Дело №12-127/2020
УИД 18RS 0001-01-2020-000657-17
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе по делу об административном правонарушении
25 ноября 2020 года г. Воткинск
Судья Воткинского районного суда Удмуртской Республики Караневич Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица – главного геолога ООО «Вукошурнефть» ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды западно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) ФИО2 от 23.06.2020г., которым главный геолог ООО «Вукошурнефть» ФИО1 привлечен к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.3 ч. 2 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Должностное лицо – главный геолог ООО «Вукошурнефть» ФИО1 постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 от 23.06.2020г. привлечен к административной ответственности по ст. 7.3 ч. 2 КоАП РФ и ему было назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, главный геолог ООО «Вукошурнефть» ФИО1 обратился в суд с жалобой, поданной в установленный срок, в которой указал, что не согласен с постановлением должностного лица по следующим основаниям.
Согласно пп. 5, 23 Постановления Правительства РФ от 3 марта 2010 г. N 118 "Об утверждении Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием уисгками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами" проектная документация до утверждения пользователем недр подлежит согласованию с комиссией, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию или его соответствующим территориальным органом (далее - комиссия). Решение о согласовании проектной документации утверждается ее председателем или лицом, его заменяющим, скрепляется печатью Федерального агентства по недропользованию или его территориального органа. В случае Вукошурского нефтяного месторождения - это протокол Федерального агентства по недропользованию Центральной комиссии по согласованию технических проектов разработки месторождений углеводородного сырья (ЦКР Роснедр по УВС) №*** от <дата> (далее - протокол ЦКР Роснедр по УВС №*** от <дата>) по согласованию технического проекта «Дополнение к технологической схеме разработки Вукошурского нефтяного месторождения Удмуртской Республики».
Программа исследовательских работ и доразведки Вукошурского месторождения нефти предусматривает проведение исследований керна в 2019 году (таблица №*** «Программа исследовательских работ и доразведки Вукошурского месторождения (нефть)» протокола ЦКР Роснедр по УВС №*** от <дата>). Фактически был исследован керн скважины №*** в 2018 году, в том числе по пункту «определения прочностных характеристик пород, модуль Юнга, коэффициент Пуассона», что подтверждается Договором на выполнение работ, заключенным ООО «Вукошурнефть» с ЗАО «Ижевский нефтяной научный центр» № №*** от «<дата> актами выполненных работ и заключениями (информационным отчетом о результатах работ по теме «Лабораторные исследования керна из скважин №*** Вукошурского и №*** Кыквинского месторождений нефти», г. Ижевск, <***>.). Также дополнительно в 2019 году был отобран и исследован керн скважины №***, что подтверждается Договором на выполнение работ, заключенным ООО «Вукошурнефть» с ЗАО «Ижевский нефтяной научный центр» №*** от <дата> актами выполненных работ и заключениями (информационным отчетом о результатах работ по теме «Лабораторные исследования керна из скважины №*** Вукошурского месторождения нефти», г. Ижевск, <дата>.).
Результаты исследований будут идентичны вне зависимости от периода проведения исследований главным геологом Обществом с ограниченной ответственностью «Вукошурнефть».
Таким образом, нарушений технического проекта «Дополнение к технологической схеме разработки Вукошурского нефтяного месторождения Удмуртской Республики» в данном случае нет, необходимые лабораторные исследования выполнены в большем объеме и с опережением сроков.
Программа исследовательских работ предусматривает проведение исследований двух проб нефти в 2018 году и двух проб нефти в 2019 году. Фактически пробы нефти скважин №*** и №*** были исследованы в 2018 году, в том числе по пункту «лабораторные определения по поверхностным пробам состава разгазированной нефти», что подтверждается Договором на выполнение работ заключенным ООО «Вукошурнефть» с ООО «Комплексная тематическая экспедиция» №*** от <дата> актами выполненных работ и заключениями (протокол испытаний нефти №*** от <дата> скважины №***, протокол испытаний нефти №*** от <дата> скважины №***, протокол испытаний нефти №*** от <дата> г. скважины №***, протокол испытаний нефти №*** от <дата> скважины №***).
Результаты исследований в данном случае будут также идентичны в не зависимости от периода проведения исследований главным геологом Обществом с ограниченной ответственностью «Вукошурнефть».
Следовательно, нарушений технического проекта «Дополнение к технологической схеме разработки Вукошурского нефтяного месторождения Удмуртской Республики» в данном случае нет, необходимые лабораторные исследования выполнены в большем объеме и с опережением сроков.
При этом в выполнении вышеуказанных лабораторных исследований недропользователь ООО «Вукошурнефть» заинтересован больше, чем кто бы то ни было, так как данные исследования помогут проанализировать возможность увеличения добычи нефти.
Согласно таблице №*** «Программа исследовательских работ и доразведки Вукошурского месторождения (нефть)» протокола ЦКР Роснедр по УВС №*** от <дата> в примечании к пункту «Определения технического состояния затрубного пространства и эксплуатационной колонны» указано - проводить по мере необходимости, профилактические при КРС, НРС, ГТМ». Необходимость данных возникала только в 2018 году, что подтверждается актом на сдачу скважины №*** из ревизии пакера и балансом времени работ по ревизии пакера и НКТ от <дата>.
Таким образом, нарушений технического проекта «Дополнение к технологической схеме разработки Вукошурского нефтяного месторождения Удмуртской Республики» в данном случае нет.
В техническом проекте «Дополнение к технологической схеме разработки Вукошурского нефтяного месторождения Удмуртской Республики» не содержится обязанности недропользователя по проведению исследований в виде определения нефтенасыщенности толщины, коэффициента нефтенасыщенности в действующих скважинах (Таблица №*** Программы исследовательских работ и доразведки Вукошурского месторождения на странице <***> Технического проекта). Протокол ЦКР не соответствует самому проектному документу в данном случае. И от Центральной комиссией по согласованию технических проектов разработки месторождений углеводородного сырья не поступало требований о внесений изменений в вышеуказанный технический проект его разработчиком.
При этом вменяемый в вину ФИО1 состав административного правонарушения по ч.2. ст. 7.3. КоАП РФ предполагает «Пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта».
