УИД 28RS0004-01-2022-009006-07
Дело № 12-1271/2022
РЕШЕНИЕ
03 октября 2022 года г. Благовещенск
Судья Благовещенского городского суда Амурской области Коршунова Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу мэра г. Благовещенска на постановление начальника отделения- старшего судебного пристава специализированного отделения по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области от 05.08.2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, вынесенного в отношении администрации г. Благовещенска,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника отделения-старшего судебного пристава специализированного отделения по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области от 05.08.2022 года администрация г. Благовещенска признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, мэр г. Благовещенска обратился в Благовещенский городской суд Амурской области с жалобой, в которой просит обжалуемое постановление отменить, так как в действиях (бездействии) администрации г. Благовещенска отсутствует вина, поскольку в соответствие с частью 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации, в связи с чем, финансовое обеспечение переданных государственных полномочий осуществляется за счет представляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета. В период с 2017 года по настоящее время администрацией города Благовещенска были предприняты и продолжают предприниматься все зависящие от нее меры, направленные на своевременное исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе. Администрация г. Благовещенска неоднократно обращалась к Губернатору и в Правительство Амурской области, Министерство социальной защиты населения Амурской области с просьбой выделить дополнительные денежные средства на приобретение жилых помещений детям-сиротам в соответствие с имеющейся потребностью, которые оставлены без удовлетворения, а также рассмотреть вопрос об увеличении норматива предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения для приобретения жилых помещений детям – сиротам, который только в 2021 году решен положительно, в постановление Правительства Амурской области от 25.04.2016 года № 157 12.03.2021 года внесены соответствующие извещения, вместе с тем в настоящее время норматив предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения ниже, чем стоимость одного квадратного метра жилья на вторичном рынке, что отрицательно сказывается на проводимых администрацией г. Благовещенска электронных аукционах в виду нежелания юридических и физических лиц принимать в них участие (отсутствуют заявки). При этом у администрации г. Благовещенска имеется 377 неисполненных судебных актов, еще 582 человека состоят на учете нуждающихся в получении жилого помещения по категории дети-сироты. В 2021 году администрацией г. Благовещенска детям сиротам предоставлено 15 жилых помещений в рамках исполнения судебных решений, вынесенных в сентябре, декабре 2015 года, январе 2016 года, из которых 10 жилых помещений предоставлены из муниципального имущества <...> приобретены с помощью электронных аукционов. Неисполнение решения суда связано с объективными обстоятельствами, независящими от администрации г. Благовещенска, что, в свою очередь, свидетельствует об отсутствии в действиях администрации города Благовещенска вина в совершении административного правонарушения.
Срок на обжалование не пропущен.
В судебное заседание участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом, не явились, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы судье не поступало. При таких обстоятельствах судья определил рассмотреть жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, а также доводы, изложенные в жалобе, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу статей 26.1 и 26.11 КоАП РФ выяснению по делу об административном правонарушении подлежат наличие событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, и виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии с частью 11 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждена исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 указанного Федерального закона.
В соответствии со статьей 105 указанного Федерального закона в случаях неисполнения должником требований, содержащихся исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (часть 1); при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ и устанавливает новый срок для исполнения (часть 2).
В силу статьи 113 указанного Федерального закона в случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Положения части 1 статьи 17.15 КоАП РФ предусматривают административную ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Данная норма направлена на своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В судебном заседании установлено, что решением Благовещенского городского суда от 20.05.2021 года на администрацию г. Благовещенска возложена обязанность предоставить АС жилое помещение в границах муниципального образования г. Благовещенска Амурской области, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее нормы предоставления - 18 кв.м по договору найма специализированного жилого помещения.
22.10.2021 года в отношении администрации г. Благовещенска возбуждено исполнительное производство № 28674/21/28025-ИП. 21.12.2021г. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора, от взыскания которого администрация освобождена по решению Благовещенского городского суда от 16.02.2022г.
14.07.2022 года администрации г. Благовещенска направлено повторное требование об исполнении в срок до 22.07.2022 года решения суда.
