ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1270/2021 от 01.03.2022 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

Судья Сосновская О.А. дело № 12-1270/2021

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Ханты-Мансийск 7 – 192/2022 01 марта 2022 года

Судья суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Ушакова С.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя руководителя Службы контроля Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (ФИО)6 на решение судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от (дата), вынесенное по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – директора Департамента промышленности ХМАО-Югры ФИО1,

у с т а н о в и л:

Постановлением заместителя руководителя Службы контроля Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от (дата) должностное лицо – директор Департамента промышленности ХМАО-Югры (ФИО)1 К.С. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере десяти тысяч рублей за то, что являясь директором Департамента промышленности ХМАО-Югры, нарушил условия предоставления ООО «Богдашка» субсидии на развитие племенного животноводства, в целях возмещения части затрат на содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных (за исключением крупного рогатого скота специализированных мясных пород), установленные пунктом 2.11 Порядка предоставления субсидии на развитие племенного животноводства, на развитие племенного мясного скотоводства, на приобретение эмбрионов, оборудования, материалов, семени производителей для искусственного осеменения сельскохозяйственных животных, являющегося приложением (номер) Государственной программы автономного округа «Развитие агропромышленного комплекса», утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 05 октября 2018 года № 344-п (в редакции от 15 мая 2020 года) и установленные пунктом 3.1.2 Соглашения требования о предоставлении из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа-Югры субсидии, предусмотренной государственной программой Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Развитие агропромышленного комплекса» от 22 мая 2020 года № 38-АПК-10, а именно при непредставлении получателем субсидии документов, подтверждающих факт производственных затрат, на возмещение которых предоставляется субсидия на содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных.

Решением судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от (дата), указанное постановление должностного лица оставлено без изменения.

Решением судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от (дата) решение судьи районного суда от (дата) отменено, дело возвращено на новое рассмотрение в Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

Постановлением судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от (дата) решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от (дата), вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.5.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора Департамента промышленности Ханты-Мансийского автономного округа-Югры ФИО1 оставлено без изменения.

Решением судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от (дата) постановление заместителя руководителя Службы контроля Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от (дата) по делу (номер), которым должностное лицо – директор Департамента промышленности Ханты-Мансийского автономного округа-Югры ФИО1 привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 15.5.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере десяти тысяч рублей, отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием в действиях ФИО1 состава административного правонарушения.

В жалобе, поступившей на рассмотрение в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры заместитель руководителя Службы контроля Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (ФИО)6 выражает несогласие с принятым по делу решением судьи районного суда.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, дополнений к жалобе, заслушав (ФИО)5, действующего в интересах Службы контроля Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, оснований для отмены решения судьи не нахожу.

В соответствии с частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административно-противоправным и наказуемым признается нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 данного Кодекса.

Общие правила предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам установлены статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 – 8.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05 октября 2018 № 344-п утверждена государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие агропромышленного комплекса».

В приложении № 6 к данной государственной программе определен Порядок предоставления субсидий, на развитие племенного мясного скотоводства, на приобретение эмбрионов, оборудования, материалов, сельскохозяйственных животных (далее – Порядок).

Пунктами 1.2 и 1.3 Порядка предусмотрено, что субсидия предоставляется Департаментом промышленности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, до которого доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий на соответствующий финансовый год, с целью возмещения части затрат при осуществлении следующих видов деятельности:

-содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных (за исключением крупного рогатого скота специализированных мясных пород);

-приобретение эмбрионов племенного крупного рогатого скота (за исключением крупного рогатого скота специализированных мясных пород), в том числе по импорту;

-содержание племенного маточного поголовья крупного рогатого скота специализированных мясных пород;

-приобретение эмбрионов племенного крупного рогатого скота специализированных мясных пород, в том числе по импорту;

-приобретение оборудования, материалов для искусственного осеменения сельскохозяйственных животных;

-приобретение семени производителей для искусственного осеменения сельскохозяйственных животных.

