ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1271/17 от 26.10.2017 Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край)

Дело

ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

КАМЧАТСКОГО КРАЯ

683009 Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>

РЕШЕНИЕ

«26» октября 2017 года г. Петропавловск-Камчатский

Судья Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края Лобановская Евгения Александровна, с участием старшего помощника Камчатского транспортного прокурора ФИО4, при секретаре Головиной А.В., рассмотрев протест Камчатского транспортного прокурора Дальневосточной транспортной прокуратуры ФИО2 на постановление заместителя начальника Камчатской таможни от ДД.ММ.ГГГГ, которым индивидуальному предпринимателю ФИО1 за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде предупреждения,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя начальника Камчатской таможни (далее по тексту – должностное лицо) от ДД.ММ.ГГГГ, индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее по тексту – ФИО1) за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде предупреждения.

Не согласившись с постановлением должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ, Камчатский транспортный прокурор Дальневосточной транспортной прокуратуры принес в Петропавловск-Камчатский городской суд протест, в котором, ссылаясь на указанные в нем доводы, просил постановление должностного лица отменить, направить дело на новое рассмотрение.

ФИО1 в судебном заседании пояснил, чтобы не нарушить срок предоставления СВО, произвел и предоставил корректирующую СВО в банк по валютной операции по устной рекомендации банка.

Старший помощник Камчатского транспортного прокурора Дальневосточной транспортной прокуратуры ФИО4 в ходе рассмотрения протеста его доводы поддержала в полном объеме по изложенным в нем основаниям. Полагает, что постановление о привлечении ИП ФИО1 к административной ответственности подлежит отмене, поскольку должностными лицами Камчатской таможни были нарушены существенные требования административного закона.

Выслушав старшего помощника прокурора ФИО4, ИП ФИО1, проверив материалы дела, изучив доводы протеста, прихожу к следующему.

В силу ст.ст. 24.1, 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом. По делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Установление виновности предполагает доказывание того факта, что именно данное лицо совершило административное правонарушение. Выяснение указанного вопроса имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного лица к административной ответственности.

В соответствии с ч. 1 ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, могут быть установлены различными доказательствами, перечисленными в ч. 2 ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее по тексту – Закон № 173-ФЗ) резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, связанные с проведением валютных операций, которые предусмотрены статьей 23 названного Федерального закона, а также вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям (пункты 1, 2 части 2 статьи 24 и пункта 9 части 4 статьи 23 вышеуказанного Федерального закона).

Единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их предоставления устанавливает Центральный банк Российской Федерации (часть 4 статьи 5 Закона № 173-ФЗ).

Частью 2 ст. 24 Закона № 173-ФЗ установлена обязанность для резидентов и нерезидентов, осуществляющих в Российской Федерации валютные операции, представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьёй 23 Закона, а так же вести в установленном порядке учёт и составлять отчётность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов в сроки, установленные законодательством.

Порядок и срок представления резидентами уполномоченным банкам форм учёта и отчётности - справок о подтверждающих документах и подтверждающих документов, связанных с проведением валютных операций, установлен Инструкцией Банка России от ДД.ММ.ГГГГ-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядка учёта уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» (далее по тексту – Инструкция).