Постановлением начальника отделения-старшего судебного пристава специализированного отделения по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области от 05.08.2022 года администрация г. Благовещенска признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 рублей. При этом начальник СО по ИОВИД УФССП России по Амурской области пришел к выводу, что обстоятельств, объективно препятствующих выполнению законного требования судебного пристава, установлено не было, отсутствие у администрации г. Благовещенска финансовых средств не является основанием для неисполнения требования судебного пристава-исполнителя и, соответственно, решения суда.
Между тем, в соответствии ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Долженствование лица выполнить ту или иную обязанность в сфере таможенных правоотношений вытекает также из общеправового принципа, закрепленного в статье 15 Конституции РФ, согласно которому любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности. То есть, вступая в правоотношения, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
В соответствии с действующим законодательством оценка виновности юридического лица в совершении административно правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, предполагает выяснение в соответствии с частью 2 статьи 2.1, статьей 26.1 Кодекса наличия объективных препятствий в неисполнении требований исполнительного документа с учетом того, были ли привлекаемым лицом предприняты все необходимые меры, направленные на своевременное исполнение решения суда, в том числе, связанные с получением необходимого финансирования.
В соответствии с частью 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Согласно Закону Амурской области от 11.04.2005 года № 472-03 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» данной категории граждан, нуждающихся е предоставлении жилья, органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области однократно предоставляются жилые помещения за счет средств областного бюджета (статья 4).
Статьей 86 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, устанавливаются муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (законами субъекта Российской Федерации) и исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации (ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В пункте 3 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Как установлено судом, в 2017 году муниципальному образованию города Благовещенска были доведены денежные средства на приобретение жилых помещений детям-сиротам вразмере 72 317 850 руб. В выделении дополнительных ассигнований на указанные цели, в том числе, в части дополнительного финансирования исполнения судебных актов правительством Амурской области администрации города Благовещенска было отказано (ответы Министерства социальной защиты населения Амурской области от 26.01.2017 года, от 23.05.2017 года, от 21.12.2017 года).
Выделенные денежные средства были реализованы в полном объеме, в 2017 году приобретено 48 жилых помещений, которые предоставлены детям сиротам в рамках исполнения судебных решений, вынесенных в апреле - июле (частично) 2015 года.
В 2018 году до органа местного самоуправления из областного бюджета были доведены лимиты финансовых средств на обеспечение жильем детей-сирот в размере 36 126 320 рублей 50 копеек, вместо необходимых 806 079 450 рублей. За период 2018 года по результатам проводимых аукционов с 1 января по 31 декабря 2018 года было приобретено 24 жилых помещения на всю сумму выделенных в 2018 году из областного бюджета лимитов денежных средств.
В 2019 году на реализацию государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот администрации города Благовещенска Законом Амурской области от 10.12.2018 года № 292-ОЗ «Об областном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» доведены лимиты бюджетных обязательств в размере 40 568 550 руб., в то время как потребность города Благовещенска в бюджетных ассигнованиях на исполнение государственных полномочий на начало 2019 года составляла 887 216 550 руб.
В 2019 году (02.04.2019 года, 04.07.2019 года) администрация города Благовещенска обращалась к губернатору Амурской области и в министерство социальной защиты населения Амурской области с просьбой выделить дополнительные денежные средства на приобретение жилых помещений детям-сиротам, а также увеличить стоимость одного квадратного метра для приобретения жилых помещений, в которых было отказано.
Кроме того, на 2020 год Законом Амурской области от 12.12.2019 года № 449-ОЗ «Об областном бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» муниципальному образованию город Благовещенск были предусмотрены лимиты бюджетных обязательств на приобретение жилых помещений детям-сиротам в размере 64 480 218 рублей, исходя из стоимости одного квадратного метра в размере 57 469 руб., что значительно ниже средней стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения сложившейся на рынке недвижимости в городе Благовещенске.
28.02.2020г. в Закон Амурской области от 12.12.2019 года № 449-ОЗ внесены изменения, сумма лимитов бюджетных обязательств на 2020 год на приобретение жилых помещений для детей-сирот уменьшена до 13 275,3 тыс.руб.
