Дело № 12-33/2019
ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ
683009 Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Курчатова, д. 6
РЕШЕНИЕ
«12» февраля 2019 года г. Петропавловск-Камчатский
Судья Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края Лаевская Римма Петровна, рассмотрев жалобу ФИО2 на определение заместителя прокурора г. Петропавловска-Камчатского от 30 ноября 2018 года об отказе в возбуждении в отношении руководителя Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа ФИО1 производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 13.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения,
УСТАНОВИЛ:
Определением заместителя прокурора г. Петропавловска-Камчатского от 30 ноября 2018 года отказано в возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 13.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении руководителя Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (далее – Управление) ФИО1, на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Не согласившись с определением, ФИО2 обратился в Петропавловск-Камчатс-кий городской суд Камчатского края с жалобой об отмене, ссылаясь на следующие доводы. Решением Петропавловск-Камчатского городского суда от 13 июня 2017 года по делу № 2- 2853/2017 по иску ФИО4 к Комитету по управлению жилищным фондом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа возложена обязанность на Комитет обработать (пропитать) деревянные конструкции чердачного помещения <...> в г. Петропавловске-Камчатском огнезащитным составом в месячный срок со дня вступления в законную силу. 25 августа 2017 года обращался к Главе Петропавловск-Камчатского городского округа с заявлением о предоставлении сведений какие меры принимаются Комитетом для исполнения решения Петропавловск-Камчатского городского суда от 13 июня 2017 года по делу №2-2853/2017. Письмом от 29 июня 2018 года за подписью председателя Управления ФИО3 дан ответ, что заключен муниципальный контракт на выполнение работ по ремонту зданий, жилых помещений с целью выполнения судебных актов по требованиям неимущественного характера (капитальный ремонт кровли д. №7 по ул. Братской в г. Петропавловске-Камчатском). При рассмотрении административного дела № 2а-6862/2018 по его административному иску о признании незаконным бездействия Управления, выразившемся в несвоевременном рассмотрении его обращения от 28 мая 2018 года, Управлением суду была предоставлена выписка из реестра простых почтовых отправлений от 02 июля 2018 года. Данная выписка из реестра простых почтовых отправлений была представлена в форме таблицы, выполненной компьютерным способом на листе формата А4, простым рукописным текстом сделана приписка «копия с электронного реестра верна». Таким образом, можно сделать вывод, что в Управлении в произвольной форме ведется некий электронный реестр простых почтовых отправлений, сведения, содержащиеся в данном реестре, отсутствуют в общем доступе и никому не предоставляются. Кроме того, данный реестр простых почтовых отправлений не содержит какого-либо оттиска почтового отделения, подтверждающего отправление письма Управления от 29 июня 2018 года. 01 ноября 2018 года обращался к прокурору г. Петропавловска-Камчатского с заявлением о привлечении председателя Управления к административной ответственности. Определением заместителя прокурора г. Петропавловска-Кам-чатского от 30 ноября 2018 года отказано в возбуждении административного производства с мотивировкой, что в ходе проведенной проверки нарушений в области персональных данных прокуратурой города не выявлено. Вместе с тем, из определения не следует, что его доводам о незаконности ведения Управлением реестра простых почтовых отправлений дана какая-либо правовая оценка, мотивы, по которым они признаны несостоятельными и отклонены, в
обжалуемом определении не приведены. Таким образом, решение об отсутствии в действия руководителя Управления ФИО1 состава административного правонарушения заместитель прокурора г. Петропавловска-Камчатского фактически не мотивировал.
В рассмотрении жалобы ФИО2 участия не принимал, извещен, ходатайств не направлял.
Прокурор г. Петропавловска-Камчатского участия в судебном заседании не принимал, извещен.
Руководитель Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа ФИО1 не принимала участие в рассмотрении жалобы, извещена, ходатайств не направляла.
Изучив материалы надзорного производства № ПК-3911-2015, доводы жалобы ФИО2, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 28.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении может быть начато при наличии достаточных данных, указывающих на событие административного правонарушения.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 28.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 настоящего Кодекса).
Указанные материалы, сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях.
Согласно ч. 3 ст. 28.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Вопрос о том, являются ли сообщенные в заявлении данные достаточными для возбуждения дела об административном правонарушении, разрешается лицом, уполномоченным возбуждать такие дела.
В силу ч. 1 ст. 28.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.
Основанием для привлечения к административной ответственности по ст. 13.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, является нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных).
Отношения, связанные с обработкой персональных данных, регулируются Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее-Федеральный закон № 152-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 152-ФЗ, указанным Законом регулируются отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами (далее - государственные органы), органами местного самоуправления, не входящими в систему органов местного самоуправления муниципальными органами (далее - муниципальные органы), юридическими лицами, физическими лицами с использованием средств автоматизации или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации.
