ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-126/2021 от 07.10.2021 Бейского районного суда (Республика Хакасия)

Р Е Ш Е Н И Е

Дело

УИД 19RS0-80

07 октября 2021 года <адрес>

Судья Бейского районного суда Республики Хакасия Трофимчук М.В.,

при секретаре Борисовой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица председателя Комитета по управлению имуществом администрации Бейского района Республики Хакасия ФИО1 на постановление заместителя руководителя УФК по Республике Хакасия ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении по ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя руководителя УФК по Республике Хакасия ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ председатель Комитета по управлению имуществом администрации Бейского района Республики Хакасия ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 обратился в суд с жалобой, указав, что с данным постановлением не согласен, считает его необоснованным, в связи с тем, что при проведении контрольного мероприятия осуществлена проверка своевременности отражения в учете фактов хозяйственной жизни на счете 502.17. По результатам проведения проверки установлено, что извещения о проведении электронного аукциона в 2020 году не отражались на счете 502.17. Согласно письменным пояснениям должностного лица, ответственного за ведения бухгалтерского учета, счет 502.17 в Комитете ранее не велся, не отражение извещений, о проведении электронного аукциона на счете 502.17 в 2020 году повлекло искажение бюджетной отчетности за счет средств субсидии из федерального бюджета по КБК 073 10 04 0330750820 521 на сумму 6799137 рублей. Искажения показателя бюджетной отчетности произведено на 100%, и на сумму, превышающую один миллион рублей, что является грубым нарушением требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету. При проведении проверки представлен график документооборота Комитета, являющийся приложением к учетной политике Комитета. В представленном документе отсутствует информация о порядке передачи извещений об осуществлении закупок для отражения в учете бухгалтером. Извещения о проведении электронного аукциона, размещенные в Единой информационной системе на сайте https://zakupki.gov.ru, подписаны электронной подписью ФИО1 Указал, что нарушение допущено неумышленно, а также правонарушение не содержит какой-либо угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило вреда интересам граждан общества, государству. В Комитете нет своего бухгалтера и нет своего специалиста в сфере государственных и муниципальных закупок, на председателя Комитета не возложены обязанности по ведению бухгалтерского учёта. Однако, при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении него, должностное лицо УФК по Республике Хакасия не учло данные обстоятельства. В случае установления вины просит применить положения ст. 2.9 КоАП РФ и освободить от административной ответственности по малозначительности. На основании изложенного, просит постановление заместителя руководителя УФК по Республике Хакасия ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении по ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить в связи с малозначительностью.

Заявитель жалобы ФИО1 в судебном заседании доводы жалобы поддержал, просил удовлетворить.

Представитель руководителя УФК по Республике Хакасия в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, направили в суд отзыв на жалобу ФИО1, указав, что существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий, а в ненадлежащем исполнении должностным лицом своих публично-правовых обязанностей, пренебрежительном отношении лица к установленным правовым требованиям и предписаниям (публичным правовым обязанностям). Не соблюдена методология применения плана счетов бюджетного (бухгалтерского) учета, порядок отражения операций по исполнению бюджета (за исключением нецелевого использования средств), выразившееся в не отражении Извещений о проведении электронного аукциона на счете 502.17 в 2020 году, и повлекшее искажение бюджетной отчетности за счет средств субсидии из федерального бюджета по КБК 073 К) 04 0330750820 521 на сумму 6799137 рублей, должностным лицом. Искажение отдельного показателя бюджетной отчетности, повлекшее предоставление заведомо недостоверной бюджетной отчетности должностным лицом - председателем Комитета ФИО1 признаков малозначительности не содержит, оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ не имеется.

Суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившихся лиц.

Судом установлено, что жалоба подана заявителем в установленный законом процессуальный срок. Копия обжалуемого постановления получена ФИО1ДД.ММ.ГГГГ, жалоба подана по средствам почтовой связи ДД.ММ.ГГГГ (штамп на конверте), поступила в суд ДД.ММ.ГГГГ.

Выслушав присутствующих лиц, допросив свидетеля ФИО3, исследовав материалы дела в их совокупности, судья приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

На основании ч. 1, 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются, в том числе протоколом об административном правонарушении, иными протоколами и документами.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое указанным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубое нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Объектом правонарушения по ст. 15.15.6 КоАП РФ являются общественные отношения, возникающие в сфере бюджетных отношений.

С объективной стороны рассматриваемое административное правонарушение характеризуется совершением виновным лицом действий, направленных на неисполнение или несвоевременное исполнение возложенной на него бюджетным законодательством обязанности по предоставлению бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ. Также объективную сторону данного административного правонарушения составляют действия виновного лица по предоставлению такой отчетности и указанных сведений, содержащих информацию, являющуюся ложной, несоответствующую действительности.

С субъективной стороны рассматриваемый состав административного правонарушения характеризуется неосторожной (небрежностью) или умышленной формами вины.