Согласно п.п. 2.1, 2.2 главы 2 Инструкции, резидент при осуществлении операций, связанных с зачислением иностранной валюты на транзитный валютный счет или со списанием иностранной валюты с расчетного счета в иностранной валюте, представляет в уполномоченный банк (филиал уполномоченного банка) (далее - уполномоченный банк, за исключением прямого указания на филиал уполномоченного банка) одновременно следующие документы: справку о валютных операциях; документы, связанные с проведением валютных операций, указанных в справке о валютных операциях. В справке о валютных операциях, представляемой резидентом при осуществлении операций, связанных с зачислением иностранной валюты на транзитный валютный счет, может быть указана информация об операциях по списанию зачисленной иностранной валюты с транзитного валютного счета. При осуществлении операций, связанных с зачислением иностранной валюты на транзитный валютный счет или со списанием иностранной валюты с расчетного счета в иностранной валюте, по договору (контракту), заключенному с нерезидентом, сумма обязательств по которому равна или не превышает в эквиваленте 1 тыс. долларов США, резидент представляет справку о валютных операциях, и вправе не представить указанные в ней документы, связанные с проведением валютной операции. Сумма обязательств по договору (контракту) определяется на дату заключения договора (контракта) либо в случае изменения суммы обязательств по договору (контракту) на дату заключения последних изменений (дополнений) к договору (контракту), предусматривающих такие изменения, по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю, установленному Банком России, или в случае, если официальный курс иностранных валют по отношению к рублю не устанавливается Банком России, по курсу иностранных валют, установленному иным способом, рекомендованным Банком России (далее - курс иностранных валют по отношению к рублю) (п. 2.1). Справка о валютных операциях заполняется резидентом в одном экземпляре в соответствии с приложением 1 к настоящей Инструкции (п. 2.2).

В соответствии с приложением к Инструкции в графе 5 Справки о валютных операциях указывается – код вида валютной операции, в графе 11 указывается – срок возврата аванса.

Согласно п. 6 приложения к Инструкции, в графе 5 указывается код вида валютной операции, содержащийся в приложении 2 к настоящей Инструкции, который соответствует назначению перевода, а также сведениям, содержащимся в представленных резидентом документах, связанных с проведением валютных операций.

В соответствии с Приложением 2 к Инструкции код вида операции 11100 соответствует: Расчеты резидента в виде предварительной оплаты нерезиденту товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, в том числе по договору комиссии (агентскому договору, договору поручения) (авансовый платеж), за исключением расчетов, указанных в группе 23 настоящего Перечня. Код вида операций 11200 соответствует: Расчеты резидента при предоставлении нерезидентом отсрочки платежа за товары, ввезенные на территорию Российской Федерации, в том числе по договору комиссии (агентскому договору, договору поручения) (отсрочка платежа), за исключением расчетов, указанных в группе 23 настоящего Перечня.

Административная ответственность по ч. 6 ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях наступает, в том числе за несоблюдение установленного порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям.

Как следует из обжалуемого постановления и материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 резидент (Покупатель) с нерезидентом компанией «ORUII MIRROR CORP LIMITED», Китай (Продавец) заключили контракт № GM0321RU на поставку товара.

Для организации учета валютных операций по контракту в Камчатском отделении , филиал ПАО «Сбербанк России» (далее по тексту – Уполномоченный банк) ДД.ММ.ГГГГ открыт паспорт сделки .

В соответствии с условиями контракта, на основании инвойса от ДД.ММ.ГГГГ № GM1001RU на партию товара стоимостью – 22382,10 долларов США, ИП ФИО1. произвел два платежа в качестве предоплаты в адрес Продавца: заявлением на перевод от ДД.ММ.ГГГГ, в сумме – 6635,00 долларов США; заявлением на перевод от ДД.ММ.ГГГГ, в сумме – 15747,10 долларов США.

Оплаченный товар ввезен на территорию РФ и задекларирован декларацией на товары . Общая стоимость задекларированных товаров составила – 22382,10 долларов США и соответствует указанной в инвойсе от ДД.ММ.ГГГГ № GM1001RU и оплаченной ФИО1 коносамент от ДД.ММ.ГГГГ № FITFQVLA201108.

Следовательно, в соответствии с условиями контракта, товар отгружен Продавцом в адрес Покупателя после проведения за него предоплаты.

ФИО1 по факту списания иностранной валюты в сумме – 15747,10 долларов США, в соответствии с установленным порядком представил в уполномоченный банк справку о валютной операции от ДД.ММ.ГГГГ, в графе 5 которой «Код вида валютной операции» указано «11100», что соответствует «расчетам резидента в виде предварительной оплаты нерезиденту товаров, ввозимых на территорию России, в том числе по договору комиссии (агентскому договору, договору поручения) (авансовый платеж), за исключением расчетов, указанных в группе 23 настоящего Перечня». В графе 11 указанной справки о валютной операции «Срок возврата аванса» указана дата ДД.ММ.ГГГГ.

