ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-126/2017 от 12.02.2018 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

Судья Куклев В.В. Дело № 12-126/2017

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

г. Ханты-Мансийск дело № 7-122 12 февраля 2018г.

Судья суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Солопаева Л.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ТПП «Урайнефтегаз» ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» ФИО1 на решение судьи Когалымского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.12.2017г., вынесенное в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ,

установил:

постановлением по делу об административном правонарушении юридическое лицо - ООО «ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь» - структурное подразделение ТПП «Урайнефтегаз» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере двадцати одной тысячи рублей.

Решением Когалымского городского суда от 06.12.2017г. данное постановление отставлено без изменения, жалоба генерального директора ТПП «Урайнефтегаз» ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» ФИО1 – без удовлетворения.

В жалобе генерального директора ТПП «Урайнефтегаз» ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь», поступившей в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, ставится вопрос об отмене решения судьи Когалымского городского суда.

Изучив материалы дела, заслушав защитников юридического лица ФИО2, ФИО3, проверив доводы жалобы и возражений на нее, считаю, что оснований для отмены решения судьи не имеется.

Согласно ст. 8.5 КоАП РФ, сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, которые обеспечивают доступность экологической информации. Право на предоставление такой информации декларировано в ст. 42 Конституции Российской Федерации, согласно которой, каждый имеет право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2002 года N 240 "О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации" утверждены Правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации (далее Правила), в которых указано, что в организациях, имеющих опасные производственные объекты должен быть план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, разработанный и согласованный в установленном порядке в соответствии с предъявляемыми требованиями к разработке и согласованию планов по предупреждению и ликвидации нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации.

Согласно п. 4 Правил организации обязаны немедленно оповещать в установленном порядке соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления о фактах разливов нефти и нефтепродуктов и организовывать работу по их локализации и ликвидации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2000г. № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов» определено, что разливы нефти и нефтепродуктов классифицируются как чрезвычайные ситуации и ликвидируются в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 3).

Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в соответствии с названными нормативными актами принято постановление от 14.01.2011г. № 5-п «О требованиях к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры», п.1.4 которого утверждена схема оповещения организациями контролирующих органов по фактам разливов нефти, нефтепродуктов, подтоварной воды, об аварийных ситуациях на предприятиях, в том числе, которые могут привести к ЧС (Н) (приложение 4). В данной схеме Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений автономного округа указана среди контролирующих органов, которые извещаются об этих фактах и ситуациях.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», авария - разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ, инцидент - отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от установленного режима технологического процесса.

Как следует из материалов дела и установлено судом 14.02.2017г. в границах ТО-Советское лесничество, Арантурское участковое лесничество, Арантурское урочище, квартала № 82, выделах 3.35 в географических координатах 60.92130° с.ш. 64,09622° в.д., в районе куста № 22 Даниловского л/у, ЦДНГ-4, ООО «ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь ТИП «Урайнефтегаз» в 16 час.17 мин. выявлен факт загрязнения нефтесодержащей жидкостью участка лесного фонда, при этом в период с 00 час. 01 мин. 01.01. 2017г. по 16 час. 17 мин. 14.02.2017г. информация об аварии (инциденте) на трубопроводе в районе куста №22 Даниловского л/у, ЦДНГ-4, ООО «Лукойл-Западная Сибирь» ТПП «Урайнефтегаз» в Службу по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений автономного округа не поступала, что является нарушением со стороны ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь» - структурного подразделения ТПП «Урайнефтегаз» требований законодательства в области охраны окружающей среды Российской Федерации, а именно, ст.3. 6 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 14.01.2011г. №5-п «О требованиях к разработке планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры».