Ввиду того, что в самом техническом документе вышеуказанные требования отсутствуют, значит и само нарушение технического проекта «Дополнение к технологической схеме разработки Вукошурского нефтяного месторождения Удмуртской Республики» в данном случае также нет.
Дополнительно обращает внимание на то, что согласно таблице 8 Методических указаний «Комплексирование и этапность выполнения геофизических, гидродинамических и геохимических исследований нефтяных и нефтегазовых месторождений» (РД 153-39.0-109-01, Москва, 2002) утвержденных приказом Минэнерго России от 02.02.2002 г. № 30 контроль положения ВНК и оценка изменения нефтенасыщенности должны выполняться в пьезометрических (1 раз в два года) и наблюдательных (1 раз в полгода) скважинах. Т.к. пьезометрических и наблюдательных скважин на Вукошурском месторождении нет (что подтверждается таблицами «Характеристика фонда скважин Вукошурского месторождения по состоянию на 01.01.2019г., на 01.01.2020г., 05.03.2020г.», то и соответствующих исследований, требуемых Западно-Уральским межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ООО «Вукошурнефть» проводить не должен был.
Кроме того, Западно-Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования не учло положения пункта и. 17 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 20 сентября 2019г. № 638 «О внесении изменений в Правила разработки месторождений углеводородного сырья, утвержденные приказом Минприроды России от 14 июня 2016г. № 356» согласно которому. "Показателями, характеризующими выполнение недропользователем обязанностей, установленных пунктом 2 части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации "О недрах", в части обеспечения соблюдения требований технических проектов, являются:
а) годовые уровни добычи нефти и (или) свободного газа, утвержденные для категории запасов А + В1 по месторождению в целом;
б) годовой ввод новых добывающих и нагнетательных скважин (суммарно) для категории запасов А + В1 «С1) по месторождению в целом;
в) годовой действующий фонд добывающих и (или) нагнетательных скважин для категории запасов А + В1 «С1) по месторождению в целом.
Требования технического проекта, установленные в отношении ЭО, считаются выполненными, если соблюдены требования технического проекта, установленные в отношении месторождения в целом в пределах допустимых отклонений показателей, предусмотренных подпунктами "а" - "в" настоящего пункта.
Уровни ежегодных допустимых отклонений показателей, предусмотренных подпунктами "а" - "в" настоящего пункта, устанавливаются главами V, IX настоящих Правил и приложением к настоящим Правилам. Соблюдение недропользователем установленных настоящими Правилами уровней ежегодных допустимых отклонений определяется данными на конец календарного года».
Допустимые отклонения показателей по ООО «Вукошурнефть» составляют:
а) годовые уровни добычи нефти и (или) свободного газа, утвержденные для категории запасов А + В1 по месторождению в целом - ±40% при проектном уровне годовой добыли нефти 36,6 тыс. т (более 0,025 до 0,05 млн. т включительно), фактический уровень годовой добычи нефти в 2019 году составил - 23,4 тыс. т, что подтверждается разделом <***> формы №***<***>;
б) годовой ввод новых добывающих и нагнетательных скважин (суммарно) для категории запасов А±В1 (С1) по месторождению в целом - устанавливается в соответствии с фактически достигнутым количеством (в 2019 году Ввод новых добывающих скважин составил 2 шт.) при проектном (5 шт.) годовом вводе новых добывающих и нагнетательных скважин (суммарно) для категории запасов A+Bl (С1) по месторождению в целом до 10 штук, что подтверждается разделом <***> формы №***;
в) годовой действующий фонд добывающих и (или) нагнетательных скважин для категории запасов А+В1 (С1) по месторождению в целом - ±40% при проектном (13 пгг.) годовом действующем фонде добывающих и (или) нагнетательных скважин для категории запасов A+Bl (С1) по месторождению в целом от 11 до 50 штук, фактический действующий фонд добывающих скважин в 2019 году составил 10 шт., что подтверждается разделом <***> формы №***;
Следовательно, действия главного геолога ООО «Вукошурнефть» в данном случае не могут быть квалифицированы в качестве административного правонарушения, и тем более, как нарушение пп.2.ч. 2 ст. 22 Закона РФ «О недрах» от 21,02.1992 N 2395-1. Вынесение надзорным органом Постановления о назначении административного наказания по ч.2 ст. 7.3. КоАП РФ неправомерно, ввиду отсутствия самого события и состава административного правонарушения.
Считает, что срок давности привлечения к административной ответственности по ст. 7.3. КоАП РФ «Пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта» составляет согласно ст.4.5. КоАП РФ - 1 год со дня совершения правонарушения.
Ввиду того, что все необходимые лабораторные исследования были произведены главным геологом ООО «Вукошурнефть» в 2018г., срок давности привлечения к административной ответственности по данным действиям заявителя, на момент составления Постановления до делу об административном правонарушении, истек.
Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Заключение Западно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в п. 1 (Страница №***) Постановления о том, что «Должностное лицо ООО «Вукошурнефть» по лицензии №*** не обеспечено выполнение пункта <***> Условий пользования недлами (приложение №*** к лицензии №***), а именно:
-добыча УВС из скважин №*** Кыквинского месторождения нефти осуществляется в отсутствие проекта обустройства месторождения, согласованного и утвержденного в установленном порядке;
- объекты капитального строительства в пределах Вукощурского участка недр эксплуатируются в отсутствие разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию, тем самым, совершило административное правонарушение, предусмотренное п.7.3. КоАП РФ незаконно и необоснованно в связи со следующим. В Постановлении не указано, какие конкретно объекты капитального строительства в пределах Вукощурского участка недр эксплуатируются в отсутствие разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию, не указано, какие конкретно нормативно-правовые акты были нарушены Обществом с ограниченной ответственностью «Вукошурнефтъ» для выводов, изложенных в Постановлении об эксплуатации объектов капитального строительства в отсутствии разрешений на строительство на объекты капитального строительства, ввод в эксплуатацию, не выяснено наличие события административного правонарушения. В обязанностях главного геолога отсутствуют вопросы обустройства и строительства, что подтверждается должностной инструкцией, утвержденной директором ООО «Вукошурнефтъ».
