Дело № 12-1274/2020
УИД: 59RS0004-01-2020-007549-79
Р Е Ш Е Н И Е
26 ноября 2020 года г.Пермь
Судья Ленинского районного суда г. Перми Шпигарь Ю.Н.,
с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО1,
представителя административного органа – ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление № 39-07-32-154 от 21.08.2020 и.о. начальника отдела административного производства контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Пермского края ФИО3 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ, в отношении начальника управления муниципального заказа администрации города Перми ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <Адрес>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <Адрес>
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением № от 21.08.2020 начальника отдела административного производства контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Пермского края ФИО3, ФИО1 – начальник управления муниципального заказа администрации города Перми, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, выразившегося в том, что при размещении в единой информационной системе извещения и документации о проведении электронного аукциона заказчик не установил дополнительные требования, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе).
ФИО1, начальник управления муниципального заказа администрации города Перми, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 руб.
ФИО1 обратился в суд с жалобой об отмене данного постановления в связи с отсутствием события административного правонарушения, а недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление, просит производство по делу об административном правонарушении прекратить. Указывает, что доводы заинтересованного лица, на основании которых вынесено постановление о наложении штрафа об административном правонарушении, основаны на неверном толковании законодательства о закупках, а также нормативных актов в сфере строительства. Так заказчик правомерно не установил дополнительные требования к участникам закупки в связи с тем, что Постановлением № 99 не предусмотрена обязанность установления дополнительных требований в случае выполнения ремонтных работ, то есть работ некапитального характера (текущего ремонта). В аукционной документации (проекте муниципального контракта, техническом задании) не содержится ни одного упоминания о том, что планируемые к выполнению работы будут носить капитальный характер. Доводы Минфина ПК о капитальном характере работ в силу наличия в техническом задании таких позиций, как демонтаж и монтаж комбинированных шумозащитных экранов не соответствует действительности, так как данные работы относятся к разделу IV Ведомости объемов работ (Приложение № 1 к Техническому заданию) «Ремонт комбинированных шумозащитных экранов», то есть, предполагалось ремонтировать и восстанавливать уже существующие шумозащитные экраны. Письмо Инспекции государственного строительного надзора Пермского края от 18.06.2020 № 56-01-34.1/2437 не может быть принято во внимание в рамках рассмотрения данного дела, поскольку в письме дана характеристика уже фактически проведенным работам на основании визуальной оценки законченного ремонтом объекта, а не условий документации о закупке и технического задания. Таким образом, аукционной документацией предполагалось выполнение ремонтных работ на автомобильной дороге. Процедура определения подрядчика проведена в полном соответствии с требованиями Закона 44-ФЗ, предусмотренными для данного объекта закупки. Довод должностного лица относительно нарушения п.1 ч.1 ст.31 Закона 44-ФЗ, выразившегося в отсутствии в составе аукционной документации формы гарантийного паспорта также основан на неверном толковании норм законодательства о закупках. Пунктом 4.3.9.1 Соглашения о предоставлении администрации г.Перми иного межбюджетного трансфера, имеющего целевое назначение, из федерального бюджета бюджету Пермского края от 10.06.2019 №57701000-1-2019-011, заключенного с Министерством транспорта Пермского края, установлено, что субъект обязуется обеспечить при заключении муниципальных контрактов установление гарантийных сроков в соответствии с ОДМ 218.6.029-2017 (Отраслевой дорожный методический документ. Рекомендации по установлению гарантийных сроков конструктивных элементов автомобильных дорог и технических средств организации дорожного движения. Согласно п.6.5 Рекомендаций при назначении гарантийных сроков при ремонте автомобильных дорог слоями из асфальтобетона рекомендуется принимать гарантийный срок, равный 4 годам. В соответствии с п.4.2 проекта муниципального контракта гарантия на весь объем выполняемых работ установлена в размере 48 месяцев, что соответствует рекомендациям. Соглашением не предусмотрено обязательное соблюдение остальных требований Рекомендаций. Кроме того, согласно п.4 предисловия, данный отраслевой методический документ имеет рекомендательный характер. Пункт 5.3 Рекомендаций устанавливает, что на стадии размещения заказав на выполнение подрядных работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту или ремонту в гарантийном паспорте указываются гарантийные сроки к КЭАД (конструктивный элемент автомобильной дороги) и ТСОДД (технические средства организации дорожного движения) и прогнозные значения индикаторов состояния по годам действия гарантийных обязательств. Вместе с тем в постановлении Минфина ПК сделан необоснованный, не связанный с данной нормой вывод о том, что гарантийный паспорт оформляется на стадии размещения извещения и аукционной документации, а также о том, что аукционная документация должна содержать форму гарантийного паспорта.
ФИО1 в судебном заседании на доводах жалобы настаивал.
