дело №12 –127/2016
РЕШЕНИЕ
город Кумертау 01 августа 2016 года
Судья Кумертауского межрайонного суда Республики Башкортостан Чернин Д.Л.,
с участием лица, в отношении которого ведется административное производство, Тихонова А.Л.,
лица, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении, старшего государственного инспектора Управления государственного автодорожного надзора по Республике Башкортостан Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Т.,
рассмотрев в судебном заседании материалы административного дела по жалобе Тихонова А.Л. на постановление старшего государственного инспектора Управления государственного автодорожного надзора по Республике Башкортостан Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Т.<...><...> от <...>,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора Управления государственного автодорожного надзора по Республике Башкортостан Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Т.<...><...> от <...>, Тихонов А.Л. признан виновным и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 5000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 11.14.2 КоАП РФ, за то, что <...> в 11 часов 20 минут водитель Тихонов А.Л. осуществлял перевозку пассажиров в количестве шести человек по маршруту <...> на транспортном средстве марки ГАЗ 322132 <...> по заказу, без заключения в письменной форме договора фрахтования (заказа- наряда) транспортного средства, чем допустил нарушение требований ч.ч. 1, 4 ст. 27 Федерального закона <...> – ФЗ от <...> и п. 89 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <...><...>.
В своей жалобе Тихонов А.Л. просит отменить указанное постановление и прекратить производство по делу, мотивируя тем, что частью 2 ст. 11.14.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за перевозку пассажиров и багажа по заказу без заключения в письменной форме договора фрахтования транспортного средства. В соответствие с п. 89 Постановления Правительства РФ от <...> N 112 "Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом", перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставляемым на основании договора фрахтования, условия которого определяются соглашением сторон в соответствии со статьей 27 Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта". Объективная сторона рассматриваемой статьи выражается в отсутствии договора фрахтования транспортного средства, заключаемого в письменной форме. В соответствии с п. 93 Правил перевозок пассажиров и багажа договор фрахтования может заключаться в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа, оформляемого фрахтовщиком. При привлечении лица к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 11.14.2 КоАП РФ, административному органу надлежит доказать факт, что на момент осуществления водителем перевозки пассажиров и багажа договор фрахтования транспортного средства в письменной форме не был заключен. В то же время согласно обжалуемому постановлению, событие правонарушения выразилось в том, что Тихонов А.Л.<...> при проверке документов не представил договор фрахтования транспортного средства или заказ-наряд. При этом в своем объяснении Тихонов А.Л.<...> не отрицал, что договор фрахтования отсутствует у него в транспортном средстве на момент проверки, но сообщил, что, скорее всего, договор находится у ИП К.. Кроме того, плату за проезд с пассажиров он не взимал, сбор денег осуществляла работник К. Между тем факт не предоставления уполномоченному лицу водителем транспортного средства договора фрахтования или заказа-наряда не свидетельствует о том, что такой договор не заключался. В рамках административного производства подлежит выяснению вопрос о виновности лица в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена нормами настоящего Кодекса (ст. ст. 1.5, 2.1, 26.1 КоАП РФ). В силу ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Статьей 24.1 КоАП РФ предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. В то же время данные требования закона административным органом не были выполнены. Его доводы о наличии заключенного договора фрахтования не проверялись, о чем свидетельствует отсутствие в материалах дела сведений об истребовании соответствующей информации у лиц, имеющих отношение к транспортному средству, которым осуществлялась перевозка пассажиров (ИП П., ИП К.), объяснений свидетелей. Поскольку административная ответственность по ч.2 ст. 11.14.2 КоАП РФ наступает только при отсутствии заключенного в письменной форме договора фрахтования, то в данном случае, когда этот факт достоверно не установлен, вывод о его виновности является преждевременным. По этим же основаниям невозможна переквалификация его действий на ч.1 ст. 11.14.2 КоАП РФ, предусматривающую ответственность водителя транспортного средства, который в нарушение п. 94 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в момент осуществления перевозки не имеет договора фрахтования или заказа-наряда, когда такие заключены, либо отказывается их предъявить по требованию уполномоченного лица. Таким образом, административным органом обоснованность его привлечения в качестве надлежащего субъекта правонарушения не проверена, обстоятельства дела всесторонне, полно и объективно не были выяснены, что не позволило должностному лицу разрешить дело в соответствии с законом и принять обоснованное решение, что является основанием для отмены постановления о привлечении к административной ответственности.
