ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-127/2014 от 04.06.2014 Камышинского городского суда (Волгоградская область)

 Дело № 12-127/2014

 РЕШЕНИЕ

 <...>.                                                      «04» июня 2014 года.

 Судья Камышинского городского суда Волгоградской области Рагузин Алексей Васильевич,

 с участием защитника лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, ФИО1 – Писарева А.Б.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица – ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца: ст. ...., <данные изъяты> хозяйства» зарегистрированного и проживающего по адресу: ...., ранее не привлекавшегося к административной ответственности,

 на постановление по делу об административном правонарушении начальника Межрайонной инспекции ФНС России № 3 по Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ,

 У С Т А Н О В И Л:

 Постановлением начальника Межрайонной инспекции ФНС России № 3 по Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ, должностное лицо – исполняющий обязанности директора Муниципального унитарного предприятия «Производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства», далее МУП «ПУВКХ», ФИО1 был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ, и было назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

 Считая данное постановление незаконным и необоснованным, ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление начальника Межрайонной инспекции ФНС России № 3 по Волгоградской области отменить и производство по делу прекратить, мотивируя свои требования тем, что Муниципальное унитарное предприятие г.Камышина «Производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства» ДД.ММ.ГГГГ заключило с АКБ «Московский Индустриальный банк» договор на ведение отдельного банковского счета в рублях РФ (для банковских платежных агентов, платежных агентов). Согласно информационному письму, ДД.ММ.ГГГГ специальный банковский счет был открыт и существует до настоящего момента, на него поступали платежи от других платежных агентов.

 Так как договора с АУ «МФЦ» и ФГУП «Почта России» были заключены до возникновения обязательства о наличии специальных банковских счетов, ДД.ММ.ГГГГ Муниципальное унитарное предприятие г.Камышина «Производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства» разослало всем платежным агентам, в том числе АУ «МФЦ» и ФГУП «Почта России» дополнительное соглашение о изменении реквизитов, и в сопроводительном письме указало, что денежные средства принятые от населения необходимо перечислять на указанный специальный банковский счет.

 На момент проведения проверки ни от АУ «МФЦ», ни от ФГУП «Почта России», подписанные дополнительные соглашения не возвратились, денежные средства, несмотря на их письма, продолжали перечисляться на расчетный счет, а не на специальный банковский счет.

 АКБ «Московский Индустриальный банк», в котором у Муниципального унитарного предприятия г.Камышина «Производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства» помимо специального банковского счета открыт и основной расчетный счет, не мог не принимать платежи, поступающие от АУ «МФЦ» и от ФГУП «Почта России» и не переводить их на их основной расчетный счет, т.к. ими в платежных поручениях указывались реквизиты основного расчетного счета.

 Согласно п. 15 ст.4 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета). В соответствии с п. 16 ст.4 вышеуказанного закона платежный агент по специальному банковскому счету осуществляет операции по списанию денежных средств на специальный банковский счет платежного агента или поставщика.

 На основании вышеизложенного следует, что денежные средства могут по-ступать на специальный банковский счет поставщика только со специального банковского счета платежного агента.

 АУ «МФЦ» до настоящего времени специальный банковский счет не открыло, а в соответствии с тем, что оно не осуществляет деятельности по приему наличных денежных средств, положения части 15 статьи 4 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" не применя-ются к АУ «МФЦ».

 Полагает, что ФГУП «Почта России» так же как и АУ «МФЦ» переводило денежные средства на основной расчетный счет Муниципального унитарного предприятия г.Камышина «Производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства», не со специального банковского счета, а с ранее ими открытого транзитного счета, т.к. платежный агент при взаиморасчетах с поставщиком может списывать денежные средства со своего специального банковского счета только на специальный банковский счет поставщика.

 Считает, что в связи с вышеизложенным отсутствует состав правонарушения и вины Муниципального унитарного предприятия г.Камышина «Производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства» нет, все меры по исполнению ч. 18 ст.4. Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" предприняты.

