Дело № 12-126/2018
Р Е Ш Е Н И Е
по протесту прокурора на постановление по делу
об административном правонарушении
г. Хабаровск 29 марта 2018 года
Судья Хабаровского районного суда Хабаровского края Чуешкова В.В.,
с участием:
старшего помощника Прокурора Хабаровского района – Васильевой Н.В.,
представителя должностного лица – директора МБОУ СОШ с. Восточное ФИО1 – ФИО2, по доверенности,
представителя Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края –ФИО3, по доверенности,
рассмотрев Протест и.о. Прокурора Хабаровского района Усевич В.К. на Постановление №-д от 09.01.2018г. Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ в отношении должностного лица - Директора Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с. Восточное Хабаровского муниципального района Хабаровского края ФИО1,
УСТАНОВИЛ:
И.о. Прокурора Хабаровского района Усевич В.К. обратился в суд с протестом на Постановление №-д от 09.01.2018г. Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ в отношении должностного лица - Директора Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с. Восточное Хабаровского муниципального района Хабаровского края ФИО1.
Поданный протест мотивирован следующим.
Прекратив производство по делу об административном правонарушении заместитель председателя по правовой работе, вопросам тарифного регулирования и контроля за порядком ценообразования исходил из того, что у должностного лица - директора МБОУ СОШ с. Восточное отсутствует вина во вмененном правонарушении.
Прокуратура указанные выводы находит необоснованными. Постановление по делу об административном правонарушении вынесено с нарушением требований законодательства об административных правонарушениях, является незаконным и подлежит отмене.
Статьей 37 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность.
Обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов - органами местного самоуправления.
Пунктом 15 статьи 28 ФЗ «Об образовании» к компетенции образовательной организации отнесено создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Правительство Российской Федерации в соответствии с п. «б» ст. 114 Конституции Российской Федерации обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики. Статья 15 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» к полномочиям Правительства РФ относит разработку и осуществление мер по проведению единой политики цен.
Основы государственного регулирования цен установлены Указом Президента РФ от 28 февраля 1995 г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» и Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».
Данными актами определена государственная ценовая политика. Она направлена на либерализацию ценообразования при сохранении государственного регулирования цен. Регулируемые государственные цены применяются всеми организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Правительством РФ утверждаются перечни товаров (работ, услуг), цены на которые на внутреннем рынке подлежат государственному регулированию.
Постановлением Правительства РФ от 7.03.1995 г. № 239 определено право субъектов Российской Федерации, вводить государственное регулирование наценок на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях.
Согласно Перечня продукции производственно - технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен, тарифов и надбавок (наценок) осуществляется комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, утвержденного постановлением Губернатора Хабаровского края от 30.04.2002 № 252, государственное регулирование наценок на продукцию (товары), реализуемые на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях, отнесено к компетенции комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края.
При производстве по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица - директора МБОУ СОШ с. Восточное ФИО1 Комитетом по ценам и тарифам подтверждается наличие события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст.14.6 КоАП РФ, а именно, самостоятельное установление директором МБОУ СОШ с. Восточное наценки на продукцию, реализуемую в столовой школы в размере до 30 %.
В период времени (время проведения прокуратурой Хабаровского района проверки) с 11.10.2017 по 17.10.2017г. в столовой МБОУ СОШ с. Восточное, на основании Приказа директора МБОУ СОШ с. Восточное ФИО1 от 31.09.2017г. № 133/1од, реализовывалась продукция собственного производства с наценкой в размере до 30%. В результате расчета размера выручки от указанной наценки, установлен её размер, который составил 11 545 рубля 19 копеек (5 дней работы школьной столовой).
Прекращая производство по делу, заместитель председателя по правовой работе, вопросам тарифного регулирования и контроля за порядком ценообразования исходил из того, что несмотря на наличие в действиях должностного лица - директора МБОУ СОШ с. Восточное события вмененного административного правонарушения (установление ФИО1 наценки на продукцию, реализуемую в общеобразовательном учреждении при оказании услуг общественного питания), отсутствует вина должностного лица.
При этом, в обоснование отсутствия вины должностного лица во вменяемом правонарушении указано, что в своей деятельности директор МБОУ СОШ с. Восточное руководствовался Приказом от 17.12.2015г. № 309 Управления образования администрации Хабаровского муниципального района «О наценках в столовых общеобразовательных учреждений», согласно которому директорам общеобразовательных учреждений, оказывающих питание школьников самостоятельно, разрешено применять предельный размер наценки до 30 процентов.