При этом, согласно Федерального закона от 31.12.2014г. № 553-ФЗ «О внесении изменений в статьи 49 и 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации» часть 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ дополнена новым пунктом 4.2. В соответствии с указанной нормой не требуется получение разрешения на строительство при строительстве, реконструкции буровых скважин, предусмотренных подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр.
В отношении нефтяных скважин, пробуренных на Вукошурском участке недр до вступления в силу Федерального закона от 31.12.2014г. № 553-ФЗ у ООО «Вукошурнефтъ», являющегося правопреемником предыдущих владельцев и пользователей Лицензии на право пользования недрами на территории Шарканского и Игринского районов Удмуртской Республики серия №***№***, имеются все необходимые разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию, что подтверждается Разрешением на строительство №***, выданное Администрацией МО «Шарканский район» «26» августа 2008года; Постановлением Администрации Шарканского района Удмуртской Республики №*** от 26.08.2008г.; Разрешением на строительство №***, выданное Администрации МО «Шарканский район» «26» сентября 2008года; Постановлением Администрации МО «Шарканский район» №*** от «26» сентября 2008года и другие. Все необходимые утвержденные в установленном порядке технические проекты разработки месторождений полезных ископаемых у ООО «Вукошурнефтъ» имеются, что подтверждается: - протоколом Федерального агентства по недропользованию Центральной комиссии по согласованию технических проектов разработки месторождений углеводородного сырья (ЦКР Роснедр по УВС) №*** от <дата> (далее - протокол ЦКР Роснедр по УВС №*** от <дата>) по согласованию технического проекта «Дополнение к технологической схеме разработки Вукощурского нефтяного месторождения Удмуртской Республики»; - протоколом Федерального агентства по недропользованию Центральной комиссии по согласованию технических проектов разработки месторождений углеводородного сырья (ЦКР Роснедр по УВС) №*** от <дата> по согласованию технического проекта «Дополнение к технологической схеме разработки Кыквинского нефтяного месторождения Удмуртской Республики»; - протоколом Федерального агентства до недропользованию Центральной комиссии по согласованию технических проектов разработки месторождений углеводородного сырья (ЦКР Роснедр по УВС) №*** от <дата> по согласованию технического проекта «Технологический проект разработки Староягинского нефтяного месторождения Удмуртской Республики»; - протоколом Федерального агентства по недропользованию Центральной комиссии по согласованию технических проектов разработки месторождений углеводородного сырья (ЦКР Роснедр по УВС) №*** от <дата> до согласованию технического проекта «Проект пробной эксплуатации Бондарчуковского нефтяного месторождения Удмуртской Республики». В соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от <дата>№*** Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере технологического и атомного надзора, функции по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере. Именно Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является:
- уполномоченным органом в области промышленной безопасности (органом федерального государственного надзора в области промышленной безопасности);
- органом государственного горного надзора;
- органом федерального государственного строительного надзора.
Полагает, включение в состав Постановления и наложение штрафа за усматриваемое Росприроднадзором нарушение вправе производить только орган, в компетенцию которого входит осуществление государственного надзора (контроля) в сфере промышленной безопасности и государственного строительного надзора, для признания его законным. Таковым уполномоченным органом является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. В противном случае за одно и тоже нарушение недропользователи будут неоднократно привлекаться к административной ответственности за одно и тоже нарушение, что недопустимо согласно ч. 5. ст. 4.1 КоАП РФ.
Согласно пп. №*** Приказа о проведении плановой выездной проверки Общества с ограниченной ответственностью «Вукошурнефть» №*** от «27» февраля 2020г. ни в правовых основаниях проверки, ни в обязательных требованиях или требованиях, установленных муниципальными правовыми актами, подлежащими проверке не указаны Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности, утвержденные приказом Ростехнадзора от 12.03.2013г. №***, на который ссылается надзорный орган в Постановлении о назначении административного наказания №*** от «23» июня 2020г. в обоснование своих доводов (страница №*** Постановления). Среди перечня документов, перечисленных Западно-Уральским межрегиональным управлением Федеральной службы до надзору в сфере природопользования в п. 13 Приказа о проведении плановой въездной проверки Общества с ограниченной ответственностью «Вукошурнефть» №*** от «27» февраля 2020г. отсутствуют документы в области строительства, ввода в эксплуатацию и обустройства объектов капитального строительства недропользователя. Таким образом, истребуя данные документы у ООО «Вукошурнефть», а также вменяя в вину главному геологу ООО «Вукошурнефть» их отсутствие (что не соответствует фактическим обстоятельствам дела) Росприроднадзор фактически вышел за установленный Приказом №*** от «27» февраля 2020г., предмет проверки. Административное правонарушение, предусмотренное ч.2. ст. 7.3. КоАП РФ, вменяемое Западно- ским межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в ООО «Вукошурнефть», относится к административным правонарушениям в области охраны енности (Глава 7 КоАП РФ), в то время как выводы надзорного органа в <*****> (страницы №*** ) Постановления о том, что «-добыча УВС из скважин №*** Кыквинского месторождения нефти осуществляется в отсутствие проекта обустройства месторождения, согласованного и утвержденного в установленном порядке; - объекты капитального строительства в пределах Вукошурского участка недр (скважины) эксплуатируются в отсутствие разрешений та строительство и ввод в эксплуатацию» относятся к административным нарушениям, имеющим совершенно другой объект посягательств и предусмотрены главой 9 (Административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике). Таким образом, объективная сторона ст.7.3. КоАП РФ не предполагает действий, указанных в п. 1 (страница №***) Постановления Западно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, таким образом, в данном случае отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.3 КоАП РФ.
Кроме того, нарушен срок направления протокола об административном правонарушении по почте, поскольку ФИО1 при составлении протокола не присутствовал.
Также защитником в судебном заседании подано дополнение к жалобе, в которой указано на то обстоятельство, что ФИО1 применительно к КоАП РФ не является должностным лицом, поскольку не обладает организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – главный геолог ООО «Вукошурнефть» ФИО1, будучи извещен надлежащим образом о дне, времени и месте рассмотрения жалобы, в судебном заседании не присутствует, представил заявление о рассмотрении жалобы в свое отсутствие.