Целью указанного закона является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (ст. 2 Федерального закона№ 152-ФЗ).
Согласно ст. 3 Федерального закона № 152-ФЗ персональными данными признается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
Оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.
Обработкой персональных данных является любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.
Согласно ст. 6 Федерального закона № 152-ФЗ, обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом. В соответствии с п. 2 ч. 1 данной статьи обработка персональных данных допускается, в том числе, для достижения целей, предусмотренных законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации функций, полномочий и обязанностей.
В силу ст. 7 Федерального закона № 152-ФЗ операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Исходя из положений ст. 24 Федерального закона № 152-ФЗ лица, виновные в нарушении требований настоящего Федерального закона, несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность.
Из исследованных материалов надзорного производства № ПК-3911-2015 следует, что 02 ноября 2018 года в прокуратуру г. Петропавловска-Камчатского поступило заявление ФИО2 о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении руководителя Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа по ст. 13.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которое зарегистрировано за вх. № 5660).
Согласно заявлению ФИО2, решением Петропавловск-Камчатского городского суда от 13 июня 2017 года по делу № 2- 2853/2017 по иску ФИО4 на Комитет по управлению жилищным фондом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа возложена обязанность обработать (пропитать) деревянные конструкции чердачного помещения <...> в г. Петропавловске-Камчатском огнезащитным составом в месячный срок со дня вступления в законную силу. 25 августа 2017 года обратился к Главе Петропавловск- Камчатского городского округа с заявлением о предоставлении сведений о мерах, принимаемых Комитетом для исполнения указанного решения. Письмом от 29 июня 2018 года за подписью председателя Управления ФИО3 дан ответ, что заключен муниципальный контракт на выполнение работ по ремонту зданий, жилых помещений с целью выполнения судебных актов по требованиям неимущественного характера (капитальный ремонт кровли д. №7 по ул. Братской в г. Петропавловске-Камчатском). При рассмотрении административного дела № 2а-6862/2018 по его административному иску о признании незаконным бездействия Управления, выразившегося в несвоевременном рассмотрении его обращения от 28 мая 2018 года, Управлением суду была предоставлена выписка из реестра простых почтовых отправлений от 02 июля 2018 года в форме таблицы, выполненной компьютерным способом на листе формата А4, и простым рукописным текстом сделана приписка «копия с электронного реестра верна». Таким образом, можно сделать вывод, что в Управлении в произвольной форме ведется некий электронный реестр простых почтовых отправлений, сведения, содержащиеся в данном реестре, отсутствуют в общем доступе и никому не предоставляются. Кроме того, данный реестр простых почтовых отправлений не содержит какого-либо оттиска почтового отделения, подтверждающего отправление письма Управления от 29 июня 2018 года.
Согласно ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 года № 2202-1, прокуратура Российской Федерации - единая федеральная центра-
лизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами.
В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых интересов общества и государства прокуратуре Российской Федерации предоставлены функции надзора.
Частью 1 ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрены действия прокурора при осуществлении возложенных на него функций.
Решением заместителя прокурора г. Петропавловска-Камчатского № 1270-р/7 от 06 ноября 2018 года, в целях дачи оценки действиям должностных лиц Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, в части надлежащего рассмотрения обращения ФИО2, с 06 ноября 2018 года по 30 ноября 2018 года назначена проверка в администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, в ходе которой 07 ноября 2018 года в Управлении истребована инструкция или приказ, в соответствии с которыми осуществляется отправка почтовой корреспонденции, в том числе, на обращение граждан.
На поступившее в администрацию ПКГО 29 мая 2018 года за вх. регистрационным № 13-02-02-00/10667/18 заявление ФИО2 от 28 мая 2018 года по вопросу исполнения судебного решения по делу № 2-2853/2017, руководителем Управления 29 июня 2018 года подготовлен ответ, направленный в адрес заявителя 02 июля 2018 года простым почтовым отправлением.
В ходе рассмотрения судьей Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края административного дела № 2а-6862/2018 по административному исковому заявлению ФИО2 к Управлению коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о признании незаконным бездействия, выразившегося в несвоевременном рассмотрении обращения ФИО2 от 28 мая 2018 года, по запросу суда представлен и исследован реестр простых почтовых отправлений от 02 июля 2018 года.
