ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-127/15 от 27.07.2015 Ленинскогого районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

№12-127/15

Р Е Ш Е Н И Е

27 июля 2015 года город Ставрополь

Ленинский районный суд города Ставрополя

в составе:

председательствующего судьи Масловой И.Н.

при секретаре Терещенко А.Н.

рассмотрев в судебном заседании в зале суда жалобу генерального директора ООО «Аврора СК» ФИО1 на постановление МРУ Росфинманиторинга по СКФО <номер обезличен> от <дата обезличена> о привлечение к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу (МРУ Росфинманиторинга) по СКФО <номер обезличен> от <дата обезличена> генеральный директор ООО «Аврора СК» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена с. 2 ст. 15.27 КОАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30.000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, генеральный директор ООО «Аврора СК» ФИО1 подал в суд жалобу, в которой просит отменить указанное постановление и прекратить производство по делу.

В обоснование своих доводов ФИО1 указал, что Постановлением МРУ Росфинмониторинга по СКФО <номер обезличен> от <дата обезличена> он привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 30.000 рублей. Постановление получено им <дата обезличена>, что подтверждается почтовым конвертом с почтовым идентификатором 35760185026832 и распечаткой с сайта «Почты России». С постановлением <номер обезличен> от <дата обезличена> генеральный директор ООО «Аврора СК» ФИО1 не согласен в полном объеме, считает его незаконным и необоснованным. Сотрудниками МРУ Росфинмониторинга по СКФО была проведена проверка соблюдения ООО «Аврора СК» требований законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма за период с<дата обезличена> по <дата обезличена>. По результатам проверки генеральный директор ООО «Аврора СК» ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ за нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, которое, по мнению административного органа, выразилось в том, что: ООО «Аврора СК» не состоит на учете в МРУ Росфинмониторинга по СКФО. Не осуществляется идентификация лиц, находящихся на обслуживании в ООО «Аврора СК» на предмет причастности их к экстремистской деятельности, перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, в работе не используется. Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, разработанные Обществом не соответствует действующему законодательству. Специальное должностное лицо, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля в ООО «Аврора СК» в период с <дата обезличена> по <дата обезличена> не соответствовало требованиям действующего законодательства. Требования законодательства в части подготовки и обучения кадров в ООО «Аврора СК» в проверяемом периоде исполнялись не в полном объеме. В уполномоченный орган не предоставлены сведения по операциям, подпадающим под критерии и признаки необычных сделок. ООО «Аврора СК» не состоит на учете в МРУ Росфинмониторинга по СКФО. Не осуществляется идентификация лиц, находящихся на обслуживании в ООО «Аврора СК» на предмет причастности их к экстремистской деятельности, перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, в работе не используется. Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, разработанные Обществом не соответствует действующему законодательству. Специальное должностное лицо, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля в ООО «Аврора СК» в период с <дата обезличена> по <дата обезличена> не соответствовало требованиям действующего законодательства. Требования законодательства в части подготовки и обучения кадров в ООО «Аврора СК» в проверяемом периоде исполнялись не в полном объеме. В уполномоченный орган не предоставлены сведения по операциям, подпадающим под критерии и признаки необычных сделок.

Генеральный директор ООО «Аврора СК» с вменяемыми нарушениями не согласен в связи с тем, что он не является субъектом административной ответственности. Статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля. Субъектом административной ответственности по части 2 статьи 15.27 КоАП РФ может быть лицо, которое указано в перечне, установленном статьей 5 Федерального закона от <дата обезличена> № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее «Закон № 115-ФЗ»), при совершении операций с клиентами, которые определены в статье 3 этого же Федерального закона. Согласно ст. 5 Закона № 115-ФЗ, в целях указанного Федерального закона к: организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся: организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества. Согласно пункту 1.1 статьи 6 Закона N 115-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент совершения нарушения) сделка с недвижимым имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3.000.000 рублей, либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3.000.000 рублей, или превышает ее. Под обязательным контролем в силу статьи 3 этого Закона № 115-ФЗ понимается совокупность принимаемых уполномоченным органом мер по контролю за операциями с денежными средствами или иным имуществом на основании информации, представляемой ему организациями, осуществляющими такие операции, а также по проверке этой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с пунктом 4 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом.