В 2020 году (12.02.2020 года, 11.02.2020 года) администрация г. Благовещенска обращалась в Правительство Амурской области и министерство социальной защиты населения Амурской области с просьбой о выделении денежных средств на приобретение жилых помещений детям-сиротам в полном объеме в соответствии с имеющейся потребностью, а также о рассмотрении возможности увеличения норматива предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения для приобретения жилых помещений (квартир) детям-сиротам (далее - норматив предельной стоимости), утвержденного постановлением Правительства Амурской области от 25.04.2016 № 157, городу Благовещенску в размере 57469,00 руб., поскольку в ходе мониторинга рынка недвижимости на территории муниципального образования в феврале 2020 года среднерыночная стоимость одного квадратного метра общей площади благоустроенного жилого помещения на рынке жилья сложилась в размере 70000,00 руб., которые были оставлены без удовлетворения.
14.03.2020 года администрацией г. Благовещенска было заключено 2 муниципальных контракта на приобретение 2 жилых помещений, 13 аукционов признаны несостоявшимися в связи с отсутствием заявок. По состоянию на 29 июня 2020 года администрацией г. Благовещенска предоставлены жилые помещения 5 детям-сиротам, из которых три жилых помещения предоставлены из муниципального имущества г. Благовещенска.
Законом Амурской области от 11.12.2020 года № 651-ОЗ «Об областном бюджете на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов» доведены лимиты бюджетных обязательств в размере 91 682,4 тыс.руб., которые в последующем были увеличены до 95 652,2 тыс.руб.
14.02.1021 г. администрация города Благовещенска обратилась с вопросом увеличения предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по муниципальному образованию город Благовещенска с 61 739 руб. выше 75000 руб. за один квадратный метр. 12.03.2021 года в постановление Правительства Амурской области от 25.04.2016 года № 157 внесены изменения, норматив предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения для города Благовещенска составил 78 143 руб.
В 2021 году администрацией г. Благовещенска детям сиротам предоставлено 15 жилых помещений в рамках исполнения судебных решений, вынесенных в сентябре, декабре 2015 года, январе 2016 года, из которых 10 жилых помещений предоставлены из муниципального имущества <...> приобретены с помощью электронных аукционов.
В 2022 году МО г. Благовещенск предусмотрены субвенции на приобретение готовых жилых помещений детям-сиротам в размере 85 688,5 (30 жилых помещений), на строительство жилых помещений 28 562,8 тыс.руб. 19.01.2022г. администрация повторно обратилась в Министерство социальной защиты населения Амурской области с просьбой утвердить норматив предельной стоимости 1 кв.м площади жилого помещения для МО г. Благовещенск не ниже 128 294,97 рублей, но в настоящее время норматив предельной стоимости составляет 100 955 руб., что меньше среднерыночной стоимости.
С 2017 года по настоящее время администрация г. Благовещенска неоднократно направляла в адрес СО по ИОВИД УФССП России по Амурской области сообщения с изложением вышеуказанных обстоятельств и причин невозможности исполнения решения суда.
Исследовав представленные сторонами доказательства, судья полагает, что у администрации г. Благовещенска имелись объективные обстоятельства, препятствующие исполнению исполнительного документа и законного требования судебного пристава-исполнителя, при этом администрацией г. Благовещенска принимались все возможные реальные меры, направленные на исполнение судебного акта.Доказательств того, что в собственности администрации г. Благовещенска имеются свободные жилые помещения, которые могли быть предоставлены взыскателю на условиях договора специализированного найма жилого помещения в целях исполнения решения суда, не представлено.
Как видно из дела, администрация г. Благовещенска с целью доведения лимитов бюджетных обязательств на приобретение жилых помещений детям-сиротам в большем размере (для удовлетворения потребностей в жилых помещениях всех нуждающихся детей-сирот) на протяжении длительного периода времени направляет запросы в Правительство Амурской области, Министерство социальной защиты населения Амурской области, которые остаются без удовлетворения.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуют в пользу этого лица.
Следовательно, вина администрации г. Благовещенска в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, отсутствует. Отсутствие вины исключает состав административного правонарушения.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
С учетом изложенного, обжалуемое постановление подлежит отмене, а производство по делу - прекращению в связи с отсутствием в действиях администрации г. Благовещенска состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление начальника отделения - старшего судебного пристава специализированного отделения по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области от 05.08.2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении администрации г. Благовещенска отменить.
Производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в действиях администрации г. Благовещенска состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Благовещенского
городского суда Т.А. Коршунова