Субсидия предоставляется сельскохозяйственным товаропроизводителям: юридическим лицам независимо от организационно-правовых форм (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), крестьянским (фермерским) хозяйствам, индивидуальным предпринимателям, при наличии маточного поголовья сельскохозяйственных животных 100 и более условных голов (далее - Получатели). Количество маточного поголовья сельскохозяйственных животных рассчитывается в соответствии с приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 19 февраля 2015 года N 63 "Об утверждении документов, предусмотренных правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку племенного животноводства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2012 года N 1257".

Субсидия предоставляется при наличии лимитов, предусмотренных в бюджете автономного округа на ее выплату.

В соответствии с пунктом 1.6 Порядка основанием для перечисления субсидии является соглашение о предоставлении субсидии (далее – Соглашение), заключенное между Департаментом и Получателем.

Форма и содержание Соглашения должны отвечать требованиям, предусмотренным соответственно пунктами 1.7 и 1.8 Порядка.

В соответствии с пунктом 2.1 Порядка заявители для получения субсидии предоставляют в Департамент документы, перечень которых определен пунктом 2.1.1 Порядка.

Указанный перечень является исчерпывающим.

Кроме того, на основании пункта 2.2 Порядка Департамент самостоятельно в течение 1 рабочего дня запрашивает в порядке межведомственного информационного взаимодействия, установленного Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», следующие документы:

-документы об отсутствии задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в государственные внебюджетные фонды;

-выписку из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;

-документы, подтверждающие включение хозяйства Получателя в племенной регистр;

-документы, подтверждающие наличие у Получателя животноводческого помещения, соответствующего зоосанитарным нормам содержания сельскохозяйственных животных, вместимость которого более 100 условных голов маточного поголовья сельскохозяйственных животных;

-документы, подтверждающие наличие у женских особей старше 6 месяцев всего имеющегося поголовья сельскохозяйственных животных средств индивидуальной идентификации (электронных чипов);

-документы, подтверждающие эпизоотическое благополучие хозяйства Получателя;

-документы, подтверждающего аттестацию пункта искусственного осеменения;

Указанные документы могут быть представлены Получателем самостоятельно в день подачи заявления на предоставление субсидии.

В силу пункта 2.3 Порядка, требовать от Получателя представления документов (копий документов), не предусмотренных Порядком, не допускается.

Согласно пункту 2.5 Порядка Департамент после проверки предоставленных Получателем документов направляет их на рассмотрение созданной при Департаменте комиссии, которая принимает решение о предоставлении субсидии, которое является основанием для заключения между Департаментом и получателем субсидии соглашения.

Согласно пункту 1.6 Соглашение о предоставлении субсидии является основанием для перечисления субсидии.

Исходя из пунктов 1.8, 2.9 Порядка Соглашение не регулирует условия предоставления субсидии, а определяет порядок, сроки и на какие счета Департамент перечисляет субсидию.

Пункт 2.8 Порядка содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении субсидии:

-нарушение установленного срока предоставления документов, указанных в пунктах 2.1, 2.6 Порядка;

-непредставление Получателем документов, указанных в подпунктах 2.1.1, 2.1.2, 2.1.3 пункта 2.1, пункте 2.6 Порядка, в полном объеме;

-выявление в представленных документах сведений, не соответствующих действительности;

-несоответствие Получателя требованиям, установленным пунктами 1.3, 1.4, 1.10, 1.11 Порядка.

В случае отсутствия оснований, предусмотренных в пункте 2.8 Порядка, Департамент осуществляет перечисление субсидии Получателю в пределах утвержденных бюджетных ассигнований. Перечисление средств осуществляется в порядке, сроки и на счета, установленные Соглашением (пункт 2.9 Порядка).

Из материалов дела усматривается, что заявление со всеми требуемыми Порядком документами, предоставленными ООО «Богдашка», были рассмотрены (дата) на заседании комиссии Департамента промышленности Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, которая приняла решение о предоставлении субсидии.

Соглашение о предоставлении субсидии заключено (дата), которое и послужило основанием для перечисления субсидии.