Из приведенных норм следует, что обязанности, установленные подпунктом 4 пункта 11 статьи 7 Федерального закона от <дата обезличена> № 115-ФЗ, возникают только при условий фактического осуществления деятельности, указанной в статье 5 ФЗ от <дата обезличена> № 115-ФЗ. В Постановлении административный орган ссылается на то, что Общество в проверяемый период осуществляла деятельность по предоставлению посреднических услуг при осуществлении сделок купли - продажи недвижимого имущества, в связи с чем. по мнению МРУ Росфинмониторинга по СКФО, ООО «Аврора СК» относится к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным Имуществом, и обязано принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Между тем, согласно п. 2.2. Устава Общество вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом. Посредническая Деятельность по купле-продаже недвижимого имущества ООО «Аврора СК» не осуществлялась. Ссылка административного органа на Устав Общества и на выписку из ЕГРЮЛ (где основной вид деятельности - ОКВЭД 70.3), как на документы доказывающие факт осуществления ООО «Аврора СК» деятельности по предоставлению посреднических услуг при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества является необоснованной.

Указание в Уставе Общества в качестве основного предмета деятельности осуществление деятельности по предоставлению посреднических услуг при покупке, продажа и аренде жилого недвижимого имущества само по себе не является доказательством фактического осуществления Обществом такой деятельности. Такое указание при отсутствии доказательств фактического оказания таких услуг, не является безусловным основанием отнесения ООО «Аврора СК» к субъектам, указанным в статье 5 Федерального закона от <дата обезличена> № 115-ФЗ.

Код ОКВЭД 70.3 «Предоставление посреднических услуг, связанных с недвижимым имуществом», может быть применен при оказании любых услуг, осуществляемых с недвижимым имуществом, и не указывает на то, что Общество осуществляет посреднические услуги именно по купли-продажи недвижимого имущества.

Административным органом в проверяемом периоде не выявлено фактов оказания Обществом посреднических услуг при осуществлении сделок купли -продажи недвижимого имущества, в связи с тем, что указанная деятельность Обществом не осуществляется.

Единственным видом деятельности, осуществляемым Обществом, является предоставление исключительно посреднических услуг по аренде нежилых помещений, данный вид деятельности не относится к указанным в ст. 5 Закона № 115 -ФЗ видам деятельности, которые позволили бы отнести ООО «Аврора СК» к организациям обязанным принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В связи с тем, что Общество не оказывает посреднических услуг по купле-продаже недвижимого имущества, Генеральный директор ООО «Аврора СК» ФИО1 не является субъектом административной ответственности, а в его действиях (бездействии) отсутствуют признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения являются обстоятельствами, подлежащими доказыванию по делу об административном правонарушении.

В силу пунктов 1 и 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об Административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события, либо состава административного правонарушения. Учитывая, что правонарушение вменено Генеральному директору ООО «Аврора СК» ФИО1 без надлежащего установления административным органом надичия в действиях ФИО1 события и состава вменяемого ему административного правонарушения - что является его обязанностью в ходе производства по делу об административном правонарушении, Постановление МРУ Росфинмониторинга по СКФО <номер обезличен> от <дата обезличена> является незаконным, и подлежит отмене.

В судебное заседание заявитель не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим.

В судебном заседании представитель заявителя по доверенности требования жалобы поддержала, просила ее удовлетворить по изложенным в ней основаниям.

Представитель МРУ Росфинмониторинга по СКФО возражала против удовлетворения жалобы, указав, что постановление является законным и обоснованным.

Суд, выслушав участников производства по делу об административном правонарушении, исследовав представленные материалы, считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.

Данный вывод суда основан на следующем.

МРУ Росфинмониторинга по СКФО проведена проверка соблюдения Обществом с ограниченной ответственностью «Аврора СК» требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В ходе проверки установлен факт неисполнения ООО «Аврора СК» законодательство Российской Федерации о противодействии, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

<дата обезличена> МРУ Росфинмониторинга по СКФО составлен акт проверки <номер обезличен>.

<дата обезличена> МРУ Росфинмониторинга по СКФО составлен протокол об административном правонарушении от <номер обезличен>

<дата обезличена> МРУ Росфинмониторинга по СКФО вынесено постановление <номер обезличен> о привлечении генерального директора ООО «Аврора СК» ФИО1 к административной ответственности по части 2 статьи 15.27 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей

Квалификация по ч. 2 чт. 15.27 КоАП РФ осуществляется за действия (бездействия), которые повлекли непредставление сведений и (или) представление недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо подозрительных операциях (операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма).

