Дело № 12-127/2016
РЕШЕНИЕ
г. Улан-Удэ 30 марта 2016 года
Судья Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ Мотошкина О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании протест заместителя прокурора РБ на постановление мирового судьи судебного участка №2 Железнодорожного района г. Улан-Удэ от *** о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении ...ФИО5.,
УСТАНОВИЛ:
*** заместителем прокурора РБ вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.1 КоАП РФ в отношении ...ФИО1
Постановлением мирового судьи судебного участка №2 Железнодорожного района г. Улан-Удэ от *** производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 прекращено на основании п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ст.19.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Не согласившись с вынесенным судебным решением заместитель прокурора РБ предъявил протест, в котором указал, что мировым судьей не дана надлежащая оценка тому обстоятельству, что на основании Указа Главы РБ от ***... реорганизация Республиканской службы государственного строительного и жилищного надзора (далее – РС ГЖИ) осуществлена путем слияния в Республиканской службой государственного строительного и жилищного надзора (далее - РСГЖН). Право руководителя РС ГЖИ на издание приказов (распоряжений) о проведении контрольных (надзорных) мероприятий предусмотрено п.5.2 Положением, утвержденного постановлением Правительства РБ от ***.... Поскольку Положение о РС ГЖИ было признано утратившим силу и не действовало с ***, вновь созданная РСГЖН зарегистрирована ***, в указанный период ... осуществлял государственный жилищный надзор в отсутствии правового акта, регламентирующий его статус, задачи и направления осуществления регионального государственного жилищного надзора. При вынесении постановления мировым судьей не дана оценка виновности привлекаемого должностного лица ...ФИО1 при издании им распоряжений о проведении проверочных мероприятий в отношении ОАО «Читаэнергосбыт» в период с *** по ***.
Прокурор Смирнова Т.В. доводы протеста поддержала в полном объеме, пояснив, что основанием возбуждения административного производства в отношении ...ФИО1 явилось вынесение распоряжений о проведении проверочных мероприятий в отношении ОАО «Читаэнергосбыт» в период с *** по *** в отсутствие полномочий органа контроля на совершение указанных действий. Согласно п. 1.5 Положения об РСГЖИ Служба обладает правами юридического лица. РСГЖИ -государственный орган, обладающий правами юридического лица и наделенный положением об указанном органе специальной компетенцией и полномочиями. Указом Главы Республики Бурятия от ***... РСГЖИ и Республиканская служба государственного строительного надзора реорганизованы путем слияния в Республиканскую службу государственного строительного и жилищного надзора. Положение о РСГЖИ признано утратившим силу в связи с принятием постановления Правительства РБ от *** N 460 «Об утверждении Положения о Республиканской службе государственного строительного и жилищного надзора». В соответствии с п. 1.1 Положения о Госстройжилнадзоре исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим на территории Республики Бурятия функции регионального государственного жилищного надзора. Согласно п. 1.2 Положения о Госстройжилнадзоре Республиканская служба государственного строительного и жилищного надзора является правопреемником Республиканской службы государственной жилищной инспекции. Указанное Положение опубликовано *** и с этого момента вступило в законную силу. Изменение в реестр юридических лиц об образовании Республиканской службы государственного строительного жилищного надзора внесено ***. В период с *** по *** РСГЖИ осуществляло государственный жилищный надзор в отсутствие правового акта, регламентирующего его специальную компетенцию: статус, задачи и направления осуществления регионального государственного жилищного надзора, в том числе закрепляющего право руководителя РСГЖИ на издание приказов (распоряжений) о проведении контрольных (надзорных) мероприятий (как это было предусмотрено п.5.2 Положения о Республиканской службе государственной жилищной инспекции, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от *** N 136). Пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от *** N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» установлен запрет на проведение проверок выполнения обязательных требований, если такие требования не относятся к полномочиям органа государственного контроля (надзора). Руководителем Республиканской службы государственного строительного и жилищного надзора (до *** руководитель Республиканской службы государственной жилищной инспекции), руководствуясь своим предполагаемым правом на осуществление полномочий по жилищному контролю, в нарушение вышеуказанных требований законодательства выносились распоряжения о проведении проверок. Вынесение распоряжений на проведение проверочных мероприятий повлекло ущемление прав организации ОАО «Читаэнергосбыт», поскольку в период проведения документарных проверок юридическое лицо несло дополнительные временные и материальные затраты по предоставлению запрашиваемой в рамках проверок документации, однако указанные затраты не являются существенными для ОАО «Читаэнергосбыт». В действиях ... (до ***...) ФИО1 имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.1 КоАП РФ.
