ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-127/16 от 24.03.2016 Ленинскогого районного суда г. Смоленска (Смоленская область)

дело № 12-127/16

РЕШЕНИЕ

г. Смоленск 24 марта 2016 г.

Судья Ленинского районного суда г. Смоленска О.А. Капустин,

рассмотрев жалобу специалиста отдела кадров ООО «Крона» ФИО1 на постановление заместителя начальника УФМС России по Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Обжалуемым постановлением ФИО1 в качестве должностного лица подвергнута административному наказанию в виде <данные изъяты> руб. штрафа за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ.

Оспаривая данное постановление, ФИО1 просит его отменить, а в случае признания ее виновной назначить административное наказание в виде предупреждения. В обоснование жалобы ФИО1 указано, что состав вмененного ей административного правонарушения отсутствует, поскольку обязанность уведомления органа миграционного учета о заключении трудового договора с иностранным гражданином, который является гражданином Республики Беларусь, международными договорами Российской Федерации не предусмотрена.

В судебном заседании ФИО1 и ее защитник Ермаков В.В. жалобу поддержали по вышеизложенным основаниям.

Представители УФМС России по Смоленской области ФИО2 и ФИО3 в судебном заседании указали на отсутствие оснований для удовлетворения жалобы. В обоснование своих возражений сослались на нарушение ФИО1 трехдневного срока, предусмотренного частью 8 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан без гражданства в Российской Федерации», для направления уведомления в миграционный орган о заключении трудового договора с иностранным гражданином.

Выслушав доводы участников процесса, проверив письменные материалы дела, считаю обжалуемое постановление подлежащим отмене.

В силу части 8 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан без гражданства в Российской Федерации» работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

Указанное в абзаце первом настоящего пункта уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Форма и порядок подачи указанного уведомления (в том числе в электронном виде) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.

После получения уведомления, указанного в абзаце первом настоящего пункта, территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции осуществляется проверка регистрации работодателя или заказчика работ (услуг), являющихся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, в едином государственном реестре юридических лиц или едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.

Территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере миграции обмениваются с органами исполнительной власти, ведающими вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, и налоговыми органами сведениями о привлечении работодателями и заказчиками работ (услуг) иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности. Обмен сведениями осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия или иным способом в электронном виде при условии соблюдения требований, установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных.

Часть 3 статьи 18.15 КоАП РФ устанавливает, что неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей

По делу установлено, что постановлением заместителя начальника УФМС России по Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ специалист отдела кадров ООО «Крона» ФИО1 привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ. Как указано в оспариваемом постановлении, ФИО1 в трехдневный срок с даты заключения трудового договора с гражданином Республики Беларусь С.Д.В. не направила в УФМС России по Смоленской области соответствующее уведомление. Поскольку трудовой договор был заключен ДД.ММ.ГГГГ, а уведомление поступило в органы УФМС только ДД.ММ.ГГГГ, со стороны ФИО1, по мнению должностного лица миграционной службы, имело место нарушение требований части 8 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан без гражданства в Российской Федерации».

Между тем вывод о виновности ФИО1 в совершении вменяемого ей административного правонарушения сделан без учета условий международных договоров Российской Федерации.

В городе Астане 29 мая 2014 г. подписан Договор о Евразийском экономическом союзе, которым Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией учрежден Евразийский экономический союз. Данный международный договор ратифицирован Федеральным законом от 03 октября 2014 г. № 279-ФЗ.

В силу пункта 1 статьи 97 Договора о Евразийском экономическом союзе работодатели и (или) заказчики работ (услуг) государства-члена вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учета ограничений по защите национального рынка труда. При этом трудящимся государств-членов не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства.

Кроме того, в соответствии со статьей 7 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о равных правах граждан от 25 декабря 1998 г. установлено, что договаривающиеся стороны обеспечивают гражданам России и Беларуси равные права на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-правовых гарантий на территориях России и Беларуси.

Согласно пункту 1 Решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России № 4 "О равных правах граждан на трудоустройство оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий» от 22 июня 1996 г. порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы, действующий на основе национального законодательства, в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется.

В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» обращено внимание судов на то, что согласие на обязательность международного договора для Российской Федерации должно быть выражено в форме федерального закона, если указанным договором установлены иные правила, чем федеральным законом.

Таким образом, привлечение к осуществлению трудовой деятельности на территории Российской Федерации граждан Республики Беларусь осуществляется на общих основаниях без применения закрепленного в законодательстве Российской Федерации порядка привлечения и использования иностранной рабочей силы. При таких обстоятельствах обязанность по уведомлению органа миграционного учета о привлечении к трудовой деятельности гражданина Республики Беларусь у привлекаемого лица отсутствовала.

Иные правила привлечения иностранной рабочей силы, установленные национальным законодательством (частью 8 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан без гражданства в Российской Федерации»), в рассматриваемом случае не подлежат применению, поскольку противоречат условиям ратифицированного Российской Федерацией международного договора.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

С учетом изложенного, обжалуемое постановление подлежит отмене, а производство по делу подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление заместителя начальника УФМС России по Смоленской области о привлечении специалиста отдела кадров ООО «Крона» ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении в отношении специалиста отдела кадров ООО «Крона» ФИО1 прекратить.

На решение может быть подана жалоба в Смоленский областной суд в течение десяти дней с момента вручения либо получения копии судебного акта.

Судья О.А. Капустин