 От представителя МИФНС России №3 по Волгоградской области поступили возражения на жалобу ФИО1, согласно которой на основании поручения заместителя начальника Межрайонной ИФНС России № 3 по Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № № .... проведена проверка муниципального унитарного предприятия г. Камышина «Производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства» по вопросу соблюдения платежным агентом обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а также по использованию платежным агентом и поставщиком специальных банковских счетов для осуществления расчетов при приеме платежей за период с 01.03.2014 по 12.03.2014.

 Нормой ч 2 ст. 15.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц осуществляемой платежными агентами" (далее - Федеральный закон № 103-ФЗ), банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе», обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свои специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов.

 В ст. 2 Федерального закона № 103-ФЗ определены следующие понятия: плательщик - физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком;

 платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организа-ции, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный

 оператор по приему платежей - платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;

 платежный субагент - платежный агент - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;

 поставщик - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.

 В результате проведенной проверки установлено, что МУП г. Камышина «Производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства» в проверяемом периоде являлось поставщиком.

 Для начисления и приёма платежей от населения за оказанные коммунальные услуги МУП г. Камышина «Производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства» заключило с АУ «МФЦ» ДД.ММ.ГГГГ агентский договор № ...., при исполнении которого стороны руководствуются Жилищным и Гражданским кодексами РФ, а также Федеральным законом от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платёжными агентами» (далее - Закон № 103-ФЗ), а также был заключен договор с ФГУП «Почта России» на обслуживание операций с коммунальными платежами от ДД.ММ.ГГГГ №№ ...., согласно которого МУП г. Камышина «Производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства» поручает, а ФГУП «Почта России» берет на себя обязанность производить прием платежей за воду от населения г. Камышина в пользу МУП г. Камышина «Производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства».

 Согласно заключенного агентского договора от ДД.ММ.ГГГГ № .... АУ «МФЦ» (в рассматриваемом случае является платежным агентом - оператором по приему платежей) обязано перечислять на расчётный счет (не являющийся специальным банковским счетом) МУП г. Камышина «Производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства» (в рассматриваемом случае является поставщиком) полученные от потребителей через платёжных субагентов платежи за оказанные коммунальные услуги. В качестве платежных субагентов АУ «МФЦ» привлекало ФГУП «Почта России» и Сбербанк России.

 Согласно заключенного договора на обслуживание операций с коммунальными платежами от ДД.ММ.ГГГГ № .... ФГУП «Почта России» обязано производить прием платежей от населения во всех почтовых отделениях согласно графика работы и перечислять суммы фактически принятых платежей, за вычетом вознаграждения, по платежному поручению в банк на расчетный счет (не являющийся специальным банковским счетом) МУП г. Камышина «Производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства».

 В соответствии с частью 18 статьи 4 Закона № 103-ФЗ поставщик при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет. Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющимися специальными банковскими счетами.

 В проверяемом периоде АУ «МФЦ» полученные на свой расчетный счет № .... через платежных субагентов денежные средства от физических лиц за потребленные услуги по водоснабжению и водоотведению перечислило на расчётный счёт № .... МУП г. Камышина «Производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства», который не является специальным банковским счетом.

 ФГУП «Почта России» в соответствии с частью 15 статьи 4 Закона № 103-ФЗ для сдачи в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме коммунальных платежей наличные денежные средства использовало специальный банковский счёт № .....

 При этом, ФГУП «Почта России» полученные денежные средства при приеме коммунальных платежей от физических лиц перечислило на расчётный счёт № ....    МУП    г.    Камышина «Производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства», который не является специальным банковским счетом.

 Таким образом, проверкой установлено, что МУП г. Камышина «Производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства» в проверяемом периоде не использовало специальный банковский счет при осуществлении расчетов с платежными агентами — операторами по приему платежей - АУ «МФЦ» и ФГУП «Почта России» при приеме платежей физических лиц. Согласно части 18 статьи 4 и части 4 статьи 8 Закона № 103-ФЗ поставщик при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет. Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющимися специальными банковскими счетами. Получение поставщиком денежных средств, принятых платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющимися специальными банковскими счетами, указанными в части 18 статьи 4 настоящего Федерального закона не допускаются.