Указанная справка о валютных операциях принята уполномоченным банком ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 представил в уполномоченный банк корректирующую справку о валютных операциях по указанной выше валютной операции, в графе 5 которой «Код вида валютной операции» указано «11200», что соответствует «расчеты резидента при предоставлении нерезидентом отсрочки платежа за товары, ввезенные на территорию Российской Федерации, в том числе по договору комиссии (агентскому договору, договору поручения) (отсрочка платежа), за исключением расчетов, указанных в группе 23 настоящего Перечня». Графа 11 корректирующей справки о валютных операциях «Срок возврата аванса» ФИО1 не заполнена.

Указанная корректирующая справка о валютных операциях принята уполномоченным банком ДД.ММ.ГГГГ.

Указанное, подтверждается сведениями, отраженными в ведомости банковского контроля по паспорту сделки .

Таким образом, ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ предоставив в уполномоченный банк корректирующую справку о валютных операциях от ДД.ММ.ГГГГ, по валютной операции в сумме – 15747,10 долларов США, в графе 5 «Код вида валютной операции» которой указан код «11200», не соответствующий условиям контракта № GM0321RU от ДД.ММ.ГГГГ, а также не заполнена графа 11, нарушил требования ч. 2 ст. 24 Закона № 173-ФЗ, выразившееся в неправильном заполнении граф справки о валютных операциях.

Установив указанные обстоятельства, должностное лицо ДД.ММ.ГГГГ составило протокол об административном правонарушении по результатам рассмотрения которого, должностным лицом ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 вынесено постановление по ч. 6 ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которым ФИО1 назначено административное наказание в виде предупреждения.

Вывод о виновности ФИО1 в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, сделан должностным лицом на основании исследованных при рассмотрении дела доказательств: протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; справок о валютных операциях от ДД.ММ.ГГГГ и корректирующей от ДД.ММ.ГГГГ; сообщения ПАО «Сбербанк»; Контракта; ведомости банковского контроля по контракту; инвойса; платежного поручения; декларации на товары; приходного ордера; справочной информации по делу; сведений об индивидуальном предпринимателе.

Содержание указанных доказательств, приведено в постановлении должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ.

Определение круга доказательств, их содержание, анализ и оценка, произведенные в соответствии с требованиями ст.ст. 26.1, 26.7, 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, позволили должностному лицу верно установить фактические обстоятельства дела и прийти к правильному выводу о виновности ФИО1 в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 6 ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Оснований не согласиться с произведенной должностным лицом оценкой доказательств по делу не усматриваю.

При этом ссылка в протесте на неправильное указание в протоколе об административном правонарушении места совершения ФИО1 правонарушения и ссылка на п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», несостоятельны.

Пункт 4 указанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации не содержит текста указанного в протесте, а именно – «местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий».

При этом событие административного правонарушения характеризует его внешнее проявление и состоит из деяния (действия или бездействия), предусмотренного Особенной частью Кодекса РФ об административных правонарушениях либо законами субъектов РФ, посягающего на охраняемые действующим административным законодательством общественные отношения, наступивших в его результате негативных (вредных) последствий и причинно-следственной связи между ними, а признаками, характеризующими событие правонарушения, являются место, время, способ и другие обстоятельства его совершения.

Событием административного правонарушения, установленного ч. 6 ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, применительно к указанным обстоятельствам является нарушение установленного порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям.

В данном случае, нарушение резидентом требований Закона № 173-ФЗ выразилось в подаче в уполномоченный банк корректирующей справки о валютных операциях, в которой не была заполнена графа 11, а графа 5 содержала код не соответствующий условиям контракта, то есть фактически правонарушение выразилось в форме действия.

Следовательно, местом совершения ФИО1 административного правонарушения является место подачи им корректирующей справки о валютных операциях: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>, о чем правильно указано в протоколе об административном правонарушении и опротестованном постановлении должностного лица.