В судебном заседании защитник главного геолога ООО «Вукошурнефть» ФИО1 ФИО3, выступающая на основании доверенности от 17.11.2020г., судье пояснила, что доводы жалобы с учетом дополнений к ней поддерживает. В результате плановой проверки было вынесено постановление и в отношении юридического лица и в отношении должностного лица. Согласно постановления, Шляпников привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ. По тому же составу привлечено и юридическое лицо. Наказание было назначено в виде штрафа 20000 руб. Не согласны с постановлениями и в отношении юридического лица и в отношении должностного лица. В постановлении указан ряд пунктов, по которому должностное лицо считает, что были выявлены нарушения. На момент рассмотрения дела ряд доводов защиты приняты, и большинство нарушений были сняты. Фактически осталось не проведение лабораторных исследований в 2019 году, что является нарушением требований технических проектов, отсутствие проекта обустройства скважины №*** и отсутствие разрешений на ввод в эксплуатацию и строительство. В отношении других нарушений также были не согласны, поскольку недропользователем выполнялись лабораторные исследования, выполнены досрочно 2018 году, так как скважины были пробурены досрочно. По нарушению не проведение лабораторных исследований. Если обратиться к тех. проекту – дополнение к схеме разработки, имеется в материалах дела. В данном дополнении в таблице <***> содержится весь объем лабораторных исследований, не содержится обязанности по проведению лабораторных исследований по определению нефтенасыщенной толщины. В протоколе ЦКР есть, в тех документе обязанности не предусмотрено. Что протокол УВС, что тех документ не могут друг другу не соответствовать. Не настаивают на изменении на сегодняшний день. По практике это сплошь и рядом происходит. Необходимо смотреть в суть, что вменяется в обязанности недропользователя. Согласно таб. 8 методических указаний, утвержденных Приказом Минэнерго, не содержится обязанности по исследованию в скважинах, имеющихся на территории ООО «Вукошурнефть», только в пьезометрических и наблюдательных. Сделали запрос автору разработчику тех. проекта, а также в Удмуртгеологию. Надзорный орган не учел положения п. 17 Приказа Минэкологии №538. Показателями, характеризирующими выполнение тех. Проекта, это три параметра, Если проанализировать все показатели, то отклонений не имеется. В постановлении не указано, какие нормативные правовые акты нарушены о том, что эксплуатация осуществляется без проекта обустройства. Данные вопросы не вменяются в обязанности главного геолога. Закон №553-ФЗ о внесении изменений в Градостроительный кодекс, п. 4.2 не требуется получение на строительство, реконструкцию буровых скважин. Очень много скважин было пробурено другими правообладателями. В отношении объектов имеется огромное количество разрешений на строительство, постановлений Администрации Шарканского района. Есть и проекты. Утверждать о том, что объекты эксплуатируются без получения разрешения на строительство, нельзя. Непонятно, чем предусмотрено наличие разрешения на строительство, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. В отношении проекта обустройства. Именно Федеральная служба по атомному надзору является органом, который должен определять отсутствие проекта обустройства, но никак не Росприроднадзор. Росприроднадзор не является компетентным органом в области промышленной безопасности. Надзорный орган вышел за предмет проверки, поскольку в приказе о проверке не указаны нормативные документы, на которые ссылается в постановлении должностное лицо. Считает, что не установлена вина ФИО4, не доказано наличие состава, нарушен порядок привлечения, при составлении протокола фактически не присутствовал, видеоконференц связь была, но при этом никто не отменял и никто не вносил изменения в КоАП РФ, ст. 29.11, нарушен срок направления протокола, по факту протокол был выслан позже. Если в протоколе ЦКР опечатка, Роснедра это то учреждение, в котором нет регламента о внесении изменений в документ. Обращались устно, сказали, если протокол подписан, изменения не вносят. Никаких санкции к Роснедрам вносить не могут. Лицензия дороже. Исследования по оценке характера насыщения проводились при обследовании новых скважин. По поводу исследования существующих скважин, должны ежегодно делать, могут только качественно делать, за год не изменит качественного состава. Исследования можно проводить, но это бессмысленная трата денег. Материально ответственным лицом Шляпников не является. Все скважины, указанные должностным лицом, эксплуатируются ООО «Вукошурнефть», являются действующими.
В судебном заседании защитник главного геолога ООО «Вукошурнефть» ФИО1 ФИО5 (заместитель главного геолога ООО «Вукошурнефть»), выступающий на основании доверенности от 17.11.2020г., судье пояснил, что доводы жалобы с учетом дополнений к ней поддерживает. Скважины используются все. Отсутствует процедура корректировки протоколов. Не отказываются от проведения исследований, если направлены на получение полезной информации, которые эффективны для недропользователя и государства. Вукошурское месторождение на 2020 год имеет 7 действующих скважин. Эффективно было проводить исследование в 2018г. Договор заключен, проект обустройства выполнен. Технология производства – технология геологопроверочных работ, это не вопрос эксплуатации. Эксплуатацией скважин занимается служба главного инженера. Расположение скважин согласовывается. Проект обустройства после нас. Все что под землей, ответственность геолога, что вверху главного инженера. Геологическая служба отсутствует.
В судебном заседании должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление, старший государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2, будучи извещена надлежащим образом о дне, времени и месте рассмотрения жалобы, в судебном заседании не присутствует, о причинах неявки судью не уведомила. Представлен письменный отзыв на жалобу.
