Дело №
ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
КАМЧАТСКОГО КРАЯ
683009 Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>
РЕШЕНИЕ
«26» октября 2017 года г. Петропавловск-Камчатский
Судья Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края Лобановская Евгения Александровна, с участием старшего помощника Камчатского транспортного прокурора ФИО4, при секретаре Головиной А.В., рассмотрев протест Камчатского транспортного прокурора Дальневосточной транспортной прокуратуры ФИО2 на постановление заместителя начальника Камчатской таможни № от ДД.ММ.ГГГГ, которым индивидуальному предпринимателю ФИО1 за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде предупреждения,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя начальника Камчатской таможни (далее по тексту – должностное лицо) № от ДД.ММ.ГГГГ, индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее по тексту – ФИО1) за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде предупреждения.
Не согласившись с постановлением должностного лица № от ДД.ММ.ГГГГ, Камчатский транспортный прокурор Дальневосточной транспортной прокуратуры принес в Петропавловск-Камчатский городской суд протест, в котором, ссылаясь на указанные в нем доводы, просил постановление должностного лица отменить, направить дело на новое рассмотрение.
ФИО1 в судебном заседании пояснил, чтобы не нарушить срок предоставления СВО, произвел и предоставил корректирующую СВО в банк по валютной операции по устной рекомендации банка.
Старший помощник Камчатского транспортного прокурора Дальневосточной транспортной прокуратуры ФИО4 в ходе рассмотрения протеста его доводы поддержала в полном объеме по изложенным в нем основаниям. Полагает, что постановление о привлечении ИП ФИО1 к административной ответственности подлежит отмене, поскольку должностными лицами Камчатской таможни были нарушены существенные требования административного закона.
Выслушав старшего помощника прокурора ФИО4, ИП ФИО1, проверив материалы дела, изучив доводы протеста, прихожу к следующему.
В силу ст.ст. 24.1, 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом. По делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Установление виновности предполагает доказывание того факта, что именно данное лицо совершило административное правонарушение. Выяснение указанного вопроса имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного лица к административной ответственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, могут быть установлены различными доказательствами, перечисленными в ч. 2 ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее по тексту – Закон № 173-ФЗ) резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, связанные с проведением валютных операций, которые предусмотрены статьей 23 названного Федерального закона, а также вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям (пункты 1, 2 части 2 статьи 24 и пункта 9 части 4 статьи 23 вышеуказанного Федерального закона).
Единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их предоставления устанавливает Центральный банк Российской Федерации (часть 4 статьи 5 Закона № 173-ФЗ).
Частью 2 ст. 24 Закона № 173-ФЗ установлена обязанность для резидентов и нерезидентов, осуществляющих в Российской Федерации валютные операции, представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьёй 23 Закона, а так же вести в установленном порядке учёт и составлять отчётность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов в сроки, установленные законодательством.
Порядок и срок представления резидентами уполномоченным банкам форм учёта и отчётности - справок о подтверждающих документах и подтверждающих документов, связанных с проведением валютных операций, установлен Инструкцией Банка России от ДД.ММ.ГГГГ№-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядка учёта уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» (далее по тексту – Инструкция).
Согласно п.п. 2.1, 2.2 главы 2 Инструкции, резидент при осуществлении операций, связанных с зачислением иностранной валюты на транзитный валютный счет или со списанием иностранной валюты с расчетного счета в иностранной валюте, представляет в уполномоченный банк (филиал уполномоченного банка) (далее - уполномоченный банк, за исключением прямого указания на филиал уполномоченного банка) одновременно следующие документы: справку о валютных операциях; документы, связанные с проведением валютных операций, указанных в справке о валютных операциях. В справке о валютных операциях, представляемой резидентом при осуществлении операций, связанных с зачислением иностранной валюты на транзитный валютный счет, может быть указана информация об операциях по списанию зачисленной иностранной валюты с транзитного валютного счета. При осуществлении операций, связанных с зачислением иностранной валюты на транзитный валютный счет или со списанием иностранной валюты с расчетного счета в иностранной валюте, по договору (контракту), заключенному с нерезидентом, сумма обязательств по которому равна или не превышает в эквиваленте 1 тыс. долларов США, резидент представляет справку о валютных операциях, и вправе не представить указанные в ней документы, связанные с проведением валютной операции. Сумма обязательств по договору (контракту) определяется на дату заключения договора (контракта) либо в случае изменения суммы обязательств по договору (контракту) на дату заключения последних изменений (дополнений) к договору (контракту), предусматривающих такие изменения, по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю, установленному Банком России, или в случае, если официальный курс иностранных валют по отношению к рублю не устанавливается Банком России, по курсу иностранных валют, установленному иным способом, рекомендованным Банком России (далее - курс иностранных валют по отношению к рублю) (п. 2.1). Справка о валютных операциях заполняется резидентом в одном экземпляре в соответствии с приложением 1 к настоящей Инструкции (п. 2.2).