 Статья 7 Закона № 103-ФЗ устанавливает особое основание для расторжения договора между поставщиком и оператором.

 Таким образом, в случае выявления фактов несоблюдения оператором по приему платежей положений данного закона (в том числе, в части использования специального банковского счета) поставщик товаров (работ, услуг) вправе расторгнуть с таким оператором договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

 Учитывая вышеуказанное, Межрайонная ИФНС России № 3 по Волгоградской области считает, что по делу принято законное и обоснованное постановление, оснований для отмены которого, не имеется.

 Доводы, изложенные в жалобе, не могут служить основанием для его отмены и просят отказать ФИО1 в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

 ФИО1, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, о чем свидетельствует расписка в получении повестки от ДД.ММ.ГГГГ, в суд не явился, о причинах неявки не сообщил, в связи с чем суд признает неявку ФИО1 по неуважительным причинам и полагает возможным жалобу рассмотреть в его отсутствие.

 Защитник Писарев А.Б. в судебном заседании доводы жалобы ФИО1 поддержал в полном объёме, дополнив, что ФИО1 в занимаемой находился не продолжительное время, а именно, согласно приказа «об исполнении обязанностей» № .... от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 исполнял обязанности директора МУП    г.    Камышина «Производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства» с ДД.ММ.ГГГГ, к тому же осуществление мероприятий, направленных на укрепление финансовой дисциплины, закреплено за бухгалтерией МУП    г.    Камышина «Производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства», но не входило в должностные обязанности ФИО1

 Выслушав защитника ФИО1 – Писарева А.Б., исследовав материалы дела, суд находит жалобу не обоснованной и удовлетворению не подлежащей, исходя из следующего.

 Согласно ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основываясь на всестороннем, полном и объективном исследовании всех доказательств дела в их совокупности.

 Согласно ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ, нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

 Как установлено в судебном заседании, МУП г. Камышина «Производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства» в проверяемом периоде являлось поставщиком.

 Для начисления и приёма платежей от населения за оказанные коммунальные услуги МУП г. Камышина «Производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства» заключило с АУ «МФЦ» ДД.ММ.ГГГГ агентский договор № .... при исполнении которого стороны руководствуются Жилищным и Гражданским кодексами РФ, а также Федеральным законом от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платёжными агентами» (далее - Закон № 103-ФЗ), а также был заключен договор с ФГУП «Почта России» на обслуживание операций с коммунальными платежами от ДД.ММ.ГГГГ № ...., согласно которого МУП г. Камышина «Производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства» поручает, а ФГУП «Почта России» берет на себя обязанность производить прием платежей за воду от населения г. Камышина в пользу МУП г. Камышина «Производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства».

 Согласно заключенного агентского договора от ДД.ММ.ГГГГ № .... АУ «МФЦ» (в рассматриваемом случае является платежным агентом - оператором по приему платежей) обязано перечислять на расчётный счет (не являющийся специальным банковским счетом) МУП г. Камышина «Производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства» (в рассматриваемом случае является поставщиком) полученные от потребителей через платёжных субагентов платежи за оказанные коммунальные услуги. В качестве платежных субагентов АУ «МФЦ» привлекало ФГУП «Почта России» и Сбербанк России.

 Согласно заключенного договора на обслуживание операций с коммунальными платежами от ДД.ММ.ГГГГ № .... ФГУП «Почта России» обязано производить прием платежей от населения во всех почтовых отделениях согласно графика работы и перечислять суммы фактически принятых платежей, за вычетом вознаграждения, по платежному поручению в банк на расчетный счет (не являющийся специальным банковским счетом) МУП г. Камышина «Производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства».

 В соответствии с частью 18 статьи 4 Закона № 103-ФЗ поставщик при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет. Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющимися специальными банковскими счетами.

