УИД 75RS 0025-01-2021-001577-08 Дело №12-127/2021
Р Е Ш Е Н И Е
19 июля 2021 года судья Читинского районного суда Забайкальского края Санданова Д.Б., рассмотрев жалобу представителя ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ ФИО1 на постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Забайкальском крае № 75/7-525-21-ОБ/12-3416-И/73-248 от 21.05.2021,
установил:
представитель ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ ФИО1 обратилась с жалобой на указанное постановление, просит постановление отменить.
В судебное заседание представитель ФИО1 не явилась, о времени и месте рассмотрении жалобы извещена надлежаще.
Государственная инспекция труда в Забайкальском крае о времени и месте рассмотрения жалобы извещена.
Судья, исследовав материалы дела, об административном правонарушении, приходит к следующему.
В соответствии с частью 6 статьи 5.27 КоАП РФ невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В силу требований части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
КоАП РФ установлен порядок привлечения лица к административной ответственности, который является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении.
Из материалов дела усматривается, что 19 марта 2021 года в Государственную инспекцию труда в Забайкальском крае поступило обращение ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 по вопросам нарушения их трудовых прав.
Распоряжением руководителя Государственной инспекции труда в Забайкальском крае №75/7-525-21-ОБ/12-1934-И/73-248 от 30.03.2021 назначено проведение внеплановой, документарно-выездной проверки в отношении филиала ФГБУ «ЦЖКУ» ( в тексте распоряжения указано ЖКС-7/6) в срок 20 дней с 1.04.2021 по 28.04.2021.
Главным государственным инспектором труда ФИО9 проведена внеплановая документарная проверка (как указано в акте проверки) в отношении филиала ФГБУ ЦЖКУ ЖКС 9 в указанный период с целью защиты прав и интересов работников.
Из содержания акта проверки №75/7-525-21-ОБ/12-2707-И/73-248 от 23.04.2021 следует, что в ходе проверки установлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами.
23.04.2021 Главным государственным инспектором труда ФИО9 выдано ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ предписание №75/7-525-21-ОБ/12-2719-И/73-248 об устранении нарушений трудового законодательства, и возложении обязанности по устранению выявленных нарушений.
21.05.2021 Главным государственным инспектором труда ФИО9 в отношении ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ составлен протокол №75/7-525-21-ОБ/12-3416-И/73-248 об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст. 5.27 КоАП РФ.
21.05.2021 Главным государственным инспектором труда ФИО9 вынесено постановление №75/7-525-21-ОБ/12-3416-И/73-248 о назначении ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
Согласно постановлению в нарушение ч.2 ст.22, ч.6 ст.136, 157 ТК РФ заработная плата работникам ФИО2, ФИО10, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 за период с 31.01.2021 по 31.03.2021 начислена и выплачена в неполном размере, так как время простоя оплачено в размере не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя.
При этом выводы инспектора о том, что действия работодателя повлекли за собой возникновение простоя в период с 31.01.2021 по 31.03.2021 по вине работодателя доказательствами, отвечающими требованиям относимости и допустимости не подтверждаются.
Согласно ч.3 ст.72.2 ТК РФ простой - временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера.
Трудовым законодательством предельный перечень обстоятельств, которые могут стать причиной простоя, не определен. Действующее трудовое законодательство не ограничивает право работодателя на объявление простоя временными рамками, а также категориями работников, к которым объявление простоя не применяется, поскольку объявление простоя, в любом случае, является экстренной мерой, вызванной наличием объективных причин, в частности, невозможностью предоставления работодателем условия для осуществления трудовых функций своими работниками.
Котельная № 65 (год постройки - 1985; котельное; котельное оборудование 2000-2003 гг, установки и ввода в эксплуатацию), осуществляла теплоснабжение военного городка № 10/1, расположенного но адресу: Забайкальский край, п. Горный.
Согласно письменных пояснений начальника ЖКС №9 ФИО11 в ходе проведенных осенне-весенних осмотров котельная № 65 неоднократно была включена в заявочные планы объектов теплоснабжения, требующих проведения капитального ремонта в 2019-2021гг. С учетом того, что ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России не принимает самостоятельного решения о включении в план капитального ремонта - прерогатива принятия данного решения закреплена за Управлением эксплуатационного содержания н обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу, которое руководствуется в первую очередь утвержденным Заместителем командующего Восточным военным округом заявочным планом и имеющимися лимитами бюджетных средств, было принято решение о консервации данного объекта, так как его последующая эксплуатация неизбежно привела бы к созданию аварийной ситуации и невозможности прохождения отопительного периода.
