ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1270/17 от 14.11.2017 Благовещенского городского суда (Амурская область)

Дело № 12-1270/2017

РЕШЕНИЕ

14 ноября 2017 года г. Благовещенск

Судья Благовещенского городского суда Амурской области Коршунова Т.А.,

при секретаре Базылевой О.В.,

с участием защитников Тарана А.А. – Калининой Л.Э., Меньчакова А.В., Шелевого И.Г., представителя УФК по Амурской области Корниловой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу и.о. министра сельского хозяйства Амурской области Тарана А.А. на постановление заместителя руководителя УФК по Амурской области № 23-24-23/07 от 26 июля 2017 года по делу об административном правонарушении,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Амурской области № 23-24-23/07 от 26 июля 2017 года Таран А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.3 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, и.о. министра сельского хозяйства Амурской области Таран А.А. подал в Благовещенский городской суд Амурской области жалобу, в которой указал, что ссылка в постановлении на нарушение подпункта «б» пункта 3 Правил №1371 не основана на законе. Сумма, указанная в бюджетной росписи соответствует объему бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Амурской области на финансовое обеспечение расходных обязательств, предусмотренных п. 2.1 Соглашения от 02.02.2016 №46/17-с, в связи с чем, нарушение подпункта «б» пункта 3.2 указанного Соглашения отсутствует. Аналогичное условие содержится в подпункте «б» п. Правил №1371, следовательно, оно министерством также соблюдено. Кроме того, при заключении Соглашения от 02.02.2016 Амурской областью подтверждено наличие в бюджете области средств на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования в сумме 645000 рублей. В соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2014 г. № ДМ-П16-3067р средства федерального бюджета в форме субсидии Амурской области, как высоко дотационной, рассчитаны в объеме 12245600 рублей, что составило 94,996%. Дополнительным Соглашением от 23.12.2016 №8 объем средств областного бюджета увеличен до 1348000 рублей, следовательно, объем средств федерального бюджета должен был составить 25612000 рулей. Однако изменения в закон о федеральном бюджете об увеличении лимита не были приняты, таким образом, образовалась недостаточность выделенных из федерального бюджета средств. Неисполненные назначения по ассигнованиям и по лимитам бюджетных обязательств за счет средств бюджета Амурской области в сумме 151146,08 рублей образовались в связи с возвратом 28.12.16г. средств субсидии ЗАО СК «РСХБ-Страхование», т.е. по причинам, не зависящим от министерства как главного распорядителя средств областного бюджета, что подтверждается платежным поручением от 28.12.16 №258 и письмом от 20.12.16 № 03-06/8938. Таким образом, неисполненные назначения по ассигнованиям и по лимитам бюджетных обязательств за счет средств бюджета области не повлекли перерасход средств федерального бюджета. При таких обстоятельствах, вынесенное по делу постановление заместителя руководителя УФК по Амурской области не соответствует требованиям о законности и обоснованности постановления об административном правонарушении, подлежит отмене.

Срок на подачу жалобы не пропущен.

В судебное заседание Таран А.А. извещённый надлежащим образом не явился, обеспечил явку защитников, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало, при таких обстоятельствах, суд определил рассмотреть дело при данной явке.

В судебном заседании защитники доводы жалобы поддержали в полном объеме, указали, что целевой показатель достигнут, перерасхода бюджетных средств не имеется. Были выделены средства на софинансирование договоров страхования. Бюджетом области была предусмотрена одна сумма, однако в процессе работы выяснилось, что этой суммы не достаточно и были изысканы дополнительные средства. С федеральным бюджетом было достигнуто дополнительное соглашение о софинансировании дополнительных средств. Однако дополнительные средства из федерального бюджета не поступили. Из бюджета области на запланированные цели было потрачено больше денежных средств, чем запланировано, показатели были выполнены. Денежные средства страховой компанией были возвращены 28 декабря, по окончании финансового года, когда все банковские операции для бюджетных учреждений недоступны.

