ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-127/17 от 17.01.2018 Интинского городского суда (Республика Коми)

Дело № 12-2/2018

Р Е Ш Е Н И Е

17 января 2018 года судья Интинского городского суда Республики Коми Махнева Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании с участием лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, - Пономаревой И. В., жалобу на постановление руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Коми Денисенко С.В. от 09.10.2017 № 19-29/35 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.6 Кодекса об административных правонарушениях РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Коми Денисенко С.В. от 09.10.2017 № 19-29/35 Пономарева И.В. привлечена к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ст. 15.15.6 Кодекса об административных правонарушениях РФ, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб. В соответствии с указанным постановлением состав административного правонарушения заключается в следующем: Пономарева И.В., являясь главным бухгалтером ОВО по г. Инте, то есть должностным лицом, ответственным за достоверность и полноту сведений бюджетной отчетности, допустила представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности за 2015 г.: в 2015 г. на учет приняты бюджетные обязательства по КБК 188 0302 0840049 242 по подстатье КОСГУ 221 «Услуги связи», 226 «Прочие работы, услуги» на общую сумму 333 924 руб. По данным Главной книги за декабрь 2015 г. по кредиту счета 1.50211000 «Принятые обязательства на текущий финансовый год» по состоянию на 01.01.2016 по КБК 188 0302 0840049 242 226 «Прочие работы, услуги» превышения принятых денежных обязательств над утвержденными лимитами бюджетных обязательств не установлено. По данным Главной книги за декабрь 2015 г. по кредиту счета 1.50211000 «Принятые обязательства на текущий финансовый год» по состоянию на 01.01.2016 по КБК 188 0302 0840049 242 221 «Услуги связи» числится дебиторская задолженность в сумме 152 106,46 руб. ОВО по г. Инте ФГКУ «УВО МВД России по Республике Коми» приняты бюджетные обязательства в отношении ОАО «Ростелеком» за период август – декабрь 2015 г. на общую сумму 152 106,46 руб. Бюджетные обязательства приняты при отсутствии достаточного объема подтвержденных лимитов бюджетных обязательств по КБК 188 0302 0840049 242 221 «Услуги связи». В адрес главного распорядителя Отделением направлено запрос – требование о необходимости выделения дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) на сумму 152 484,06 руб. Пунктом 11 Инструкции от 28.12.2010 № 191н установлено, что в состав бюджетной отчетности включается Пояснительная записка (форма 0503160). Раздел 4 Пояснительной записки (формы 0503160) включает Сведения ф. 0503175. Пунктом 170.2 Инструкции от 28.12.2010 № 191н (в ред. от 31.12.2015 № 9) установлено, что неисполненные бюджетные и денежные обязательства над утвержденными лимитами бюджетных обязательств подлежат отражению в разделах 1, 2 Сведений ф. 0503175. Особенности формирования Сведений ф. 0503175 доведены письмом Минфина РФ от 30.12.2015 № 02-07-07/77754 и Федеральной казначейства от 30.12.2015 № 07-04-05/02-919. По данным Главной книги за декабрь 2015 г. по кредиту счета 1.50211000 «Принятые обязательства на текущий финансовый год» по состоянию на 01.01.2016 по КБК 188 0302 0840049 242 221 «Услуги связи» превышение принятых бюджетных обязательств на утвержденными лимитами бюджетных обязательств составило 152 106,46 руб. Согласно Сведениям ф. 0503169 по состоянию на 01.01.2016, оборотно-сальдовой ведомости по счету 1.30221000 «Расчеты по услугам связи» за 2015 г. числится долгосрочная кредиторская задолженность Компании Интауголь по КБК 188 0302 0840049 242 221 377,60 руб. Таким образом, в Сведениях ф. 0503175 по состоянию на 01.01.2016 в разделах 1, 2 не отражена информация о принятых и неисполненных денежных обязательствах по КБК 188 0302 0840049 242 221 «Услуги связи» на сумму 152 484,06 руб. Данные бюджетной (бухгалтерской) отчетности содержат недостоверные сведения в части отражения информации о принятых и неисполненных бюджетных, денежных обязательствах по состоянию на 01.01.2016.

