работы по ликвидации последствий розлива нефти завершены. А пробы воды, взятые специалистами Роспотребнадзора 27.10.2018 года, установили превышение допустимых норм загрязнений воды нефтепродуктами, в несколько раз, что свидетельствует о ненадлежащем принятии мер к ликвидации аварии, возникшей в результате ЧС, то есть о бездействие общества, повлекшее загрязнение водного объекта.
Несостоятельны также доводы заявителей о нарушении порядка проведения проверки и привлечения к административной ответственности.
При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены. Административное взыскание наложено на привлеченного к административной ответственности юридическое лицо – АО «Черномортранснефть" с учетом характера и степени общественной опасности правонарушения, смягчающих и отягчающих обстоятельств, в пределах санкции статьи, предусматривающей наказание за совершенное правонарушение.
Доводы жалобы не могут служить основанием к отмене обжалуемого постановления, поскольку опровергаются установленными по делу обстоятельствами, а существенные для дела обстоятельства установлены должностным лицом полно и правильно.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены постановления старшего государственного инспектора Межрегионального Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 06.12.2018 года не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 29.13 КоАП РФ, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий. Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.
Суд считает, что при проведении рейдовых мероприятий, оценив в совокупности все собранные по делу доказательства административный орган вправе был обратить внимание руководителя АО «Черномортранснефть» на выявленные нарушения закона и предложить ему принять меры к должностным лицам для предупреждения нарушений закона в ходе их производственной деятельности.
Доводы жалобы не могут быть приняты судом вышестоящей инстанции во внимание, поскольку не содержат оснований, влекущих отмену или изменение представления должностного лица.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Постановление старшего государственного инспектора Межрегионального Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 06.12.2018 года о признании юридического лица - АО « Черномортранснефть» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 8.13 КоАП РФ, представление № 10-18-344-ФВ-4 об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Председательствующий
Судья : подпись А.И.Рябцева