В судебном заседании должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО6 доводы жалобы считает необоснованными. Протокол был составлен, проверка проводилась в г.Ижевске. Проверяли скважины, которые расположены в Шарканском районе, были исследованы 3 площадки, остальная проверка была по результатам представленной документации, в ходе которой были выявлены ряд недостатков. Лицензия одна, а в пределах лицензионного участка несколько месторождений. В пределах этого лицензионного участка есть несколько месторождений, на которые отдельно разрабатываются тех. документы. На каждое месторождение есть отдельный проектно – технический документ. Нет ограничений по определению нефтенасыщенности, не зависит, эксплуатируется скважина или нет. Протокол от 2016г., много времени прошло, технические процессы по-другому происходят. В законе о недрах указано, что необходимо получение разрешений. Застройка площади залегания полезных ископаемых – это строительство накопительных емкостей, трубопроводов. В течение 2019 года были заложены нефтепроводы, которые соединяют НГСП со скважинами, были демонтированы и установлены емкости. В основном строительство проводилось на Вукошурском месторождении, получили комплексное разрешение на весь лицензионный участок. После проверки получили разрешение в июне 2020 года. Месторождения разрабатываются в соответствии с законодательством о недрах. Чтобы проводить разработку месторождения, необходим технический проект, разработки касается залежи нефтяной, а проект обустройства содержит информацию о том, каким образом должно быть оборудовано месторождение, технические средства, которыми должна быть оборудована скважина и все объекты инфраструктуры месторождения. Скважина №*** находится в эксплуатации, пробурена в 2018 году, проект находился в стадии разработки. Эксплуатация месторождения имеет отношение к ее обустройству. Не рассматривают тех документ, насколько эффективно выполнен. В ходе проверки об описке в протоколе ЦКР не сообщалось. Есть в полномочиях главного геолога организовать контроль <***>. Само предприятие указало на ненадлежащее исполнение обязанностей ФИО4. При принятии решении опирались на положения должностной инструкции должностного лица. Ответственность должна быть, хоть и частично. В протоколе зафиксированы правонарушения, в постановлении было снято <***> пункта. Если брать в общем требования тех документа, он исследуется в полном объеме. Необходимо выполнять документ в полном объеме.
В судебном заседании должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, главный специалист-эксперт межрегионального отдела правового, кадрового обеспечения, профилактики коррупционных и иных правонарушений западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО7 доводы жалобы считает необоснованными. Как следует из должностной инструкции, на предприятии есть геологическая служба. По сроку направления протокола, срок не является пресекательным, на эл. почту также направлялись протокол и постановления. <***> должностной инструкции - получение разрешений. Геолог должен следить и смотреть, насколько соответствуют действия юридического лица закону о недрах при ведении разработки месторождения.
Жалоба в порядке п. 4 ч.2 ст. 30.6 КоАП РФ рассмотрена в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, выслушав защитников, должностных лиц, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц -от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц -от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей
Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) регулируются отношения, в частности, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр.
В силу части первой статьи 11 данного Закона предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
В соответствии с частью второй статьи 12 Закона о недрах лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные в данной норме условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими названному Закону.
Пунктом 10 части второй статьи 22 данного Закона установлено, что пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
Статьей 22 Закона о недрах установлены основные права и обязанности пользователя недр. Права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр (абзац 7 статьи 9 Закона о недрах).
Для квалификации правонарушения в соответствии с частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях необходимо наличие одновременно двух условий: непосредственное пользование недрами и совершение при этом каких-либо действий или бездействия, повлекших нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
Согласно ст. 23.2 Закона о недрах, разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти. Пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами. Разработка технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых осуществляется в соответствии с утвержденной проектной документацией на разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, а также правилами разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Указанные в части первой настоящей статьи технические проекты и иная проектная документация на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, изменения, вносимые в технические проекты и иную проектную документацию на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, за исключением проектной документации на разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, в отношении участков недр местного значения - с органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. Проектная документация на разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, изменения, вносимые в указанную проектную документацию, до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных органов государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
Порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, устанавливается Правительством Российской Федерации по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами.
Аналогичные требования предусмотрены в пунктах 3, 4 Правил охраны недр, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора РФ от 06.06.2003 № 71.
Пунктом 31 Правил охраны недр предусмотрено, что строительство и эксплуатация объектов, ведение работ по добыче и первичной переработке полезных ископаемых геологических и маркшейдерских работ при отсутствии или с отступлениями от утвержденной в установленном порядке проектной документации не допускается.
Согласно п.116 Правил охраны недр с целью изучения текущего состояния разработки, изучения причин отклонения (при наличии отклонений) фактических технико-экономических показателей от проектных и совершенствования систем разработки, повышения их эффективности и увеличения уровня извлечения нефти и газа, а также в целях обобщения опыта разработки месторождений пользователем недр осуществляется систематический контроль за разработкой месторождения нефти и газа. Результаты контроля за разработкой месторождения ежегодно анализируются и соответствующий анализ утверждается руководителем организации. При эксплуатации добывающей скважины осуществляются систематические исследования в целях контроля технического состояния забоя, эксплуатационной колонны, заколонного пространства, работы оборудования, соответствия параметров работы скважины установленному режиму, получения иной исходной информации, необходимой для оптимизации технологического процесса работы скважин.Первичные материалы исследований (на бумажных и магнитных носителях) сохраняются на протяжении периода эксплуатации скважины (исключая эхограммы и динамограммы, которые сохраняются три года), а сведения о работе скважины (ремонтах, межремонтных периодах, технико-экономической эффективности работы и др.) помещаются в дело
Как следует из обжалуемого постановления, отзыва должностного лица, вынесшего обжалуемое постановление, показаний должностных лиц в судебном заседании, главный геолог ООО «Вукошурнефть» ФИО1 привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения по ст. 7.3 ч. 2 КоАП РФ за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами и требований утвержденного в установленном порядке технического проекта, выразившегося в следующем.
<дата> в 14 часов 00 минут местного времени в г. Ижевске в результате плановой выездной проверки Западно-Уральским межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Общества с ограниченной ответственность «Вукошурнефть» (акт от <дата>№***) установлено, что ООО «Вукошурнефть» осуществляет пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией <***> на пользование недрами с целью геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведки и добычи полезных ископаемых в пределах Вукошурского участка недр, и требований утвержденного в установленном порядке технического проекта «Дополнение к технологической схеме разработки Вукошурского нефтяного месторождения Удмуртской Республики».
По лицензии <***> нарушены:
1) нарушен <***> Условий пользования недрами (приложение №*** к лицензии <***>) согласно которому «Пользователь недр обязан выполнять установленные законодательством требования по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами», а именно:
- эксплуатация нефтедобывающей скважины №*** Кыквинского месторождения нефти осуществляется в отсутствие проекта обустройства, согласованного и утвержденного в установленном порядке;
- отсутствует разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства в пределах Вукошурского участка недр.
