Судья Мосунова Е.В. | УИД 11RS0001-01-2022-012988-91 Дело №21-641/2022 (№12-1275/2022) |
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Республики Коми Шибакова Т.А., при секретаре Калинкович И.С., рассмотрев 07 декабря 2022 года в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре жалобу заместителя министра сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми Бабина О. В. на решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 27 сентября 2022 года, вынесенное в отношении должностного лица - заместителя министра сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми Бабина О. В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Постановлением руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Коми <Номер обезличен> от 02 августа 2022 года должностное лицо - заместитель министра сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми Бабина О.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде предупреждения.
Решением судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 27 сентября 2022 года приведенное постановление должностного лица административного органа оставлено без изменения, жалоба Бабина О. В. - без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Коми, должностное лицо Бабина О.В., в отношении которой вынесено постановление по делу, просит отменить состоявшееся по делу решение суда, производство по делу прекратить на основании части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием события и состава административного правонарушения.
Возражая против привлечения к административной ответственности, Бабина О.В. указала, что Порядком предоставления субсидий на компенсацию предприятиям хлебопекарной промышленности части затрат на реализацию произведенных и реализованных хлеба и хлебобулочных изделий (приложение 2.21), утвержденным Постановлением Правительства Республики Коми от 31 октября 2019 года №525 «О Государственной программе Республики Коми «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развитие рыбохозяйственного комплекса» (далее по тексту Порядок), предусмотрен перечень документов, требуемых для получения субсидий (пункт 12 Порядка), в котором документы, детализирующие перечень продукции, включенной в справки-расчеты для получения субсидий (в том числе счетов-фактур), не приведены, в связи с чем обязанность получателя субсидии по их представлению отсутствует. В продолжение изложенному, настаивала, что запрос иных, не предусмотренных п.12 Порядка документов, в отсутствие к тому нормативного регулирования, не входил в ее должностные полномочия, а потому не свидетельствует о ненадлежащем исполнении возложенных на нее как на должностное лицо обязанностей. Полагала ошибочным вывод судьи городского суда о наличии в действиях состава вмененного административного правонарушения, мотивированный наличием в материалах дела детализирующих перечней продукции без учета их представления получателями субсидии не к справке-расчету в составе документов на получение субсидии, а в ходе проведения проверки административным органом, фактически возложившим, на нее ответственность за отсутствие достаточного нормативного урегулирования порядка субсидирования, обеспечивающего законность предоставления субсидии. Считала, что в рассматриваемом случае субсидии предоставлялись строго в соответствии с Порядком, а факт субсидирования иных видов продукции, не соответствующей ОКПД, связан с представлением получателями субсидии недостоверных сведений, а не с неисполнением с ее стороны должностных обязанностей.
В судебном заседании защитник заявителя Бабиной О.В. - Мишарина Е.С. доводы жалобы подержала.
Должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, Честнова Л.И., будучи извещена о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании Верховного Суда Республики Коми участие не принимала, направила письменные возражения, в которых просила в удовлетворении жалобы отказать, полагая решение суда законным и обоснованным, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, заслушав явившегося в судебное заседание защитника Мишарину Е.С., прихожу к следующему выводу.
Частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Объектом указанного правонарушения являются бюджетные правоотношения, связанные с предоставлением межбюджетных трансфертов.
Объективную сторону данного правонарушения составляет нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, и (или) финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем), получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий их предоставления.
Субъектами рассматриваемого правонарушения являются должностные лица, участвующие в предоставлении и получении межбюджетных трансфертов.
Субъективная сторона состава правонарушения может выражаться как в форме умысла, так и неосторожности.
Общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений установлены Бюджетным кодексом Российской Федерации, который также определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации.
Положениями статей 6, 129, пункта 1 части 1 статьи 132.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что межбюджетные трансферты - это средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации; межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются, в том числе, в форме иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации. Иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в случае софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, не урегулированных федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
Соглашения о предоставлении иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и дополнительные соглашения к указанным соглашениям, предусматривающие внесение в них изменений или их расторжение, заключаются в соответствии с типовыми формами, утверждаемыми Министерством финансов Российской Федерации (пункт 2 статьи 132.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации правила предоставления и распределения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, формы которых предусмотрены абзацами 3 - 5 статьи 129 настоящего Кодекса, устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2020 года №2140 утверждены Правила предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации на осуществление компенсации предприятиям хлебопекарной промышленности части затрат на производство и реализацию произведенных и реализованных хлеба и хлебобулочных изделий (далее также Правила).
Согласно пункту 5 Правил предоставление иных межбюджетных трансфертов осуществляется на основании соглашения о предоставлении иных межбюджетных трансфертов, заключаемого между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - соглашение).
В силу подпункта «а» пункта 6 Правил в качестве условия предоставления межбюджетных трансфертов предусматривается, в том числе наличие нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, предусматривающего порядок и условия предоставления компенсации и включающего требования к их получателям, а также перечень документов, необходимых для получения компенсации на производство и реализацию 1 тонны произведенных и реализованных хлеба и хлебобулочных изделий.
Так, Постановлением Правительства Республики Коми от 31 октября 2019 года №525, утвержден Порядок предоставления субсидии на компенсацию предприятиям хлебопекарной промышленности части затрат на производство и реализацию произведенных и реализованных хлеба и хлебобулочных изделий (приложение 2.21), на основании пункта 1 которого субсидии предоставляются Министерством сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми (далее - Министерство), осуществляющим функции главного распорядителя бюджетных средств, до которого в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации как получателя бюджетных средств республиканского бюджета Республики Коми доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий на соответствующий финансовый год и плановый период.