Пономарева И.В. обратилась в Интинский городской суд РК с жалобой на указанное постановление, считает его незаконным, просит отменить, производство по делу прекратить. В обоснование незаконности обжалуемого постановления указала, что при сдаче годовой бухгалтерской отчетности за 2015 г. в ф. 0503169 отражена кредиторская задолженность в размере 152 484,06 руб. за услуги связи, также данная кредиторская задолженность отражена в ф. 0503130, 0503128, 05003160, 0503169К, отчете о пофакторном исполнении федерального бюджета и во всех других формах, предусмотренных при сдаче годовой бухгалтерской отчетности за 2015 г. Неотражение сведений о принятых и неисполненных обязательствах в сведениях ф. 0503175 является технической ошибкой. Указанная ошибка не искажает экономической сущности хозяйственных операций. Согласно ПБУ 22/2010, утвержденного приказом Минфина России от 28.06.2010 № 63н, ошибка признается существенной, если она в отдельности или в совокупности с другими ошибками за один и тот же отчетный период может повлиять на экономические решения пользователей, принимаемые ими на основе бухгалтерской отчетности. При этом согласно указанному нормативному акту допускается исправление даже существенных ошибок. Особенности формирования Сведений ф. 0503175 доведены в совместном письме Минфина России и федерального казначейства от 30.12.2015 № 02-07-07/77754 и 07-04-05/02-919. Срок представления отчетности за 2015 г. установлен до 13.01.2016, первый рабочий день в 2016 г. – 11.01.2016. Отчетность была сдана вовремя. В 2015 г. ОВО по г. Инте доведены лимиты бюджетных обязательств по КБК 188 0302 0840049 242 221 «Услуги связи» в сумме 329 224 руб., что отражено в отчете об исполнении бюджета ф. 0503127. По данной статье расходов ОАО «Ростелеком» выставило счета-фактуры за услуги связи за 2015 г. на сумму 407 113,81 руб. Счета-фактуры были приняты на баланс и отражены в годовой отчетности за 2015 г. 09.11.2015 в адрес ФГКУ УВО МВД по Республике Коми направлен запрос-требование о необходимости выделения дополнительных лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования на сумму 152 484,06 руб. за услуги связи за 2015 г. Неотраженная кредиторская задолженность за услуги связи за 2015 г. в ф. 0503175 не повлекла за собой искажение бухгалтерского годового баланса и не изменила экономической сущности бухгалтерской отчетности за 2015 г. Отсутствовал такой признак, как заведомая недостоверность, поскольку указанная кредиторская задолженность отражена в других формах, предусмотренных при сдаче годовой бухгалтерской отчетности. В протоколе об административном правонарушении неправильно указано место рождения заявительницы (вместо с. Косьювом гор. Инты Республики Коми указано гор. Ухта). Также заявительница просит учесть ее финансовое положение, нахождение на иждивении несовершеннолетней дочери 2000 г.р., расторжение брака, наличие инвалидности 3 группы.

В дополнении к жалобе Пономарева И.В. указала, что проверка была проведена с грубейшими нарушениями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ. Результаты проверки, проведенной с такими нарушениями, не могут являться доказательствами совершения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований. К грубым нарушениям относится нарушение срока уведомления о проведении проверки. 08.08.2017 контролер-ревизор КРО УФК по Республике Коми ФИО1 прибыла в ОВО по г. Инте с целью проведения ревизии финансово-хозяйственной деятельности за 2015 – 2016 гг., где предъявила предписание на выполнение задания и приказ от 24.07.2017 № 239, то есть в день начала ревизионного периода, без надлежащего уведомления. На официальном сайте УФК по Республике Коми в январе 2017 г. размещен план контрольной работы на 2017 г., где пунктом 62 назначена выездная ревизия в ОВО по г. Инте в 1 квартале 2017 г. Обновления после января 2017 г. не было. Отпускные периоды начальника и главного бухгалтера ОВО по г. Инте были распределены на июль – август с учетом указанного плана проверки. В соответствии со ст. 15 Федерального закона № 294-ФЗ при проведении проверки должностные лица органов государственного контроля (надзора) не вправе проводить проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя. Весь ревизионный период начальник ОВО по г. Инте ФИО2 находился в отпуске, главный бухгалтер Пономарева И.В. присутствовала при проверке с 19.08.2017 по 30.08.2017, до этого также находилась в отпуске.