Представитель административного органа в судебном заседании с доводами жалобы не согласился, просил в удовлетворении жалобы отказать, постановление оставить без изменений.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Частью 4.2 ст.7.30 КоАП РФ установлена административная ответственность за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи.
В соответствии с п.п.1 п.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ч. 2, 3 статьи 31 Закона о контрактной системе, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно ч.5 ст. 31 Закона, информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов.
Пунктом 2(1) названного постановления определены требования к участникам закупки при выполнении работ по капитальному ремонту линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей. К таким требованиям отнесено наличие за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта. При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей. Документом, подтверждающим соблюдение данного требования, является предоставление копий исполненного контракта (договора), акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете», и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке, копии разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
В соответствии с п.14.3 ст.1 Градостроительного кодекса РФ под капитальным ремонтом линейных объектов понимается изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов и при котором не требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.
Согласно ч.10, 11 ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» следует, что капитальный ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги.
Под ремонтом автомобильной дороги понимается комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги.
Приказом Минтранса России от 16.11.2012 № 402 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, которая устанавливает состав и виды работ, выполняемых при капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог, и предназначена для использования при планировании объемов дорожных работ, в том числе при их проектировании и формировании программ дорожных работ на краткосрочный и среднесрочный периоды.
В соответствии с п.п.4 п.3 Классификации при капитальном ремонте проводятся работы по элементам обустройства автомобильных дорог, в том числе, замена знаков, сигнальных столбиков, барьерных ограждений и шумозащитных сооружений.
В состав работ по ремонту комбинированных шумозащитных экранов согласно техническому заданию, являющемуся приложением к муниципальному контракту от 10.03.2020 № 1 на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги «Переход от ул. Стахановской до развязки на Восточном обходе» от ул. Чкалова до ул. Сакко и Ванцетти, входит:
- демонтаж шумозащитных экранов (12 т);
- монтаж шумозащитных экранов (36,954 т) из панелей шумоотражающих прозрачных (толщиной 12 мм размером 2м*3м); панелей звукоизолирующих, шумозащитных цокольная марка ПШ-8/8 ОЦ с глухой фасадной крышкой с антикорозийным покрытием; панелей звукопоглощающих, звукоизолирующих, шумозащитных средних марки ПШО-8/8 ОЦ с перфорированной фасадной крышкой с отверстиями с антикорорзийным покрытием,
- монтаж стоек металлических оцинкованных прямых из двутавра № 16 с крепежными уголками (11,322 т.).
Согласно информационному письму Инспекции государственного строительного надзора Пермского края от 18.06.2020 № 56-01-34.1/2437 согласно представленному техническому заданию работы в части устройства шумозащитных экранов относятся к работам, которые проводятся при капитальном ремонте линейных объектов капитального строительства.
Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных требований размещенное извещение и аукционная документация не содержат дополнительного требования к участникам закупки, предусмотренного п. 2(1) постановления Правительства РФ от 04.02.2015 №99.
Таким образом, суд находит обоснованными изложенные в постановлении выводы о нарушении ФИО1, начальником управления муниципального заказа администрации города Перми, к полномочиям которого отнесено согласование конкурсной (аукционной) документации, п.п.1 п.1 ст.31 Закона о контрактной системе в части неразмещения в аукционной документации дополнительных требований к участникам закупки при выполнении работ по капитальному ремонту линейного объекта, предусмотренных п. 2(1) постановления Правительства РФ от 04.02.2015 №99.
Доводы заявителя относительно того, что планируемые к выполнению работы не носили капитального характера, суд находит необоснованными. Состав и объемы работ по ремонту комбинированных шумозащитных экранов позволяют сделать вывод о том, что в рамках контракта планировалась именно замена шумозащитных сооружений, которая в соответствии с Классификацией, утвержденной Приказом Минтранса России от 16.11.2012 № 402, проводится при капитальном ремонте автомобильной дороги. Данные выводы отражены также в информационном письме Инспекции государственного строительного надзора Пермского края от 18.06.2020.
Вместе с тем суд полагает необходимым исключить из постановления выводы о нарушении ФИО1 п.п.1 п.1 ст.31 Закона о контрактной системе в части отсутствия в аукционной документации формы гарантийного паспорта по следующим основаниям.
Согласно п. 4.3.9.1 Соглашения о предоставлении администрации г. Перми иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, от 10.06.2019 № 57701000-1-2019-011 (с изменениями, внесенными дополнительным соглашением от 13.12.2019 № 577011000-1-2019-011/2), заключенного с Министерством транспорта Пермского края, муниципалитет обязуется обеспечивать при заключении муниципальных контрактов установление гарантийных сроков в соответствии с ОДМ 218.6.029-2017 (отраслевой дорожный методический документ, утвержденный распоряжением Федерального дорожного агентства от 15.12.2017 № 4000-р) «Рекомендации по установлению гарантийных сроков конструктивных элементов автомобильных дорог и технических средств организации дорожного движения».