В качестве субъектов административной ответственности выступают юридические лица и должностные лица.

На основании распоряжения главы Бейского района Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГФИО1 принят на должность председателя Комитета по управлению имуществом Бейского района администрации Бейского района.

На основании Положения КУМИ администрации Бейского района Республики Хакасия установлено, что председатель без доверенности действует от имени Комитета, представляет его интересы в государственных органах, предприятиях, организациях и учреждениях, судебных и правоохранительных органах, председатель имеет право первой подписи на всех финансовых документах, издает на основе и во исполнение законов иных нормативно правовых актов в пределах компетенции Комитета решения и проверяет их исполнение (раздел III).

Из протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ следует, что председатель КУМИ Бейского района Республики Хакасия ФИО1 привлекается к административной ответственности по ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ, за то, что по адресу: Республика Хакасия, Бейский район, <адрес>, в нарушение требований п. 2 ч. 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст. 10 Закона № 402-ФЗ, пункта 3 Инструкции н Комитетом допущено несоблюдение методологии применения плана счетов бюджетного (бухгалтерского) учета, порядка отражения операций по исполнению бюджета (за исключением нецелевого использования средств), выразившееся в не отражении Извещений о проведении электронного аукциона на счете 502.17 в 2020 году, что повлекло искажение бюджетной отчетности за счет средств субсидии из федерального бюджета по КБК 073 10 04 0330750820 521 на сумму 6799137 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ между КУМИ администрации Бейского района Республики Хакасия в лице председателя ФИО1 и Муниципальным казенным учреждением администрации Бейского района Республики Хакасия «Межведомственный центр бюджетного учета и отчетности» в лице начальника ФИО4 заключено Соглашение о передаче полномочий по ведению бюджетного учета и бухгалтерского учета.

Постановлением заместителя руководителя УФК по Республике Хакасия ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ председатель Комитета по управлению имуществом Бейского района администрации Бейского района Республики Хакасия ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ по указанным основаниям, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.

При проведении контрольного мероприятия осуществлена проверка своевременности отражения в учете фактов хозяйственной жизни на счете 502.17. По результатам проведения проверки установлено, что Извещения о проведении электронного аукциона в 2020 году не отражались на счете 502.17. Согласно письменным пояснениям должностного лица, ответственного за бухгалтерский учет, счет 502.17 в КУМИ ранее не велся.

В судебном заседании допрошена в качестве свидетеля ФИО3, которая пояснила, что работает в Муниципальном казенном учреждении администрации Бейского района Республики Хакасия «Межведомственном центре бюджетного учета и отчётности» на неё возложены обязанности по ведению полномочий по ведению бюджетного и бухгалтерского учета в КУМИ Бейского района. При проведении контрольного мероприятия выявлены нарушения по своевременности отражения в учете фактов хозяйственной жизни на счете 502.17. По результатам проверки установлено, что Извещения о проведении электронного аукциона в 2020 году не отражались на счете 502.17. Она это учет не вела, поскольку он не был отражен в учетной политике Комитета, это её ошибка. В настоящее время внесены дополнения в учетную политику Комитета для целей бухгалтерского учета, и бухгалтерский учет ведется в соответствии с действующим законодательством.

Статьей 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.

Бюджетный учет осуществляется в соответствии с планами счетов, включающими в себя бюджетную классификацию Российской Федерации.

Планы счетов бюджетного учета и инструкции по их применению утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

Частью 1 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» установлено, что содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета.

Пунктом 11 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от ДД.ММ.ГГГГн «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для о государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» установлено, что записи в регистры бухгалтерского учета (Журналы операций, иные peгистры бухгалтерского учета) осуществляются по мере совершения операций и принятия к бухгалтерскому учету первичного (сводного) учетного документа, но не позднее следующего дня после получения первичного (сводного) учетного документа, основании отдельных документов, так и на основании группы однородных документов. Корреспонденция счетов в соответствующем Журнале операций записывается в зависимости от характера операций по дебету одного счета и кредиту другого счета. В части операций по забалансовым счетам операция отражается в зависимости от характера изменений объекта учета записью о поступлении (увеличении) или выбытии (уменьшении) объекта учета.

Пунктом 308 Инструкции указано, что принимаемые обязательства - это обусловленные законом, иным нормативным правовым актом обязанности учреждений предоставить с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений) или при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (при условии размещении извещения, приглашения принять участие) в соответствующем финансовом году денежные средства. Суммы принимаемых обязательств определяются в размере начальной (максимальной) цены контракта (договора) на основании размещаемых в единой информационной системе в сфере закупок извещений об осуществлении закупок (направленных приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) с использованием конкурентных способов определения постав (подрядчиков, исполнителей) или при осуществлении закупки у единств поставщика (подрядчика, исполнителя) (при условии размещении извещения, приглашения принять участие).