В соответствии с приложением № к Инструкции в графе 5 Справки о валютных операциях указывается – код вида валютной операции, в графе 11 указывается – срок возврата аванса.
Согласно п. 6 приложения № к Инструкции, в графе 5 указывается код вида валютной операции, содержащийся в приложении 2 к настоящей Инструкции, который соответствует назначению перевода, а также сведениям, содержащимся в представленных резидентом документах, связанных с проведением валютных операций.
В соответствии с Приложением 2 к Инструкции код вида операции 11100 соответствует: Расчеты резидента в виде предварительной оплаты нерезиденту товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, в том числе по договору комиссии (агентскому договору, договору поручения) (авансовый платеж), за исключением расчетов, указанных в группе 23 настоящего Перечня. Код вида операций 11200 соответствует: Расчеты резидента при предоставлении нерезидентом отсрочки платежа за товары, ввезенные на территорию Российской Федерации, в том числе по договору комиссии (агентскому договору, договору поручения) (отсрочка платежа), за исключением расчетов, указанных в группе 23 настоящего Перечня.
Административная ответственность по ч. 6 ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях наступает, в том числе за несоблюдение установленного порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям.
Как следует из обжалуемого постановления и материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 резидент (Покупатель) с нерезидентом компанией «ORUII MIRROR CORP LIMITED», Китай (Продавец) заключили контракт № GM0321RU на поставку товара.
Для организации учета валютных операций по контракту в Камчатском отделении №, филиал ПАО «Сбербанк России» (далее по тексту – Уполномоченный банк) ДД.ММ.ГГГГ открыт паспорт сделки №.
В соответствии с условиями контракта, на основании инвойса от ДД.ММ.ГГГГ № GM1001RU на партию товара стоимостью – 22382,10 долларов США, ИП ФИО1. произвел два платежа в качестве предоплаты в адрес Продавца: заявлением на перевод от ДД.ММ.ГГГГ№, в сумме – 6635,00 долларов США; заявлением на перевод от ДД.ММ.ГГГГ№, в сумме – 15747,10 долларов США.
Оплаченный товар ввезен на территорию РФ и задекларирован декларацией на товары №. Общая стоимость задекларированных товаров составила – 22382,10 долларов США и соответствует указанной в инвойсе от ДД.ММ.ГГГГ № GM1001RU и оплаченной ФИО1 коносамент от ДД.ММ.ГГГГ № FITFQVLA201108.
Следовательно, в соответствии с условиями контракта, товар отгружен Продавцом в адрес Покупателя после проведения за него предоплаты.
ФИО1 по факту списания иностранной валюты в сумме – 15747,10 долларов США, в соответствии с установленным порядком представил в уполномоченный банк справку о валютной операции от ДД.ММ.ГГГГ, в графе 5 которой «Код вида валютной операции» указано «11100», что соответствует «расчетам резидента в виде предварительной оплаты нерезиденту товаров, ввозимых на территорию России, в том числе по договору комиссии (агентскому договору, договору поручения) (авансовый платеж), за исключением расчетов, указанных в группе 23 настоящего Перечня». В графе 11 указанной справки о валютной операции «Срок возврата аванса» указана дата ДД.ММ.ГГГГ.