Из содержания Приказа от 17.12.2015г. № 309 «О наценках в столовых общеобразовательных учреждений» следует, что данный приказ не обязывает директоров школ устанавливать наценку на продукцию, реализуемую в столовых школ.
Данная норма является диспозитивной и предоставляет директорам школ право самостоятельно, по своему усмотрению устанавливать наценку или реализовывать продукцию в школьных столовых в отсутствии наценки.
Согласно Устава МБОУ СОШ с. Восточное, Должностной инструкции директора, директор учреждения осуществляет руководство учреждением, обеспечивает системную образовательную и административно-хозяйственную работу учреждения, руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об образовании», Уставом школы, договором, заключенным с Учредителем - Управлением образования администрации Хабаровского муниципального района, Указами Президента РФ, Постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, нормативными документами, приказами Минобрнауки РФ и Министерства образования и науки Хабаровского края, Конвенцией о правах ребенка.
Директор МБОУ СОШ с. Восточное ФИО1, не принимая во внимание требования Указа Президента РФ от 28 февраля 1995 г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», Постановления Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», Перечня продукции производственно - технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен, тарифов и надбавок (наценок) осуществляется комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, утвержденного постановлением Губернатора Хабаровского края от 30.04.2002 № 252, с целью направления сумм от применения наценки на материальное оснащение пищеблока и нужды образовательного учреждения, самостоятельно, Приказом от 31.09.2017г. № 133/1од «О наценках в столовой МБОУ СОШ с. Восточное» установил наценку в размере до 30% на реализуемую в столовой школы продукцию.
При указанных обстоятельствах в действиях директора МБОУ СОШ с. Восточное ФИО1 имеются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.
На основании изложенного, И.о. прокурора Хабаровского района В.К. Усевич просит отменить Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное заместителем председателя по правовой работе, вопросам тарифного регулирования и контроля за порядком ценообразования №-д от 09.01.2018г. в отношении директора МБОУ СОШ с. Восточное о прекращении производства по делу об административном правонарушении, и возвратить дело на новое рассмотрение.
В судебное заседание не явилось должностное лицо – директор МБОУ СОШ с. Восточное ФИО1, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
На основании ст. 30.6 КоАП РФ, суд считает возможным рассмотреть протест и.о. прокурора Хабаровского района Усевич В.К. в отсутствие не явившегося лица.
В судебном заседании старший помощник Прокурора Хабаровского района – Васильева Н.В. протест и.о. Прокурора Хабаровского района Усевич В.К. поддержала в полном объеме по изложенным в нем доводам и просила его удовлетворить.
Представитель Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края –ФИО3 просила Протест и.о. Прокурора Хабаровского района Усевич В.К. оставить без удовлетворения, а Постановление №-д от 09.01.2018г. без изменения, как законное и обоснованное по доводам, изложенным в письменном отзыве от 23.03.2018г., предоставленном в материалы дела об административном правонарушении и оглашенном в судебном заседании.
В судебном заседании представитель должностного лица – директора МБОУ СОШ с. Восточное ФИО1 – ФИО2 просила Постановление №-д от 09.01.2018 года оставить без изменения, как законное и обоснованное, а протест прокурора – без удовлетворения, по изложенным Представители Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края доводам.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в судебном заседании, изучив доводы Протеста и.о. Прокурора Хабаровского района Усевич В.К. и приложенные к нему документы, материалы по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица - Директора МБОУ СОШ с. Восточное, проверив законность и обоснованность Постановления по делу об административном правонарушении в полном объеме, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1, ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба, протест прокурора на постановление по делу об административном правонарушении могут быть поданы в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Как следует из материалов административного дела, Протест и.о. Прокурора Хабаровского района Усевич В.К. поступил в Хабаровский районный суд Хабаровского края в предусмотренный ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ срок и подлежит рассмотрению по существу.