2) не выполнены в полном объеме предусмотренные проектом в 2019 году в
Программе исследовательских работ и доразведки Вукошурского месторождения, нефти следующие виды работ: не в полном объеме выполнены: определения нефтенасыщенной толщины, коэффициента насыщенности в наблюдательных и действующих скважинах (выполнено <***> определения вместо <***>).
ООО «Вукошурнефть» осуществляет пользование недрами Вукошурского участка на основании лицензии <***> на пользование недрами, выданной с целью геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведки и добычи полезных ископаемых на территории Шарканского и Игринского районов Удмуртской Республики, зарегистрированной Отделом геологии и лицензирования, по Удмуртской Республике Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу 11.08.2016 за №***. Срок окончания действия лицензии - 31.12.2075.
Вукошурский участок недр включает Вукошурское, Кыквинское, Бондарчуковское и Староягинское месторождения нефти.
В соответствии с приказом (распоряжением) о приеме работника на работу от 01.11.2016 №*** ФИО8 с 01.11.2016 является главным геологом ООО «Вукошурнефть». Пунктом <***>. Должностной инструкции главного геолога ООО «Вукошурнефть», утвержденной директором ООО «Вукошурнефть» 18.10.2016 г., предусмотрено, что в должностные обязанности главного геолога входит: организация геологического контроля за бурением и испытанием скважин, эффективностью разработки нефтяных и газовых месторождений, за выполнением требований проектов пробной эксплуатации, технических проектов разработки месторождений нефти и выдает рекомендации по дальнейшему совершенствованию этих работ (п. <***>.); определяет основные направления научно-исследовательских и проектно- конструкторских работ в области поисков и разведки нефтяных и газовых месторождений, создания эффективной технологии их разработки и контролирует их выполнение (п. <***>); контролирует соблюдение закона о недрах, и, в рамках своего направления деятельности - природоохранного законодательства; организует контроль за расходованием средств, выделяемых на геолого-разведочные работы и на выполнение требований проектов пробной эксплуатации, технических проектов разработки месторождений нефти (п. <***>); руководит геологической службой, координирует деятельность подразделений связанных с геологическим обеспечением работ (п. <***>).
В связи с вышеизложенным главный геолог ООО «Вукошурнефть» ФИО1 является лицом, ответственным, за соблюдение условий, предусмотренных лицензией <***> на пользование недрами с целью геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведки и добычи полезных ископаемых в пределах Вукошурского участка недр, и требований утвержденного в установленном порядке технического проекта «Дополнение к технологической схеме разработки Вукошурского нефтяного месторождения Удмуртской Республики».
Документов подтверждающих принятие главным геологом ООО «Вукошурнефть» ФИО1 всех зависящих от него, как от ответственного должностного лица, мер, направленных на надлежащее исполнение условий, предусмотренных лицензией <***> на пользование недрами с целью геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведки и добычи полезных ископаемых в пределах Вукошурского участка недр, и требований утвержденного в установленном порядке технического проекта «Дополнение к технологической схеме разработки Вукошурского нефтяного месторождения Удмуртской Республики» к рассмотрению административного дела не представлено.
Каких-либо объективных причин, препятствующих главному геологу ООО «Вукошурнефть» ФИО9 направленные на соблюдение условий, предусмотренных лицензией ИЖВ 01951 HP на пользование недрами с целью геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведки и добычи полезных ископаемых в пределах Вукошурского участка недр, и требований утвержденного в установленном порядке технического проекта «Дополнение к технологической схеме разработки Вукошурского нефтяного месторождения Удмуртской Республики», не выявлено.
Изучив материалы дела, судья не может согласиться с вменением в вину ФИО1 пользования недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, по следующим основаниям.
Так, должностным лицом указано на нарушение ФИО1 п. <***> Условий пользования недрами (приложение <***> к лицензии <***>).
Как усматривается из материалов дела, ООО «Вукошурнефть» 11.08.2016г. департаментом по недропользованию по Приволжскому федеральному округу выдана лицензия <***> на пользование недрами с целевым назначением и видами работ геологическое изучение, разведка и добыча углеводородного сырья в пределах Вукошурского участка недр, поиск и оценка пластов-коллекторов для закачки промышленных и хозяйственно-бытовых стоков на территории Шарканского и Игринского районов Удмуртской Республики, окончание действия лицензии 11.08.2031г. Согласно приложения №*** к указанной лицензии, п. 10, пользователь недр обязан выполнять установленные законодательством требования по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами.
Между тем, указанный пункт приложения №*** к лицензии на пользование недрами каких-либо конкретных требований на пользование недрами для ООО «Вукошурнефть» не вводит, дублирует общие положения Закона о недрах, в связи с прихожу к выводу о том, что его несоблюдение не образует нарушение условий лицензии. Соответственно, из объективной стороны вмененного в вину ФИО1 правонарушения следует исключить указание на нарушение ФИО1 <***> Условий пользования недрами (приложение №*** к лицензии <***>), а именно: эксплуатацию нефтедобывающей скважины №*** Кыквинского месторождения нефти осуществляется в отсутствие проекта обустройства, согласованного и утвержденного в установленном порядке; отсутствие разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства в пределах Вукошурского участка недр. Более того, должностным лицом в постановлении не указаны требования Закона о недрах о необходимости получения разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства в пределах Вукошурского участка недр, приведены положения Закона о недрах о необходимости получения разрешения на застройку площадей залегания полезных ископаемых, между тем, в вину ФИО1 не получение указанного разрешения не вменено. Также должностным лицом не указаны требования Закона о недрах либо иных правовых актов, вменяющих недропользователю обязанность по согласованию и утверждению в установленном порядке проекта обустройства скважины до начала ее эксплуатации.
С учетом изложенного прихожу к выводу о нарушении ФИО1 требований утвержденного в установленном порядке технического проекта, поскольку данный факт имевшего место события административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, выразившегося в нарушении ФИО1 требований утвержденного в установленном порядке технического проекта, подтверждается собранными по делу доказательствами,
Так, в материалы дела представлен (в части) технический проект на разработку Вукошурского месторождения нефти (дополнение к технологической схеме разработки Вукошурского нефтяного месторождения УР) согласованного протоколом заседания Приволжской нефтегазовой секции ЦКР Роснедр по УВД 18.12.2018г. №*** и утвержденного директором ООО «Вукошурнефть» ФИО10 с согласованием с главным геологом ООО «Вукошурнефть» ФИО1, что соответствует требованиям согласованного и утвержденного в установленном порядке в соответствии со ст. 23.2 Закона о недрах и Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.03.2010 N 118.