 В проверяемом периоде АУ «МФЦ» полученные на свой расчетный счет № .... через платежных субагентов денежные средства от физических лиц за потребленные услуги по водоснабжению и водоотведению перечислило на расчётный счёт № .... МУП г. Камышина «Производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства», который не является специальным банковским счетом.

 ФГУП «Почта России» в соответствии с частью 15 статьи 4 Закона № 103-ФЗ для сдачи в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме коммунальных платежей наличные денежные средства использовало специальный банковский счёт № .....

 При этом, ФГУП «Почта России» полученные денежные средства при приеме коммунальных платежей от физических лиц перечислило на расчётный счёт № .... МУП г. Камышина «Производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства», который не является специальным банковским счетом.

 Таким образом, проверкой установлено, что МУП г. Камышина «Производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства» в проверяемом периоде не использовало специальный банковский счет при осуществлении расчетов с платежными агентами — операторами по приему платежей - АУ «МФЦ» и ФГУП «Почта России» при приеме платежей физических лиц.

 В ст. 2 Закона № 103-ФЗ определены следующие понятия:

 1) поставщик - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации;

 2) плательщик - физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком;

 3) платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент; 4) оператор по приему платежей - платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;

 5) платежный субагент - платежный агент - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

 В силу ч.1 ст. 3 Закона № 103-ФЗ под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее - прием платежей) в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.

 Согласно ч.18 ст. 4 Закона № 103-ФЗ, поставщик при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет. Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами.

 Материалами дела подтверждается, что на расчетный счет № .... МУП г. Камышина «Производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства», не являющимся специальным банковским счетом, от платежного агента ФГУП «Почта России» поступали денежные средства.

 Зачисление поступивших от платежного агента денежных средств не на специальный банковский счет образует событие административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 15.1 КоАП РФ.

 С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что доводы директора ФИО1 не обоснованны и обусловлены желанием избежать ответственности за совершенное административное правонарушение.

 Оснований ставить под сомнения вышеуказанные доказательства виновности ФИО1 в совершении административного правонарушения у суда не имеется, так как они собраны и составлены в строгом соответствии с требования, действующего КоАП РФ, в связи, с чем суд признает их допустимыми доказательствами.

 С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что выводы начальника Межрайонной ИФНС России № 3 по Волгоградской области ФИО2 соответствуют объективно установленным фактическим обстоятельствам совершенного правонарушения и доказательствам, приведенным в постановлении по делу об административном правонарушении.

 Виновность ФИО1 основана на полно и всесторонне исследованных в судебном разбирательстве доказательствах и им дана соответствующая правовая оценка.

 Доводы защитника ФИО1, Писарева А.Б., о том, что ФИО1 находился в занимаемой должности не продолжительный период времени, а также, что он не вел бухгалтерию МУП г. Камышина «Производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства», не могут быть приняты судом, поскольку в силу п. 6 Устава МУП г. Камышина «Производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства» руководитель предприятия является единственным исполнительным органом предприятия и несет ответственность в соответствие с Уставом и заключенным с ним контрактом.

 В соответствии с п. 2 ст. 4.1. КоАП РФ, при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

 Начальник Межрайонной инспекции ФНС России № 3 по Волгоградской области учел все обстоятельства, необходимые для решения вопроса о виновности и назначении административного наказания ФИО1

 Суд считает оспариваемое постановление начальника Межрайонной инспекции ФНС России № 3 по Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ законным и обоснованным и не находит оснований для его отмены.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

 Р Е Ш И Л:

 Постановление начальника Межрайонной инспекции ФНС России № 3 по Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ о признании должностного лица исполняющего обязанности в проверяемый период директора МУП г. Камышина «Производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства» ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ, и назначении административное наказание в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей, - оставить без изменения, а жалобу ФИО1 без удовлетворения.

 Решение может быть обжаловано и опротестовано в судебную коллегию по административным делам Волгоградского областного суда через Камышинский городской суд в течение 10 суток.

 Судья                                                                        А.В. Рагузин