Дело № 12-9/2021
Р Е Ш Е Н И Е
27 января 2021 года г. Гвардейск
Судья Гвардейского районного суда Калининградской области Татаренкова Н.В., при секретаре Дмитренко Е.А., рассмотрев жалобу ООО «Балт-Оптим» на постановление ведущего консультанта отдела административно-технического надзора департамента окружающей среды и экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 23.11.2020,
у с т а н о в и л :
Постановлением ведущего консультанта отдела административно-технического надзора департамента окружающей среды и экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 23.11.2020 о назначении административного наказания по делу № об административном правонарушении юридическое лицо – ООО «Балт-Оптим» привлечено к административной ответственности по ст. 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях к наказанию в виде штрафа в размере 40000 рублей.
Защитник ООО «Балт-Оптим» Высоцкая Н.Н., не согласившись с данным постановлением, обратилась в суд с жалобой, в которой просит суд признать незаконным и отменить постановление ведущего консультанта отдела административно-технического надзора департамента окружающей среды и экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 23.11.2020 о привлечении общества к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ, указав, что данное постановление получено обществом 26.11.2020. Положениями ч. 5 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в редакции, действовавшей до 01.01.2020, было установлено следующее: юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией в уведомительном порядке отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов. Вместе с тем форма, порядок подготовки и подачи вышеуказанной отчетности не были утверждены. Между ООО «Балт-Оптим» и ООО «АртЭко» заключен договор на специализированное абонентское обслуживание в сфере охраны окружающей среды № от 01.04.2019, в соответствии с которым ООО «АртЭко» оказывает услуги по экологическому сопровождению деятельности ООО «Балт-Оптим». Ввиду имеющегося пробела в действующем законодательстве по вопросу предоставления отчетности об отходах лицами, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, ООО «АртЭко» в интересах ООО «Балт-Оптим» направляло обращение в Министерство с просьбой предоставить форму отчётности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов, а также сообщить о сроках, в которые хозяйствующие субъекты обязаны представить вышеуказанную отчётность, и порядке её подачи. Министерство письмом исх. № от 10.09.2019 сообщило, что «к настоящему времени порядок, форма и сроки сдачи такой отчетности установлены не были». Более того, Министерство отметило, что «по мнению Минприроды Калининградской области, при данных обстоятельствах сдача указанной отчетности невозможна». С 01.01.2020 ч. 5 ст. 18 Закона №89-ФЗ изложена в другой редакции: «.…отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в составе отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и сроки, которые определены законодательством в области охраны окружающей среды.». Согласно ч. 8 ст. 67 Закона №7-ФЗ, форма отчёта по ПЭК, методические рекомендации по ее заполнению, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, утверждаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Форма отчета по ПЭК утверждена Приказом Минприроды России от 14.06.2018 №261 и, несмотря на указание ч. 5 ст. 18 Закона №89-ФЗ о предоставлении отчетности об отходах в составе отчёта по ПЭК, в форму отчета по ПЭК изменения не были внесены, в связи с чем, форма отчетности по отходам, а также порядок ее составления на настоящий момент по-прежнему не установлены. Таким образом, обстоятельства, «при которых сдача указанной отчетности невозможна», фактически не изменились.
Отчёт по ПЭК за 2019 год, составленный ООО «Балт-Оптим» по утвержденной уполномоченным органом форме, был предоставлен в адрес Министерства в установленные сроки. 14.10.2020 сотрудники Министерства также пояснили, что ООО «Балт-Оптим» необходимо было направить отчетность об отходах в свободной (произвольной) форме. Вместе с тем Министерством в период с 11.09.2019 по 25.03.2020 не осуществлялось информирование хозяйствующих субъектов о необходимости представления отчетности по отходам в свободной (произвольной) форме до момента внесения изменений в приказ Минприроды России от 14.06.2018 №261.
До внесения изменений в ст. 18 Закона № 89-ФЗ хозяйствующие субъекты, для которых не требовалось установление нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представляли в Министерство отчётность об отходах МСП.
Таким образом, до утверждения формы и порядка представления отчётности об отходах, предусмотренной для объектов III категории, хозяйствующие субъекты могли бы отчитаться в Министерство по форме отчётности об отходах МСП, т.е. по «старой» форме, однако на сайте Министерства содержатся прямые указания, что представление «старой» формы не требуется.
Учитывая, что форма отчётности об отходах и порядок ее представления не утверждены, а Министерство не предоставило четких разъяснений о порядке действий хозяйствующих субъектов в переходный период, у предприятия не было возможности исполнить требование ч. 5 ст. 18 Закона № 89-ФЗ.
Также заявитель указывает, что приказом Министерства от 04.05.2018 № 202 установлен Порядок ведения регионального кадастра отходов производства и потребления на территории Калининградской области, в соответствии с которым хозяйствующие субъекты, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы, предоставляют соответствующий отчет в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным периодом. Указанный отчет содержит необходимую информацию об отходах ООО «Балт-Оптим», следовательно, ООО «Балт-Оптим» не утаивал информацию об отходах, о чем свидетельствует своевременное представление отчета за 2019 год в региональный кадастр отходов производства и потребления на территории Калининградской области.