Обязательным контролем является совокупность принимаемых уполномоченным органом мер по контролю за операциями с денежными средствами или иным имуществом на основании информации, представляемой ему организациями, осуществляющими такие операции, а также по проверке этой информации в соответствии с законодательством РФ.

Операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю, определены ст. 6 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

С объективной стороны правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ, выражается в неисполнении законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля.

Квалифицирующим признаком, кроме неисполнения требований по организации и осуществлению внутреннего контроля являются последствия в виде непредставления сведений по операциям, подлежащим контролю.

В ходе проведения проверки МРУ Росфинмониторинга по СКФО изучались операции, проводимые ООО «Аврора СК», сопоставлены с операциями, критерии которых отражены в Приказе Росфинмониторинга от <дата обезличена><номер обезличен> «Об утверждении рекомендаций по разработке критериев выявления и определению приказов необычных сделок», в Правилах внутреннего контроля ООО «Аврора СК».

В МРУ Росфинмониторинга по СКФО не сообщено о заключении договора займа <номер обезличен> от <дата обезличена> на сумму 1.099.000 рублей, договора займа <номер обезличен> от <дата обезличена> на сумму 1.700.000 рублей.

Согласно указанным договорам ООО «Аврора СК» (Заемщик) выплачивает ФИО2 проценты на сумму займа в размере двух процентов годовых (2%).

В соответствии с п.4.4 - п.4.7 Правил внутреннего контроля, ООО «Аврора СК» при выявлении соответствующих операций (сделок) сотрудник Организации, выявивший указанную сделку, составляет Сообщение - документ, содержащий сведения об операции (сделке), а решение о предоставлении сведений о соответствующей операции в Росфинмониторинг принимается Руководителем (генеральным директором ФИО1).

ООО «Аврора СК» должно было выявить указанные операции и рассмотреть необходимость информирования уполномоченного органа об осуществляемой операции, чего сделано не было.

ООО «Аврора СК» указанные операции не выявлены, в сообщениях не зафиксированы, что свидетельствует об отсутствии осуществления внутреннего контроля в ООО «Аврора СК», что повлекло непредставление сведений об операциях, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Генеральным директором ФИО1, не организован и не осуществляется внутренний контроль в том виде и объеме, который бы позволял достигать его цели по выявлению соответствующих операций с учетом определения внутреннего контроля, приведенного в статье 3 Федеральный закона № 115-ФЗ, то есть в организации отсутствует системный подход, позволяющий на постоянной основе выявлять соответствующие операции и направлять о них сообщения в уполномоченный орган.

Суд не может согласиться с доводами ФИО1 о том, что он не является субъектом административной ответственности, установленной за правонарушение, предусмотренное ч.2 ст. 15.27 КоАПРФ.

Субъектом правонарушения по статье 15.27 КоАП РФ является организация, осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом, поименованные в ст. 5 Федерального закона № 115-ФЗ, и должностные лица этих организаций.

Ст. 5 Федерального закона № 115-ФЗ определен исчерпывающий перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, на которые распространяются требования Федерального закона. К данным организациям, в частности, относятся организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.

Проверкой, проведенной МРУ Росфинмониторинга по СКФО, установлено, что согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ОООО «Аврора СК» заявлено предоставление посреднических услуг, связанных с недвижимым имуществом.

В п.2.2 ст.2 Устава ООО «Аврора СК» одним из видов деятельности ООО «Аврора СК» является предоставление посреднических услуг при покупке, продаже и аренде жилого и нежилого недвижимого имущества, таким образом, ООО «Аврора СК», согласно учредительным документам, относится к организациям, оказывающим посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.

Юридические и должностные лица перед началом осуществления деятельности обязаны изучить требования законодательства в установленной сфере деятельности для того, чтобы иметь возможность не только зарегистрировать общество, но и обеспечить исполнение обществом всех требований законодательства.

ООО «Аврора СК», при внесении сведений о кодах по ОКВЭД в ЕГРЮЛ заявлено, что одним из видов экономической деятельности общества является предоставление посреднических услуг связанных с недвижимым имуществом, что свидетельствует о прямом намерении осуществлять оказание посреднических услуг при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.