Представитель УФК по Амурской области просила постановление оставить без изменения, жалобу без удовлетворения, полагала, что вина должностного лица подтверждается собранными по делу доказательствами. Материалы проверки были направлены в Министерство финансов РФ, в результате чего с Министерства сельского хозяйства Амурской области в безопорном порядке была списана перерасходованная сумма.

Выслушав, участвующих в деле лиц, изучив представленные материалы дела, доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 129 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее по тексту БК РФ) межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в том числе в форме субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 132 БК РФ субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределения между субъектами Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на срок не менее трех лет (п. 3 ст. 132 БК РФ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2012 № 1371 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования (далее - Правила № 1371).

По условиям Правил № 1371 средства субсидии из федерального бюджета на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования предоставляются органом, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, после проверки представленных сельскохозяйственными товаропроизводителями документов.

Пунктом 25 Правил № 1371 определено, что ответственность за соблюдение условий, установленных Правилами и соглашением между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, возлагается на органы, уполномоченные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Органы государственной власти в силу ст. 6 БК РФ относятся к получателям бюджетных средств.

Согласно п. 4 ст. 154 БК РФ органы исполнительной власти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные вышеуказанным Кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами.

В соответствии с ч. 1 ст. 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.

Согласно ст. 306.8 БК РФ нарушение финансовым органом (главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).

Статьей 15.15.3 КоАП РФ (в редакции, действующей на момент возникновения вменяемого правонарушения) предусмотрена ответственность за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, и (или) финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем), получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Как следует из материалов дела, Управлением Федерального казначейства по Амурской области с 05 июля 2017 г. по 06 июля 2017 г. в министерстве сельского хозяйства Амурской области (далее - министерство) проведена внеплановая камеральная проверка соблюдения условий предоставления и использования средств из федерального бюджета на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий, начисленных по договорам сельскохозяйственного страхования в области растениеводства, в рамках подпрограммы «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства» государственной программы Российской Федерации «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы», за 2016 год.

В ходе проверки установлено, что в 2016 году между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Амурской области заключено Соглашение о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету Амурской области 051902 от 2 февраля 2016 г. № 49/17-с и дополнительные соглашения: № 1 от 11 марта 2016 г. № 530/17-с, № 2 от 13 апреля 2016 г. № 598/17-с, № 3 от 31 мая 2016 г. № 648/17-с, № 4 от 17 июня 2016 г. № 884/17-с, № от 17 июня 2016 г. № 886а/17-с, № 6 от 15 июля 2016 г. № 1065/17-с, № 7 от 13 декабря 2016 г., № 8 от 23 декабря 2016 г. (далее - Соглашение от 02.02.2016 №46/17-с).

Согласно Перечню мероприятий к Соглашению от 02.02.2016 № 46/17-с, объем финансового обеспечения субсидии на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховой премии, начисленной по договору сельскохозяйственного страхования в области растениеводства за счет бюджета Амурской области определен в размере 1 348 000,00 рублей, размер субсидии из федерального бюджета 12 245 600,00 рублей, объем софинансирования - 90,084 процентов (в ред. дополнительного соглашения от 23.12.2016 № 8 к Соглашению от 02.02.2016 №49/17-с).

Законом Амурской области от 14 декабря 2015 г. № 619-03 «Об областном бюджете на 2016 год» предусмотрены бюджетные ассигнования на исполнение расходных обязательств области в рамках подпрограммы «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства» на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховой премии, начисленной по договору сельскохозяйственного страхования за счет средств областного бюджета в области растениеводства на сумму 1 348 000,00 рублей.

Согласно приложению № 11 к Закону Амурской области от 14 декабря 2015 г. № 619-03 «Об областном бюджете на 2016 год» главным распорядителем средств областного бюджета при возмещении части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховой премии, начисленной по договору сельскохозяйственного страхования в области растениеводства определено министерство сельского хозяйства Амурской области. Кроме того, распоряжение, Правительства Амурской области от 16 мая 2013 г. № 66-р министерство сельского хозяйства Амурской области определено уполномоченным органом исполнительной власти на взаимодействие с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в части реализации мероприятий, в том числе на заключение соглашений и дополнительных соглашений к ним о реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы.

