Дело № 12-126/2023
УИД 52RS0016-01-2022-004170-87
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
16 мая 2023 года г. Кстово
Судья Кстовского городского суда Нижегородской области Колясова К.А., с участием защитника администрации Кстовского муниципального округа Нижегородской области ФИО1, представителя ГУ МЧС России по (адрес обезличен)ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу администрации Кстовского муниципального округа Нижегородской области на постановление главного государственного инспектора Кстовского района Нижегородской области по пожарному надзору ФИО3(номер обезличен) от (дата обезличена) о привлечении администрации Кстовского муниципального округа Нижегородской области к административной ответственности по ч.2 ст.20.4 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением главного государственного инспектора Кстовского района Нижегородской области по пожарному надзору ФИО3(номер обезличен) от (дата обезличена) администрация Кстовского муниципального округа Нижегородской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 220 000 (двухсот двадцати тысяч) рублей.
В жалобе, поданной в Кстовский городской суд, защитник администрации Кстовского муниципального округа Нижегородской области просит признать постановление должностного лица незаконным, постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения, а также ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, а также недоказанности вины администрации Кстовского муниципального округа Нижегородской области.
Одновременно с жалобой заявителем подано ходатайство о восстановлении срока обжалования, в обоснование которого указывает, что изначально жалоба на указанное постановление была направлена (дата обезличена), однако была возвращена заявителю ввиду истечения срока действия доверенности представителя, подписавшего жалобу.
В судебном заседании защитник администрации Кстовского муниципального округа Нижегородской области ФИО1 ходатайство о восстановлении процессуального срока обжалования и доводы жалобы поддержала.
Представитель ГУ МЧС России по Нижегородской области ФИО2 с доводами жалобы не согласился на основании представленных возражений.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив представленные материалы, обсудив доводы ходатайства и жалобы, судья приходит к следующему.
В соответствии со статьей 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Принимая во внимание, что первоначально жалоба от имени администрации Кстовского муниципального района подана в суд (дата обезличена), то есть в предусмотренный статьей 30.3 КоАП РФ срок, однако ввиду истечения срока действия доверенности представителя была возвращена заявителю, суд расценивает причину пропуска срока уважительной и полагает необходимым восстановить администрации Кстовского муниципального округа срок обжалования.
Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 и частями 3 - 8 статьи 20.4 данного Кодекса.
Часть 2 вышеуказанной статьи устанавливает ответственность за те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
В этой же статье дано понятие особого противопожарного режима как дополнительных требований пожарной безопасности, устанавливаемых органами государственной власти или органами местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 22.04.2022 года № 289 «Об установлении на территории Нижегородской области особого противопожарного режима» с 22.04.2022 года на территории Нижегородской области, за исключением земель лесного фонда, установлен особый противопожарный режим до принятия соответствующего постановления Правительства Нижегородской области о его снятии. Особый противопожарный режим на землях лесного фонда на территории Кстовского муниципального округа введен с 25 апреля 2022 года.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ Правительством Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации.
Правила противопожарного режима в Российской Федерации содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности.
Согласно п. 67 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (далее - территории садоводства или огородничества) обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы.
Границы уборки указанных территорий определяются границами земельного участка на основании кадастрового или межевого плана.
В силу ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Как следует из материалов дела в период с (дата обезличена) по (дата обезличена) на территории Кстовского муниципального округа Нижегородской области произошел ряд пожаров мусора и сухой травянистой растительности по следующим адресам: (дата обезличена) земельный участок с координатами (номер обезличен); (дата обезличена) земельный участок с кадастровым номером (номер обезличен)(дата обезличена) земельный участок с координатами (номер обезличен); (дата обезличена) – земельный участок с координатами (номер обезличен); (дата обезличена) – земельный участок с координатами (номер обезличен); (дата обезличена) – земельный участок с кадастровым номером (номер обезличен); (дата обезличена) - земельный участок с кадастровым номером (номер обезличен); (дата обезличена) - земельный участок с кадастровым номером (номер обезличен); (дата обезличена) - земельный участок с кадастровым номером (номер обезличен); (дата обезличена) – земельный участок с реестровым номером (номер обезличен) и координатами (номер обезличен).
В ходе проверки установлено, что согласно Выпискам из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от (дата обезличена) № КУВИ-(номер обезличен) от (дата обезличена) № КУВИ-(номер обезличен) на земельные участки, имеющие кадастровые номера и земельные участки, имеющие только координаты, отсутствует государственная регистрация права собственности или государственная собственность не разграничена.
В ходе проверок по фактам пожаров установлено, что администрация Кстовского муниципального округа Нижегородской области, являющаяся лицом, уполномоченным распоряжаться указанными территориями, нарушило требования пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима, введенного постановлением Правительства Нижегородской области от 22.04.2022 г. № 289 (п. 67 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил Противопожарного режима в Российской Федерации»).