В суде Тихонов А.Л. поддержал жалобу по изложенным в ней доводам, просил отменить постановление и прекратить производство по делу, и дополнительно пояснил, что он является водителем - наемным работником у ИП Кутлумбетова. В его обязанности не входит заключение договора фрахтования. При себе в автомобиле у него не было договора фрахтования. Однако такой договор был заключен <...> между ИП К. и ИП П. Этот договор он приложил к жалобе. Инспектор Т. не выясняла у него, согласен ли он с вменяемым правонарушением и наказанием за него, а сразу составила постановление, ознакомившись с которым, он сразу не согласился с наказанием. Однако инспектор не составила протокол об административном правонарушении, а только разъяснила, что он может обжаловать постановление в суд. Он расписал в постановлении не за то, что согласен с постановлением, а лишь за то, что ознакомлен с постановлением и получил его копию. Протокол об административном правонарушении не составлялся.
Лицо, вынесшее постановление, старший государственный инспектор Управления государственного автодорожного надзора по Республике Башкортостан Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Т. просила отказать в удовлетворении жалобы и оставить постановление без изменения, привела доводы, изложенные в отзыве на жалобу, о том, что Тихонов А.Л.<...> вину не отрицал, объяснил, что договор фрахтования у него отсутствует, при этом часть 1 статьи 27 Федерального закона от <...> №259-ФЗ (ред. От 03.07.2016г.) «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» предусматривает, что перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме. В силу статьи 27 Федерального закона № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме. Требования к содержанию договора фрахтования установлены в пунктах 2 и 3 указанной статьи. Согласно пункту 89 Постановления Правительства РФ от <...><...> «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставляемым на основании договора фрахтования, условия которого определяются соглашением сторон в соответствии со статьей 27 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». Пунктом 94 названных Правил предусмотрено, что договор фрахтования или его копия, а также заказ-наряд на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа, если договор фрахтования заключен в форме указанного заказа-наряда, находятся у водителя от начала до конца осуществления перевозки пассажиров и багажа по заказу и предъявляются в обязательном порядке по требованию должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление контроля за наличием у водителей таких документов. Также договор фрахтования, представленный Тихоновым А.Л. на транспортное средство для перевозки пассажиров и багажа, не соответствует правильному, в нарушение статьи 27 Федерального закона от <...> N 259-ФЗ (ред. от <...>) "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", а именно: не указано место подачи транспортного средства; определенный или неопределенный круг лиц, для перевозки которых предоставляется транспортное средство; сроки выполнения перевозки; размер платы за пользование транспортным средством; порядок допуска пассажиров для посадки в транспортное средство, установленный с учетом требований, предусмотренных правилами перевозок пассажиров (в случае, если транспортное средство предоставляется для перевозки определенного круга лиц). На основании вышеизложенного, действия Тихонова А.Л.<...> были правильно квалифицированы как нарушения требований пункта 1 статьи 27 Федерального закона от <...> №259-ФЗ (ред. от <...> «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», что в свою очередь является нарушением, за которое частью 2 статьи 11.14.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Кроме того, инспектор Т. пояснила, что Тихонов А.Л., как водитель, обязан знать законы, относящиеся к его деятельности. Тихонов А.Л. был согласен с вменяемым нарушением и наказанием, поэтому она не составляла протокол об административном правонарушении, а вынесла постановление на месте, в котором Тихонов А.Л. расписался, чем подтвердил свое согласие. Она разъяснила ему все права, в том числе право обжалования.
Выслушав участников процесса, проверив доводы жалобы и исследовав материалы дела, представленные Управлением государственного автодорожного надзора по Республике Башкортостан Федеральной службы по надзору в сфере транспорта надлежащим образом заверенные копии административного материала в отношении Тихонова А.Л., суд считает, что жалоба Тихонова А.Л. подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 2 статьи 11.14.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за перевозку пассажиров и багажа по заказу без заключения в письменной форме договора фрахтования транспортного средства, что влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - двухсот тысяч рублей.
Согласно ст. ст. 784, 787 Гражданского кодекса РФ перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. По договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа. Порядок заключения договора фрахтования, а также форма указанного договора устанавливаются транспортными уставами и кодексами.
В соответствии с ч. 1 ст. 27 Федерального закона от <...> N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме.
Пунктом 89 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от <...> N 112, предусмотрено, что перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставляемым на основании договора фрахтования, условия которого определяются соглашением сторон в соответствии со ст. 27 Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта".
Согласно п. 94 указанных Правил договор фрахтования или его копия, а также заказ-наряд на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа, если договор фрахтования заключен в форме указанного заказа-наряда, находятся у водителя от начала до конца осуществления перевозки пассажиров и багажа по заказу и предъявляются в обязательном порядке по требованию должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление контроля за наличием у водителей таких документов.
По смыслу приведенных положений закона к основополагающим сведениям, подлежащим установлению при привлечении лица к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 11.14.2 КоАП РФ, относится наличие либо отсутствие договора фрахтования транспортного средства, и в рамках настоящего дела административному органу надлежало доказать факт осуществления водителем перевозки пассажиров и багажа без заключения в письменной форме такого договора.