Прокурор Осипова А.М. доводы протеста поддержала в полном объеме, пояснив, что вопреки требованиям ст. 24.1 КоАП РФ мировым судом не обеспечено выполнение задач производства по делам об административных правонарушениях, каковыми являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. Мировой суд не установил всесторонне, полно и объективно все обстоятельства данного дела.
Производство об административном правонарушении возбуждено прокуратурой республики в отношении ... в связи с изданием им следующих распоряжений о проведении проверок ОАО «Читаэнергосбыт»:
***. - 5 распоряжений о проведении проверок (№...-р, ...-р),
***. - 1 распоряжение (...-р);
***. издано 7 распоряжений (№...-р, ...),
***. издано 1 распоряжение (...-р),
***. 2 распоряжения (№...-р, ...р),
***. издано 3 распоряжения (№...-р, ...). Издание именно указанных распоряжений повлекло проведение проверок в отношении общества, при этом последствия для общества были различными, в том числе и неблагоприятными. Так, по результатам отдельных проверок к ОАО «Читаэнергосбыт» были применены меры: выданы предписания. Издание каждого из незаконных распоряжений в отсутствие властных полномочий, образует состав административного правонарушения. Мировым судом не дана оценка каждому указанному в постановлении распоряжению. Более того, мировой суд сделал вывод об отсутствии состава административного правонарушения, однако не указал, какие именно действия ФИО1 не образуют состав административного правонарушения.
Полагала, что суд должен был сделать вывод о законности принятия распоряжений, перечисленных в постановлении прокурора. Судом же сделан вывод, что руководитель был вправе осуществлять функции по управлению службой, в том числе путем подписания распоряжений о проведении соответствующих проверок. Т.е. в постановлении суд пришел к некоему общему выводу. Причем в части управления службой, под которым понимается и издание приказов и утверждение штатного расписания и пр., прокуратурой действия ФИО1 и не оспариваются. Что касается распоряжений, то здесь следует учитывать, что каждое распоряжение государственного органа может быть оспорено. В Арбитражном суде Республики Бурятия рассмотрено дело об оспаривании предписания другим юридическим лицом, предписание признано незаконным по основаниям, аналогичным доводам прокуратуры. Кроме того, мировым судом при вынесении постановления нарушены процессуальные требования ч. 1 ст. 29.11 КоАП РФ, согласно которым в исключительных случаях по решению лица (органа), рассматривающего дело об административном правонарушении, составление мотивированного постановления может быть отложено на срок не более чем три дня со дня окончания разбирательства дела. Так, при оглашении резолютивной части постановления суд посчитал необходимым отложить составление мотивированного постановления до ***., т.е. более чем на три дня со дня разбирательства дела. Фактически мотивированное постановление вынесено судом ***., однако датировано постановление ***.
Просила суд проверить данное административное дело в полном объеме, не ограничиваясь доводами протеста, отменить незаконное судебное постановление.
ФИО1 в судебном заседании с протестом не согласился и факт административного правонарушения не признал.
Суд, проверив доводы протеста, изучив материалы дела, выслушав прокурора Смирнову Т.В., Осипову А.М, доводы ФИО1, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Согласно ст. 19.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях самоуправство, то есть самовольное, вопреки установленному федеральным законом или иным нормативным правовым актом порядку осуществление своего действительного или предполагаемого права, не причинившее существенного вреда гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.9.1 настоящего Кодекса (в ред. Федерального закона от *** N 250-ФЗ).