Указанным протоколом работа «Дополнение к технологической схеме разработки Вукошурского нефтяного месторождения Удмуртской Республики» согласована в авторском суммарном по месторождению варианте (сумма третьих вариантов по объектам разработки) со следующими основными положениями (таблица 7) и технологическими показателями (таблицы 8.1-8.6). Согласованы также программы ГТМ (таблица 5), исследовательских работ (в т.ч. доразведки) месторождения (таблица 9). ООО «Вукошурнефть» обеспечить выполнение программы исследовательских работ (в т.ч. доразведки) месторождения в полном объеме и в установленные сроки.
Как следует из протокола Вукошурское месторождение находится на территории <*****>, в <*****>.
Из доводов жалобы следует, и не оспаривалось защитниками в судебном заседании, что определение нефтенасыщенной толщины, коэффициента насыщенности в наблюдательны и действующих скважинах выполнено не в полном объеме (выполнено <***> определения вместо <***>). В жалобе и защитниками в судебном заседании указывалось на несоответствие программы исследовательских работ протоколу заседания Приволжской нефтегазовой секции ЦКР Роснедр по УВС от 18.12.2018г. в данной части, а также на отсутствие в Методических указаниях «Комплексирование и этапность выполнения геофизических, гидродинамических и геохимических исследований нефтяных и нефтегазовых месторождений» (<***>, Москва, 2002) необходимости определения нефтенасыщенности в действующих скважинах, а также на не применение должностным лицом показателей выполнения требований технического проекта, указанных в п. 17 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 20.09.2019 №638 «о внесении изменений в Правила разработки месторождений углеводородного сырья, утвержденных приказом Минприроды России от <дата>№***. Указанные доводы судьей отклоняются в связи с нижеследующим.
Как следует из обжалуемого постановления, должностным лицом в вину ФИО1 вменено не выполнение требований технического проекта, в котором указано на необходимость определения нефтенасыщенной толщины один раз в год в 7 скважинах, неисполнение требований Методических указаний в вину ФИО1 не вменено. Более того, вышеуказанные Методические указания (п. 1) предлагают рекомендации по комплексированию геофизических, гидродинамических и геохимических исследований как средство контроля на этапе разработки нефтяных и газонефтяных месторождений, а также на этапах освоения и разработки месторождений, для создания соответствующей информационной базы с учетом некоторых новых результатов научно-методических работ, представленных в Приложениями, какие-либо требования к пользователям недр не предъявляют.
Как усматривается из содержания Правил разработки месторождений углеводородного сырья, утвержденных приказом Минприроды России от 14.06.2016 №356, на которые ссылается заявитель, настоящие Правила устанавливают требования к разработке месторождений углеводородного сырья (далее - УВС), расположенных на территории Российской Федерации, …. и предназначены для использования Федеральным агентством по недропользованию, его территориальными органами, пользователями недр, иными органами и организациями (п. 1.2). Установленные в п. 17 указанного Приказа показатели установлены исключительно для оценки недропользователем отклонений от утвержденного проекта, чтобы определить требуется ли ему внести изменения в процесс разработки месторождения, то есть определить, требуется ли новая проектная документация, что подтверждается и положениями пунктов 5.6 и 5.10 Правил разработки месторождений УВС.
Действующие нормативные правовые акты в области использования и охраны недр не предусматривают, что пользователь недр может исполнять требования согласованных и утвержденных в установленном порядке проектных документов частично, а также то, что в ходе осуществления государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр на участках недр, предоставленных для добычи углеводородного сырья, должны оцениваться только отдельные показатели, а не в целом исполнение требований технических проектов и соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр.
Каких-либо противоречий между программой исследовательских работ и доразведки Вукошурского месторождения (таб. 12.1) и программой исследовательских работ и доразведки Вукошурского месторождения (нефть) (таб. 9) судья не усматривает. В таб. 9 конкретизированы сроки исполнения, цели проводимых работ и виду работ, а также планируемые виды работ по годам. Более того, таб. 9 совместно с Дополнением к технологической схеме разработки Вукошурского нефтяного месторождения УР согласована протоколом заседания Приволжской нефтегазовой секции ЦКР Роснедр по УВС от 18.12.2018г., является неотъемлемой частью технического проекта, которую ООО «Вукошурнефть» необходимо выполнять.
Постановлением Правительства РФ от 03.03.2010 N 118 утверждено Положение о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, согласно п. 25 которого подготовка, согласование и утверждение изменений (дополнений), вносимых в проектную документацию, осуществляются в порядке, установленном для подготовки, согласования и утверждения проектной документации.
В судебном заседании стороной защиты подтверждено, что подготовка, согласование и утверждение изменений (дополнений), вносимых в проектную документацию не проводились, между тем, порядок внесения изменений (дополнений) в проектную документацию установлен законодательно. С учетом указанного, доводы стороны защиты о невозможности внесения изменений в проект, судьей отклоняется.
При таких обстоятельствах, судьей установлено, что 09.04.2020 в 14 часов 00 минут местного времени в г. Ижевске в результате плановой выездной проверки Западно-Уральским межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Общества с ограниченной ответственность «Вукошурнефть» (акт от <дата>№***) установлено, что ООО «Вукошурнефть» на территории <*****><*****> осуществляет пользование недрами с нарушением требований утвержденного в установленном порядке технического проекта «Дополнение к технологической схеме разработки Вукошурского нефтяного месторождения Удмуртской Республики», а именно: не выполнены в полном объеме предусмотренные проектом в 2019 году в Программе исследовательских работ и доразведки Вукошурского месторождения, нефти следующие виды работ: не в полном объеме выполнены определения нефтенасыщенной толщины, коэффициента насыщенности в наблюдательных и действующих скважинах (выполнено <***> определения вместо 7).