Указанная справка о валютных операциях принята уполномоченным банком ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 представил в уполномоченный банк корректирующую справку о валютных операциях по указанной выше валютной операции, в графе 5 которой «Код вида валютной операции» указано «11200», что соответствует «расчеты резидента при предоставлении нерезидентом отсрочки платежа за товары, ввезенные на территорию Российской Федерации, в том числе по договору комиссии (агентскому договору, договору поручения) (отсрочка платежа), за исключением расчетов, указанных в группе 23 настоящего Перечня». Графа 11 корректирующей справки о валютных операциях «Срок возврата аванса» ФИО1 не заполнена.
Указанная корректирующая справка о валютных операциях принята уполномоченным банком ДД.ММ.ГГГГ.
Указанное, подтверждается сведениями, отраженными в ведомости банковского контроля по паспорту сделки №.
Таким образом, ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ предоставив в уполномоченный банк корректирующую справку о валютных операциях от ДД.ММ.ГГГГ, по валютной операции в сумме – 15747,10 долларов США, в графе 5 «Код вида валютной операции» которой указан код «11200», не соответствующий условиям контракта № GM0321RU от ДД.ММ.ГГГГ, а также не заполнена графа 11, нарушил требования ч. 2 ст. 24 Закона № 173-ФЗ, выразившееся в неправильном заполнении граф справки о валютных операциях.
Установив указанные обстоятельства, должностное лицо ДД.ММ.ГГГГ составило протокол об административном правонарушении № по результатам рассмотрения которого, должностным лицом ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 вынесено постановление № по ч. 6 ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которым ФИО1 назначено административное наказание в виде предупреждения.
Вывод о виновности ФИО1 в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, сделан должностным лицом на основании исследованных при рассмотрении дела доказательств: протокола об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ; справок о валютных операциях от ДД.ММ.ГГГГ и корректирующей от ДД.ММ.ГГГГ; сообщения ПАО «Сбербанк»; Контракта; ведомости банковского контроля по контракту; инвойса; платежного поручения; декларации на товары; приходного ордера; справочной информации по делу; сведений об индивидуальном предпринимателе.
Содержание указанных доказательств, приведено в постановлении должностного лица № от ДД.ММ.ГГГГ.
Определение круга доказательств, их содержание, анализ и оценка, произведенные в соответствии с требованиями ст.ст. 26.1, 26.7, 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, позволили должностному лицу верно установить фактические обстоятельства дела и прийти к правильному выводу о виновности ФИО1 в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 6 ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Оснований не согласиться с произведенной должностным лицом оценкой доказательств по делу не усматриваю.
При этом ссылка в протесте на неправильное указание в протоколе об административном правонарушении места совершения ФИО1 правонарушения и ссылка на п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», несостоятельны.
Пункт 4 указанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации не содержит текста указанного в протесте, а именно – «местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий».
При этом событие административного правонарушения характеризует его внешнее проявление и состоит из деяния (действия или бездействия), предусмотренного Особенной частью Кодекса РФ об административных правонарушениях либо законами субъектов РФ, посягающего на охраняемые действующим административным законодательством общественные отношения, наступивших в его результате негативных (вредных) последствий и причинно-следственной связи между ними, а признаками, характеризующими событие правонарушения, являются место, время, способ и другие обстоятельства его совершения.
Событием административного правонарушения, установленного ч. 6 ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, применительно к указанным обстоятельствам является нарушение установленного порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям.
В данном случае, нарушение резидентом требований Закона № 173-ФЗ выразилось в подаче в уполномоченный банк корректирующей справки о валютных операциях, в которой не была заполнена графа 11, а графа 5 содержала код не соответствующий условиям контракта, то есть фактически правонарушение выразилось в форме действия.
Следовательно, местом совершения ФИО1 административного правонарушения является место подачи им корректирующей справки о валютных операциях: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>, о чем правильно указано в протоколе об административном правонарушении и опротестованном постановлении должностного лица.