Принимаемые обязательства отражаются на счете 050207000 «Принимаемые обязательства». По кредиту счета 050207000 «Принимаемые обязательства» отражаются суммы бюджетных обязательств, принимаемых при размещении в информационной системе извещений об осуществлении закупок (направлении приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (конкурсы, аукционы, запрос котировок, предложений) или при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (при условии размещении извещения, приглашения принять участие) в размере начальной (максимальной) цены контракта, в корреспонденции с дебетом соответствующих счетов аналитического учета 050103000 «Лимиты бюджетных обязательств получателя бюджетных 050303000 «Бюджетные ассигнования получателей бюджетных администраторов выплат по источникам» (пункт 141.1 Инструкции по применению плана счетов бюджетного учета, утвержденной Приказом Минфина России от ДД.ММ.ГГГГн «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета Инструкции по его применению».

Принятие к учету имущества и (или) обязательств, а также информации об| изменении их денежного эквивалента (об увеличении, уменьшении) в рамках правопреемства по правам и обязанностям при реорганизации учреждения (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) упразднении государственного органа (органа местного самоуправления) осуществляется на основании данных бухгалтерского учета (регистров бухгалтерского учета) реорганизуемого учреждения (упраздняемого государственного органа, органа местного управления), сформированных с учетом положений Инструкции подтвержденных актами приема-передачи имущества, обязательств (актами приема-передачи данных регистров бухгалтерского учета), содержащими информацию о денежном эквиваленте всех передаваемых объектов учета.

Приказом Минфина России от ДД.ММ.ГГГГн «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» утверждена Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 11.1 в состав бюджетной отчетности для главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета включается Отчет о бюджетных обязательствах (ф. 0503128).

Пунктом 70 Инструкции н установлено, что по графе 8 отражаются принятые бюджетные обязательства с применением конкурентных способов.

Согласно пункту 71 Инструкции н при формировании «Бюджетные обязательства текущего (отчетного) финансового года по расходам» получателем бюджетных средств отражаются показатели: в графе 8 - на основании данных по соответствующим счетам аналитического учета счетов 050217000 «Принимаемые обязательства», в сумме оборотов в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов аналитического учета счета 150211000 «Принятые обязательства на текущий финансовый год».

С учетом изложенного, не отражение Извещений о проведении электронного аукциона повлекло искажение Отчета о бюджетных обязательствах (ф.05031280) на ДД.ММ.ГГГГ по графе 8.

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу ст. 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Статьей 24.1 КоАП РФ предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Заместителем руководителя УФК по Республике Хакасия установлено наличие вины председателя КУМИ администрации Бейского района Республики Хакасия ФИО1 в совершенном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ, выразившееся в не соблюдении требования пункта 2 части 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 10 Закона № 402-ФЗ, пункта 3 Инструкции н.

Оценив вышеуказанные доказательства в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ суд признает их допустимыми доказательствами по делу, соответствующими требованиям КоАП РФ.

Вина председателя КУМИ ФИО1 доказана исследованными материалами дела, следовательно, в его действиях содержится состав административного правонарушения, предусмотренный ч.4 ст. 15.15.6 КоАП РФ.

В силу ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна относиться с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, суд обязан установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может заключаться и в пренебрежительном отношении привлекаемого к исполнению своих публично – правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права. При этом в каждом конкретном случае следует учитывать характер противоправного поведения и (или) иные обстоятельства, сопутствующие (предшествующие) деянию.

Статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам административных правонарушений.

Согласно разъяснений изложенных в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Из вышеприведенных положений следует, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Судом установлено, что в настоящее время рассматриваемое правонарушение устранено, путем внесения дополнений в учетную политику Комитета, что подтверждается пояснениями председателя КУМИ ФИО1 и следует из материалов дела.

В ходе судебного разбирательства судьей, каких либо негативных последствий в связи с совершением рассматриваемого правонарушения не установлено, доказательств обратного административным органом не представлено.

Учитывая характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, материальное положение привлекаемого к административной ответственности должностного лица, отсутствие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, что противоправные действия не повлекли наступления неблагоприятных последствий. Судья считает необходимым освободить ФИО1 от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса.

С учетом вышеизложенного, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению, в силу ст. 2.9 КоАП РФ, в связи с малозначительностью правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7, 30.8 КоАП РФ, судья,

РЕШИЛ:

Жалобу должностного лица председателя Комитета по управлению имуществом администрации Бейского района Республики Хакасия ФИО1 удовлетворить.

Постановление заместителя руководителя УФК по Республике Хакасия ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении председателя Комитета по управлению имуществом администрации Бейского района Республики Хакасия ФИО1 к административной ответственности по ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, в связи с малозначительностью административного правонарушения, с объявлением устного замечания.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия через Бейский районный суд в течение десяти суток с момента вручения или получения настоящего решения.

Судья М.В. Трофимчук

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