Фактические обстоятельства административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами:

копией распоряжения № 05-065/2017 от 09.02.2017г. о проведении мероприятия по контролю (патрулированию) в лесах: в границах Территориального отдела - Советское лесничество. Каргопское участковое лесничество Каргопское урочище квартала 206-232, Арантурское участковое лесничество, Супринское урочище квартала 234-252. Арантурское урочище <...> в соответствием с заданием на проведение мероприятия по контролю (патрулированию) в лесах;

- копией задания на проведение мероприятия по контролю (патрулированию) в лесах;

копией акта патрулирования в лесах № 05-065/2017 от 14.02. 2017г. и фототаблицами к нему, согласно которым в ходе патрулирования в районе куста № 22 Даниловского л/у, 1_1ДНГ-4. ООО «ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь ТПП «Урайнефтегаз» был выявлен лесной участок с признаками загрязнения нефтесодержащей жидкостью, отсыпанный торфом;

копией абриса места лесонарушения ТО-Советское лесничество Арантурское участковое лесничество Арантурское урочище кв.82 в районе К- 22 1ДДНГ-4;

копиями выписки из журнала учета отказов на промысловых водоводах и аварийных разливов (нефтепродуктов, технической жидкости) и журнала учета отказов на нефтепромысловых трубопроводах и аварийных розливов нефти (нефтепродуктов), представленными по запросу контролирующего органа ТПП «Урайнефтегаз» ООО «ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь», из которых следует, что аварий (инцидентов) на спорном участке в районе куста № 22 Даниловского л/у. ЦДНГ-4. ООО «ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь ТПП «Урайнефтегаз» в период с 01.01.2017 по 14.02.2017г. не регистрировалось;

копией договора аренды лесного участка от 7.09.2011г., заключенного между Департаментом природных ресурсов и несырьевого сектора экономики автономного округа и ООО «ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь», где вид использования лесов указан: строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов, заготовка древесины;

копией протокола о взятии проб и образцов № 05-069/2017 от 28.03.2017 г., согласно которому отобраны пробы с загрязненного участка и пробы с незагрязненного участка. Взятие проб и образцов осуществлялось с участием представителя ТПП «Урайнефтегаз» ФИО4 и специалиста филиала ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технических решений по УРФО» по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре ФИО5 в соответствии с требованиями ГОСТ 17.4.3.01-83, ПНДФ 12.1:2:2,2:2,3:3,2-03;

копией абриса места отбора проб ТО-Советское лесничество Арантурское участковое лесничество, Арантурское урочище квартал 82 Даниловский л/у ЦДНГ-4 в районе куста № 22;

копией заключения по результатам количественного химического анализа (КХА) проб почвы, отобранных на территории Даниловского лицензионного участка ООО «ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь» от 18.04.2017г., согласно которому результаты проведенного анализа проб почвы показали, что в образце с загрязненной территории отмечается отклонение по нефтепродуктам в 39 раз по сравнению с незагрязненным участком. Полученные химикоаналитические данные подтверждают факт техногенного загрязнения окружающей среды;

- протоколом № 05-134/2017 об административном правонарушении от 26.04.2017г., составленным по результатам проведения мероприятия по контролю (патрулированию) в лесах на территории Советского района в границах Арантурского урочища, Арантурского участкового лесничества, Территориального отдела - Советское лесничество, в квартале 82, выделах 3,35 о выявлении факта сокрытия экологической информации ООО «ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь», с протоколом об административном правонарушении с внесенными 06.07.2017г. изменениями был ознакомлен представитель юридического лица.

Представленные доказательства обоснованно признаны судом первой инстанции допустимыми и достоверными, им дана оценка по правилам ст.26.11 КоАП РФ.

Вопреки доводам жалобы при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств судьёй городского суда установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения.

Действия ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» правильно квалифицированы по ст. 8.5 КоАП РФ.

Жалоба, поступившая в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, не содержит доводов, которые не были проверены судом первой инстанции.

При таких обстоятельствах не заслуживают внимания доводы, приведенные в судебном заседании ФИО2 и ФИО3, представлявшими интересы ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» -структурное подразделение ТПП «Урайнефтегаз», об отсутствии фактов, ситуаций, о которых необходимо информировать контролирующие органы.

Таким образом, административное наказание назначено ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» должностным лицом в пределах санкции ст. 8.5 КоАП РФ с учетом характера совершенного правонарушения и других обстоятельств дела.

Руководствуясь ст. 30.6, ст. 30.7 КоАП РФ,

решил:

решение Когалымского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.12.2017г., вынесенное в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу генерального директора ТПП «Урайнефтегаз» ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» ФИО1 – без удовлетворения.

Судья суда Ханты-Мансийского

автономного округа - Югры Л.М. Солопаева

Копия верна:

Судья суда Ханты-Мансийского

автономного округа – Югры Л.М. Солопаева