Согласно п. 5.3 ОДМ218.6.029-2017 на стадии размещения заказов на выполнение подрядных работ по ремонту в гарантийном паспорте объекта указываются гарантийные сроки к КЭАД (конструктивные элементы автомобильных дорог) и ТСОДД (технические средства организации дорожного движения), а также прогнозные значения индикаторов состояния по годам действия гарантийных обязательств.
В качестве приложения ОДМ218.6.029-2017 содержит форму гарантийного паспорта на законченный (строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом, ремонтом, защитным слоем, поверхностной обработкой, КЭАД, ТСОДД и др.) участок автомобильной дороги, где в частности, помимо гарантийных сроков и прогнозных значений указываются дата приемки объекта в эксплуатацию, характеристики введенного в эксплуатацию объекта.
Гарантийные паспорта на законченные строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом и ремонтом автомобильные дороги и искусственные сооружения были введены в действие распоряжением Минтранса России от 07.05.2003 N ИС-414-р (и рекомендованы к применению с 1 июня 2003 года.
В соответствии с пунктами 1 - 3 Распоряжения, утвержденные им формы гарантийных паспортов на законченные строительством, реконструкцией капитальным ремонтом и ремонтом автомобильные дороги и искусственные сооружения на них, являются обязательными к применению для установленного закрытого перечня субъектов, в который входят: федеральные управления автомобильных дорог; управления автомобильных магистралей; межрегиональные дирекции по дорожному строительству; дирекции по строительству (реконструкции) федеральных автомобильных дорог. Для всех остальных субъектов Распоряжение носит рекомендательный характер.
Кроме того, согласно пункту 2 Распоряжения его применение вышеуказанными субъектами является обязательным исключительно при приемке в эксплуатацию законченных строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом и ремонтом федеральных автомобильных дорог и искусственных сооружений.
Вышеуказанные Рекомендации (ОДМ218.6.029-2017) в части установления гарантийных сроков заказчиком при формировании аукционной документации соблюдены, проектом муниципального контракта установлен срок предоставления гарантий качества на весь объем выполненных работ, составляющий 48 месяцев.
ОДМ218.6.029-2017 не содержит условия об обязательном включении в конкурсную документацию формы гарантийных паспортов, не содержит таких требований и Закон о контрактной системе.
Частью 4 статьи 33 Закона о контрактной системе определены правила описания объекта закупки, в том числе установлено, что требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара (далее - гарантийные обязательства), к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости.
Изложенное позволяет прийти к выводу, что ФИО1 не допущено нарушений п.п.1 п.1 ст.31 Закона о контрактной системе в части неоформления на стадии размещения извещения и аукционной документации формы гарантийного паспорта. Следовательно, указание на данное нарушение подлежит исключению из описательно-мотивировочной части обжалуемого постановления.
В то же время факт нарушения ФИО1 п.п.1 п.1 ст.31 Закона о контрактной системе в части неразмещения в аукционной документации дополнительных требований к участникам закупки при выполнении работ по капитальному ремонту линейного объекта, предусмотренных п. 2(1) постановления Правительства РФ от 04.02.2015 №99, ответственность за которое предусмотрена в.4.2 ст.7.30 КоАП РФ, подтверждается постановлением по делу об административном правонарушении № 39-07-32-154 от 21.08.2020; постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 22.07.2020; документацией об аукционе; муниципальным контрактом №1 от 01.03.2020; информационным письмом инспекции государственного строительного надзора Пермского края от 18.06.2020 и иными материалами.
Постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к ответственности, предусмотренного положениями ст. 4.5 КоАП РФ.
Таким образом, факт совершения ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ, должным образом установлен, а доводы жалобы не содержат оснований для отмены постановления должностного лица. Юридически значимые обстоятельства определены правильно, существенных процессуальных нарушений норм КоАП РФ не допущено.
При установленных по делу обстоятельствах постановление должностного лица подлежит изменению. Вносимые изменения - исключение из объема части инкриминируемых нарушений, не влекут снижения назначенного должностному лицу наказания, поскольку оно назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
Жалобу ФИО1 оставить без удовлетворения.
Постановление № 39-07-32-154 от 21.08.2020 и.о. начальника отдела административного производства контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Пермского края ФИО3 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ, в отношении начальника управления муниципального заказа администрации города Перми ФИО1 изменить: исключить вывод о нарушении ФИО1 п.п.1 п.1 ст.31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в части неоформления на стадии размещения извещения и аукционной документации формы гарантийного паспорта.
В остальной части постановление должностного лица оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Копия верна.
Судья - Ю.Н.Шпигарь