По данным отчета об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета на 1 января 2017 г. по форме по ОКУД 0503127, расходы бюджета по предоставлению субсидии на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховой премии, начисленной по договору сельскохозяйственного страхования в области растениеводства исполнены за счет средств федерального бюджета на сумму 12 245 600,00 руб., за счет средств бюджета Амурской области на сумму 1 196 853,92 руб., неисполненные назначения по ассигнованиям и по лимитам бюджетных обязательств за счет средств бюджета Амурской области составили 151 146,08 рублей.

В соответствии с Методическими рекомендациями по определению Федеральным казначейством суммы средств, подлежащих бесспорному взысканию, и межбюджетных трансфертов, подлежащих приостановлению (сокращению), при нарушении условий предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 марта 2017 г. № 53н, сумма бюджетного нарушения составила 133 949,00 рублей (12 245 600,00 руб. - 13 442 453,92 руб. (12 245 600,00 руб. + 1 196 853,92 руб.) х 90,1 проц.).

Согласно пункту 4.6.13 Положения о министерстве сельского хозяйства Амурской области, утвержденного постановлением губернатора Амурской области от 3 августа 2007 г. № 450 министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство полномочий.

Распоряжением губернатора Амурской области от 05.10.2015 № 476-лс исполнение обязанностей министра сельского хозяйства области возложено на Тарана Андрея Андреевича, заместителя министра сельского хозяйства области по экономике, финансам и инвестициям с 05 октября 2015 года.

На основании изложенного административный орган пришел к выводу, что исполняющим обязанности министра сельского хозяйства Амурской области Андреем Андреевичем Тараном А.А. не соблюдены требования пункта 1 статьи 130, пункта 3 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпункта «б» пункта 3 Правил № 1371, подпункта «б» пункта 3.2 Соглашения от 02.02.2016 № 46/17-с, в части обеспечения финансирования расходных обязательств за счет средств бюджета Амурской области в размере 151146,08 рублей.

Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении и.о. министра сельского хозяйства Амурской области Тарана А.А. дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.3 КоАП РФ и привлечения его к административной ответственности.

Между тем, согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.

В силу статьи 26.1 КоАП РФ при вынесении постановления по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в том числе следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия, за которые настоящим Кодексом или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.

Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а так же иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно ч. 1, 2, 3 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. При этом бремя доказывания вины лежит на органах, должностных лицах, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Частью 1 ст. 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ, должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

При рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться по правилам статьи 26.11 КоАП РФ на основе внутреннего убеждения, основанного на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Приведенные положения в их нормативном единстве и взаимосвязи означают, что выводы должностного лица юрисдикционного органа об административной ответственности лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должны быть основаны на исчерпывающей совокупности доказательств, исключающей какие-либо сомнения в обоснованности применения к виновному лицу мер административной ответственности.

Между тем, доводы заявителя о том, что неисполненные назначения по ассигнованиям и по лимитам бюджетных обязательств за счет средств бюджета Амурской области в сумме 151146,08 рублей образовались в связи с возвратом средств субсидии ЗАО СК «РСХБ-Страхование» 28.12.2016г. (за два дня до окончания года, платежное поручение от 28.12.16 №258), т.е. по причинам, не зависящим от министерства как главного распорядителя средств областного бюджета, не опровергнуты. По мнению суда, материалы дела не содержат достаточных доказательств, подтверждающих наличие в действиях и.о. министра сельского хозяйства Амурской области Тарана А.А. вины в совершении вменяемого правонарушения, как и данных о том, что обнаруженное правонарушение произошло вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения им своих служебных обязанностей.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, при отсутствие состава административного правонарушения.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что обжалуемое постановление подлежит отмене, а производство по делу подлежит прекращению в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях и.о. министра сельского хозяйства Амурской области Тарана А.А. состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Амурской области № 23-24-23/07 от 26 июля 2017 года по делу об административном правонарушении по ст. 15.15.3 КоАП РФ в отношении и.о. министра сельского хозяйства Амурской области Тарана А.А. отменить, производство по делу прекратить на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Т.А. Коршунова