Кроме того в соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:
1) наличие события административного правонарушения;
2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;
3) виновность лица в совершении административного правонарушения;
4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;
6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
2. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
3. Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
В соответствии со ст. 28.2. КоАП РФ:
1. О совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
2. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
3. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
4. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
5. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись.
6. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
Согласно ст.28.6 ч.ч.1,2 КоАП РФ в случае, если при совершении физическим лицом административного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа, протокол об административном правонарушении не составляется, а уполномоченным на то должностным лицом на месте совершения административного правонарушения выносится постановление по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания в виде предупреждения или административного штрафа в порядке, предусмотренном статьей 29.10 настоящего Кодекса. Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе. В случае, если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) назначенное ему административное наказание, составляется протокол об административном правонарушении.
В соответствии со ст.28.8 КоАП РФ протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении.
По смыслу приведенных положений закона, при выявлении административного правонарушения по общему правилу составляется протокол об административном правонарушении, чем возбуждается дело об административном правонарушении.
Вынесение постановления о наложении административного штрафа без составления протокола об административном правонарушении может иметь место лишь в том случае, если это лицо не оспаривало наличия события административного правонарушения и (или) назначенное ему административное наказание. В иных случаях производство по делу об административном правонарушении должно было осуществляться в соответствии с положениями ст.28.8 КоАП РФ, что предполагает обеспечение возможности привлекаемому к административной ответственности лицу реализовать свои процессуальные права независимо от того, где рассматривается дело.
Согласно ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны событие правонарушения, в том числе обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу.
Приведенные положения закона инспектором Т. не были соблюдены при рассмотрении данного дела.
В жалобе Тихонов А.Л. указывает, что она сообщал инспектору Т. о том, что договор фрахтования возможно имеется у ИП К. Из материалов дела не следует, что данное обстоятельство проверялось инспектором.
В объяснениях Тихонова А.Л., содержащихся в акте осмотра автомобиля <...> от <...>, Тихонов А.Л. не сообщал о том, что договора фрахтования вообще не существует.
К поданной в суд жалобе Тихонова А.Л. приложена копия письменного договора фрахтования от <...>, заключенного между ИП К. и ИП П.
Кроме того, в суде Тихонов А.Л. пояснил, что он изначально не был согласен с правонарушением, указанным в постановлении. Однако инспектор не составила протокол об административном правонарушении.
Данные объяснения Тихонова А.Л. не опровергаются исследованными в суде доказательствами.
Выражая свое несогласие с постановлением, Тихонов А.Л. обжаловал его в суд.
Протокол об административном правонарушении в материалах дела отсутствует.
В силу ч.4 ст.1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При таких обстоятельствах, при наличии изначально вышеуказанных возражений со стороны Тихонова А.Л., старший инспектор Т. обязана был составить протокол об административном правонарушении, и производство по делу должно было осуществляться в соответствии с положениями ст. 28.8 КоАП РФ.
Доводы инспектора Т. о том, что Тихонов А.Л. согласился с событием административного правонарушения и назначенным наказанием, т.к. подписал вынесенное постановление, нельзя признать убедительными, т.к. они не подтверждаются материалами дела. Так, в акте осмотра транспортного средства <...> от <...>, в объяснениях Тихонова А.Л. отсутствует указание на согласие с вменяемым правонарушением.
В постановлении об административном правонарушении также не содержится указания о согласии Тихонова А.Л. с вменяемым нарушением и назначенным наказанием.
Имеющаяся в постановлении подпись Тихонова А.Л. не свидетельствует о его согласии с событием правонарушения, а подтверждает лишь, что он ознакомлен с постановлением и получил его копию.
Кроме того, в нарушение п. 1 ст. 26.1 КоАП РФ при рассмотрении дела инспектором Т. не установлено событие правонарушение, поскольку в постановлении при описании обстоятельств правонарушения, не указано место - населенный пункт, в котором вменяется совершение правонарушения.
Данные нарушения процессуальных требований являются существенными, не могут быть устранены судом при рассмотрении жалобы, они не позволили старшему инспектору Т. всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, и являются основанием для отмены обжалуемого постановления в соответствии с п. 4 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ.
Поскольку на момент рассмотрения дела по жалобе истек установленный ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ двухмесячный срок привлечения к административной ответственности, производство по делу подлежит прекращению на основании п. 6 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление старшего государственного инспектора Управления государственного автодорожного надзора по Республике Башкортостан Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Т.<...><...> от <...> о привлечении к административной ответственности Тихонова А.Л. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.11.14.2 КоАП РФ, отменить и прекратить производство по делу на основании п. 6 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан через Кумертауский межрайонный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня получения его копии.
Судья подпись
<...>
<...>