В соответствии со статьей 38 Федерального закона № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
В данном случае установлено, что администрация Кстовского муниципального округа Нижегородской области является лицом, уполномоченным распоряжаться указанными территориями.
Установив вышеуказанные обстоятельства, должностное лицо пришло к выводу, что, в деянии юридического лица имеются достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, за что, в соответствии со статьей 2.10 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность по статье 20.4 части 2 КоАП РФ.
Вывод должностного лица соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам. Факт нарушения требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима подтвержден собранными по делу доказательствами.
В жалобе защитник ссылается на то, что учреждение не является субъектом данного правонарушения, а также, что не установлено с достоверностью событие административного правонарушения, поскольку правообладатели вышеуказанных территорий не установлены, не определено точное местонахождение данных территорий, которое без проведения кадастрового учета и установления границ определить не представляется возможным. В ходе проверки факт нахождения свалок и не покос травы в границах земель, находящихся в муниципальной собственности также не установлен.
Данные доводы основанием для отмены обжалуемого постановления не являются.
Согласно ст. 3.3 Федерального закона № 137 «О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации): отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.
В соответствии со статьей 2 Закона Нижегородской области от 13.12.2005 г. № 192-3 «О регулировании земельных отношений в Нижегородской области»: предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется исполнительным органом государственной власти Нижегородской области или органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области, уполномоченными на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с полномочиями, определенными федеральным законодательством и законодательством Нижегородской области; указанные органы, также являются органами, уполномоченными на заключение в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, договора мены, соглашения об установлении сервитута, соглашения о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на принятие решений о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и на выдачу разрешения на использование земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации. Из чего следует, что юридическое лицо - администрация Кстовского муниципального округа Нижегородской области является лицом уполномоченным распоряжаться указанными земельными участками, на которых были нарушены требования пожарной безопасности.
Доводы жалобы о том, что в ходе проверки факт нахождения свалок и не покос травы в границах земель, находящихся в муниципальной собственности не установлен, противоречат материалам дела.
Так, в материалах дела представлены протокол осмотра места происшествия (пожара) от (дата обезличена), приложением к которому является фототаблица, на которой изображены сухая трава и место пожара с указанием адреса земельного участка; протокол осмотра места происшествия (пожара) от (дата обезличена), приложением к которому является фототаблица, на которой изображены кучи мусора с указанием номера кадастрового квартала – (номер обезличен); протокол осмотра места происшествия (пожара) от (дата обезличена), приложением к которому является фототаблица, на которой изображены сухая трава и место пожара с указанием координат на местности – (номер обезличен); протокол осмотра места происшествия (пожара) от (дата обезличена), приложением к которому является фототаблица, на которой изображены кучи мусора с указанием координат на местности – (номер обезличен) и адреса земельного участка; протокол осмотра места происшествия (пожара) от (дата обезличена), приложением к которому является фототаблица, на которой изображены кучи мусора; протокол осмотра места происшествия (пожара) от (дата обезличена), приложением к которому является фототаблица, на которой изображены кучи мусора с указанием кадастрового номера земельного участка; протокол осмотра места происшествия (пожара) от (дата обезличена), приложением к которому является фототаблица, на которой изображены сухая трава и место пожара с указанием адреса земельного участка; протокол осмотра места происшествия (пожара) от (дата обезличена), приложением к которому является фототаблица, на которой изображены кучи мусора с указанием адреса земельного участка; протокол осмотра места происшествия (пожара) от (дата обезличена), приложением к которому является фототаблица, на которой изображены кучи мусора с указанием с указанием координат на местности – (номер обезличен) протокол осмотра места происшествия (пожара) от (дата обезличена), приложением к которому является фототаблица, на которой изображены кучи мусора с указанием координат на местности – (номер обезличен).
Таким образом, материалами дела подтверждается, что произошло возгорание мусора и сухой травы, находящихся на земельных участках, находящихся в распоряжении администрации Кстовского муниципального округа Нижегородской области.
Таким образом, доводы жалобы заявителя не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого постановления должностного лица, в своей совокупности направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы должностным лицом при рассмотрении дела об административном правонарушении.
Административное наказание назначено в пределах санкции соответствующей ст. КоАП РФ, с учетом последствий и обстоятельств совершенного правонарушения.
Постановление вынесено уполномоченным на то должностным лицом, в соответствии с фактически установленными по делу обстоятельствами с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Таким образом, оснований для отмены или изменения постановления не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Восстановить администрации Кстовского муниципального округа срок обжалования постановления главного государственного инспектора Кстовского района Нижегородской области по пожарному надзору ФИО3(номер обезличен) от (дата обезличена).
Постановление главного государственного инспектора Кстовского района Нижегородской области по пожарному надзору ФИО3(номер обезличен) от (дата обезличена) о привлечении администрации Кстовского муниципального округа Нижегородской области к административной ответственности по ч.2 ст.20.4 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу администрации Кстовского муниципального округа (адрес обезличен) – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья К.А. Колясова