ООО «Вукошурнефть» осуществляет пользование недрами Вукошурского участка на основании лицензии <***> на пользование недрами, выданной с целью геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведки и добычи полезных ископаемых на территории Шарканского и Игринского районов Удмуртской Республики, зарегистрированной Отделом геологии и лицензирования, по Удмуртской Республике Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу 11.08.2016 за №***. Срок окончания действия лицензии - 31.12.2075.
Вукошурский участок недр включает Вукошурское, Кыквинское, Бондарчуковское и Староягинское месторождения нефти.
В соответствии с приказом (распоряжением) о приеме работника на работу от 01.11.2016 №*** ФИО8 с 01.11.2016 является главным геологом ООО «Вукошурнефть». Пунктом 2.15. Должностной инструкции главного геолога ООО «Вукошурнефть», утвержденной директором ООО «Вукошурнефть» 18.10.2016 г., предусмотрено, что в должностные обязанности главного геолога входит: организация геологического контроля за бурением и испытанием скважин, эффективностью разработки нефтяных и газовых месторождений, за выполнением требований проектов пробной эксплуатации, технических проектов разработки месторождений нефти и выдает рекомендации по дальнейшему совершенствованию этих работ (п. <***>.); определяет основные направления научно-исследовательских и проектно- конструкторских работ в области поисков и разведки нефтяных и газовых месторождений, создания эффективной технологии их разработки и контролирует их выполнение (п. <***>); контролирует соблюдение закона о недрах, и, в рамках своего направления деятельности - природоохранного законодательства; организует контроль за расходованием средств, выделяемых на геолого-разведочные работы и на выполнение требований проектов пробной эксплуатации, технических проектов разработки месторождений нефти (п. <***>); руководит геологической службой, координирует деятельность подразделений связанных с геологическим обеспечением работ (п. <***>).
В связи с вышеизложенным главный геолог ООО «Вукошурнефть» ФИО1 является лицом, ответственным, за соблюдение требований утвержденного в установленном порядке технического проекта «Дополнение к технологической схеме разработки Вукошурского нефтяного месторождения Удмуртской Республики».
Факт совершения указанного административного правонарушения подтверждается следующими доказательствами:
- протоколом об административном правонарушении от 22.05.2020г. о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ в отношении должностного лица – главного геолога ООО «Вукошурнефть» ФИО1;
- приказом о проведении плановой выездной проверки ООО «Вукошурнефть» от 27.02.2020 №***;
- актом проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица №***;
- дополнением к технологической схеме разработки Вукошурского нефтяного месторождения Удмуртской Республики с протоколом заседания Приволжской секции ЦКР Роснедр по УВС от 18.12.2018 №*** и таблицами <***> и <***> к нему;
- лицензией <***> на пользование недрами с приложениями;
- приказом о приеме работника на работу от 01.11.2016г.,
- должностной инструкцией главного геолога,
и другими доказательствами, имеющимися в материалах дела.
Все доказательства по делу об административном правонарушении - материалы дела об административном правонарушении были оценены должностным лицом в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
При рассмотрении дела фактические обстоятельства установлены должностным лицом полно и всесторонне, они полностью подтверждаются доказательствами, исследованными в ходе судебного заседания и получившими надлежащую правовую оценку в постановлении.
Процессуальные требования при производстве дела об административном правонарушении соблюдены. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено.
Протокол об административном правонарушении составлен и постановление вынесено при участии представителей общества путем использования системы видеоконференцсвязи с использованием программного обеспечения «Skype», о чём в протоколе и в постановлении сделаны соответствующие записи, указанное обстоятельство также подтверждено в судебном заседании путем воспроизведения записи видеоконференцсвязи при составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении административного дела.
Доводы жалобы о нарушении срока составления протокола об административном правонарушении не свидетельствуют об отсутствии вины ФИО1 в совершении административного правонарушения, поскольку установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроки составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения не являются пресекательными, являются несущественным недостатком протокола.
Доводы жалобы об истечении срока давности привлечения к административной ответственности судьей отклоняются, поскольку ФИО1 привлечен к административной ответственности за невыполнение в 2019 году работ, предусмотренных техническим проектом на разработку месторождения (Программой исследовательских работ и доразведки Вукошурского месторождения), следовательно, срок для привлечения к ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ не истек.
При назначении административного наказания учтены характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, а также личность виновного.
Между тем, доводы жалобы в части, что должностным лицом ФИО1 не является, судья разделяет по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 9.22, 13.25, 14.24, 14.25, 14.55, 14.56, частью 3 статьи 14.57, 14.61, 14.63, 14.64, 15.17 - 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.25, 15.26.1, 15.26.2, 15.29 - 15.31, 15.37, 15.38, частью 9 статьи 19.5, статьями 19.7.3, 19.7.12 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица.
Организационно-распорядительные функции включают в себя руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий. К административно-хозяйственным функциям могут быть, в частности, отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения.
Из должностной инструкции главного геолога следует, что к функциональным обязанностям главного геолога не относятся организационно-распорядительные либо административно-хозяйственные функции. Поэтому ФИО1 не подлежит административной ответственности как должностное лицо.
Поскольку санкция ч. 2 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает также назначение наказания физическим лицам, назначенное ФИО1 наказание подлежит снижению.
Учитывая обстоятельства и характер совершенного административного правонарушения, личность ФИО1, полагаю возможным назначить ФИО1, административное наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей в пределах санкции ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.10, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды западно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) ФИО2 от 23.06.2020г., которым главный геолог ООО «Вукошурнефть» ФИО1 привлечен к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.3 ч. 2 КоАП РФ изменить в части назначенного наказания, считать их вынесенными в отношении ФИО1, как физического лица; снизить размер назначенного штрафа до 2000 рублей. Исключить из объективной стороны вмененного ФИО1 административного правонарушения указание на совершение нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, выразившегося в нарушении <***> Условий пользования недрами (приложения №*** к лицензии <***>. В остальном постановление оставить без изменения.
Жалобу главного геолога ООО «Вукошурнефть» ФИО1 удовлетворить в части.
Решение вступает в законную силу немедленно.
Решение может быть пересмотрено в порядке статей 30.12-30.19 КоАП Российской Федерации.
Судья Е.В. Караневич