УФК по Республике Коми представило возражения на жалобу, в которых указало, что недостоверная информация, отраженная в разделе 1, 2 Сведений ф. 0503175 получателем бюджетных средств, представленная в составе годовой бюджетной отчетности, не позволяет достоверно установить данные об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ. Информация в приложении Сведения ф. 0503175 содержит аналитические данные о неисполненных бюджетных обязательствах, неисполненных денежных обязательствах, обязательствах, принятых сверх установленных лимитов, а также о суммах экономии, достигнутой в результате применения конкурентных способов определения поставщиков (п. 170.2 инструкции № 191н). Сведения ф. 0503175 необходимы для планирования потребности в выделении бюджетных средств в следующем финансовом году на покрытие неисполненных бюджетных обязательств получателем бюджетных средств.

В судебном заседании Пономарева И.В. повторила доводы жалобы и дополнения к ней, пояснила, что кредиторская задолженность за услуги связи в размере 152 106,46 руб. была отражена ею во всех формах бюджетной отчетности за 2015 г. № 0503128, 0503130, 0503169, в пояснительной записке. Форма 0503175 является новой, введена с 31.12.2015, это пояснительная записка к ф. 0503128, которая в свою очередь вытекает из ф. 0503169. Таким образом, неуказание кредиторской задолженности в Сведениях ф. 0503175 является технической ошибкой, не является заведомо недостоверной информацией, поскольку если заявительница желала бы скрыть указанную кредиторскую задолженность, она не указывала бы ее и в других разделах бюджетной отчетности. Фактически информация о кредиторской задолженности не только отражена в отчетности, но также заявительница подавала заявки на выделение лимитов для погашения указанной кредиторской задолженности. Задолженность была погашена 17.03.2016, никаких неблагоприятных последствий неуказания информации о кредиторской задолженности в Сведениях ф. 0503175 не наступило. Ее нарушение является малозначительным. Также ссылалась на незаконность проведения проверки, так как по плану она должна быть проведена в первом квартале 2017 г., фактически была проведена в 3 квартале, о внесении изменений в план проверок, а также о предстоящей проверке учреждение не уведомлялось. Распоряжение о проведении проверки было предъявлено непосредственно по прибытии ревизора, при этом на начало проверки руководитель и главный бухгалтер находились в ежегодном оплачиваемом отпуске.

Заслушав объяснения Пономаревой И.В., исследовав материалы дела, судья приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 15.15.6 Кодекса об административных правонарушениях РФ непредставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности, либо формирование и представление с нарушением установленных требований сведений (документов), необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н утверждена Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 указанной инструкции главные распорядители бюджетных средств, … распорядители бюджетных средств, получатели бюджетных средств, государственные (муниципальные) бюджетные, государственные (муниципальные) автономные учреждения, … иные получатели бюджетных средств, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени соответствующего публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, составляют и представляют годовую, квартальную и месячную отчетность об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по формам согласно приложению к настоящей Инструкции.

Согласно пункту 11 Инструкции в состав бюджетной отчетности включаются следующие формы отчетов:

11.1. для главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета: Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130); Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125); Справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110); Справка о суммах консолидируемых поступлений, подлежащих зачислению на счет бюджета (ф. 0503184); Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127); Отчет о бюджетных обязательствах (ф. 0503128); Отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121); Отчет о движении денежных средств (ф. 0503123); Пояснительная записка (ф. 0503160).

В соответствии с пунктом 152 Инструкции пояснительная записка (ф. 0503160) составляется в разрезе следующих разделов: Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169); Сведения о принятых и неисполненных обязательствах получателя бюджетных средств (ф. 0503175).