Согласно Протесту и.о. Прокурора Хабаровского района Усевич В.К., оспариваемое Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ в отношении должностного лица - директора МБОУ СОШ с. Восточное ФИО1 в связи с отсутствием состава административного правонарушения, является необоснованным, незаконным и подлежит отмене. Поскольку, вынесено с нарушением требований законодательства об административных правонарушениях. В действиях директора МБОУ СОШ с. Восточное ФИО1 имеются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, что установлено при производстве по делу об административном правонарушении и подтверждается наличием события административного правонарушения, выразившегося в самостоятельном установлении директором МБОУ СОШ с. Восточное наценки на продукцию, реализуемую в столовой школы в размере до 30 % на основании Приказа директора МБОУ СОШ с. Восточное ФИО1 «О наценках в столовой МБОУ СОШ с. Восточное» от 31.09.2017г. № 133/1од и реализации продукция с наценкой в размере до 30%. Вина должностного лица имеется, так как Приказ от 17.12.2015г. № 309 «О наценках в столовых общеобразовательных учреждений» не обязывает директоров школ устанавливать наценку на продукцию, реализуемую в столовых школ, а предоставляет такое право. Директор МБОУ СОШ с. Восточное ФИО1, не принимая во внимание требования Указа Президента РФ от 28 февраля 1995 г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», Постановления Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», Перечня продукции производственно - технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен, тарифов и надбавок (наценок) осуществляется комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, утвержденного постановлением Губернатора Хабаровского края от 30.04.2002 № 252, с целью направления сумм от применения наценки на материальное оснащение пищеблока и нужды образовательного учреждения, самостоятельно Приказом от 31.09.2017г. № 133/1 од «О наценках в столовой МБОУ СОШ с. Восточное» установил наценку в размере до 30%.
Суд не соглашается с доводами Прокурора по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, за которые предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, смягчающие и отягчающие обстоятельства, иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых, должностное лицо, в производстве которого находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
Объектом административных правонарушений, предусмотренных ст. 14.6 КоАП РФ являются общественные отношения в области ценообразования. Предметом выступает регулируемый государством порядок ценообразования. Государственное регулирование цен в сфере естественных монополий осуществляется на основании Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях". Перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования, утверждаются Правительством РФ ( Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)").
Объективная сторона административного правонарушения (ч. 2) выражается в занижении регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.), занижении установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушении установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.), а равно в ином нарушении установленного порядка ценообразования.
Административная ответственность по ст. 14.6 КоАП РФ применяется за завышение либо занижение регулируемых государством цен, предельных цен, установленных надбавок (наценок) только в том случае, если соответствующие цены, предельные цены и надбавки (наценки) установлены на федеральном уровне федеральными органами государственной власти. Если же они установлены на уровне субъектов РФ органами государственной власти субъектов РФ, то административная ответственность по комментируемой статье не применяется.
Субъектами правонарушений являются граждане, должностные и юридические лица.
Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом.
Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов, уполномоченных рассматривать дела данной категории (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ), а также должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (п. 64 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).
По делам об административных правонарушениях по статье 14.6 КоАП РФ возможно проведение административного расследования (ст. 28.7 КоАП РФ).
Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка (ст. 23.49 КоАП РФ), органов, уполномоченных в области государственного регулирования тарифов (ст. 23.51 КоАП РФ), а также судьи, если возникнет необходимость применения к должностному лицу такого вида административного наказания, как дисквалификация (ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 424 ГК РФ, в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Статьей 6 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности относятся, в том числе, разработка и принятие законов субъектов РФ, иных нормативных правовых актов субъектов РФ в области государственного регулирования торговой деятельности.
Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" органам исполнительной власти субъектов РФ предоставляется право вводить государственное регулирование наценок на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях. Наценки на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, лицеях, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях отнесены к перечню продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен, тарифов и надбавок (наценок) осуществляется комитетом, что установлено постановлением Губернатора Хабаровского края от 30.04.2002 № 252 "Об упорядочении государственного регулирования цен и тарифов в Хабаровском крае".
В соответствии с п. 4.3.13 Положения о Комитете по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 04.06.2010 № 142-пр, комитет регулирует наценки на продукцию (товары), реализуемые на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, гимназиях, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях.
Установление наценки на продукцию, реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, гимназиях, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях относится к компетенции комитета.
Самостоятельное установление наценки на продукцию (товары), цены на которые подлежат государственному регулированию - в данном случае установлению уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ - т.е. Комитетом, образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.6. КоАП РФ - иное нарушение установленного порядка ценообразования.
Согласно п. 1.9 Устава МБОУ СОШ с. Восточное, утвержденного приказом начальника Управления образования Хабаровского муниципального района Хабаровского края № 37 от 14.02.2017г., учреждение в своей деятельности помимо актов федерального законодательства и нормативных актов Хабаровского края, руководствуется нормативными актами Хабаровского муниципального района.
Учредителем МБОУ СОШ с. Восточное является Управление (ст. 1.3 Устава).
В соответствии с Уставом, МБОУ СОШ с. Восточное разрабатывает и принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие отношения в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством РФ.