В судебном заседании представитель ООО «Балт-Оптим» - Высоцкая Н.Н., действующая на основании доверенности, доводы жалобы поддержала в полном объеме.
Представитель Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области ФИО1, действующий на основании доверенности, просил жалобу оставить без удовлетворения.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела в полном объеме в соответствии со ст.30.6 КоАП РФ, дав им оценку, приходит к следующим выводам.
Административная ответственность по ст. 8.5 КоАП РФ наступает за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ, может выражаться, в частности, в сокрытии, умышленном искажении или несвоевременном сообщении полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке.
При этом указанные действия должны быть совершены лицами, на которые в силу закона или иного нормативного акта возложена обязанность сообщать соответствующую информацию.
ООО «Балт-Оптим» привлечено к административной ответственности по статье 8.5 КоАП РФ за то, что указанное юридическое лицо в нарушение требований п.7 ст.67 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п.5 ст.18 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» не представило отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в составе отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля за 2019 год.
Как следует из материалов дела, 28.10.2020 составлен протокол № об административном правонарушении в отношении ООО «Балт-Оптим», в соответствии с которым отчет за 2019 год ООО «Балт-Оптим» был сдан в Министерство (входящий № от 25.03.2020) в отношении объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду – производственная площадка №1, код объекта №, адрес: <адрес> категория негативного воздействия на окружающую среду – III, подлежащего региональному государственному экологическому контролю. При этом в рамках данного отчета отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, предоставлена не была. В связи с тем, что срок предоставления отчета за 2019 год установлен 25.03.2020, то временем совершения административного правонарушения является 00 час. 01 мин. 26.03.2020, местом совершения правонарушения - <адрес>. Таким образом, представленные в отчете ООО «Балт-Оптим» сведения не являются полной и достоверной информацией об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов, вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы.
Согласно ч. 1, 2 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны представлять в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта РФ отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и в сроки, которые определены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (ч. 7 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).
Приказом Минприроды России от 28.02.2018 № 74 утверждены порядок и сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (Приложение № 2 к Приказу).
Согласно пункту 1 Приложения № 2 к Приказу Минприроды России от 28.02.2018 № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля представляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным.
Отчет ПЭК за 2019 год ООО «Балт-Оптим» был сдан в Министерство 25.03.2020 в отношении объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду – производственная площадка №1, код объекта №, адрес местонахождения объекта: <адрес> категория негативного воздействия на окружающую среду – III, подлежащего региональному государственному экологическому контролю.
При этом в рамках данного отчета ПЭК отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, предоставлена не была.
Как следует из п.5 ст.18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в редакции, действовавшей до 1.01.2020) - юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, представляют в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти или исполнительные органы государственной власти субъектов РФ в соответствии с их компетенцией в уведомительном порядке отчетность об образовании, использовании, о размещении отходов.
Федеральным законом от 27.12.2019 № 450-ФЗ - в пункте 5 статьи 18 слова "в уведомительном порядке отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов" заменены словами "отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в составе отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и сроки, которые определены законодательством в области охраны окружающей среды".
Таким образом, с 01.01.2020 законодательно было закреплено о необходимости сдачи отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, в составе отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, что свидетельствует о возможности в срок до 25.03.2020 представить отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в составе отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля за 2019 год.
Вместе с тем, представленные ООО «Балт-Оптим» в отчете ПЭК сведения не являются полной и достоверной информацией об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов, вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы.
Довод ООО «Балт-Оптим» о том, что требование законодательства в части направления сведений об отходах в рамках утвержденной в установленном законом порядке и действующей на данный момент формы отчета ПЭК исполнить не представляется возможным ввиду отсутствия соответствующего раздела для заполнения в форме отчета ПЭК, несостоятелен, так как отсутствие утвержденной формы отчетности не освобождает хозяйствующий субъект от предусмотренной законом обязанности по её представлению в уполномоченный орган. В указанной ситуации хозяйствующий субъект вправе был оформить и представить отчетность в произвольной форме, однако этого не сделал.
Учитывая совокупность изложенных доказательств, суд приходит к выводу о наличии в действиях ООО «Балт-Оптим» состава административного правонарушения предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ.
Нарушений норм материального и процессуального закона при рассмотрении должностным лицом дела об административном правонарушении не допущено.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, установленных ст. 24.5 КоАП РФ, не усматривается.
Назначенное ООО «Балт-Оптим» административное наказание по своему виду и размеру соответствует характеру совершенного правонарушения.
Оснований для признания назначенного ООО «Балт-Оптим» административного наказания несправедливым вследствие чрезмерной суровости и смягчения наказания, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
Постановление ведущего консультанта отдела административно-технического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 23.11.2020 № вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
р е ш и л :
Постановление ведущего консультанта отдела административно-технического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 23.11.2020 № № в отношении ООО «Балт-Оптим» по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу ООО «Балт-Оптим» - без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Гвардейский районный суд Калининградской области в течение 10 дней.
Судья: подпись.
Копия верна.
Судья: Н.В.Татаренкова