Документы ООО «Богдашка» предоставлены в соответствии с требованиями, установленными Порядком предоставления субсидии.

В соответствии с пунктом 1.4 Порядка субсидия предоставляется по ставке согласно приложению №3 к госпрограмме автономного округа «Развитие агропромышленного комплекса», согласно которому на содержание племенного маточного поголовья крупного рогатого скота специализированных мясных пород на одну условную голову в год предоставляется субсидия в размере <данные изъяты> рублей.

Количество голов подтверждается предоставленной заявителем справкой-расчетом о движении поголовья сельскохозяйственных животных за месяц, предшествующий отчетному, по формам, утвержденным Департаментом, размер субсидии определяется путем умножения количества голов на ставку субсидии и ее размер указывается заявителем в справке-расчете субсидий на содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных, которая проверяется специалистами Департамента.

Согласно постановлению о привлечении к административной ответственности директору Департамента промышленности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры ФИО1, подписавшему (дата) Приказ (номер) о предоставлении ООО «Богдашка» субсидии на содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных, оформленной Соглашением от (дата), вменено нарушение требований пункта 2.11 Порядка предоставления субсидии и пункта 3.1.2 Соглашения, предусматривавшего в качестве условия предоставления субсидии представление Получателем в Департамент документов, подтверждающих факт произведённых Получателем затрат, на возмещение которых предоставляется субсидия.

Согласно пункта 2 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации;

В силу части 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять цели, условия и порядок предоставления субсидий (пункт2).

Судом районного суда, правильно сделан вывод, что в данном рассматриваемом случае, нормативным правовым актом, регулирующим предоставление субсидии в автономном округе, является постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 05 октября 2018 года 344-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Развитие агропромышленного комплекса». Условия предоставления субсидии на развитие племенного животноводства, на развитие племенного мясного скотоводства, на приобретение эмбрионов, оборудования, материалов, семени производителей для искусственного осеменения сельскохозяйственных животных установлены Порядком, являющимся приложением №6 к указанному постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

Получатели для получения субсидии предоставляют в Департамент документы, перечень которых установлен пунктом 2.1.1 Порядка и является исчерпывающим.

Предоставление Получателем субсидии ООО «Богдашка» документов, указанных в пункте 3.1.2 Соглашения от 22 мая 2020 года (документов, подтверждающих факт произведенных Получателем затрат, на возмещение которых предоставляется субсидия), Порядком не предусматривалось, в силу чего, требовать предоставление указанных документов от Получателя субсидии должностное лицо Департамента Службы контроля не могло, в силу требований пункта 2.3 Порядка.

Судом так же верно отмечено, что Соглашение о предоставлении субсидии не является нормативным правовым актом или муниципальным правовым актом, который определяет порядок предоставления субсидии, его содержание должно соответствовать установленным нормативным требованиям. Невыполнение каких-либо условий такого соглашения, если эти условия не предусмотрены нормативным правовым актом или муниципальным правовым актом, само по себе не образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.5.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, указанный вывод суда о прекращении производства по делу, в связи с отсутствием в действиях директора Департамента промышленности Ханты-Мансийского автономного округа-Югры ФИО1 состава административного правонарушения, основан на правильном толковании норм материального и процессуального права.

В ходе рассмотрения дела установлены фактические обстоятельства дела, исследованы собранные по делу доказательства, которые получили оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены, при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

При таких обстоятельствах решение судьи Ханты-Мансийского районного суда от (дата) отмене не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 30.6, пункта 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,

р е ш и л :

Решение судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от (дата), которым постановление заместителя руководителя Службы контроля Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от (дата) по делу (номер), которым должностное лицо – директор Департамента промышленности Ханты-Мансийского автономного округа-Югры ФИО1 привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере десяти тысяч рублей – отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием в действиях ФИО2 состава административного правонарушения, оставить без изменения, жалобу заместителя руководителя Службы контроля Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (ФИО)6, оставить без удовлетворения

Судья суда Ханты-Мансийского

автономного округа – Югры С.М. Ушакова