Не состоятельны доводы протеста о том, что объяснения ФИО1 не отражены в протоколе об административном правонарушении составленном в его присутствии, чем должностным лицом были нарушены требования ч.ч. 1, 2 ст. 26.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 26.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей представляют собой сведения, имеющие отношение к делу и сообщенные указанными лицами в устной или письменной форме. Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей отражаются в протоколе об административном правонарушении, протоколе о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, протоколе рассмотрения дела об административном правонарушении, а в случае необходимости записываются и приобщаются к делу.

В данном случае объяснения у ФИО1 были отобраны ДД.ММ.ГГГГ, то есть до составления ДД.ММ.ГГГГ протокола об административном правонарушении.

Указанные объяснения приобщены к материалам дела.

При этом при составлении протокола об административном правонарушении каких либо объяснений, либо пояснений ФИО1 не давал, в связи с чем, его объяснения в тексте постановления отсутствуют.

Кроме того, отсутствие в тексте протокола объяснений лица, привлекаемого к административной ответственности, при наличии приобщенных к материалам дела объяснений, изложенным на отдельном листе, не является существенным недостатком протокола и основанием для его возврата должностному лицу его составившему.

При этом заслуживают внимания доводы протеста о том, что при рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом не была дана оценка объяснениям ФИО1, в котором он указал, что корректирующая справка о валютных операциях была им подана по устной рекомендации банка.

Вместе с тем, исходя из оценки доказательств в их совокупности, прихожу к выводу, что ФИО1 являясь индивидуальным предпринимателем и вступая в валютные правоотношения, должен был обеспечить соблюдение требований валютного законодательства Российской Федерации.

Текст Инструкции Банка России от ДД.ММ.ГГГГ-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» опубликован в «Вестнике Банка России» от ДД.ММ.ГГГГ. Данная информация является общедоступной для заинтересованных лиц.

В связи с чем, ФИО1 имел возможность до ввоза товара на территорию РФ изучить требования валютного законодательства и обеспечить их выполнение.

При этом, ФИО1 в своих объяснениях указывает на то, что ему известны положения Закона № 173-ФЗ, а также актов органов валютного регулирования.

Следовательно, при подаче в уполномоченный банк справки о валютных операциях ФИО1 должен был следовать требованиям Инструкции, а не устным рекомендациям специалиста банка.

Кроме того, доказательств действительного наличия такой рекомендации, ФИО1 представлено не было.

Также заслуживают внимания доводы протеста о том, что в протоколе об административном правонарушении не указано место рождения ФИО1, а в опротестованном постановлении место рождения указано с ошибкой (<адрес>, вместо <адрес>).

Однако указанные доводы не являются безусловным основанием для отмены состоявшегося решения, поскольку протокол об административном правонарушении, кроме указания на место рождения, содержит все необходимые сведения о лице, привлекаемом к административной ответственности, а указание в опротестованном постановлении на город рождения ФИО1 как <адрес>, вместо <адрес>, не влияет на правильность вынесенного постановления и не указывает на существенные недостатки постановления.

Кроме того, указанное несоответствие в городе рождения ФИО1 может быть устранено на любой стадии рассмотрения дела, поскольку данный недостаток не влияет на правильность выводов должностного лица о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 6 ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Иных доводов, влекущих отмену либо изменение постановления должностного лица, протест не содержит.

Каких-либо неустранимых сомнений в виновности ФИО1 при рассмотрении дела об административном правонарушении, а также при рассмотрении протеста не установлено.

Административное наказание ФИО1 назначено в соответствии с требованиями Кодекса РФ об административных правонарушениях, с учетом характера совершенного административного правонарушения, личности виновного, отсутствия отягчающих и наличия смягчающих административную ответственность обстоятельств, с применением положений ст. 4.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, за фактически содеянное, в связи с чем, оснований считать его незаконным, не имеется.

Таким образом, существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело должностным лицом не допущено, в связи с чем, протест Камчатского транспортного прокурора Дальневосточной транспортной прокуратуры удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление заместителя начальника Камчатской таможни от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правоотношении, предусмотренном ч. 6 ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1, оставить без изменения, а протест Камчатского транспортного прокурора Дальневосточной транспортной прокуратуры -без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья Е.А. Лобановская