Так, во исполнение приказа начальника ЖКС №9 Филиала ФГБУ ЦЖКУ МО РФ (по Восточному военному округу) №4/9ПР/209 от 09.11.2020 «О консервации котельной инв№65 в военном городке №10/1, п.Горный, производственного участка №9/1 (п.Горный) составлен акт консервации котельной инв№65 п.Горный, в котором указано об отключении от систем холодного водоснабжения и энергоснабжения. Акт подписан комиссией в составе начальника ПУ9/1 п.Горный ФИО12, ведущего инженера ТХГГУ 9/1 п.Горный ФИО13., начальника котельной №65 ТХ ПУ 9/1 п.Горный ФИО2
Приказами начальника ЖКС №9 (с. Домна) ФГБУ ЦЖКУ МО РФ (по ВВО) № 21-кд от 22.01.2021 и №15-к/д от 2.02.2021«О приостановке работ» по причинам организационно-штатного характера, в связи с подписанием акта консервации №1 от 09.11.2020 объявлен простой по независящим от работника и работодателя причинам в отношении работников котельной №65 (п.Горный): ФИО2, начальника котельной; ФИО8, слесаря по обслуживанию тепловых сетей; ФИО14, машинистов (кочегаров) котельной: ФИО4, ФИО15, ФИО10, ФИО16, ФИО7, ФИО5 Данными приказами также установлено начало времени простоя 09.00ч. 25.01.2021, окончание времени простоя 31.03.2021 00.00 ч. с оплатой в размере не менее двух третей тарифной ставки оклада (должностного оклада) рассчитанных пропорционально времени простоя.
Как видно из имеющихся в материалах дела расчетных листков заработная плата за период простоя указанным выше работниками начислялась и выплачивалась в размере не менее двух третей тарифной ставки оклада (должностного оклада).
Ссылки инспектора ФИО9 на то, что работодателем своевременно не приняты меры по капитальному ремонту объектов теплоснабжения, в том числе котельной №65, не инициировано направление ходатайства о включении в план капитального ремонта в Управление эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу, что привело к возникновению простоя в период с 31.01.2021 по 31.03.2021 по вине работодателя суд считает надуманными, основанными на предположениях. Работники котельной были лишены возможности исполнять трудовые функции, предусмотренные трудовым договором, в связи с приостановкой работы по причинам технического и организационного характера ( консервация котельной), у работодателя имели законные основания для объявления простоя. Изданные работодателем приказы о консервации, объявлении простоя, его периода простоя и порядка оплаты законны и обоснованны.
Государственной инспекцией труда в Забайкальском крае не соблюден порядок проведения проверки. Распоряжением руководителя Государственной инспекции труда в Забайкальском крае №75/7-525-21-ОБ/12-1934-И/73-248 от 30.03.2021 назначено проведение внеплановой, документарно-выездной проверки. В распоряжение неверно указано наименование филиал учреждения. В акте указано о проведении документарной проверки. В деле имеются запросы инспекции, направленные учреждению с требованием о предоставлении документов, имеется сопроводительное письмо учреждения к направленным инспектору документам. Между тем, согласно ФЗ от 26.12.2008 N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" документарная проверка проводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора), выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения юридического лица.
В соответствии со статьей 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно п.11 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденном Постановлением от 1 сентября 2012 года N 875, организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти в области обороны, безопасности, внутренних дел, исполнения наказаний и уполномоченному органу управления использованием атомной энергии, подлежат проверке с учетом ряда особенностей, в числе которых - проведение только выездных плановых и внеплановых проверок.
Однако Государственная инспекция труда в Забайкальском крае провела в отношении учреждения Министерства обороны Российской Федерации (федерального органа исполнительной власти в области обороны), документарную внеплановую проверку.
Таким образом, документы, полученные по результатам проведенной в отношении ФГБУ «ЦЖКУ» проверки получены с нарушением требований закона, в том числе акт проверки и протокол об административном правонарушении, неправомерно использованы в качестве доказательств виновности учреждения в совершении вмененного административного правонарушения, обстоятельства, на основании которых вынесены состоявшиеся по делу акты, не доказаны.
Согласно ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Указанное нарушение порядка проведения проверки в отношении юридического лица является неустранимым и влечет отмену постановления о назначении наказания.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 названного Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При таких обстоятельствах оспариваемое постановление, вынесенное в отношении учреждения по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст. 5.27 КоАП РФ, подлежит отмене, производство по настоящему делу - прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст. ст. 30.6, ч.1 п. 3 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Забайкальском крае № 75/7-525-21-ОБ/12-3416-И/73-248 от 21.05.2021 отменить, жалобу представителя ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ ФИО1 удовлетворить.
Производство по делу прекратить.
Решение может быть обжаловано в 10дневный срок в Забайкальский краевой суд через Читинский районный суд Забайкальского края.
Судья подпись Д.Б. Санданова