На требование заместителя прокурора г. Петропавловска-Камчатского в ответе № 01-12-01/7494/18 от 19 ноября 2018 года и.о. руководителя Управления, ссылаясь на п. 10 Правил оказания услуг почтовой связи, указал, что простые почтовые отправления принимаются от отправителя без выдачи ему квитанции и доставляются (вручаются) адресату без расписки в получении. Согласно п. 8.41 Правил делопроизводства в администрации Петропавловск-Камчатского городского округа и в органах администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (утв. Распоряжением Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа № 28-р от 08 февраля 2016 года) обработка документов для отправки почтовой связью осуществляется службой документационного обеспечения в соответствии с действующими Правилами оказания услуг почтовой связи. Документы, подлежащие отправке, должны обрабатываться и отправляться не позднее рабочего дня следующего за днем их подписания. Корреспонденция, требующая немедленной отправки, отправляется в день ее подписания. Ведение какого-либо реестра отправлений простых почтовых отправлений Правилами делопроизводства не предусмотрено.
В соответствии со ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях признаком административного правонарушения является противоправность, то есть нарушение в результате действия (бездействия) правовых норм.
Из положения ч. 3 ст. 28.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях не следует, что для возбуждения дела об административном правонарушении необходимо наличие доказательств совершения административного правонарушения. На стадии возбуждения дела об административном правонарушении административный орган, должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, исследует данные, то есть сведения, сообщенные ему заявителем либо полученные в ходе проверки жалобы.
Частью 5 статьи 28.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено, что в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносит-
ся мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Пунктом 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Исследовав полученные в ходе проверки материалы, заместитель прокурора г. Петропавловска-Камчатского пришел к выводу об отсутствии в действиях руководителя Управления ФИО1 состава административного правонарушении, предусмотренного ст. 13.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с чем, 30 ноября 2018 года вынес определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, поскольку действующим законодательством предусмотрена возможность обработки персональных данных, в том числе для достижения целей, предусмотренных законом, а также для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации функций, полномочий и обязанностей. В данном случае, обработка персональных данных осуществлена органом местного самоуправления на законном основании, с целью выполнения возложенных законодательством обязанностей по надлежащему рассмотрению обращений граждан.
Не согласившись с определением, ФИО2 10 декабря 2018 года обратился с жалобой в Петропавловск-Камчатский городской суд.
Порядок обжалования определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, вынесенного должностным лицом, вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом, исчерпывающим образом определен главой 30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 настоящего Кодекса, в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела. Иные лица таким правом не наделены.
Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении обжалуется в соответствии с правилами, установленными настоящей главой (ч. 4 ст. 30.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Указанной нормой закреплено право заинтересованного лица на обжалование определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
При рассмотрении жалобы ФИО2 законность и обоснованность обжалуемого определения проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов (п. 8 ч. 1 ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях). Частью 3 ст. 30.6 названного Кодекса установлено, что судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В ходе проверки, заместитель прокурора г. Петропавловска-Камчатского пришел к выводу, что обработка персональных данных осуществлена органом местного самоуправления на законном основании, с целью выполнения возложенных законодательством обязанностей по надлежащему рассмотрению обращений граждан, что соответствует п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 152-ФЗ. Кроме того, в действиях руководителя Управления ФИО1 не установлены нарушения требований Федерального закона № 152-ФЗ, образующие объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного одной из частей ст. 13.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Проверив представленные на рассмотрение жалобы материалы надзорного производства, принимая во внимание обстоятельства, послужившие основанием обращения ФИО2 в прокуратуру г. Петропавловска-Камчатского, учитывая все вышеизложенное, нахожу вывод, изложенный заместителем прокурора г. Петропавловска-Камчатского в определении, законным и обоснованным, поскольку каких-либо доказательств, опровергающих данный вывод, материалы дела не содержат.
Доводы жалобы ФИО2 о том, что обжалуемое определение не мотивировано, поскольку не дана правовая оценка его доводам о незаконности ведения Управлением реестра простых почтовых отправлений и отсутствии в действиях руководителя Управления ФИО1 состава административного правонарушения, нельзя признать обоснованным.
Нормами Кодекса РФ об административных правонарушениях не регламентируется содержание определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, вместе с тем, требование о мотивированности данного определения предполагает наличие в нем сведений о том, кем, когда и по какому факту вынесено данное определение, на основании какой нормы принято решение об отказе в возбуждении дела и каковы мотивы принятого решения.
Обжалуемое определение отвечает указанным требованиям, оснований для его отмены по указанным доводам заявителя не имеется.
При производстве по делу не допущено каких-либо существенных процессуальных нарушений, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения данного дела, выяснены всесторонне, полно и объективно.
С учетом изложенного, не имеется оснований для отмены определения заместителя прокурора г. Петропавловска-Камчатского от 30 ноября 2018 года об отказе в возбуждении в отношении руководителя Управления ФИО1 производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 13.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Определение заместителя прокурора г. Петропавловска-Камчатского от 30 ноября 2018 года об отказе в возбуждении в отношении руководителя Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа ФИО1 производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 13.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения - оставить без изменения, жалобу ФИО2 - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Р.П. Лаевская