Согласно Положению об Управлении образования администрации Хабаровского муниципального района, утвержденного решением собрания депутатов Хабаровского муниципального района от 19.01.2016 № 46-207, Управление является основным уполномоченным органом администрации Хабаровского муниципального района, обеспечивающим проведение государственной политики и осуществляющим общее руководство в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и дополнительного образования. В своей деятельности Управление руководствуется Конституцией РФ, Федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, а также другими законами Хабаровского края (ст.ст. 1.1, 1.4 Положения).
В ведении Управления находятся все муниципальные образовательные учреждения района, в отношении которых Управление является учредителем (ст. 1.5 Положения).
К основным задачам Управления относятся: осуществление государственной политики в области образования с учетом национально - региональной и местной специфики; создание необходимых условий для реализации прав граждан в области образования, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся; организационное, правовое, информационное обеспечение системы образования района; организация деятельности по охране труда, направленной на сохранение жизни и здоровья обучающихся в процессе обучения, включающую в себя правовые и иные мероприятия; оказание содействия подведомственным учреждениям по организации мероприятий, в том числе по организации питания; в пределах своей компетенции и в соответствии с действующими нормативными актами организация работы по обеспечению обучающихся, воспитанников подведомственных учреждений питанием (ст.ст. 2.1, 2.4, 2.8, 3.19, 3.29, 3.37, 3.41 Положения № 46-207).
Управление правомочно давать обязательные к исполнению указания, а также рекомендации и разъяснения по отмене или изменению противоречащих законодательству локальных актов подведомственных иных учреждений, запрашивать и получать в установленном порядке от других органов сведения, материалы и документы, необходимые для осуществления возложенных на Управление задач (ст.ст. 4.3, 4.9 Положения № 46-207).
Согласно ст.ст. 5.8.3, 5.8.15 Положения № 46-207, начальник Управления утверждает уставы подведомственных учреждений и вносимые в них изменения; обеспечивает исполнение законодательства в области образования, правовых актов государственных органов управления образования и других вышестоящих органов власти.
На Управление возложена обязанность по оказанию содействия подведомственным учреждениям по организации мероприятий, в том числе по организации питания. Также на Управление возложена обязанность в соответствии с действующими нормативными правовыми актами организовывать работу по обеспечению обучающихся воспитанников подведомственных учреждений питанием.
Согласно Приказу Управления образования администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края "О приеме на работу" №-л/с от 11.11.2016г. директором МБОУ СОШ с. Восточное является ФИО1.
В силу ст. 2.4. КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с Уставом, директор учреждения является единоличным исполнительным органом МБОУ СОШ с. Восточное, несет ответственность за руководство деятельностью МБОУ СОШ с. Восточное.
Согласно должностной инструкции, директор МБОУ СОШ с. Восточное ФИО1 осуществляет текущее руководство её деятельностью, несет ответственность за неисполнение и ненадлежащие исполнение обязанностей, предусмотренных законодательством РФ при осуществлении руководства МБОУ СОШ с. Восточное.
Приказом директора МБОУ СОШ с. Восточное от 31.09.2017 № 133/1 од утверждена наценка на реализуемую в столовой школы продукцию в размере до 30%.
Размер выручки и финансовый результат, сложившийся в учреждении в результате применения наценки в размере до 30 % на продукцию собственного производства столовой МБОУ СОШ с. Восточное с 11.10.2017 по 17.10.2017 года составил 11 545 руб. 19 коп.
Согласно объяснений ФИО5 от 17.10.2017, он, как директор МБОУ СОШ с. Восточное, руководствовался Приказом Управления от 17.12.2015 № 309 "О предельно допустимой наценке". В силу должностных обязанностей, закрепленных Должностной инструкцией и Уставом учреждения, директор МБОУ СОШ с. Восточное был обязан руководствоваться нормативным актом муниципального района, то есть Приказом № 309.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении и установлено судом, Приказ Управления № 309 от 17.12.2015г. "О предельно допустимой наценке" в установленном законом порядке не отменен, незаконным и не действующим не признан, а потому не может подвергаться переоценке при рассмотрении Протеста прокурора.
Судом установлено, что Директор МБОУ СОШ с. Восточное ФИО1 действовал в соответствии с вышеприведенными положениями Устава, Должностной инструкции и других, включая Приказ № 309 от 17.12.2015г. Управления, в связи с чем 31.09.2017г. издал Приказ № 133/1 од, которым установил наценку на продукцию реализуемую в столовой школы в размере до 30%. Следовательно, контролирующий орган обоснованно пришел к выводу о том, что директор МБОУ СОШ с. Восточное является подчиненным учредившему его органу, т.е. Управлению образования администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края.
Субъективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ характеризуется умыслом. То есть, лицо его совершившее, должно сознавать противоправный характер своего действия (бездействия), предвидеть его вредные последствия и желать наступления таких последствий или сознательно их допускать, либо относиться к ним безразлично.
Поскольку, в силу своих должностных обязанностей директор МБОУ СОШ с. Восточное ФИО1 является подчиненным учреждения муниципального органа, т.е. Управления и ответственна за исполнение муниципальных актов - приказов, принятых Управлением, то у него отсутствовали основания сознавать, что он действует или может действовать противоправно и незаконно.
Между тем, в силу положений ч. ч. 1, 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Положения ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ о презумпции невиновности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, имеет первостепенное значение для разрешения вопроса о возможности применения к нему административного наказания.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исходя из правил частей 2 и 3 статьи 1.5 КоАП РФ, бремя доказывания наличия безусловных оснований к принятию решения о применении мер административной ответственности возлагается на должностных лиц уполномоченных государственных органов.
По смыслу ст. 1.5 КоАП РФ во взаимосвязи с нормами ст. ст. 26.1, 29.1, 29.9 КоАП РФ, совокупность ряда достаточных и неопровержимых доказательств виновности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, должна быть представлена и всесторонне исследована до принятия постановления в порядке, установленном Главой 29 КоАП РФ.
Фактически установив при производстве административного расследования по данному делу, что ФИО1 не является субъектом вмененного административного правонарушения, то есть наличие данных, свидетельствующих об отсутствии вины в совершении инкриминируемого ему деяния и состава административного правонарушения, должностное лицо Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, в соответствии с приведенными выше нормами действующего законодательства, 09.01.2018г. вынесло Постановление о прекращении производства по делу в связи с отсутствием в действиях директора МБОУ СОШ с. Восточное ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.
На основании изложенного и установленных в судебном заседании обстоятельств, суд соглашается с выводами Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края об отсутствии умысла у должностного лица на совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.6 ч. 2 КоАП РФ, и соответственно об отсутствии в действиях директора МБОУ СОШ с. Восточное ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.6 ч.2 КоАП РФ.
Должностным лицом Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для данного дела, этим обстоятельствам дана надлежащая исчерпывающая правовая оценка, не соглашаться с которой суд оснований не усматривает.
Виды решений, которые выносятся по результатам рассмотрения жалобы (протеста) на постановление (решение) по делу об административном правонарушении, перечислены в части 1 статьи 30.7 КоАП РФ.
В силу положений п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
В протесте и.о. Прокурора Хабаровского района поставлен вопрос об отмене Постановления Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 09.01.2018г. о прекращении производства по делу и возврате его на новое рассмотрение. Однако, сведений о существенных нарушениях, имеющих фундаментальный, принципиальный характер, которые были допущены Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края при рассмотрении настоящего дела и повлияли на исход дела, протест прокурора не содержит.
Доводы, приведенные в Протесте не являются основанием для отмены законного и обоснованного Постановления должностного лица, поскольку изложенных в нем выводов ничем не опровергают, а поэтому отклоняются судом, как несостоятельные.
Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих отмену оспариваемого Постановления, должностным лицом Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края не допущено.
Несогласие Прокурора с толкованием должностным лицом Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края норм действующего законодательства о ценообразовании и Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, а так же с оценкой собранных по делу доказательств, не свидетельствует о том, что Комитетом при производстве административного расследования по делу допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренных им процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При рассмотрении Протеста прокурора суд приходит к выводу об отсутствии в материалах дела документов, подтверждающих вину директора МБОУ СОШ с. Восточное ФИО1 в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 14.6 ч. 2 КоАП РФ, а также достаточных, достоверных и допустимых доказательств, свидетельствующих о наличии в действиях директора МБОУ СОШ с. Восточное ФИО1 состава инкриминируемого ему правонарушения.
В соответствии со статьей 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений, в том числе - об оставлении постановления без изменения, а жалобы (протеста) без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление №-д от 09.01.2018г. Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ в отношении должностного лица - Директора Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с. Восточное Хабаровского муниципального района Хабаровского края ФИО1 - оставить без изменения, а протест и.о. Прокурора Хабаровского района Усевич В.К. - без удовлетворения.
Решение по жалобе (протесту) на постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья В.В. Чуешкова