Пункт 167 Инструкции устанавливает, что Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169) содержат обобщенные за отчетный период данные о состоянии расчетов по дебиторской и кредиторской задолженности субъекта бюджетной отчетности в разрезе видов расчетов. Приложения составляются раздельно по дебиторской и по кредиторской задолженности раздельно по видам деятельности. В разделе 1 Приложения отражаются суммы дебиторской и кредиторской задолженности учреждения с выделением сумм, по которым в срок, предусмотренный правовым основанием возникновения задолженности, обязательства кредитором (дебитором) не исполнены (далее - просроченная кредиторская, дебиторская задолженность).

Форма 0503175 «Сведения о принятых и неисполненных обязательствах получателя бюджетных средств» введена приказом Минфина России от 19.12.2014 № 157н и впервые применяется с отчетности за 2015 г.

Установлено, что в следующих разделах бюджетной отчетности ОВО по г. Инте – филиала ФГКУ УВО МВД по Республике Коми на 01.01.2016 - в отчете о бюджетных обязательствах (ф. 0503128), Сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169), Пояснительной записке (ф. 0503160), отчете о пофакторном исполнении федерального бюджета МВД России, отчете об исполнении бюджета (ф. 0503127) содержится информация о наличии кредиторской задолженности за услуги связи в размере 152 484,06 руб. В Сведениях о принятых и неисполненных обязательствах получателя бюджетных средств (ф. 0503175) указанная сумма не отражена.

Кредиторская задолженность перед ПАО «Ростелеком» в указанной сумме погашена 17.03.2016.

Установив вышеназванные обстоятельства дела, судья приходит к выводу, что Пономаревой И.В. действительно допущено представление недостоверной бюджетной отчетности.

Доводы Пономаревой И.В. о существенном нарушении порядка проведения проверки, по результатам которой она привлечена к административной ответственности, судья находит несостоятельными.

В соответствии с п. 3 ч. 3.1 ст. 1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" положения указанного Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении контроля (надзора) в финансово-бюджетной сфере.

Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1092 утвержден Порядок осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере". Указанным постановлением не установлены требования об обязательном уведомлении проверяемого субъекта о проведении проверки. В связи с чем неуведомление ОВО по г. Инте о проведении проверки не может являться основанием для признания результатов проверки незаконными.

Отсутствие в период проверки руководителя и главного бухгалтера на результаты проверки не повлияло и не могло повлиять, поскольку выявленное нарушение было совершено задолго до начала проверки, в ходе проверки данное нарушение уже не могло быть устранено. Факт констатации нарушения не связан с непредставлением в распоряжение ревизора каких-либо документов. Кроме того, в отсутствие руководителя и главного бухгалтера исполнение их обязанностей подлежало возложению на иных лиц путем издания соответствующих приказов. Присутствие при проведении ревизии, проверки должностных лиц, на которых в надлежащем порядке возложено исполнение обязанностей временно отсутствующих руководителя, главного бухгалтера следует признать надлежащим представлением интересов проверяемой организации.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

С учетом того, что сведения о неисполненных бюджетных обязательствах в размере 152 484,06 руб. отражены в иных разделах бюджетной отчетности ОВО по г. Инте за 2015 г., форма 0503175 введена впервые в отчетности за 2015 г., неуказание сведений о наличии неисполненных бюджетных обязательств не привело к негативным последствиям, поскольку лимиты бюджетных обязательств были своевременно доведены, кредиторская задолженности в указанной сумме погашена в следующем отчетном периоде, судья признает допущенное Пономаревой И.В. нарушение малозначительным и считает возможным ограничиться устным замечанием.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 2.9, 29.10, 30.7 Кодекса об административных правонарушениях РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Коми Денисенко С.В. от 09.10.2017 № 19-29/35 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.6 Кодекса об административных правонарушениях РФ, в отношении Пономаревой И. В. отменить, производство по делу об административном правонарушении в отношении Пономаревой И. В. прекратить, объявив Пономаревой И. В. устное замечание.

Настоящее постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Интинский городской суд в течение 10 дней с момента получения копии решения.

Судья Л.В. Махнева