Порядок возбуждения дела об административном правонарушении регламентируется главой 28 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Мотивы к возбуждению дела перечислены в статье 28.1 вышеуказанного Кодекса.
Исходя из положений статей 1.5, 2.1, 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в рамках административного производства подлежит выяснению вопрос о виновности лица в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или закона субъекта Российской Федерации.
Давая оценку доводам прокурора, суд исходит из того, что состав административного правонарушения в отношении должностного лица нашел свое подтверждение, так как из постановления Правительства Республики Бурятия от ***... «Об утверждении Положения о Республиканской службе государственного строительного и жилищного надзора», выписки из ЕГРЮЛ, *** Республиканская служба государственной жилищной инспекции реорганизована в форме слияния с Республиканской службой государственного строительного надзора. В результате реорганизации образована республиканская служба государственного строительного и жилищного надзора.
Согласно п.1.2 Положения о Республиканской службе государственного строительного и жилищного надзора, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от ***..., Госстройжилнадзор является правопреемником Республиканской службы государственной жилищной инспекции и Республиканской службы государственного строительного надзора.
Согласно ч.2 ст.20 Жилищного кодекса Российской Федерации государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организациям проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
Главой Республики Бурятия *** издан Указ «О структуре исполнительных органов государственной власти <адрес>».
Пунктом 5 данного Указа Республиканская служба государственного строительного надзора и Республиканская служба государственной жилищной инспекции реорганизованы путем слияния в республиканскую службу государственного строительного и жилищного надзора.
Пунктом 6 переданы функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора, лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и лицензионного контроля Республиканской службы государственной жилищной инспекции переданы Республиканской службе государственного строительного и жилищного надзора.
Пунктом 10.1 предусмотрено привести до *** правовые акты Правительства <адрес> в соответствие с настоящим Указом, упорядочив функции исполнительных органов государственной власти <адрес> и установив необходимую штатную численность работников исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия.
Пунктом 1 Постановления Правительства <адрес> от ***... утверждено Положение о республиканской службе государственного строительного и жилищного надзора и ее структуре.
Пунктом 3 признаны утратившими силу Постановление Правительства <адрес> от ***... «О положении о республиканской службе государственной жилищной инспекции» и постановлений о внесении изменений.
Согласно пункту 1.2 Положения о Республиканской службе государственного строительного и жилищного надзора, утвержденного постановлением Правительства <адрес> от ***..., Госстройжилнадзор является правопреемником Республиканской службы государственной жилищной инспекции и Республиканской службы государственного строительного надзора.
Таким образом, на момент проведения документарных проверок в отношении ОАО «Читаэнергосбыт» с *** по *** у Республиканской службы государственной жилищной инспекции отсутствовали полномочия по проведению проверочных мероприятий. При таких обстоятельствах, действия должностного лица – ...ФИО1 по вынесению распоряжений на проведение проверочных мероприятий в отношении ОАО «Читаэнергосбыт» подлежат квалификации по ст.19.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях как самоуправство, то есть самовольное, вопреки установленному федеральным законом или иным нормативным правовым актом порядку осуществление своего действительного или предполагаемого права, не причинившее существенного вреда гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.9.1 настоящего Кодекса
Вместе с тем суд принимает во внимание, что сроки давности привлечения ...ФИО1 к административной ответственности, предусмотренные ст.19.1 Кодекса РФ об административной ответственности, которые надлежит исчислять с ***, истекли.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае истечения установленных статьей 4.5 КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что производство по делу подлежит прекращению.
Руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушенияхст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
Р Е Ш И Л :
Постановление мирового судьи судебного участка №2 Железнодорожного района г.Улан-Удэ от ***, которым производство по делу в отношении ...ФИО1 прекращено на основании ст. 24.5 ч.1 п.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ст.19.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях – отменить и производство по делу прекратить на основании п. 6 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечением сроков давности привлечения ФИО1 к административной ответственности.
Судья О.В.Мотошкина