При этом согласно пунктам 16, 18 Порядка (в редакции, действующей на момент предоставления субсидии) финансирование расходов осуществляется Министерством на основании сводных справок-расчетов и сведений о причитающихся субсидиях, составленных ГКУ Республики Коми «Центр государственной поддержки агропромышленного комплекса и рыбного хозяйства Республики Коми» на основании справок-расчетов, представленных Управлению Федерального казначейства по Республике Коми, в пределах средств, предусмотренных на эти цели в республиканском бюджете Республики Коми на текущий финансовый год. Контроль соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий осуществляется Министерством, органами государственного финансового контроля в Республике Коми и иными уполномоченными государственными органами контроля и надзора.
Между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Министерством заключено соглашение о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации <Номер обезличен> от 18 февраля 2021 года (далее по тексту соглашение).
В соответствии с пунктом 4.3.7 соглашения Министерство обязалось выполнять иные обязательства, установленные бюджетным законодательством Российской Федерации, Правилами.
Пунктом 2 Правил к предприятиям хлебопекарной промышленности отнесены организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, а именно организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством хлеба и хлебобулочных изделий недлительного хранения (со сроком годности менее 5 суток) (код вида экономической деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) - 10.7.1.1).
Этим же пунктом Правил под хлебом и хлебобулочными изделиями предусмотрен хлеб недлительного хранения, булочные изделия недлительного хранения (со сроком годности менее 5 суток) (код продукции в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОКПД 2 – 10.71.11.110 и 10.71.11.120).
Согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности, утвержденному приказом Росстандарта от 31.01.2014 №14-ст: - по ОКПД 10.71.11.110 числится хлеб недлительного хранения; - по 10.71.11.120 – булочные изделия недлительного хранения.
Как усматривается из материалов дела, по результатам проведения Управлением Федерального казначейства по Республике Коми плановой выездной проверки, инициированной приказом <Номер обезличен> от 22 марта 2022 года, установлено, что Бабина О.В., занимая должность заместителя Министра, в период с 20 по 29 сентября 2021 года одновременно исполняя обязанности министра, который является ответственным за выполнение возложенных на Министерство задач и функций, допустила нарушение порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, не проконтролировав соответствие ОКПД видов хлеба и хлебобулочных изделий продукции, указанных в справках-расчетах для получения субсидии ООО «Сыктывкархлеб» и АО «Печорский хлебомакаронный комбинат», что привело к перечислению 27 сентября 2021 года заявками на кассовый расход средств иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из федерального бюджета в соответствии с соглашением в большем объеме за счет включения в расчет субсидии продукции, не подлежащей субсидированию.
Выявленные в ходе проверки нарушения послужили основанием для привлечения должностного лица - заместителя министра сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми Бабиной О.В., одновременно в период с 20 по 29 сентября 2021 года исполнявшей обязанности министра сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми, постановлением руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Коми от 02 августа 2022 года к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Рассматривая жалобу на указанное выше постановление, судья городского суда счел доказанным наличие в действиях должностного лица Бабиной О.В. состава административного правонарушения, предусмотренного указанной нормой, придя к выводу об отсутствии нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.
Фактические обстоятельства инкриминируемого административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, в числе которых: соглашение о предоставлении иного межбюджетного трансферта <Номер обезличен> от 08 февраля 2021 года; справки-расчеты о причитающихся субсидиях от получателей ООО «...» и АО «...»; детализация объемов хлеба и хлебобулочных изделий на соответствие ОКПД; заявки на кассовый расход за 27 сентября 2021 года с приложенными платежными поручениями о перечислении субсидий; Положение о Министерстве, утвержденное постановлением Правительства Республики Коми №572 от 15 декабря 2016 года; приказы Министерства «О возложении обязанностей» <Номер обезличен>-о от 20.08.2021 и <Номер обезличен>-о от 31.08.2021; табеля учета рабочего времени за август-сентябрь 2021 года, а также иными доказательствами, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 данного Кодекса.
Исходя из приведенного нормативного регулирования, требований пункта 18 Порядка, Министерство несет ответственность за результативность и целевой характер использования бюджетных средств, полученных в соответствии с условиями соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансферта. По условиям указанного соглашения Министерство в силу статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации по отношению к главному распорядителю средств - Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, выступает получателем межбюджетного трансферта, на которого возложена обязанность соблюдения порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, при этом именно нарушение последних допущено Бабиной О.В. как должностным лицом получателя средств бюджета.
Требования статьи 24.1 названного Кодекса соблюдены, при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 названного Кодекса.
Действия Бабиной О.В., являющейся в силу примечания к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностным лицом, квалифицированы по части 3 статьи 15.15.3 названного Кодекса в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и бюджетного законодательства.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено по правилам статей 3.1, 4.1-4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с применением статьи 4.1.1 Кодекса, что отвечает принципу соразмерности наказания и в жалобе не оспорено.
Доводы жалобы не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения судьи городского суда, поскольку нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 5 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых постановления должностного лица и решения судьи городского суда, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 27 сентября 2022 года, вынесенное в отношении должностного лица - заместителя министра сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми Бабина О. В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу заместителя министра сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми Бабина О. В. - без удовлетворения.
Судья Т.А. Шибакова