Из анализа Федерального закона от <дата обезличена> №115-ФЗ, Постановления Правительства РФ от <дата обезличена><номер обезличен> «Об утверждении Положение о постановке на учёт в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы утверждено», действовавшим до <дата обезличена> и Постановления Правительства РФ от <дата обезличена> N 364 "Об утверждении Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации" следует, что обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по постановке на учет, разработке и утверждению ПВК не ставятся в зависимость от фактического осуществления деятельности, предусмотренной ст. 5 Федерального закона.

Для возникновения обязанностей достаточно намерения юридического лица оказывать такие услуги. Намерения осуществлять виды деятельности вытекают из положений учредительных документов.

Оценка фактического осуществления обществом вышеуказанной деятельности влияет только на обязанность, поименованную в подпункте 4 пункта 1 статьи 7 Закона 115-ФЗ, согласно которой организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом.

Предусмотренная законодательством обязанность по разработке правил внутреннего контроля и программ его осуществления, назначению специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, не связана с наличием обязательного условия фактического осуществления организацией соответствующей деятельности. Принятие мер, направленных на организацию внутреннего контроля, должно предшествовать соответствующей деятельности.

В соответствии со ст.4 Федерального закона № 115-ФЗ процедуры внутреннего контроля являются обязательными для осуществления в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.

Таким образом, Федеральным законом № 115-ФЗ прямо установлена обязанность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, осуществить ряд мер, направленных на организацию системы внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ, которая позволила бы выявлять операции, подлежащие обязательному контролю, а также иные операции с денежными средствами или иным имуществом, связанные с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, а также своевременно представлять о таких операциях информацию в уполномоченный орган.

Однако осуществлению внутреннего контроля должна предшествовать его организация, включающая в себя разработку правил внутреннего контроля, назначение специального должностного лица, ответственного за их соблюдение, соответствующего установленным законодательствам квалификационным требованиям, а также принятие иных внутренних организационных мер в 4 установленных целях.

Таким образом, к началу фактического осуществления организацией деятельности должны быть созданы все условия для работы по линии противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Указанное бездействие ФИО1, генерального директора ООО «Аврора СК» находится в прямой причинно-следственной связи, поскольку постановка на учёт соответствующих юридических лиц означает нахождение общества в системе ПОД/ФТ и сигнализирует о наличии знаний в указанной сфере законодательства, что, безусловно, влияет на исполнение должным образом обязанностей, установленных Федеральным законом № 115-ФЗ.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении ФИО1, генеральный директор ООО «Аврора СК» допустил длящееся противоправное бездействие, выраженное в отсутствии принятия мер по организации и осуществлению внутреннего контроля в течение длительного периода времени, то есть в ООО «Аврора СК» не предприняты меры по созданию эффективной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, которая „ позволила бы эффективно выявлять и направлять информацию по операциям, подлежащим контролю.

Идентификация клиентов ООО «Аврора СК» на предмет причастности их к
экстремисткой деятельности не осуществляется, в нарушении п.3.7, перечень
организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их
участии в экстремисткой деятельности, в работе не используется.

Правила внутреннего контроля ООО «Аврора СК» в целях противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, на момент проведения проверки не соответствуют действующему законодательству Российской Федерации;

Специальное должностное лицо, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля в ООО «Аврора СК» (в соответствии с приказом от <дата обезличена> - ФИО3.), не соответствовала предъявляемым квалификационным требованиям, в период с <дата обезличена> по <дата обезличена>.

Идентификация клиентов в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма не осуществляется; требования законодательства в части подготовки и обучения кадров в ООО «Аврора СК» в проверяемом периоде не исполнялись.

ООО «Аврора СК» не состоит на учёте в МРУ Росфинмониторинга по СКФО.

Изложенное свидетельствует, что ФИО1, генеральным директором ООО «Аврора СК» не предприняты действия, направленные на создание целостной и функционирующей в полном объеме системы внутреннего контроля в организации и соблюдение требований законодательства в сфере легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма в части организации и осуществления внутреннего контроля, повлекшее непредставление сведений об операциях, что и образует состав и событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2ст.15.27КоАПРФ.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что жалоба ФИО1 удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 30.1-30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

Р Е Ш И Л:

Жалобу генерального директора ООО «Аврора СК» ФИО1 - оставить без удовлетворения, постановление МРУ 2015 генеральный директор ООО «Аврора СК» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена с. 2 ст. 15.27 КОАП РФ и подвергнут административному штрафу в размере 30.000 рублей - без изменения.

Решение может быть обжаловано в <адрес обезличен>вой суд через Ленинский районный суд <адрес обезличен> в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья И.Н. Маслова