Не состоятельны доводы протеста о том, что объяснения ФИО1 не отражены в протоколе об административном правонарушении составленном в его присутствии, чем должностным лицом были нарушены требования ч.ч. 1, 2 ст. 26.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 26.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей представляют собой сведения, имеющие отношение к делу и сообщенные указанными лицами в устной или письменной форме. Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей отражаются в протоколе об административном правонарушении, протоколе о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, протоколе рассмотрения дела об административном правонарушении, а в случае необходимости записываются и приобщаются к делу.
В данном случае объяснения у ФИО1 были отобраны ДД.ММ.ГГГГ, то есть до составления ДД.ММ.ГГГГ протокола об административном правонарушении.
Указанные объяснения приобщены к материалам дела.
При этом при составлении протокола об административном правонарушении каких либо объяснений, либо пояснений ФИО1 не давал, в связи с чем, его объяснения в тексте постановления отсутствуют.
Кроме того, отсутствие в тексте протокола объяснений лица, привлекаемого к административной ответственности, при наличии приобщенных к материалам дела объяснений, изложенным на отдельном листе, не является существенным недостатком протокола и основанием для его возврата должностному лицу его составившему.
При этом заслуживают внимания доводы протеста о том, что при рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом не была дана оценка объяснениям ФИО1, в котором он указал, что корректирующая справка о валютных операциях была им подана по устной рекомендации банка.
Вместе с тем, исходя из оценки доказательств в их совокупности, прихожу к выводу, что ФИО1 являясь индивидуальным предпринимателем и вступая в валютные правоотношения, должен был обеспечить соблюдение требований валютного законодательства Российской Федерации.
Текст Инструкции Банка России от ДД.ММ.ГГГГ№-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» опубликован в «Вестнике Банка России» от ДД.ММ.ГГГГ№. Данная информация является общедоступной для заинтересованных лиц.
В связи с чем, ФИО1 имел возможность до ввоза товара на территорию РФ изучить требования валютного законодательства и обеспечить их выполнение.
При этом, ФИО1 в своих объяснениях указывает на то, что ему известны положения Закона № 173-ФЗ, а также актов органов валютного регулирования.
Следовательно, при подаче в уполномоченный банк справки о валютных операциях ФИО1 должен был следовать требованиям Инструкции, а не устным рекомендациям специалиста банка.
Кроме того, доказательств действительного наличия такой рекомендации, ФИО1 представлено не было.
Также заслуживают внимания доводы протеста о том, что в протоколе об административном правонарушении не указано место рождения ФИО1, а в опротестованном постановлении место рождения указано с ошибкой (<адрес>, вместо <адрес>).
Однако указанные доводы не являются безусловным основанием для отмены состоявшегося решения, поскольку протокол об административном правонарушении, кроме указания на место рождения, содержит все необходимые сведения о лице, привлекаемом к административной ответственности, а указание в опротестованном постановлении на город рождения ФИО1 как <адрес>, вместо <адрес>, не влияет на правильность вынесенного постановления и не указывает на существенные недостатки постановления.
Кроме того, указанное несоответствие в городе рождения ФИО1 может быть устранено на любой стадии рассмотрения дела, поскольку данный недостаток не влияет на правильность выводов должностного лица о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 6 ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Иных доводов, влекущих отмену либо изменение постановления должностного лица, протест не содержит.
Каких-либо неустранимых сомнений в виновности ФИО1 при рассмотрении дела об административном правонарушении, а также при рассмотрении протеста не установлено.
Административное наказание ФИО1 назначено в соответствии с требованиями Кодекса РФ об административных правонарушениях, с учетом характера совершенного административного правонарушения, личности виновного, отсутствия отягчающих и наличия смягчающих административную ответственность обстоятельств, с применением положений ст. 4.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, за фактически содеянное, в связи с чем, оснований считать его незаконным, не имеется.
Таким образом, существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело должностным лицом не допущено, в связи с чем, протест Камчатского транспортного прокурора Дальневосточной транспортной прокуратуры удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление заместителя начальника Камчатской таможни № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правоотношении, предусмотренном ч. 6 ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1, оставить без изменения, а протест Камчатского транспортного прокурора Дальневосточной транспортной прокуратуры -без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Е.А. Лобановская